Решение и предписание по делу №2 в отношении ИПБОЮЛ Дорониной Н.М.

Дата публикации: 21 апреля 2009, 07:00

Р Е Ш Е Н И Е № 2

17 апреля 2009г.                                                              г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Косолапова Н.Г. –и.о. руководителя управления, председатель Комиссии;

Тотадзе Н.В.– начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы, член Комиссии;

Гуткович А.Е. – главный специалист-эксперт, член Комиссии;

Дадаев Д.И. – специалист-эксперт, член Комиссии,

в присутствии ИПБОЮЛ Дорониной Натальи Михайловны, юрисконсульта Деминой Вероники Владимировны (доверенность от 16.02.2009), рассмотрев дело № 2 от 20.03.2009г. о нарушении ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. Республика Алтай, с. Майма, ул. Набережная 14, кв.1, пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А:

17 февраля 2009г. Управлением ФАС по Республике Алтай проведено контрольное мероприятие по проверке соблюдения требований Федерального закона от 26.07.2007г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица Дорониной Натальи Михайловны, адрес регистрации: 649100, Республика Алтай, Майминский р-н, с.Майма, ул.Набережная,14.

Основным видом деятельности ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. является розничная торговля моторным топливом (по ОКВЭД – 50.50).

Реализация нефтепродуктов осуществляется ИПБОЮЛ Дорониной Н.М.в МО «Майминский район» через сеть автозаправочных станций по адресу:

АЗС №1 «Вершинка» с. Мажерок 471 км Чуйского тракта;

АЗС №2 468 км Чуйского тракта у памятника Шишкову;

АЗС №3 455 км Чуйского тракта;

АЗС №4 с. Майма ул. 50 лет Победы 1 А;

АЗС №6 с. Майма ул. Подгорная 1 А;

АЗС№10 с.Майма, ул.Подгорная, 4.

Приказом управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 04.05.2008г. №21 ИПБОЮЛ Доронина Н.М включена в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара, услуг более 35% ( занимает доминирующее положение по розничной реализации автобензинов и дизтоплива на локальном рынке Чойского р-на), а также занимает доминирующее положение на локальном рынке г.Горно-Алтайска и Майминского р-на по розничной реализации автобензинов и дизтоплива за 2007 год.

По поручению руководителя ФАС России от 28.01.2009г №АГ/2148, а так же по поступлению многочисленных обращений граждан в план проведения контрольного мероприятия ставился вопрос о проверке обоснованности роста цен и принятии мер по стабилизации экономической ситуации на розничном рынке реализации бензина автомобильного и дизельного топлива у ИПБОЮЛ Дорониной Н.М.

В ходе проведения проверки ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. за период с 03.08.2008г по 08.02.2009г было установлено, что ИПБОЮЛ Доронина Н.М. при формировании розничной цены ориентируется на спрос и цену на рынке данной марки нефтепродукта, и не применяет определенный процент надбавки.

При проверке полноты и достоверности информации по мониторингу цен на ГСМ за 2008г были проанализированы розничные цены на все марки нефтепродуктов раздельно по каждой АЗС. В результате проверки установлено, что за период с августа 2008 года по февраль 2009 года имеются случаи установления различных розничных цен на один и тот же товар на АЗС, принадлежащих ИПБОЮЛ Доронина Н.М., действующих в единых географических границах.

Установлено, что 07.09.2008г розничная цена на топливо марки АИ92 была различной на АЗС №1 «Вершинка» место нахождения 471км. тракта М-52 составляла 23,5руб. и на АЗС №2 «Шишкова» место нахождения 468 км. тракта М-52 составила 24,5 руб.

02.11.2008г установлены различные цены А76 на АЗС №1 «Вершинка»- 19 руб., и на АЗС №2 «Шишкова»-19,50 руб., АИ92 соответственно 20 руб. и 21,5 руб.

07.12.2008г установлены различные цены АИ95 на АЗС №1 «Вершинка»- 24 руб., и на АЗС №2 «Шишкова»-23 руб., на дизтопливо зимнее на АЗС №4 «Офис» место расположение с. Майма ул. 50 лет Победы цена составила 21 руб. и на АЗС №10 «Подгорная 4» место нахождения с. Майма ул. Подгорная 4 цена составила 22,5 руб.

11.01.2009г установлены различные цены топливо марки АИ92 на АЗС №2 «Шишкова»-16 руб., на АЗС №3 «Айский мост»- 16,5 руб., и на дизтопливо зимнее на АЗС №4 «Офис» цена составила 20 руб. и на АЗС №10 «Подгорная 4» цена составила 19 руб.

Таким образом, разница в ценах, установленных ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. на нефтепродукты, на территории МО «Майминский район» составила от 50 копеек до 1,50 рублей.

Все вышеуказанные нарушения указывают на признаки нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом).

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по итогам проведения контрольного мероприятия по проверке ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. возбудило дело №2 в отношении ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 ФЗ №135 «О защите конкуренции» в части «экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом», и назначила рассмотрение дела на 17.03.2009г.

Определением о возбуждении дела №2 от 20.02.2009г у ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. запрошены в срок до 03.03.2009г объяснительная, и расчеты по факту установления различных розничных цен на реализацию нефтепродуктов на ее АЗС, которые не были представлены в установленный срок, а 16.03.2009г., представленые ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. возражения от 16.03.2009г. № 13, не содержали расчетов по факту установления нарушения.

Комиссия УФАС по РА в ходе рассмотрения дела №2 17.03.2009г., оценив доводы ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. о том, что на ценообразование влияет такой фактор как дальность перевозки по доставке нефтепродуктов на АЗС, а также проходимость трассы и технические данные АЗС, конкурентная среда рядом расположенных АЗС, не приняла их во внимание. В деле рассматриваются случаи установления различных розничных цен на один и тот же товар на АЗС, принадлежащих ИПБОЮЛ Дорониной Н.М., действующих в единых географических границах локального рынка, расстояние между сравниваемыми АЗС составляет не более 10 км. (например, АЗС №1 «Вершинка» место нахождения 471км. тракта М-52 и АЗС №2 «Шишкова» место нахождения 468 км. тракта М-52; АЗС №4 «Офис» место расположения с. Майма ул. 50 лет Победы и АЗС №10 «Подгорная 4» место нахождения с. Майма ул.Подгорная 4 и т.д.) и выше указанные факторы в данном случае не влияют на ценообразование.

Для проведения технологического обоснования возникла необходимость для запроса предоставления копии свидетельства о поверке, в которых можно определить вид топливно-раздаточной колонки, год выпуска, марку и т.д. Изучив представленные свидетельства (вх. №564 от 01.04.2009г.) можно сделать заключение, что на всех топливно-раздаточных колонках не усматриваются особых технологических различий. Все колонки исправны, прошли поверку и не имеют погрешности.

В связи с необходимостью изучения рынка розничной реализации нефтепродуктов на локальном рынке Майминского района за 2008 год рассмотрение дела отложено на 16.04.2009г.

Согласно части 10 статьи 23 Федерального Закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Управлением ФАС по РА был проведен анализ состояния конкурентной среды на розничном локальном рынке реализации автомобильного бензина и дизельного топлива в МО «Майминский район», по результатам которого составлен анализ.

Анализ розничного рынка нефтепродуктов проведен в соответствии с «Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденным приказом ФАС России от 25.04.2006 №108

При анализе конкурентной среды в качестве исходной информации использованы сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, Алтайстата, органов местного самоуправления, Межрайонной ИФНС России №5 по РА.

Временной интервал исследования розничной реализации нефтепродуктов – 2008г.

Продуктовые границы рынка

Исходя из особенностей функционального назначения, применения, качественным и техническим характеристикам в целях исследования рынка розничной реализации нефтепродуктов определены следующие группы товаров:

- Автомобильные бензины (ОКП 025110)- (низкооктановые А76 (АИ80), высокооктановые- АИ 92 (АИ91), АИ 96 (АИ 95), АИ 98;

- Дизтопливо (ОКП 025130)- зимнее, летнее.

На территории Республики Алтай нет хозяйствующих субъектов нефтеперерабатывающей промышленности.

Все нефтепродукты завезены из других регионов Российской Федерации. Основная их часть в 2008 году ввозилась из близлежащих регионов.

Для определения продуктовых границ рынка необходимо определить перечень товаров-заменителей бензинов автомобильных и выявить услуги, которые были бы взаимозаменяемы с услугой реализации автомобильного топлива через АЗС.

Предполагаемые товары-заменители бензина: газобаллонное и дизельное топливо.

Учитывая, что газообразное и дизельное топливо не являются достаточно близкими и адекватными товарами-заменителями бензина, можно сделать вывод, что они не входят в единую товарную группу с бензином и не являются взаимозаменяемыми товарами.

Для целей данной работы анализ рынка проведен без разбивки на марки бензина. Автозаправочные станции технически в состоянии реализовывать все марки бензина.

Газовое топливо нельзя считать взаимозаменяемым товаром по отношению к двум группам товаров: автомобильным бензинам и дизельному топливу. Спрос на автобензины и дизтопливо неэластичен, слабо зависит от цены.

Реализация нефтепродуктов в розницу осуществляется через автозаправочные станции (далее- АЗС). АЗС в РА в основном занимаются реализацией всех марок автобензина и дизтоплива, т.к. высока экономия от сочетания представления различных видов товаров.

Доставка нефтепродуктов на АЗС осуществляется автомобильным транспортом. Большинство хозяйствующих субъектов РА занятых розничной реализацией нефтепродуктов, осуществляют самовывоз нефтепродуктов бензовозами от оптового продавца.

Розничная реализация бензинов автомобильных осуществляется через автозаправочные станции. Необходимость выделения розничной реализации бензинов автомобильных через АЗС в отдельный рынок объясняется не только технической необходимостью отпуска и учета автомобильного топлива через АЗС, но и строгими техническими, экологическими и противопожарными требованиями, предъявляемыми к месту расположения, порядку содержания АЗС.

Целесообразность такого формирования продуктовых границ рынка подтверждена также тем, что Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по Стандартизации и Метрологии от 06.11.2001 №454-ст. предусмотрена единая группа видов экономической деятельности «розничная торговля моторным топливом», код ОКВЭД 50.5. Согласно этого же классификатора автомобильный бензин входит в группу товаров моторное топливо (код ОКВЭД 23.20)

Таким образом, продуктовыми границами исследуемого товарного рынка является услуга розничная торговля группами товаров бензины автомобильные (ОКП 025110) и дизельное топливо (ОКП 025130).

Географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможность участия покупателей в приобретении данного товара на определенной территории.

Для определения географических границ розничного рынка продаж автобензинов и дизтоплива необходимо руководствоваться принципом экономической целесообразности заправки автомобиля на определенной территории. При определении границ исходили из того, что покупатели осуществляют заправки либо по пути своего следования, либо делают специальный выезд для приобретения некоторого количества бензина в качестве запаса, если это для них более выгодно. Следует заметить, что розничный потребитель может делать небольшие запасы топлива в специальных емкостях-канистрах.

При определении географических границ рынка розничной реализации нефтепродуктов учитывалось, что в Республике Алтай присутствуют обособленные локальные рынки внутри региона.

В Республике Алтай 10 районных муниципальных образований и 1 город (столица республики - Горно-Алтайск).

Это позволяет сделать вывод, что географическими границами рынка розничных продаж являются городской и границы районных муниципальных образований. При определении географических границ локального рынка «Майминский район»: учитывалась географическая удаленность АЗС при возможности заправить потребителем определенного количества бензина в пределах своего района и экономическая целесообразность по затратам на совершение этой покупки в соседнем районе, если там цены ниже.

Географическими границами изучаемого рынка определена территория в административных границах муниципального образования «Майминский р-н», границы изучаемого товарного рынка не выходят за пределы территории МО «Майминский район».

Продавцами на рынке розничной торговли нефтепродуктами в РА и на указанном локальном рынке являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие реализацию нефтепродуктов через сеть собственных АЗС, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие реализацию бензина через арендованные АЗС.

Потребителями розничного рынка нефтепродуктов в Майминском р-не являются юридические лица, физические лица и индивидуальные предприниматели, владеющие автотранспортом. В летний период потребление нефтепродуктов увеличивается за счет транзитного транспорта (автотуризм).

Состав хозсубъектов – продавцов, действующих на рынке:

По данным налоговой службы по РА, МЧС по РА и Алтайстата на территории Майминского р-на в 2008г. осуществляли деятельность по розничной реализации нефтепродуктов 12 хозяйствующих субъектов на 19 АЗС (как собственных так и АЗС, взятых в аренду).

Для анализа была просчитана доля на локальном розничном рынке нефтепродуктов Майминского р-на каждого из хозсубъектов по товарным группам – автобензины и дизтопливо.

По товарной группе автобензинов на локальном розничном рынке Майминского р-на за 2008г. ни один из хозсубъектов не занимает долю более 35%.

Установлено доминирующее положение пяти хозсубъектов (ООО Компания «САЛЕКС Трейд», ИПБОЮЛ Доронина Н.М.- доля которой составляет 30,18%, ООО «Дизель-Транс», ИПБОЮЛ Кондратьев А.В., ООО «ДВ Кузбасс-Ника»), их совокупная доля на рынке составляет 78,94% , т.е. более 70% и при этом в совокупности соблюдаются все условия части 3 статьи 5 ФЗ «О Защите конкуренции» (доля каждого хозсубъекта превышает 8% и стабильна в течение ряда лет, реализуемый товар не имеет заменителей)

По товарной группе дизтоплива на локальном розничном рынке Майминского р-на за 2008г. ни один из хозсубъектов не занимает долю более 35%.

Установлено доминирующее положение пяти хозсубъектов (ООО «ДВ Кузбасс-Ника», ООО Компания «Салекс-Трейд», ИПБОЮЛ Доронина Н.М.- доля которой составляет 23,53%, ООО «Алтайтранснефть», ООО «Интервал-Ойл»), их совокупная доля на рынке составляет 80,95% , т.е. более 70% и при этом в совокупности соблюдаются все условия части 3 ст. 5 ФЗ «О Защите конкуренции» (доля каждого хозсубъекта превышает 8% и стабильна в течение ряда лет, реализуемый товар не имеет заменителей).

Таким образом, согласно определения, данного частью 3 статьи 5 ФЗ «О Защите конкуренции», доминирующим признается положение каждого хозсубъекта из нескольких хозсубъектов, применительно к которому выполняются в совокупности условия пунктов 1,2,3 части 3 статьи 5 ФЗ «О Защите конкуренции».

14.04.2009г. №21 в адрес УФАС по РА поступила информация от ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. о средних оптовых ценах, наценках с учетом автоуслуг, и розничных ценах в зависимости от марки топливо, по каждой АЗС на определенную дату, данный документ не содержит экономического обоснования.

16.04.2009 года Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Алтайского республиканского УФАС России, изучив представленные документы и заслушав пояснения представителей сторон, пришла к выводу:

В связи с тем, что ИПБОЮЛ Доронина Н.М. занимает доминирующее положение на локальном рынке МО «Майминский район» розничной реализации нефтепродуктов как в 2007 году, так и в 2008 году, то на ее деятельность распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции»;

Документальных доказательств, подтверждающих экономическое, технологическое иное обоснование установления различных цен на один и тот же товар ИПБОЮЛ Доронина Н.М. на рассмотрение дела не предоставила.

С учетом этого, установление указанным хозяйствующим субъектом на территории МО «Майминский район», различных цен на один и тот же товар (бензин автомобильный и дизельное топливо) является экономически необоснованным.

В связи с изложенным, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что действия ИПБОЮЛ Дорониной Н.М по экономически, технологически необоснованному установлению различных цен на соответствующие марки бензина автомобильного и дизельного топлива на территории МО «Майминский район», являются злоупотреблением доминирующим положением и недопустимы в соответствии с пунктом 6 частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В целях пресечения монополистической деятельности ИПБОЮЛ Дорониной Н.М, Комиссия Управления, считает необходимым выдать ей предписание в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции» о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Одновременно с этим, Комиссия Управления считает целесообразным, рассмотреть вопрос о возбуждении административного дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ИПБОЮЛ Дорониной Н.М .

Руководствуясь статьями 45, 49, 50 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать наличие доминирующего положения ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива на территории МО «Майминский район».

2. Признать действия ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. по экономически, технологически необоснованному установлению различных цен на автомобильный бензин и дизельное топливо на своих АЗС расположенных на территории МО «Майминский район», злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 6 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

3. Выдать ИПБОЮЛ Дорониной Наталье Михайловне предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

4. Возбудить административное дело в отношении ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. по статье 14.31 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

17 апреля 2009 года г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Косолапова Н.Г. –И.о. руководителя управления, председатель Комиссии;

Тотадзе Н.В.– начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы, член Комиссии;

Гуткович А.Е. – главный специалист-эксперт, член Комиссии;

Дадаев Д.И. – специалист-эксперт, член Комиссии,

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и на основании своего решения от 17 апреля 2009 года по делу № 2 от 20.03.2009г. о нарушении ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул. Набережная, 14, пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. в десятидневный срок с момента получения настоящего предписания, прекратить злоупотребление своим доминирующим положением в виде действий, выразившихся в экономически, технологически необоснованном установлении различных цен на бензин автомобильный и дизельное топливо на АЗС находящихся на территории МО «Майминский район".

В этих целях ИПБОЮЛ Дорониной Н.М., необходимо установить одинаковые цены на соответствующие марки бензина автомобильного и дизельного топлива на территории МО «Майминский район".

2. ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. в трехдневный срок со дня исполнения настоящего предписания обеспечить предоставление информации Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай об исполнении предписания

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч.2.5 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

stdClass Object ( [vid] => 7432 [uid] => 1 [title] => Решение и предписание по делу №2 в отношении ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7432 [type] => solution [language] => ru [created] => 1240257600 [changed] => 1368703751 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368703751 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е № 2

17 апреля 2009г.                                                              г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Косолапова Н.Г. –и.о. руководителя управления, председатель Комиссии;

Тотадзе Н.В.– начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы, член Комиссии;

Гуткович А.Е. – главный специалист-эксперт, член Комиссии;

Дадаев Д.И. – специалист-эксперт, член Комиссии,

в присутствии ИПБОЮЛ Дорониной Натальи Михайловны, юрисконсульта Деминой Вероники Владимировны (доверенность от 16.02.2009), рассмотрев дело № 2 от 20.03.2009г. о нарушении ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. Республика Алтай, с. Майма, ул. Набережная 14, кв.1, пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А:

17 февраля 2009г. Управлением ФАС по Республике Алтай проведено контрольное мероприятие по проверке соблюдения требований Федерального закона от 26.07.2007г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица Дорониной Натальи Михайловны, адрес регистрации: 649100, Республика Алтай, Майминский р-н, с.Майма, ул.Набережная,14.

Основным видом деятельности ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. является розничная торговля моторным топливом (по ОКВЭД – 50.50).

Реализация нефтепродуктов осуществляется ИПБОЮЛ Дорониной Н.М.в МО «Майминский район» через сеть автозаправочных станций по адресу:

АЗС №1 «Вершинка» с. Мажерок 471 км Чуйского тракта;

АЗС №2 468 км Чуйского тракта у памятника Шишкову;

АЗС №3 455 км Чуйского тракта;

АЗС №4 с. Майма ул. 50 лет Победы 1 А;

АЗС №6 с. Майма ул. Подгорная 1 А;

АЗС№10 с.Майма, ул.Подгорная, 4.

Приказом управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 04.05.2008г. №21 ИПБОЮЛ Доронина Н.М включена в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара, услуг более 35% ( занимает доминирующее положение по розничной реализации автобензинов и дизтоплива на локальном рынке Чойского р-на), а также занимает доминирующее положение на локальном рынке г.Горно-Алтайска и Майминского р-на по розничной реализации автобензинов и дизтоплива за 2007 год.

По поручению руководителя ФАС России от 28.01.2009г №АГ/2148, а так же по поступлению многочисленных обращений граждан в план проведения контрольного мероприятия ставился вопрос о проверке обоснованности роста цен и принятии мер по стабилизации экономической ситуации на розничном рынке реализации бензина автомобильного и дизельного топлива у ИПБОЮЛ Дорониной Н.М.

В ходе проведения проверки ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. за период с 03.08.2008г по 08.02.2009г было установлено, что ИПБОЮЛ Доронина Н.М. при формировании розничной цены ориентируется на спрос и цену на рынке данной марки нефтепродукта, и не применяет определенный процент надбавки.

При проверке полноты и достоверности информации по мониторингу цен на ГСМ за 2008г были проанализированы розничные цены на все марки нефтепродуктов раздельно по каждой АЗС. В результате проверки установлено, что за период с августа 2008 года по февраль 2009 года имеются случаи установления различных розничных цен на один и тот же товар на АЗС, принадлежащих ИПБОЮЛ Доронина Н.М., действующих в единых географических границах.

Установлено, что 07.09.2008г розничная цена на топливо марки АИ92 была различной на АЗС №1 «Вершинка» место нахождения 471км. тракта М-52 составляла 23,5руб. и на АЗС №2 «Шишкова» место нахождения 468 км. тракта М-52 составила 24,5 руб.

02.11.2008г установлены различные цены А76 на АЗС №1 «Вершинка»- 19 руб., и на АЗС №2 «Шишкова»-19,50 руб., АИ92 соответственно 20 руб. и 21,5 руб.

07.12.2008г установлены различные цены АИ95 на АЗС №1 «Вершинка»- 24 руб., и на АЗС №2 «Шишкова»-23 руб., на дизтопливо зимнее на АЗС №4 «Офис» место расположение с. Майма ул. 50 лет Победы цена составила 21 руб. и на АЗС №10 «Подгорная 4» место нахождения с. Майма ул. Подгорная 4 цена составила 22,5 руб.

11.01.2009г установлены различные цены топливо марки АИ92 на АЗС №2 «Шишкова»-16 руб., на АЗС №3 «Айский мост»- 16,5 руб., и на дизтопливо зимнее на АЗС №4 «Офис» цена составила 20 руб. и на АЗС №10 «Подгорная 4» цена составила 19 руб.

Таким образом, разница в ценах, установленных ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. на нефтепродукты, на территории МО «Майминский район» составила от 50 копеек до 1,50 рублей.

Все вышеуказанные нарушения указывают на признаки нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом).

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по итогам проведения контрольного мероприятия по проверке ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. возбудило дело №2 в отношении ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 ФЗ №135 «О защите конкуренции» в части «экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом», и назначила рассмотрение дела на 17.03.2009г.

Определением о возбуждении дела №2 от 20.02.2009г у ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. запрошены в срок до 03.03.2009г объяснительная, и расчеты по факту установления различных розничных цен на реализацию нефтепродуктов на ее АЗС, которые не были представлены в установленный срок, а 16.03.2009г., представленые ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. возражения от 16.03.2009г. № 13, не содержали расчетов по факту установления нарушения.

Комиссия УФАС по РА в ходе рассмотрения дела №2 17.03.2009г., оценив доводы ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. о том, что на ценообразование влияет такой фактор как дальность перевозки по доставке нефтепродуктов на АЗС, а также проходимость трассы и технические данные АЗС, конкурентная среда рядом расположенных АЗС, не приняла их во внимание. В деле рассматриваются случаи установления различных розничных цен на один и тот же товар на АЗС, принадлежащих ИПБОЮЛ Дорониной Н.М., действующих в единых географических границах локального рынка, расстояние между сравниваемыми АЗС составляет не более 10 км. (например, АЗС №1 «Вершинка» место нахождения 471км. тракта М-52 и АЗС №2 «Шишкова» место нахождения 468 км. тракта М-52; АЗС №4 «Офис» место расположения с. Майма ул. 50 лет Победы и АЗС №10 «Подгорная 4» место нахождения с. Майма ул.Подгорная 4 и т.д.) и выше указанные факторы в данном случае не влияют на ценообразование.

Для проведения технологического обоснования возникла необходимость для запроса предоставления копии свидетельства о поверке, в которых можно определить вид топливно-раздаточной колонки, год выпуска, марку и т.д. Изучив представленные свидетельства (вх. №564 от 01.04.2009г.) можно сделать заключение, что на всех топливно-раздаточных колонках не усматриваются особых технологических различий. Все колонки исправны, прошли поверку и не имеют погрешности.

В связи с необходимостью изучения рынка розничной реализации нефтепродуктов на локальном рынке Майминского района за 2008 год рассмотрение дела отложено на 16.04.2009г.

Согласно части 10 статьи 23 Федерального Закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Управлением ФАС по РА был проведен анализ состояния конкурентной среды на розничном локальном рынке реализации автомобильного бензина и дизельного топлива в МО «Майминский район», по результатам которого составлен анализ.

Анализ розничного рынка нефтепродуктов проведен в соответствии с «Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденным приказом ФАС России от 25.04.2006 №108

При анализе конкурентной среды в качестве исходной информации использованы сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, Алтайстата, органов местного самоуправления, Межрайонной ИФНС России №5 по РА.

Временной интервал исследования розничной реализации нефтепродуктов – 2008г.

Продуктовые границы рынка

Исходя из особенностей функционального назначения, применения, качественным и техническим характеристикам в целях исследования рынка розничной реализации нефтепродуктов определены следующие группы товаров:

- Автомобильные бензины (ОКП 025110)- (низкооктановые А76 (АИ80), высокооктановые- АИ 92 (АИ91), АИ 96 (АИ 95), АИ 98;

- Дизтопливо (ОКП 025130)- зимнее, летнее.

На территории Республики Алтай нет хозяйствующих субъектов нефтеперерабатывающей промышленности.

Все нефтепродукты завезены из других регионов Российской Федерации. Основная их часть в 2008 году ввозилась из близлежащих регионов.

Для определения продуктовых границ рынка необходимо определить перечень товаров-заменителей бензинов автомобильных и выявить услуги, которые были бы взаимозаменяемы с услугой реализации автомобильного топлива через АЗС.

Предполагаемые товары-заменители бензина: газобаллонное и дизельное топливо.

Учитывая, что газообразное и дизельное топливо не являются достаточно близкими и адекватными товарами-заменителями бензина, можно сделать вывод, что они не входят в единую товарную группу с бензином и не являются взаимозаменяемыми товарами.

Для целей данной работы анализ рынка проведен без разбивки на марки бензина. Автозаправочные станции технически в состоянии реализовывать все марки бензина.

Газовое топливо нельзя считать взаимозаменяемым товаром по отношению к двум группам товаров: автомобильным бензинам и дизельному топливу. Спрос на автобензины и дизтопливо неэластичен, слабо зависит от цены.

Реализация нефтепродуктов в розницу осуществляется через автозаправочные станции (далее- АЗС). АЗС в РА в основном занимаются реализацией всех марок автобензина и дизтоплива, т.к. высока экономия от сочетания представления различных видов товаров.

Доставка нефтепродуктов на АЗС осуществляется автомобильным транспортом. Большинство хозяйствующих субъектов РА занятых розничной реализацией нефтепродуктов, осуществляют самовывоз нефтепродуктов бензовозами от оптового продавца.

Розничная реализация бензинов автомобильных осуществляется через автозаправочные станции. Необходимость выделения розничной реализации бензинов автомобильных через АЗС в отдельный рынок объясняется не только технической необходимостью отпуска и учета автомобильного топлива через АЗС, но и строгими техническими, экологическими и противопожарными требованиями, предъявляемыми к месту расположения, порядку содержания АЗС.

Целесообразность такого формирования продуктовых границ рынка подтверждена также тем, что Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по Стандартизации и Метрологии от 06.11.2001 №454-ст. предусмотрена единая группа видов экономической деятельности «розничная торговля моторным топливом», код ОКВЭД 50.5. Согласно этого же классификатора автомобильный бензин входит в группу товаров моторное топливо (код ОКВЭД 23.20)

Таким образом, продуктовыми границами исследуемого товарного рынка является услуга розничная торговля группами товаров бензины автомобильные (ОКП 025110) и дизельное топливо (ОКП 025130).

Географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможность участия покупателей в приобретении данного товара на определенной территории.

Для определения географических границ розничного рынка продаж автобензинов и дизтоплива необходимо руководствоваться принципом экономической целесообразности заправки автомобиля на определенной территории. При определении границ исходили из того, что покупатели осуществляют заправки либо по пути своего следования, либо делают специальный выезд для приобретения некоторого количества бензина в качестве запаса, если это для них более выгодно. Следует заметить, что розничный потребитель может делать небольшие запасы топлива в специальных емкостях-канистрах.

При определении географических границ рынка розничной реализации нефтепродуктов учитывалось, что в Республике Алтай присутствуют обособленные локальные рынки внутри региона.

В Республике Алтай 10 районных муниципальных образований и 1 город (столица республики - Горно-Алтайск).

Это позволяет сделать вывод, что географическими границами рынка розничных продаж являются городской и границы районных муниципальных образований. При определении географических границ локального рынка «Майминский район»: учитывалась географическая удаленность АЗС при возможности заправить потребителем определенного количества бензина в пределах своего района и экономическая целесообразность по затратам на совершение этой покупки в соседнем районе, если там цены ниже.

Географическими границами изучаемого рынка определена территория в административных границах муниципального образования «Майминский р-н», границы изучаемого товарного рынка не выходят за пределы территории МО «Майминский район».

Продавцами на рынке розничной торговли нефтепродуктами в РА и на указанном локальном рынке являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие реализацию нефтепродуктов через сеть собственных АЗС, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие реализацию бензина через арендованные АЗС.

Потребителями розничного рынка нефтепродуктов в Майминском р-не являются юридические лица, физические лица и индивидуальные предприниматели, владеющие автотранспортом. В летний период потребление нефтепродуктов увеличивается за счет транзитного транспорта (автотуризм).

Состав хозсубъектов – продавцов, действующих на рынке:

По данным налоговой службы по РА, МЧС по РА и Алтайстата на территории Майминского р-на в 2008г. осуществляли деятельность по розничной реализации нефтепродуктов 12 хозяйствующих субъектов на 19 АЗС (как собственных так и АЗС, взятых в аренду).

Для анализа была просчитана доля на локальном розничном рынке нефтепродуктов Майминского р-на каждого из хозсубъектов по товарным группам – автобензины и дизтопливо.

По товарной группе автобензинов на локальном розничном рынке Майминского р-на за 2008г. ни один из хозсубъектов не занимает долю более 35%.

Установлено доминирующее положение пяти хозсубъектов (ООО Компания «САЛЕКС Трейд», ИПБОЮЛ Доронина Н.М.- доля которой составляет 30,18%, ООО «Дизель-Транс», ИПБОЮЛ Кондратьев А.В., ООО «ДВ Кузбасс-Ника»), их совокупная доля на рынке составляет 78,94% , т.е. более 70% и при этом в совокупности соблюдаются все условия части 3 статьи 5 ФЗ «О Защите конкуренции» (доля каждого хозсубъекта превышает 8% и стабильна в течение ряда лет, реализуемый товар не имеет заменителей)

По товарной группе дизтоплива на локальном розничном рынке Майминского р-на за 2008г. ни один из хозсубъектов не занимает долю более 35%.

Установлено доминирующее положение пяти хозсубъектов (ООО «ДВ Кузбасс-Ника», ООО Компания «Салекс-Трейд», ИПБОЮЛ Доронина Н.М.- доля которой составляет 23,53%, ООО «Алтайтранснефть», ООО «Интервал-Ойл»), их совокупная доля на рынке составляет 80,95% , т.е. более 70% и при этом в совокупности соблюдаются все условия части 3 ст. 5 ФЗ «О Защите конкуренции» (доля каждого хозсубъекта превышает 8% и стабильна в течение ряда лет, реализуемый товар не имеет заменителей).

Таким образом, согласно определения, данного частью 3 статьи 5 ФЗ «О Защите конкуренции», доминирующим признается положение каждого хозсубъекта из нескольких хозсубъектов, применительно к которому выполняются в совокупности условия пунктов 1,2,3 части 3 статьи 5 ФЗ «О Защите конкуренции».

14.04.2009г. №21 в адрес УФАС по РА поступила информация от ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. о средних оптовых ценах, наценках с учетом автоуслуг, и розничных ценах в зависимости от марки топливо, по каждой АЗС на определенную дату, данный документ не содержит экономического обоснования.

16.04.2009 года Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Алтайского республиканского УФАС России, изучив представленные документы и заслушав пояснения представителей сторон, пришла к выводу:

В связи с тем, что ИПБОЮЛ Доронина Н.М. занимает доминирующее положение на локальном рынке МО «Майминский район» розничной реализации нефтепродуктов как в 2007 году, так и в 2008 году, то на ее деятельность распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции»;

Документальных доказательств, подтверждающих экономическое, технологическое иное обоснование установления различных цен на один и тот же товар ИПБОЮЛ Доронина Н.М. на рассмотрение дела не предоставила.

С учетом этого, установление указанным хозяйствующим субъектом на территории МО «Майминский район», различных цен на один и тот же товар (бензин автомобильный и дизельное топливо) является экономически необоснованным.

В связи с изложенным, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что действия ИПБОЮЛ Дорониной Н.М по экономически, технологически необоснованному установлению различных цен на соответствующие марки бензина автомобильного и дизельного топлива на территории МО «Майминский район», являются злоупотреблением доминирующим положением и недопустимы в соответствии с пунктом 6 частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В целях пресечения монополистической деятельности ИПБОЮЛ Дорониной Н.М, Комиссия Управления, считает необходимым выдать ей предписание в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции» о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Одновременно с этим, Комиссия Управления считает целесообразным, рассмотреть вопрос о возбуждении административного дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ИПБОЮЛ Дорониной Н.М .

Руководствуясь статьями 45, 49, 50 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать наличие доминирующего положения ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива на территории МО «Майминский район».

2. Признать действия ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. по экономически, технологически необоснованному установлению различных цен на автомобильный бензин и дизельное топливо на своих АЗС расположенных на территории МО «Майминский район», злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 6 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

3. Выдать ИПБОЮЛ Дорониной Наталье Михайловне предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

4. Возбудить административное дело в отношении ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. по статье 14.31 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

17 апреля 2009 года г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Косолапова Н.Г. –И.о. руководителя управления, председатель Комиссии;

Тотадзе Н.В.– начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы, член Комиссии;

Гуткович А.Е. – главный специалист-эксперт, член Комиссии;

Дадаев Д.И. – специалист-эксперт, член Комиссии,

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и на основании своего решения от 17 апреля 2009 года по делу № 2 от 20.03.2009г. о нарушении ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул. Набережная, 14, пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. в десятидневный срок с момента получения настоящего предписания, прекратить злоупотребление своим доминирующим положением в виде действий, выразившихся в экономически, технологически необоснованном установлении различных цен на бензин автомобильный и дизельное топливо на АЗС находящихся на территории МО «Майминский район".

В этих целях ИПБОЮЛ Дорониной Н.М., необходимо установить одинаковые цены на соответствующие марки бензина автомобильного и дизельного топлива на территории МО «Майминский район".

2. ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. в трехдневный срок со дня исполнения настоящего предписания обеспечить предоставление информации Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай об исполнении предписания

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч.2.5 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е № 2

17 апреля 2009г.                                                              г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Косолапова Н.Г. –и.о. руководителя управления, председатель Комиссии;

Тотадзе Н.В.– начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы, член Комиссии;

Гуткович А.Е. – главный специалист-эксперт, член Комиссии;

Дадаев Д.И. – специалист-эксперт, член Комиссии,

в присутствии ИПБОЮЛ Дорониной Натальи Михайловны, юрисконсульта Деминой Вероники Владимировны (доверенность от 16.02.2009), рассмотрев дело № 2 от 20.03.2009г. о нарушении ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. Республика Алтай, с. Майма, ул. Набережная 14, кв.1, пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А:

17 февраля 2009г. Управлением ФАС по Республике Алтай проведено контрольное мероприятие по проверке соблюдения требований Федерального закона от 26.07.2007г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица Дорониной Натальи Михайловны, адрес регистрации: 649100, Республика Алтай, Майминский р-н, с.Майма, ул.Набережная,14.

Основным видом деятельности ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. является розничная торговля моторным топливом (по ОКВЭД – 50.50).

Реализация нефтепродуктов осуществляется ИПБОЮЛ Дорониной Н.М.в МО «Майминский район» через сеть автозаправочных станций по адресу:

АЗС №1 «Вершинка» с. Мажерок 471 км Чуйского тракта;

АЗС №2 468 км Чуйского тракта у памятника Шишкову;

АЗС №3 455 км Чуйского тракта;

АЗС №4 с. Майма ул. 50 лет Победы 1 А;

АЗС №6 с. Майма ул. Подгорная 1 А;

АЗС№10 с.Майма, ул.Подгорная, 4.

Приказом управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 04.05.2008г. №21 ИПБОЮЛ Доронина Н.М включена в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара, услуг более 35% ( занимает доминирующее положение по розничной реализации автобензинов и дизтоплива на локальном рынке Чойского р-на), а также занимает доминирующее положение на локальном рынке г.Горно-Алтайска и Майминского р-на по розничной реализации автобензинов и дизтоплива за 2007 год.

По поручению руководителя ФАС России от 28.01.2009г №АГ/2148, а так же по поступлению многочисленных обращений граждан в план проведения контрольного мероприятия ставился вопрос о проверке обоснованности роста цен и принятии мер по стабилизации экономической ситуации на розничном рынке реализации бензина автомобильного и дизельного топлива у ИПБОЮЛ Дорониной Н.М.

В ходе проведения проверки ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. за период с 03.08.2008г по 08.02.2009г было установлено, что ИПБОЮЛ Доронина Н.М. при формировании розничной цены ориентируется на спрос и цену на рынке данной марки нефтепродукта, и не применяет определенный процент надбавки.

При проверке полноты и достоверности информации по мониторингу цен на ГСМ за 2008г были проанализированы розничные цены на все марки нефтепродуктов раздельно по каждой АЗС. В результате проверки установлено, что за период с августа 2008 года по февраль 2009 года имеются случаи установления различных розничных цен на один и тот же товар на АЗС, принадлежащих ИПБОЮЛ Доронина Н.М., действующих в единых географических границах.

Установлено, что 07.09.2008г розничная цена на топливо марки АИ92 была различной на АЗС №1 «Вершинка» место нахождения 471км. тракта М-52 составляла 23,5руб. и на АЗС №2 «Шишкова» место нахождения 468 км. тракта М-52 составила 24,5 руб.

02.11.2008г установлены различные цены А76 на АЗС №1 «Вершинка»- 19 руб., и на АЗС №2 «Шишкова»-19,50 руб., АИ92 соответственно 20 руб. и 21,5 руб.

07.12.2008г установлены различные цены АИ95 на АЗС №1 «Вершинка»- 24 руб., и на АЗС №2 «Шишкова»-23 руб., на дизтопливо зимнее на АЗС №4 «Офис» место расположение с. Майма ул. 50 лет Победы цена составила 21 руб. и на АЗС №10 «Подгорная 4» место нахождения с. Майма ул. Подгорная 4 цена составила 22,5 руб.

11.01.2009г установлены различные цены топливо марки АИ92 на АЗС №2 «Шишкова»-16 руб., на АЗС №3 «Айский мост»- 16,5 руб., и на дизтопливо зимнее на АЗС №4 «Офис» цена составила 20 руб. и на АЗС №10 «Подгорная 4» цена составила 19 руб.

Таким образом, разница в ценах, установленных ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. на нефтепродукты, на территории МО «Майминский район» составила от 50 копеек до 1,50 рублей.

Все вышеуказанные нарушения указывают на признаки нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом).

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по итогам проведения контрольного мероприятия по проверке ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. возбудило дело №2 в отношении ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 ФЗ №135 «О защите конкуренции» в части «экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом», и назначила рассмотрение дела на 17.03.2009г.

Определением о возбуждении дела №2 от 20.02.2009г у ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. запрошены в срок до 03.03.2009г объяснительная, и расчеты по факту установления различных розничных цен на реализацию нефтепродуктов на ее АЗС, которые не были представлены в установленный срок, а 16.03.2009г., представленые ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. возражения от 16.03.2009г. № 13, не содержали расчетов по факту установления нарушения.

Комиссия УФАС по РА в ходе рассмотрения дела №2 17.03.2009г., оценив доводы ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. о том, что на ценообразование влияет такой фактор как дальность перевозки по доставке нефтепродуктов на АЗС, а также проходимость трассы и технические данные АЗС, конкурентная среда рядом расположенных АЗС, не приняла их во внимание. В деле рассматриваются случаи установления различных розничных цен на один и тот же товар на АЗС, принадлежащих ИПБОЮЛ Дорониной Н.М., действующих в единых географических границах локального рынка, расстояние между сравниваемыми АЗС составляет не более 10 км. (например, АЗС №1 «Вершинка» место нахождения 471км. тракта М-52 и АЗС №2 «Шишкова» место нахождения 468 км. тракта М-52; АЗС №4 «Офис» место расположения с. Майма ул. 50 лет Победы и АЗС №10 «Подгорная 4» место нахождения с. Майма ул.Подгорная 4 и т.д.) и выше указанные факторы в данном случае не влияют на ценообразование.

Для проведения технологического обоснования возникла необходимость для запроса предоставления копии свидетельства о поверке, в которых можно определить вид топливно-раздаточной колонки, год выпуска, марку и т.д. Изучив представленные свидетельства (вх. №564 от 01.04.2009г.) можно сделать заключение, что на всех топливно-раздаточных колонках не усматриваются особых технологических различий. Все колонки исправны, прошли поверку и не имеют погрешности.

В связи с необходимостью изучения рынка розничной реализации нефтепродуктов на локальном рынке Майминского района за 2008 год рассмотрение дела отложено на 16.04.2009г.

Согласно части 10 статьи 23 Федерального Закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Управлением ФАС по РА был проведен анализ состояния конкурентной среды на розничном локальном рынке реализации автомобильного бензина и дизельного топлива в МО «Майминский район», по результатам которого составлен анализ.

Анализ розничного рынка нефтепродуктов проведен в соответствии с «Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденным приказом ФАС России от 25.04.2006 №108

При анализе конкурентной среды в качестве исходной информации использованы сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, Алтайстата, органов местного самоуправления, Межрайонной ИФНС России №5 по РА.

Временной интервал исследования розничной реализации нефтепродуктов – 2008г.

Продуктовые границы рынка

Исходя из особенностей функционального назначения, применения, качественным и техническим характеристикам в целях исследования рынка розничной реализации нефтепродуктов определены следующие группы товаров:

- Автомобильные бензины (ОКП 025110)- (низкооктановые А76 (АИ80), высокооктановые- АИ 92 (АИ91), АИ 96 (АИ 95), АИ 98;

- Дизтопливо (ОКП 025130)- зимнее, летнее.

На территории Республики Алтай нет хозяйствующих субъектов нефтеперерабатывающей промышленности.

Все нефтепродукты завезены из других регионов Российской Федерации. Основная их часть в 2008 году ввозилась из близлежащих регионов.

Для определения продуктовых границ рынка необходимо определить перечень товаров-заменителей бензинов автомобильных и выявить услуги, которые были бы взаимозаменяемы с услугой реализации автомобильного топлива через АЗС.

Предполагаемые товары-заменители бензина: газобаллонное и дизельное топливо.

Учитывая, что газообразное и дизельное топливо не являются достаточно близкими и адекватными товарами-заменителями бензина, можно сделать вывод, что они не входят в единую товарную группу с бензином и не являются взаимозаменяемыми товарами.

Для целей данной работы анализ рынка проведен без разбивки на марки бензина. Автозаправочные станции технически в состоянии реализовывать все марки бензина.

Газовое топливо нельзя считать взаимозаменяемым товаром по отношению к двум группам товаров: автомобильным бензинам и дизельному топливу. Спрос на автобензины и дизтопливо неэластичен, слабо зависит от цены.

Реализация нефтепродуктов в розницу осуществляется через автозаправочные станции (далее- АЗС). АЗС в РА в основном занимаются реализацией всех марок автобензина и дизтоплива, т.к. высока экономия от сочетания представления различных видов товаров.

Доставка нефтепродуктов на АЗС осуществляется автомобильным транспортом. Большинство хозяйствующих субъектов РА занятых розничной реализацией нефтепродуктов, осуществляют самовывоз нефтепродуктов бензовозами от оптового продавца.

Розничная реализация бензинов автомобильных осуществляется через автозаправочные станции. Необходимость выделения розничной реализации бензинов автомобильных через АЗС в отдельный рынок объясняется не только технической необходимостью отпуска и учета автомобильного топлива через АЗС, но и строгими техническими, экологическими и противопожарными требованиями, предъявляемыми к месту расположения, порядку содержания АЗС.

Целесообразность такого формирования продуктовых границ рынка подтверждена также тем, что Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по Стандартизации и Метрологии от 06.11.2001 №454-ст. предусмотрена единая группа видов экономической деятельности «розничная торговля моторным топливом», код ОКВЭД 50.5. Согласно этого же классификатора автомобильный бензин входит в группу товаров моторное топливо (код ОКВЭД 23.20)

Таким образом, продуктовыми границами исследуемого товарного рынка является услуга розничная торговля группами товаров бензины автомобильные (ОКП 025110) и дизельное топливо (ОКП 025130).

Географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможность участия покупателей в приобретении данного товара на определенной территории.

Для определения географических границ розничного рынка продаж автобензинов и дизтоплива необходимо руководствоваться принципом экономической целесообразности заправки автомобиля на определенной территории. При определении границ исходили из того, что покупатели осуществляют заправки либо по пути своего следования, либо делают специальный выезд для приобретения некоторого количества бензина в качестве запаса, если это для них более выгодно. Следует заметить, что розничный потребитель может делать небольшие запасы топлива в специальных емкостях-канистрах.

При определении географических границ рынка розничной реализации нефтепродуктов учитывалось, что в Республике Алтай присутствуют обособленные локальные рынки внутри региона.

В Республике Алтай 10 районных муниципальных образований и 1 город (столица республики - Горно-Алтайск).

Это позволяет сделать вывод, что географическими границами рынка розничных продаж являются городской и границы районных муниципальных образований. При определении географических границ локального рынка «Майминский район»: учитывалась географическая удаленность АЗС при возможности заправить потребителем определенного количества бензина в пределах своего района и экономическая целесообразность по затратам на совершение этой покупки в соседнем районе, если там цены ниже.

Географическими границами изучаемого рынка определена территория в административных границах муниципального образования «Майминский р-н», границы изучаемого товарного рынка не выходят за пределы территории МО «Майминский район».

Продавцами на рынке розничной торговли нефтепродуктами в РА и на указанном локальном рынке являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие реализацию нефтепродуктов через сеть собственных АЗС, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие реализацию бензина через арендованные АЗС.

Потребителями розничного рынка нефтепродуктов в Майминском р-не являются юридические лица, физические лица и индивидуальные предприниматели, владеющие автотранспортом. В летний период потребление нефтепродуктов увеличивается за счет транзитного транспорта (автотуризм).

Состав хозсубъектов – продавцов, действующих на рынке:

По данным налоговой службы по РА, МЧС по РА и Алтайстата на территории Майминского р-на в 2008г. осуществляли деятельность по розничной реализации нефтепродуктов 12 хозяйствующих субъектов на 19 АЗС (как собственных так и АЗС, взятых в аренду).

Для анализа была просчитана доля на локальном розничном рынке нефтепродуктов Майминского р-на каждого из хозсубъектов по товарным группам – автобензины и дизтопливо.

По товарной группе автобензинов на локальном розничном рынке Майминского р-на за 2008г. ни один из хозсубъектов не занимает долю более 35%.

Установлено доминирующее положение пяти хозсубъектов (ООО Компания «САЛЕКС Трейд», ИПБОЮЛ Доронина Н.М.- доля которой составляет 30,18%, ООО «Дизель-Транс», ИПБОЮЛ Кондратьев А.В., ООО «ДВ Кузбасс-Ника»), их совокупная доля на рынке составляет 78,94% , т.е. более 70% и при этом в совокупности соблюдаются все условия части 3 статьи 5 ФЗ «О Защите конкуренции» (доля каждого хозсубъекта превышает 8% и стабильна в течение ряда лет, реализуемый товар не имеет заменителей)

По товарной группе дизтоплива на локальном розничном рынке Майминского р-на за 2008г. ни один из хозсубъектов не занимает долю более 35%.

Установлено доминирующее положение пяти хозсубъектов (ООО «ДВ Кузбасс-Ника», ООО Компания «Салекс-Трейд», ИПБОЮЛ Доронина Н.М.- доля которой составляет 23,53%, ООО «Алтайтранснефть», ООО «Интервал-Ойл»), их совокупная доля на рынке составляет 80,95% , т.е. более 70% и при этом в совокупности соблюдаются все условия части 3 ст. 5 ФЗ «О Защите конкуренции» (доля каждого хозсубъекта превышает 8% и стабильна в течение ряда лет, реализуемый товар не имеет заменителей).

Таким образом, согласно определения, данного частью 3 статьи 5 ФЗ «О Защите конкуренции», доминирующим признается положение каждого хозсубъекта из нескольких хозсубъектов, применительно к которому выполняются в совокупности условия пунктов 1,2,3 части 3 статьи 5 ФЗ «О Защите конкуренции».

14.04.2009г. №21 в адрес УФАС по РА поступила информация от ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. о средних оптовых ценах, наценках с учетом автоуслуг, и розничных ценах в зависимости от марки топливо, по каждой АЗС на определенную дату, данный документ не содержит экономического обоснования.

16.04.2009 года Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Алтайского республиканского УФАС России, изучив представленные документы и заслушав пояснения представителей сторон, пришла к выводу:

В связи с тем, что ИПБОЮЛ Доронина Н.М. занимает доминирующее положение на локальном рынке МО «Майминский район» розничной реализации нефтепродуктов как в 2007 году, так и в 2008 году, то на ее деятельность распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции»;

Документальных доказательств, подтверждающих экономическое, технологическое иное обоснование установления различных цен на один и тот же товар ИПБОЮЛ Доронина Н.М. на рассмотрение дела не предоставила.

С учетом этого, установление указанным хозяйствующим субъектом на территории МО «Майминский район», различных цен на один и тот же товар (бензин автомобильный и дизельное топливо) является экономически необоснованным.

В связи с изложенным, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что действия ИПБОЮЛ Дорониной Н.М по экономически, технологически необоснованному установлению различных цен на соответствующие марки бензина автомобильного и дизельного топлива на территории МО «Майминский район», являются злоупотреблением доминирующим положением и недопустимы в соответствии с пунктом 6 частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В целях пресечения монополистической деятельности ИПБОЮЛ Дорониной Н.М, Комиссия Управления, считает необходимым выдать ей предписание в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции» о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Одновременно с этим, Комиссия Управления считает целесообразным, рассмотреть вопрос о возбуждении административного дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ИПБОЮЛ Дорониной Н.М .

Руководствуясь статьями 45, 49, 50 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать наличие доминирующего положения ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива на территории МО «Майминский район».

2. Признать действия ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. по экономически, технологически необоснованному установлению различных цен на автомобильный бензин и дизельное топливо на своих АЗС расположенных на территории МО «Майминский район», злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 6 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

3. Выдать ИПБОЮЛ Дорониной Наталье Михайловне предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

4. Возбудить административное дело в отношении ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. по статье 14.31 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

17 апреля 2009 года г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Косолапова Н.Г. –И.о. руководителя управления, председатель Комиссии;

Тотадзе Н.В.– начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы, член Комиссии;

Гуткович А.Е. – главный специалист-эксперт, член Комиссии;

Дадаев Д.И. – специалист-эксперт, член Комиссии,

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и на основании своего решения от 17 апреля 2009 года по делу № 2 от 20.03.2009г. о нарушении ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул. Набережная, 14, пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. в десятидневный срок с момента получения настоящего предписания, прекратить злоупотребление своим доминирующим положением в виде действий, выразившихся в экономически, технологически необоснованном установлении различных цен на бензин автомобильный и дизельное топливо на АЗС находящихся на территории МО «Майминский район".

В этих целях ИПБОЮЛ Дорониной Н.М., необходимо установить одинаковые цены на соответствующие марки бензина автомобильного и дизельного топлива на территории МО «Майминский район".

2. ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. в трехдневный срок со дня исполнения настоящего предписания обеспечить предоставление информации Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай об исполнении предписания

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч.2.5 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
21.04.2009
Решение и предписание по делу №2 в отношении ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. [format] => full_html [safe_value] =>

21.04.2009

Решение и предписание по делу №2 в отношении ИПБОЮЛ Дорониной Н.М. ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-04-21 00:00:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-04-21 00:00:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322148165 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Алтайское республиканское УФАС России )