Решение по делу № 27 в отношении ОАО «МРСК Сибири» в лице Филиала «Горно-Алтайские электрические сети», ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице Филиала «Горно-Алтайский»

Номер дела: 27
Дата публикации: 1 августа 2013, 18:07

Р Е Ш Е Н И Е № 27

                                                                                                          г. Горно-Алтайск

Резолютивная часть решения оглашена 29.07.2013г.

В полном объеме решение изготовлено 01.08.2013г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА),

рассмотрев 29.07.2013г. дело № 27 от 10.06.2013г. по признакам нарушения ОАО «МРСК Сибири» в лице Филиала «Горно-Алтайские электрические сети» (Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул. Энергетиков, 15), ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице Филиала «Горно-Алтайский» (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, 11/1) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай  25.04.2013г. вх. № 1020  на рассмотрение поступило заявление <…>, проживающего по адресу: с. Чемал, <…>, на действия:

- Филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» в связи с демонтажем пломбы энергоснабжающей организации с клеммной крышки расчетного прибора учета ЦЭ 6803 В (расположенного в доме заявителя) без соответствующего его согласия; с проведением допуска в эксплуатацию прибора учета типа NP 73 Л 1-1-2 № 03400259 без уведомления заявителя о проводимой процедуре и в его отсутствие; в связи с оставлением без рассмотрения заявление <…> от 17.10.2012.

- ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице Филиала «Горно-Алтайский» в связи с несвоевременным направлением платежных документов заявителю для оплаты потребленной электрической энергии.

<…> указывает, что вышеназванные действия сетевой организации и гарантирующего поставщика ущемляют его интересы.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай установлено, что в действиях ОАО «МРСК Сибири» в лице Филиала «Горно-Алтайские электрические сети» содержатся признаки нарушения пунктов 149, 152, 153 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения № 442). Действия ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице Филиала «Горно-Алтайский» носят признаки нарушения пункта 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

В связи с наличием у каждого из хозяйствующих субъектов доминирующего положения на соответствующем рынке Управление ФАС по Республике Алтай приказом от 10.06.2013 № 115 в отношении ОАО «МРСК Сибири» в лице Филиала «Горно-Алтайские электрические сети», ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице Филиала «Горно-Алтайский» возбуждено дело № 27 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением от 10.06.2013г. рассмотрение дела № 27 назначено на 11-00 часов 25.06.2013г.

На определение от 10.06.2013г. Филиал ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» представил письменные пояснения в которых указал, что в соответствии с пунктом 144 Основных положений № 442 сотрудниками филиала был установлен на опоре (являющейся границей балансовой принадлежности) и введен в коммерческую эксплуатацию прибор учета электрической энергии NP 73 Л 1-1-2 № 03400259, что подтверждается актом от 28.07.2012г. Ранее использовавшийся прибор учета ЦЭ 6803 В № 0747980305639010 признан не расчетным, сведения об удалении пломбы ЭСО были занесены в акт от 28.07.2012г. При допуске прибора учета в эксплуатацию присутствовала <…>, которой был подписан акт без каких-либо замечаний. Сотрудниками Шебалинского РЭС, по заявлению <…>, предпринималась попытка проведения проверки, однако в связи с тем, что кабель, идущий от опоры до счетчика, находится под землей, отсутствует возможность произвести его визуальный осмотр, при этом разрешение на раскопку кабеля от потребителя получено не было. Вместе с тем, Филиал ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» в письменных пояснениях отметил, что указанные в заявлении <…> действия сетевой организации были оценены в судебном порядке и признаны правомерными решением Чемальского районного суда Республики Алтай от 05.06.2013г. по делу № 2-407/2013. 

ОАО «Алтайэнергосбыт» в письменных пояснениях от 21.06.2013 № 051-02 указало, что пунктом 31 Правил № 354 прямо не предусмотрена обязанность исполнителя предоставлять потребителям платежные документы не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата. Платежные документы <…> передаются ежемесячно. Следовательно, <…> владел информацией о ежемесячном потреблении электроэнергии и объемах, подлежащих оплате. Получение <…> платежных документов на оплату потребленной электроэнергии после 1-го числа, следующего за расчетным, никак не могло помешать исполнить свою обязанность по оплате потребленной электроэнергии и ущемить его интересы. ОАО «Алтайэнергосбыт» в отношениях с жителями жилых домов при отсутствии исполнителя коммунальной услуги по энергоснабжению действует на рынке оказания коммунальных услуг и исполняет обязанности исполнителя коммунальной услуги по электроснабжения. ОАО «Алтайэнергосбыт» не включено в реестр субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке оказания коммунальной услуги по энергоснабжению, следовательно, не соблюдение обществом требований, установленных для исполнителей коммунальной услуги в пункте 67 Правил № 354, не является злоупотреблением доминирующим положением на данном рынке.  

Определением от 25.06.2013 рассмотрение дела № 27 от 10.06.2013г. отложено на основании пункта 2 части 1 статьи 47 Закона о защите конкуренции для получения дополнительных доказательств по делу, в том числе проведения анализа рынка предоставления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых (частных) домах в Чемальском сельском поселении.

На указанное определение Филиал ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» представил письменное пояснение от 26.07.2013 № 1.11/6/784 из которого следует, что по заявлению <…> 17.10.2012г. электромонтером по эксплуатации электросчетчиков группы транспорта Шебалинского РЭС <…> была произведена проверка прибора учета, что подтверждено журналом учета работ. 

На заседании Комиссии УФАС по РА 29.07.2013г. представитель ОАО «МРСК Сибири», представитель ОАО «Алтайэнергосбыт» поддержали вышеуказанные доводы.

<…> на заседание Комиссии УФАС по РА, которое состоялось  29.07.2013г. не явился (уведомлен надлежащим образом, о чем свидетельствует квитанция о вручении почтового отправлений № 64900060799945 от 06.07.2013г.), дополнительных документов и информации не представил.

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Алтайского республиканского УФАС России, изучив материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле, пришла к выводу:

Между ОАО «Алтайэнергосбыт» и <…>, проживающим по адресу: Республика Алтай, Чемальский район, с. Чемал, <…>, заключен публичный договор энергоснабжения в соответствии со статьей 540 Гражданского кодекса РФ, согласно которой если абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. В письменной форме с абонентом <…> договор энергоснабжения не заключался.

Согласно пояснениям Филиала «Горно-Алтайский» ОАО «Алтайэнергосбыт» от 24.05.2013 № 831 прибор учета <…> типа: ЦЭ 6803 В, серийный номер: 0747980305639010, класс точности – 1, клеймо госповерки: 1 кв. 2008 года (межповерочный интервал 16 лет), пломбы ЭСО №№ 0118904, 0118917 (до их удаления), до 28.07.2012г. являлся расчетным прибором учета.

28.07.2012г. сотрудники Филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» на границе балансовой принадлежности между <…> и сетевой организацией, находящейся на опоре № 20 фидера № 3 КТП 15-12-11, установили прибор учета типа NP 73 Л 1-1-2 № 03400259. Со старого прибора учета ЦЭ 6803 В, серийный номер: 0747980305639010 были сняты пломбы энергоснабжающей организации. О приемке прибора учета электрической энергии в коммерческую эксплуатацию составлен Акт от 28.07.2012г. В указанный акт внесена запись о том, что прибора учета ЦЭ 6803 В, серийный номер: 0747980305639010 признан не расчетным, с клеммной крышки удалена пломба ЭСО № 0118904, 0118917. Акт подписан со стороны потребителя <…>.

При обращении ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице Филиала «Горно-Алтайский» в суд с исковым заявлением к <…> о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию, потребитель обратился в Чемальский районный суд Республики Алтай со встречным исковым заявлением к ОАО «МРСК Сибири» в лице Филиала «Горно-Алтайские электрические сети» о признании акта приемки прибора учета электрической энергии в коммерческую эксплуатацию недействительным. Требования мотивированы тем, что сотрудниками сетевой компании без разрешения собственника жилого дома <…> сняты пломбы с прибора учета, расположенного в доме, и установлен новый прибор учета на опоре, находящейся на территории домовладения, о чем составили акт. Акт приемки нового прибора учета составлен в отсутствие собственника жилого дома <…>, подписан дочерью – <…>.

Решением Чемальского районного суда Республики Алтай от 05.06.2013г. по делу № 2-407/2013 действия ОАО «МРСК Сибири» в лице Филиала «Горно-Алтайские электрические сети» по установлению прибора учета без согласия собственника жилого дома признаны правомерными. Встречный иск <…> к ОАО «МРСК Сибири» в лице Филиала «Горно-Алтайские электрические сети» о признании недействительным акта приемки прибора учета электрической энергии в коммерческую эксплуатацию оставлен без удовлетворения.

В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, Комиссия УФАС по РА не наделена полномочиями по пересмотру судебных актов. Таким образом, Комиссией УФАС по РА оценка вышеуказанным действиям сетевой организации не давалась.

<…> 17.10.2012г. обратился в адрес Шебалинского РЭС с заявлением, в котором просил провести комиссионную проверку приборов учета электроэнергии, в связи со значительным расхождением в показаниях приборов.

Согласно пункту 149 Основных положений № 447 собственник энергопринимающих устройств, имеющий намерение демонтировать в целях замены, ремонта или поверки прибор учета, ранее установленный в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), обязан направить способом, позволяющим подтвердить факт получения, письменную заявку о необходимости снятия показаний существующего прибора учета (далее в настоящем пункте - заявка), осмотра его состояния и схемы подключения до его демонтажа в адрес одной из следующих организаций:

гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), с которым в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) заключен договор энергоснабжения, по условиям которого расчеты за электрическую энергию осуществляются с использованием прибора учета, демонтаж которого планируется осуществить, - кроме случаев, когда его условиями определено, что заявка подается в указанную ниже сетевую организацию;

сетевая организация, владеющая на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующая бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)) указанного собственника, в отношении которых установлен планируемый к демонтажу прибор учета, - в иных случаях, в том числе в случае, когда условиями договора энергоснабжения, заключенного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) определено, что заявка подлежит направлению в указанную сетевую организацию.

Сетевая организация в течение 5 рабочих дней со дня получения от собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) или от гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) заявки обязана рассмотреть и согласовать предложенные в заявке дату и время снятия показаний прибора учета и его осмотра перед демонтажем, а в случае невозможности исполнения такой заявки в предложенный в ней срок обязана согласовать с собственником иные дату и время снятия показаний прибора учета и его осмотра перед демонтажем.

Согласно представленным Филиалом ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» копиям Журнала учета работ по сбытовой деятельности, выполняемых в порядке текущей эксплуатации, 17.10.2012г. электромонтером по эксплуатации электросчетчиков группы транспорта Шебалинского РЭС была произведена проверка прибора учета <…> по его заявлению, направленному в этот же день.

Таким образом, сетевой организацией надлежащим образом было исполнено требование пункта 149 Основных положений № 447.

Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354,  коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 8 указанного акта, исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил, а именно ресурсоснабжающая организация, с которой у собственника жилого дома заключен договор.

Правилами предоставления коммунальных услуг определено, что ресурсоснабжающая организация это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов. 

Следовательно, в рамках заключенного договора энергоснабжения ОАО «Алтайэнергосбыт» по отношению к <…> выступает в качестве исполнителя коммунальной услуги.

На основании информации, предоставленной Администрацией Чемальского сельского поселения от 28.06.2013 № 498, Комиссией УФАС по РА установлено, что на территории Чемальского сельского поселения коммунальную услугу по электроснабжению в жилых домах предоставляет ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице Филиала «Горно-Алтайский». Указанное в письме филиала от 05.07.2013г. № 1090 МУП «ЖКО Чемал» предоставляет коммунальные услуги населению в виде теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, вывоз твердых бытовых отходов. Услуг по электроснабжению жителей Чемальского сельского поселения указанное предприятие не осуществляет. Комиссией УФАС по РА установлено, что ОАО «Алтайэнергосбыт» самостоятельно осуществляет начисление и сбор платежей с населения за потребленную электрическую энергию и не привлекает для этого сторонние организации.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай во исполнение приказа ФАС России от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы» проведен анализ состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Республики Алтай за 2012г. По итогам анализа установлено, что доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Республики Алтай занимает гарантирующий поставщик ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице Филиала «Горно-Алтайский» с долей на рынке 99,53%. ОАО «Алтайэнергосбыт» (вместе с филиалами) внесено Алтайским краевым УФАС России Приказом от 18.12.2006г. № 152 в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% (с долей рынка более 50%).

На основании изложенного Комиссией УФАС по РА, в связи с отсутствием целесообразности изучать отдельно рынок предоставления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых (частных) домах в Чемальском сельском поселении, принято решение не проводить анализ указанного рынка.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ОАО «Алтайэнергосбыт» занимает доминирующее положение и на его действия распространяются запреты, установленные частью 1 стать 10 Закона о защите конкуренции.

На основании пункта 67 Правил № 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

Таким образом, ОАО «Алтайэнергосбыт» должно направлять потребителям платежные документы не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим.

Согласно письменным пояснениям Филиала «Горно-Алтайский» ОАО «Алтайэнергосбыт» от 24.05.2013 № 831 платежные документы до потребителей доставляются через сотрудников ФГУП «Почта России» в соответствии с заключенным договором на оказание услуг по доставке счетов от 01.08.2011г.

Из представленных ОАО «Алтайэнергосбыт» реестров по доставке счетов за период с 01.2013г. по 04.2013г. следует, что гарантирующим поставщиком счета отделению ФГУП «Почта России» в Чемальском районе передавались в промежутке с 4-го по 9-е число месяца, следующего за истекшим. Так как Филиалом «Горно-Алтайский» ОАО «Алтайэнергосбыт» не соблюдалось требование пункта 67 Правил 354, то потребители коммунальных услуг получали счета с нарушением установленных сроков.

Представитель ОАО «Алтайэнергосбыт» на заседании Комиссии УФАС по РА 29.07.2013г. указала, что <…> мог самостоятельно в любое время снять показания прибора учета и оплатить потребленную электрическую энергию. Платежные документы <…> передаются ежемесячно. Следовательно, <…> владел информацией о ежемесячном потреблении электроэнергии и объемах, подлежащих оплате, и в случае образования долга мог его погасить. Получение <…> платежных документов на оплату потребленной электроэнергии после 1-го числа, следующего за расчетным, никак не могло помешать исполнить свою обязанность по оплате потребленной электроэнергии и ущемить его интересы.

Доказательств ущемления интересов потребителя несвоевременным направлением гарантирующим поставщиком платежных документов <…> не представлено.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ОАО «МРСК Сибири» в лице Филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» в соответствии с постановлением Комитета по тарифам Республики Алтай от 01.10.2003 № 8/1 (в ред. Постановления Комитета по тарифам Республики Алтай от 09.10.2009 № 9/1) включено в Реестр организаций Республики Алтай, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.

На основании части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ОАО «МРСК Сибири» в лице Филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Алтай в границах балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации, к сетям которой присоединены потребители.

Таким образом, на действия ОАО «МРСК Сибири» в лице Филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Так как ОАО «МРСК Сибири» в лице Филиала «Горно-Алтайские электрические сети» провело проверку приборов учета по заявлению <…> от 17.10.2012г., в действиях сетевой организации отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В действиях ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице Филиала «Горно-Алтайский» отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, так как нарушение пункта 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, не привело к ущемлению интересов <…>.

Пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 27 от 10.06.2013г. на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «МРСК Сибири» в лице Филиала «Горно-Алтайские электрические сети», ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице Филиала «Горно-Алтайский» нарушений антимонопольного законодательства.

stdClass Object ( [vid] => 9492 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 27 в отношении ОАО «МРСК Сибири» в лице Филиала «Горно-Алтайские электрические сети», ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице Филиала «Горно-Алтайский» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9491 [type] => solution [language] => ru [created] => 1375355361 [changed] => 1375355361 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1375355361 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е № 27

                                                                                                          г. Горно-Алтайск

Резолютивная часть решения оглашена 29.07.2013г.

В полном объеме решение изготовлено 01.08.2013г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА),

рассмотрев 29.07.2013г. дело № 27 от 10.06.2013г. по признакам нарушения ОАО «МРСК Сибири» в лице Филиала «Горно-Алтайские электрические сети» (Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул. Энергетиков, 15), ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице Филиала «Горно-Алтайский» (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, 11/1) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай  25.04.2013г. вх. № 1020  на рассмотрение поступило заявление <…>, проживающего по адресу: с. Чемал, <…>, на действия:

- Филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» в связи с демонтажем пломбы энергоснабжающей организации с клеммной крышки расчетного прибора учета ЦЭ 6803 В (расположенного в доме заявителя) без соответствующего его согласия; с проведением допуска в эксплуатацию прибора учета типа NP 73 Л 1-1-2 № 03400259 без уведомления заявителя о проводимой процедуре и в его отсутствие; в связи с оставлением без рассмотрения заявление <…> от 17.10.2012.

- ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице Филиала «Горно-Алтайский» в связи с несвоевременным направлением платежных документов заявителю для оплаты потребленной электрической энергии.

<…> указывает, что вышеназванные действия сетевой организации и гарантирующего поставщика ущемляют его интересы.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай установлено, что в действиях ОАО «МРСК Сибири» в лице Филиала «Горно-Алтайские электрические сети» содержатся признаки нарушения пунктов 149, 152, 153 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения № 442). Действия ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице Филиала «Горно-Алтайский» носят признаки нарушения пункта 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

В связи с наличием у каждого из хозяйствующих субъектов доминирующего положения на соответствующем рынке Управление ФАС по Республике Алтай приказом от 10.06.2013 № 115 в отношении ОАО «МРСК Сибири» в лице Филиала «Горно-Алтайские электрические сети», ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице Филиала «Горно-Алтайский» возбуждено дело № 27 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением от 10.06.2013г. рассмотрение дела № 27 назначено на 11-00 часов 25.06.2013г.

На определение от 10.06.2013г. Филиал ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» представил письменные пояснения в которых указал, что в соответствии с пунктом 144 Основных положений № 442 сотрудниками филиала был установлен на опоре (являющейся границей балансовой принадлежности) и введен в коммерческую эксплуатацию прибор учета электрической энергии NP 73 Л 1-1-2 № 03400259, что подтверждается актом от 28.07.2012г. Ранее использовавшийся прибор учета ЦЭ 6803 В № 0747980305639010 признан не расчетным, сведения об удалении пломбы ЭСО были занесены в акт от 28.07.2012г. При допуске прибора учета в эксплуатацию присутствовала <…>, которой был подписан акт без каких-либо замечаний. Сотрудниками Шебалинского РЭС, по заявлению <…>, предпринималась попытка проведения проверки, однако в связи с тем, что кабель, идущий от опоры до счетчика, находится под землей, отсутствует возможность произвести его визуальный осмотр, при этом разрешение на раскопку кабеля от потребителя получено не было. Вместе с тем, Филиал ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» в письменных пояснениях отметил, что указанные в заявлении <…> действия сетевой организации были оценены в судебном порядке и признаны правомерными решением Чемальского районного суда Республики Алтай от 05.06.2013г. по делу № 2-407/2013. 

ОАО «Алтайэнергосбыт» в письменных пояснениях от 21.06.2013 № 051-02 указало, что пунктом 31 Правил № 354 прямо не предусмотрена обязанность исполнителя предоставлять потребителям платежные документы не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата. Платежные документы <…> передаются ежемесячно. Следовательно, <…> владел информацией о ежемесячном потреблении электроэнергии и объемах, подлежащих оплате. Получение <…> платежных документов на оплату потребленной электроэнергии после 1-го числа, следующего за расчетным, никак не могло помешать исполнить свою обязанность по оплате потребленной электроэнергии и ущемить его интересы. ОАО «Алтайэнергосбыт» в отношениях с жителями жилых домов при отсутствии исполнителя коммунальной услуги по энергоснабжению действует на рынке оказания коммунальных услуг и исполняет обязанности исполнителя коммунальной услуги по электроснабжения. ОАО «Алтайэнергосбыт» не включено в реестр субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке оказания коммунальной услуги по энергоснабжению, следовательно, не соблюдение обществом требований, установленных для исполнителей коммунальной услуги в пункте 67 Правил № 354, не является злоупотреблением доминирующим положением на данном рынке.  

Определением от 25.06.2013 рассмотрение дела № 27 от 10.06.2013г. отложено на основании пункта 2 части 1 статьи 47 Закона о защите конкуренции для получения дополнительных доказательств по делу, в том числе проведения анализа рынка предоставления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых (частных) домах в Чемальском сельском поселении.

На указанное определение Филиал ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» представил письменное пояснение от 26.07.2013 № 1.11/6/784 из которого следует, что по заявлению <…> 17.10.2012г. электромонтером по эксплуатации электросчетчиков группы транспорта Шебалинского РЭС <…> была произведена проверка прибора учета, что подтверждено журналом учета работ. 

На заседании Комиссии УФАС по РА 29.07.2013г. представитель ОАО «МРСК Сибири», представитель ОАО «Алтайэнергосбыт» поддержали вышеуказанные доводы.

<…> на заседание Комиссии УФАС по РА, которое состоялось  29.07.2013г. не явился (уведомлен надлежащим образом, о чем свидетельствует квитанция о вручении почтового отправлений № 64900060799945 от 06.07.2013г.), дополнительных документов и информации не представил.

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Алтайского республиканского УФАС России, изучив материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле, пришла к выводу:

Между ОАО «Алтайэнергосбыт» и <…>, проживающим по адресу: Республика Алтай, Чемальский район, с. Чемал, <…>, заключен публичный договор энергоснабжения в соответствии со статьей 540 Гражданского кодекса РФ, согласно которой если абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. В письменной форме с абонентом <…> договор энергоснабжения не заключался.

Согласно пояснениям Филиала «Горно-Алтайский» ОАО «Алтайэнергосбыт» от 24.05.2013 № 831 прибор учета <…> типа: ЦЭ 6803 В, серийный номер: 0747980305639010, класс точности – 1, клеймо госповерки: 1 кв. 2008 года (межповерочный интервал 16 лет), пломбы ЭСО №№ 0118904, 0118917 (до их удаления), до 28.07.2012г. являлся расчетным прибором учета.

28.07.2012г. сотрудники Филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» на границе балансовой принадлежности между <…> и сетевой организацией, находящейся на опоре № 20 фидера № 3 КТП 15-12-11, установили прибор учета типа NP 73 Л 1-1-2 № 03400259. Со старого прибора учета ЦЭ 6803 В, серийный номер: 0747980305639010 были сняты пломбы энергоснабжающей организации. О приемке прибора учета электрической энергии в коммерческую эксплуатацию составлен Акт от 28.07.2012г. В указанный акт внесена запись о том, что прибора учета ЦЭ 6803 В, серийный номер: 0747980305639010 признан не расчетным, с клеммной крышки удалена пломба ЭСО № 0118904, 0118917. Акт подписан со стороны потребителя <…>.

При обращении ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице Филиала «Горно-Алтайский» в суд с исковым заявлением к <…> о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию, потребитель обратился в Чемальский районный суд Республики Алтай со встречным исковым заявлением к ОАО «МРСК Сибири» в лице Филиала «Горно-Алтайские электрические сети» о признании акта приемки прибора учета электрической энергии в коммерческую эксплуатацию недействительным. Требования мотивированы тем, что сотрудниками сетевой компании без разрешения собственника жилого дома <…> сняты пломбы с прибора учета, расположенного в доме, и установлен новый прибор учета на опоре, находящейся на территории домовладения, о чем составили акт. Акт приемки нового прибора учета составлен в отсутствие собственника жилого дома <…>, подписан дочерью – <…>.

Решением Чемальского районного суда Республики Алтай от 05.06.2013г. по делу № 2-407/2013 действия ОАО «МРСК Сибири» в лице Филиала «Горно-Алтайские электрические сети» по установлению прибора учета без согласия собственника жилого дома признаны правомерными. Встречный иск <…> к ОАО «МРСК Сибири» в лице Филиала «Горно-Алтайские электрические сети» о признании недействительным акта приемки прибора учета электрической энергии в коммерческую эксплуатацию оставлен без удовлетворения.

В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, Комиссия УФАС по РА не наделена полномочиями по пересмотру судебных актов. Таким образом, Комиссией УФАС по РА оценка вышеуказанным действиям сетевой организации не давалась.

<…> 17.10.2012г. обратился в адрес Шебалинского РЭС с заявлением, в котором просил провести комиссионную проверку приборов учета электроэнергии, в связи со значительным расхождением в показаниях приборов.

Согласно пункту 149 Основных положений № 447 собственник энергопринимающих устройств, имеющий намерение демонтировать в целях замены, ремонта или поверки прибор учета, ранее установленный в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), обязан направить способом, позволяющим подтвердить факт получения, письменную заявку о необходимости снятия показаний существующего прибора учета (далее в настоящем пункте - заявка), осмотра его состояния и схемы подключения до его демонтажа в адрес одной из следующих организаций:

гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), с которым в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) заключен договор энергоснабжения, по условиям которого расчеты за электрическую энергию осуществляются с использованием прибора учета, демонтаж которого планируется осуществить, - кроме случаев, когда его условиями определено, что заявка подается в указанную ниже сетевую организацию;

сетевая организация, владеющая на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующая бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)) указанного собственника, в отношении которых установлен планируемый к демонтажу прибор учета, - в иных случаях, в том числе в случае, когда условиями договора энергоснабжения, заключенного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) определено, что заявка подлежит направлению в указанную сетевую организацию.

Сетевая организация в течение 5 рабочих дней со дня получения от собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) или от гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) заявки обязана рассмотреть и согласовать предложенные в заявке дату и время снятия показаний прибора учета и его осмотра перед демонтажем, а в случае невозможности исполнения такой заявки в предложенный в ней срок обязана согласовать с собственником иные дату и время снятия показаний прибора учета и его осмотра перед демонтажем.

Согласно представленным Филиалом ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» копиям Журнала учета работ по сбытовой деятельности, выполняемых в порядке текущей эксплуатации, 17.10.2012г. электромонтером по эксплуатации электросчетчиков группы транспорта Шебалинского РЭС была произведена проверка прибора учета <…> по его заявлению, направленному в этот же день.

Таким образом, сетевой организацией надлежащим образом было исполнено требование пункта 149 Основных положений № 447.

Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354,  коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 8 указанного акта, исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил, а именно ресурсоснабжающая организация, с которой у собственника жилого дома заключен договор.

Правилами предоставления коммунальных услуг определено, что ресурсоснабжающая организация это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов. 

Следовательно, в рамках заключенного договора энергоснабжения ОАО «Алтайэнергосбыт» по отношению к <…> выступает в качестве исполнителя коммунальной услуги.

На основании информации, предоставленной Администрацией Чемальского сельского поселения от 28.06.2013 № 498, Комиссией УФАС по РА установлено, что на территории Чемальского сельского поселения коммунальную услугу по электроснабжению в жилых домах предоставляет ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице Филиала «Горно-Алтайский». Указанное в письме филиала от 05.07.2013г. № 1090 МУП «ЖКО Чемал» предоставляет коммунальные услуги населению в виде теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, вывоз твердых бытовых отходов. Услуг по электроснабжению жителей Чемальского сельского поселения указанное предприятие не осуществляет. Комиссией УФАС по РА установлено, что ОАО «Алтайэнергосбыт» самостоятельно осуществляет начисление и сбор платежей с населения за потребленную электрическую энергию и не привлекает для этого сторонние организации.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай во исполнение приказа ФАС России от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы» проведен анализ состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Республики Алтай за 2012г. По итогам анализа установлено, что доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Республики Алтай занимает гарантирующий поставщик ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице Филиала «Горно-Алтайский» с долей на рынке 99,53%. ОАО «Алтайэнергосбыт» (вместе с филиалами) внесено Алтайским краевым УФАС России Приказом от 18.12.2006г. № 152 в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% (с долей рынка более 50%).

На основании изложенного Комиссией УФАС по РА, в связи с отсутствием целесообразности изучать отдельно рынок предоставления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых (частных) домах в Чемальском сельском поселении, принято решение не проводить анализ указанного рынка.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ОАО «Алтайэнергосбыт» занимает доминирующее положение и на его действия распространяются запреты, установленные частью 1 стать 10 Закона о защите конкуренции.

На основании пункта 67 Правил № 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

Таким образом, ОАО «Алтайэнергосбыт» должно направлять потребителям платежные документы не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим.

Согласно письменным пояснениям Филиала «Горно-Алтайский» ОАО «Алтайэнергосбыт» от 24.05.2013 № 831 платежные документы до потребителей доставляются через сотрудников ФГУП «Почта России» в соответствии с заключенным договором на оказание услуг по доставке счетов от 01.08.2011г.

Из представленных ОАО «Алтайэнергосбыт» реестров по доставке счетов за период с 01.2013г. по 04.2013г. следует, что гарантирующим поставщиком счета отделению ФГУП «Почта России» в Чемальском районе передавались в промежутке с 4-го по 9-е число месяца, следующего за истекшим. Так как Филиалом «Горно-Алтайский» ОАО «Алтайэнергосбыт» не соблюдалось требование пункта 67 Правил 354, то потребители коммунальных услуг получали счета с нарушением установленных сроков.

Представитель ОАО «Алтайэнергосбыт» на заседании Комиссии УФАС по РА 29.07.2013г. указала, что <…> мог самостоятельно в любое время снять показания прибора учета и оплатить потребленную электрическую энергию. Платежные документы <…> передаются ежемесячно. Следовательно, <…> владел информацией о ежемесячном потреблении электроэнергии и объемах, подлежащих оплате, и в случае образования долга мог его погасить. Получение <…> платежных документов на оплату потребленной электроэнергии после 1-го числа, следующего за расчетным, никак не могло помешать исполнить свою обязанность по оплате потребленной электроэнергии и ущемить его интересы.

Доказательств ущемления интересов потребителя несвоевременным направлением гарантирующим поставщиком платежных документов <…> не представлено.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ОАО «МРСК Сибири» в лице Филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» в соответствии с постановлением Комитета по тарифам Республики Алтай от 01.10.2003 № 8/1 (в ред. Постановления Комитета по тарифам Республики Алтай от 09.10.2009 № 9/1) включено в Реестр организаций Республики Алтай, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.

На основании части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ОАО «МРСК Сибири» в лице Филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Алтай в границах балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации, к сетям которой присоединены потребители.

Таким образом, на действия ОАО «МРСК Сибири» в лице Филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Так как ОАО «МРСК Сибири» в лице Филиала «Горно-Алтайские электрические сети» провело проверку приборов учета по заявлению <…> от 17.10.2012г., в действиях сетевой организации отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В действиях ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице Филиала «Горно-Алтайский» отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, так как нарушение пункта 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, не привело к ущемлению интересов <…>.

Пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 27 от 10.06.2013г. на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «МРСК Сибири» в лице Филиала «Горно-Алтайские электрические сети», ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице Филиала «Горно-Алтайский» нарушений антимонопольного законодательства.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е № 27

                                                                                                          г. Горно-Алтайск

Резолютивная часть решения оглашена 29.07.2013г.

В полном объеме решение изготовлено 01.08.2013г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА),

рассмотрев 29.07.2013г. дело № 27 от 10.06.2013г. по признакам нарушения ОАО «МРСК Сибири» в лице Филиала «Горно-Алтайские электрические сети» (Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул. Энергетиков, 15), ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице Филиала «Горно-Алтайский» (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, 11/1) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай  25.04.2013г. вх. № 1020  на рассмотрение поступило заявление <…>, проживающего по адресу: с. Чемал, <…>, на действия:

- Филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» в связи с демонтажем пломбы энергоснабжающей организации с клеммной крышки расчетного прибора учета ЦЭ 6803 В (расположенного в доме заявителя) без соответствующего его согласия; с проведением допуска в эксплуатацию прибора учета типа NP 73 Л 1-1-2 № 03400259 без уведомления заявителя о проводимой процедуре и в его отсутствие; в связи с оставлением без рассмотрения заявление <…> от 17.10.2012.

- ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице Филиала «Горно-Алтайский» в связи с несвоевременным направлением платежных документов заявителю для оплаты потребленной электрической энергии.

<…> указывает, что вышеназванные действия сетевой организации и гарантирующего поставщика ущемляют его интересы.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай установлено, что в действиях ОАО «МРСК Сибири» в лице Филиала «Горно-Алтайские электрические сети» содержатся признаки нарушения пунктов 149, 152, 153 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения № 442). Действия ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице Филиала «Горно-Алтайский» носят признаки нарушения пункта 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

В связи с наличием у каждого из хозяйствующих субъектов доминирующего положения на соответствующем рынке Управление ФАС по Республике Алтай приказом от 10.06.2013 № 115 в отношении ОАО «МРСК Сибири» в лице Филиала «Горно-Алтайские электрические сети», ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице Филиала «Горно-Алтайский» возбуждено дело № 27 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением от 10.06.2013г. рассмотрение дела № 27 назначено на 11-00 часов 25.06.2013г.

На определение от 10.06.2013г. Филиал ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» представил письменные пояснения в которых указал, что в соответствии с пунктом 144 Основных положений № 442 сотрудниками филиала был установлен на опоре (являющейся границей балансовой принадлежности) и введен в коммерческую эксплуатацию прибор учета электрической энергии NP 73 Л 1-1-2 № 03400259, что подтверждается актом от 28.07.2012г. Ранее использовавшийся прибор учета ЦЭ 6803 В № 0747980305639010 признан не расчетным, сведения об удалении пломбы ЭСО были занесены в акт от 28.07.2012г. При допуске прибора учета в эксплуатацию присутствовала <…>, которой был подписан акт без каких-либо замечаний. Сотрудниками Шебалинского РЭС, по заявлению <…>, предпринималась попытка проведения проверки, однако в связи с тем, что кабель, идущий от опоры до счетчика, находится под землей, отсутствует возможность произвести его визуальный осмотр, при этом разрешение на раскопку кабеля от потребителя получено не было. Вместе с тем, Филиал ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» в письменных пояснениях отметил, что указанные в заявлении <…> действия сетевой организации были оценены в судебном порядке и признаны правомерными решением Чемальского районного суда Республики Алтай от 05.06.2013г. по делу № 2-407/2013. 

ОАО «Алтайэнергосбыт» в письменных пояснениях от 21.06.2013 № 051-02 указало, что пунктом 31 Правил № 354 прямо не предусмотрена обязанность исполнителя предоставлять потребителям платежные документы не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата. Платежные документы <…> передаются ежемесячно. Следовательно, <…> владел информацией о ежемесячном потреблении электроэнергии и объемах, подлежащих оплате. Получение <…> платежных документов на оплату потребленной электроэнергии после 1-го числа, следующего за расчетным, никак не могло помешать исполнить свою обязанность по оплате потребленной электроэнергии и ущемить его интересы. ОАО «Алтайэнергосбыт» в отношениях с жителями жилых домов при отсутствии исполнителя коммунальной услуги по энергоснабжению действует на рынке оказания коммунальных услуг и исполняет обязанности исполнителя коммунальной услуги по электроснабжения. ОАО «Алтайэнергосбыт» не включено в реестр субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке оказания коммунальной услуги по энергоснабжению, следовательно, не соблюдение обществом требований, установленных для исполнителей коммунальной услуги в пункте 67 Правил № 354, не является злоупотреблением доминирующим положением на данном рынке.  

Определением от 25.06.2013 рассмотрение дела № 27 от 10.06.2013г. отложено на основании пункта 2 части 1 статьи 47 Закона о защите конкуренции для получения дополнительных доказательств по делу, в том числе проведения анализа рынка предоставления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых (частных) домах в Чемальском сельском поселении.

На указанное определение Филиал ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» представил письменное пояснение от 26.07.2013 № 1.11/6/784 из которого следует, что по заявлению <…> 17.10.2012г. электромонтером по эксплуатации электросчетчиков группы транспорта Шебалинского РЭС <…> была произведена проверка прибора учета, что подтверждено журналом учета работ. 

На заседании Комиссии УФАС по РА 29.07.2013г. представитель ОАО «МРСК Сибири», представитель ОАО «Алтайэнергосбыт» поддержали вышеуказанные доводы.

<…> на заседание Комиссии УФАС по РА, которое состоялось  29.07.2013г. не явился (уведомлен надлежащим образом, о чем свидетельствует квитанция о вручении почтового отправлений № 64900060799945 от 06.07.2013г.), дополнительных документов и информации не представил.

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Алтайского республиканского УФАС России, изучив материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле, пришла к выводу:

Между ОАО «Алтайэнергосбыт» и <…>, проживающим по адресу: Республика Алтай, Чемальский район, с. Чемал, <…>, заключен публичный договор энергоснабжения в соответствии со статьей 540 Гражданского кодекса РФ, согласно которой если абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. В письменной форме с абонентом <…> договор энергоснабжения не заключался.

Согласно пояснениям Филиала «Горно-Алтайский» ОАО «Алтайэнергосбыт» от 24.05.2013 № 831 прибор учета <…> типа: ЦЭ 6803 В, серийный номер: 0747980305639010, класс точности – 1, клеймо госповерки: 1 кв. 2008 года (межповерочный интервал 16 лет), пломбы ЭСО №№ 0118904, 0118917 (до их удаления), до 28.07.2012г. являлся расчетным прибором учета.

28.07.2012г. сотрудники Филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» на границе балансовой принадлежности между <…> и сетевой организацией, находящейся на опоре № 20 фидера № 3 КТП 15-12-11, установили прибор учета типа NP 73 Л 1-1-2 № 03400259. Со старого прибора учета ЦЭ 6803 В, серийный номер: 0747980305639010 были сняты пломбы энергоснабжающей организации. О приемке прибора учета электрической энергии в коммерческую эксплуатацию составлен Акт от 28.07.2012г. В указанный акт внесена запись о том, что прибора учета ЦЭ 6803 В, серийный номер: 0747980305639010 признан не расчетным, с клеммной крышки удалена пломба ЭСО № 0118904, 0118917. Акт подписан со стороны потребителя <…>.

При обращении ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице Филиала «Горно-Алтайский» в суд с исковым заявлением к <…> о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию, потребитель обратился в Чемальский районный суд Республики Алтай со встречным исковым заявлением к ОАО «МРСК Сибири» в лице Филиала «Горно-Алтайские электрические сети» о признании акта приемки прибора учета электрической энергии в коммерческую эксплуатацию недействительным. Требования мотивированы тем, что сотрудниками сетевой компании без разрешения собственника жилого дома <…> сняты пломбы с прибора учета, расположенного в доме, и установлен новый прибор учета на опоре, находящейся на территории домовладения, о чем составили акт. Акт приемки нового прибора учета составлен в отсутствие собственника жилого дома <…>, подписан дочерью – <…>.

Решением Чемальского районного суда Республики Алтай от 05.06.2013г. по делу № 2-407/2013 действия ОАО «МРСК Сибири» в лице Филиала «Горно-Алтайские электрические сети» по установлению прибора учета без согласия собственника жилого дома признаны правомерными. Встречный иск <…> к ОАО «МРСК Сибири» в лице Филиала «Горно-Алтайские электрические сети» о признании недействительным акта приемки прибора учета электрической энергии в коммерческую эксплуатацию оставлен без удовлетворения.

В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, Комиссия УФАС по РА не наделена полномочиями по пересмотру судебных актов. Таким образом, Комиссией УФАС по РА оценка вышеуказанным действиям сетевой организации не давалась.

<…> 17.10.2012г. обратился в адрес Шебалинского РЭС с заявлением, в котором просил провести комиссионную проверку приборов учета электроэнергии, в связи со значительным расхождением в показаниях приборов.

Согласно пункту 149 Основных положений № 447 собственник энергопринимающих устройств, имеющий намерение демонтировать в целях замены, ремонта или поверки прибор учета, ранее установленный в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), обязан направить способом, позволяющим подтвердить факт получения, письменную заявку о необходимости снятия показаний существующего прибора учета (далее в настоящем пункте - заявка), осмотра его состояния и схемы подключения до его демонтажа в адрес одной из следующих организаций:

гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), с которым в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) заключен договор энергоснабжения, по условиям которого расчеты за электрическую энергию осуществляются с использованием прибора учета, демонтаж которого планируется осуществить, - кроме случаев, когда его условиями определено, что заявка подается в указанную ниже сетевую организацию;

сетевая организация, владеющая на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующая бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)) указанного собственника, в отношении которых установлен планируемый к демонтажу прибор учета, - в иных случаях, в том числе в случае, когда условиями договора энергоснабжения, заключенного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) определено, что заявка подлежит направлению в указанную сетевую организацию.

Сетевая организация в течение 5 рабочих дней со дня получения от собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) или от гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) заявки обязана рассмотреть и согласовать предложенные в заявке дату и время снятия показаний прибора учета и его осмотра перед демонтажем, а в случае невозможности исполнения такой заявки в предложенный в ней срок обязана согласовать с собственником иные дату и время снятия показаний прибора учета и его осмотра перед демонтажем.

Согласно представленным Филиалом ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» копиям Журнала учета работ по сбытовой деятельности, выполняемых в порядке текущей эксплуатации, 17.10.2012г. электромонтером по эксплуатации электросчетчиков группы транспорта Шебалинского РЭС была произведена проверка прибора учета <…> по его заявлению, направленному в этот же день.

Таким образом, сетевой организацией надлежащим образом было исполнено требование пункта 149 Основных положений № 447.

Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354,  коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 8 указанного акта, исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил, а именно ресурсоснабжающая организация, с которой у собственника жилого дома заключен договор.

Правилами предоставления коммунальных услуг определено, что ресурсоснабжающая организация это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов. 

Следовательно, в рамках заключенного договора энергоснабжения ОАО «Алтайэнергосбыт» по отношению к <…> выступает в качестве исполнителя коммунальной услуги.

На основании информации, предоставленной Администрацией Чемальского сельского поселения от 28.06.2013 № 498, Комиссией УФАС по РА установлено, что на территории Чемальского сельского поселения коммунальную услугу по электроснабжению в жилых домах предоставляет ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице Филиала «Горно-Алтайский». Указанное в письме филиала от 05.07.2013г. № 1090 МУП «ЖКО Чемал» предоставляет коммунальные услуги населению в виде теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, вывоз твердых бытовых отходов. Услуг по электроснабжению жителей Чемальского сельского поселения указанное предприятие не осуществляет. Комиссией УФАС по РА установлено, что ОАО «Алтайэнергосбыт» самостоятельно осуществляет начисление и сбор платежей с населения за потребленную электрическую энергию и не привлекает для этого сторонние организации.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай во исполнение приказа ФАС России от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы» проведен анализ состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Республики Алтай за 2012г. По итогам анализа установлено, что доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Республики Алтай занимает гарантирующий поставщик ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице Филиала «Горно-Алтайский» с долей на рынке 99,53%. ОАО «Алтайэнергосбыт» (вместе с филиалами) внесено Алтайским краевым УФАС России Приказом от 18.12.2006г. № 152 в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% (с долей рынка более 50%).

На основании изложенного Комиссией УФАС по РА, в связи с отсутствием целесообразности изучать отдельно рынок предоставления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых (частных) домах в Чемальском сельском поселении, принято решение не проводить анализ указанного рынка.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ОАО «Алтайэнергосбыт» занимает доминирующее положение и на его действия распространяются запреты, установленные частью 1 стать 10 Закона о защите конкуренции.

На основании пункта 67 Правил № 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

Таким образом, ОАО «Алтайэнергосбыт» должно направлять потребителям платежные документы не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим.

Согласно письменным пояснениям Филиала «Горно-Алтайский» ОАО «Алтайэнергосбыт» от 24.05.2013 № 831 платежные документы до потребителей доставляются через сотрудников ФГУП «Почта России» в соответствии с заключенным договором на оказание услуг по доставке счетов от 01.08.2011г.

Из представленных ОАО «Алтайэнергосбыт» реестров по доставке счетов за период с 01.2013г. по 04.2013г. следует, что гарантирующим поставщиком счета отделению ФГУП «Почта России» в Чемальском районе передавались в промежутке с 4-го по 9-е число месяца, следующего за истекшим. Так как Филиалом «Горно-Алтайский» ОАО «Алтайэнергосбыт» не соблюдалось требование пункта 67 Правил 354, то потребители коммунальных услуг получали счета с нарушением установленных сроков.

Представитель ОАО «Алтайэнергосбыт» на заседании Комиссии УФАС по РА 29.07.2013г. указала, что <…> мог самостоятельно в любое время снять показания прибора учета и оплатить потребленную электрическую энергию. Платежные документы <…> передаются ежемесячно. Следовательно, <…> владел информацией о ежемесячном потреблении электроэнергии и объемах, подлежащих оплате, и в случае образования долга мог его погасить. Получение <…> платежных документов на оплату потребленной электроэнергии после 1-го числа, следующего за расчетным, никак не могло помешать исполнить свою обязанность по оплате потребленной электроэнергии и ущемить его интересы.

Доказательств ущемления интересов потребителя несвоевременным направлением гарантирующим поставщиком платежных документов <…> не представлено.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ОАО «МРСК Сибири» в лице Филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» в соответствии с постановлением Комитета по тарифам Республики Алтай от 01.10.2003 № 8/1 (в ред. Постановления Комитета по тарифам Республики Алтай от 09.10.2009 № 9/1) включено в Реестр организаций Республики Алтай, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.

На основании части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ОАО «МРСК Сибири» в лице Филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Алтай в границах балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации, к сетям которой присоединены потребители.

Таким образом, на действия ОАО «МРСК Сибири» в лице Филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Так как ОАО «МРСК Сибири» в лице Филиала «Горно-Алтайские электрические сети» провело проверку приборов учета по заявлению <…> от 17.10.2012г., в действиях сетевой организации отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В действиях ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице Филиала «Горно-Алтайский» отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, так как нарушение пункта 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, не привело к ущемлению интересов <…>.

Пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 27 от 10.06.2013г. на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «МРСК Сибири» в лице Филиала «Горно-Алтайские электрические сети», ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице Филиала «Горно-Алтайский» нарушений антимонопольного законодательства.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 27 [format] => [safe_value] => 27 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Прекратить рассмотрение дела № 27 от 10.06.2013г. на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «МРСК Сибири» в лице Филиала «Горно-Алтайские электрические сети», ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице Филиала «Горно-Алтайский» нарушений антимонопольного законодательства.

[format] => full_html [safe_value] =>

Прекратить рассмотрение дела № 27 от 10.06.2013г. на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «МРСК Сибири» в лице Филиала «Горно-Алтайские электрические сети», ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице Филиала «Горно-Алтайский» нарушений антимонопольного законодательства.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Электроэнергетика [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-01 11:07:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-01 11:07:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1375355361 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Алтайское республиканское УФАС России )