Решение по делу №004/01/10-435/2021

Номер дела: 004/01/10-435/2021
Дата публикации: 2 марта 2022, 08:51

Р Е Ш Е Н И Е № 004/01/10-435/2021

02.03.2022г.                                                                                                               г. Горно-Алтайск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

<...> – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай;

Члены комиссии:

<...> – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай;

<...> – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай,

рассмотрев 16.02.2022г. дело №004/01/10-435/2021 от 29.11.2021г. законодательства по признакам нарушения ООО «МАЙМАТОППРОМ»                      (ИНН 0411170182, ОГРН 1140411003248, Республика Алтай, Майминский район,
с. Майма, ул. Энергетиков, д. 9 «В», оф. 1) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило заявление ОФСИН России по Республике Алтай (вх. №5231 от 30.09.2021г.) по вопросу высокой стоимости тепловой энергии ООО «МАЙМАТОППРОМ».

   Приказом УФАС по Республике Алтай от 29.11.2021г. № 123 было возбуждено дело №004/01/10-435/2021 по признакам нарушения ООО «МАЙМАТОППРМ» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Рассмотрение данного дела назначено на 16.12.2021г. в 11:30 часов.

  Определением от 20.12.2021г. Комиссия УФАС по РА отложила рассмотрение дела №004/01/10-435/2021 на 28.12.2022г. в 11:00 часов.

  28.01.2022г. Комиссией УФАС по РА рассмотрение дела №004/01/10-435/2021 было отложено и назначено на 16.02.2022г.

  В рамках рассмотрения дела №004/01/10-435/2021 от 29.11.2021г. Управлением установлено следующее.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, выраженные в установлении, поддержании монопольно высокой цены товара.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) передача тепловой энергии, теплоносителя – это совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.

В соответствии с частью 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются следующие виды цен на товары в сфере теплоснабжения, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей:

1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

3) цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

Согласно части 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении с 1 января 2018 года цены, указанные в части 2.1 настоящей статьи, не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, за исключением случаев:

1) реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей;

2) производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее десяти гигакалорий в час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее пятидесяти тысяч гигакалорий за 2017 год.

Между ОФСИН России по Республике Алтай и ООО «МАЙМАТОППРОМ» заключен государственный контракт №35 от 15.02.2021г. на оказание услуг по теплоснабжению, в соответствии с которым, Общество (Исполнитель) обязуется оказать Заказчику услуги по теплоснабжению административного здания. Срок исполнения данного контракта установлен с даты его заключения до 30.06.2021г.

Согласно ведомости оказания услуг (приложение №1 к государственному контракту №35 от 15.02.2021г.) цена за единицу товара (Гкал) составляла 6 607,97 руб.

В связи с необходимостью заключения нового государственного контракта на оказание услуг по теплоснабжению ОФСИН России по Республике Алтай обратилось в ООО «МАЙМАТОППРОМ» с запросом о предоставлении расчета стоимости Гкал на второе полугодие 2021 года. Письмом №17 от 13.09.2021г. ООО «МАЙМАТОППРОМ» предоставило ОФСИН России по Республике Алтай запрашиваемый расчет стоимости, в соответствии с которым стоимость Гкал на второе полугодие составила 11 925,50 руб.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, выраженные в установлении, поддержании монопольно высокой цены товара.

Таким образом, Законом о защите конкуренции установлены антимонопольные ограничения в части формирования цены за производимый (реализуемый) товар хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение.

Частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции установлены критерии определения монопольно высокой цены товара. Так, согласно данной норме монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Согласно расчету необходимой валовой выручки, представленному ООО «МАЙМАТОППРОМ» (вх. №5395 от 08.10.2021г., №5557 от 18.10.2021г.), расходы Общества за 2020 год составили 13 983,45 руб., тариф – 6 607,97 руб.; расходы за 2021 год запланированы 6 050,27 руб., тариф – 11 925,50 руб.

Таким образом, как следует из указанных документов, расходы, необходимые для производства и реализации товара (услуг по теплоснабжению) ООО «МАМАТОППРОМ» снизились (56,73%), при этом стоимость Гкал увеличена (на 44,59%).

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела представителем ООО «МАЙМАТОППРОМ» <...> было заявлено, что представленные ранее расчеты стоимости 1 Гкал производимого тепла ошибочны, в подтверждение чего 28.01.2022г. (вх. № 447) представлен расчет стоимости произведенной тепловой энергии.

Из указанного документа, а также из представленных счетов-фактур на приобретение твердого топлива и договоров на оказание услуг по доставке груза следует, что произошло повышение цен на уголь с 40 120 руб./тонна до 48 800 руб./тонна, автоуслуги за доставку угля также выросли с 1 300 руб. до 3 000 руб.

Кроме того, значительно снизился объем полезного отпуска с 2 176,94 Гкал в 2020г. до 520,5 Гкал в 2021г. Снижение произошло по причине отключения потребителей тепловой энергии, а также из-за средней температуры воздуха в 3,8 ̊С, что привело к сокращению отопительных дней (на 22 дня по сравнению с 2020г.).

Необходимо отметить, что расходы ООО «МАЙМАТОППРОМ» по содержанию котельного оборудования остались на уровне 2020г., кроме того увеличились тарифы на электроэнергию и водоснабжение для предприятия.

Таким образом, факт установления Обществом монопольно высокой цены услуги теплоснабжения не находит своего подтверждения.

Пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции установлено, что Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании изложенного, Комиссия УФАС по Республике Алтай приходит к выводу об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «МАЙМАТОППРОМ» по увеличению тарифа на теплоэнергию, вырабатываемую в котельных Общества.

Руководствуясь статьей 23, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела №004/01/10-435/2021 от 29.11.2021г. в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ООО «МАЙМАТОППРОМ».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

stdClass Object ( [vid] => 15571 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №004/01/10-435/2021 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 15570 [type] => solution [language] => ru [created] => 1646186381 [changed] => 1646186468 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1646186468 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е № 004/01/10-435/2021

02.03.2022г.                                                                                                               г. Горно-Алтайск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

<...> – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай;

Члены комиссии:

<...> – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай;

<...> – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай,

рассмотрев 16.02.2022г. дело №004/01/10-435/2021 от 29.11.2021г. законодательства по признакам нарушения ООО «МАЙМАТОППРОМ»                      (ИНН 0411170182, ОГРН 1140411003248, Республика Алтай, Майминский район,
с. Майма, ул. Энергетиков, д. 9 «В», оф. 1) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило заявление ОФСИН России по Республике Алтай (вх. №5231 от 30.09.2021г.) по вопросу высокой стоимости тепловой энергии ООО «МАЙМАТОППРОМ».

   Приказом УФАС по Республике Алтай от 29.11.2021г. № 123 было возбуждено дело №004/01/10-435/2021 по признакам нарушения ООО «МАЙМАТОППРМ» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Рассмотрение данного дела назначено на 16.12.2021г. в 11:30 часов.

  Определением от 20.12.2021г. Комиссия УФАС по РА отложила рассмотрение дела №004/01/10-435/2021 на 28.12.2022г. в 11:00 часов.

  28.01.2022г. Комиссией УФАС по РА рассмотрение дела №004/01/10-435/2021 было отложено и назначено на 16.02.2022г.

  В рамках рассмотрения дела №004/01/10-435/2021 от 29.11.2021г. Управлением установлено следующее.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, выраженные в установлении, поддержании монопольно высокой цены товара.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) передача тепловой энергии, теплоносителя – это совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.

В соответствии с частью 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются следующие виды цен на товары в сфере теплоснабжения, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей:

1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

3) цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

Согласно части 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении с 1 января 2018 года цены, указанные в части 2.1 настоящей статьи, не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, за исключением случаев:

1) реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей;

2) производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее десяти гигакалорий в час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее пятидесяти тысяч гигакалорий за 2017 год.

Между ОФСИН России по Республике Алтай и ООО «МАЙМАТОППРОМ» заключен государственный контракт №35 от 15.02.2021г. на оказание услуг по теплоснабжению, в соответствии с которым, Общество (Исполнитель) обязуется оказать Заказчику услуги по теплоснабжению административного здания. Срок исполнения данного контракта установлен с даты его заключения до 30.06.2021г.

Согласно ведомости оказания услуг (приложение №1 к государственному контракту №35 от 15.02.2021г.) цена за единицу товара (Гкал) составляла 6 607,97 руб.

В связи с необходимостью заключения нового государственного контракта на оказание услуг по теплоснабжению ОФСИН России по Республике Алтай обратилось в ООО «МАЙМАТОППРОМ» с запросом о предоставлении расчета стоимости Гкал на второе полугодие 2021 года. Письмом №17 от 13.09.2021г. ООО «МАЙМАТОППРОМ» предоставило ОФСИН России по Республике Алтай запрашиваемый расчет стоимости, в соответствии с которым стоимость Гкал на второе полугодие составила 11 925,50 руб.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, выраженные в установлении, поддержании монопольно высокой цены товара.

Таким образом, Законом о защите конкуренции установлены антимонопольные ограничения в части формирования цены за производимый (реализуемый) товар хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение.

Частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции установлены критерии определения монопольно высокой цены товара. Так, согласно данной норме монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Согласно расчету необходимой валовой выручки, представленному ООО «МАЙМАТОППРОМ» (вх. №5395 от 08.10.2021г., №5557 от 18.10.2021г.), расходы Общества за 2020 год составили 13 983,45 руб., тариф – 6 607,97 руб.; расходы за 2021 год запланированы 6 050,27 руб., тариф – 11 925,50 руб.

Таким образом, как следует из указанных документов, расходы, необходимые для производства и реализации товара (услуг по теплоснабжению) ООО «МАМАТОППРОМ» снизились (56,73%), при этом стоимость Гкал увеличена (на 44,59%).

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела представителем ООО «МАЙМАТОППРОМ» <...> было заявлено, что представленные ранее расчеты стоимости 1 Гкал производимого тепла ошибочны, в подтверждение чего 28.01.2022г. (вх. № 447) представлен расчет стоимости произведенной тепловой энергии.

Из указанного документа, а также из представленных счетов-фактур на приобретение твердого топлива и договоров на оказание услуг по доставке груза следует, что произошло повышение цен на уголь с 40 120 руб./тонна до 48 800 руб./тонна, автоуслуги за доставку угля также выросли с 1 300 руб. до 3 000 руб.

Кроме того, значительно снизился объем полезного отпуска с 2 176,94 Гкал в 2020г. до 520,5 Гкал в 2021г. Снижение произошло по причине отключения потребителей тепловой энергии, а также из-за средней температуры воздуха в 3,8 ̊С, что привело к сокращению отопительных дней (на 22 дня по сравнению с 2020г.).

Необходимо отметить, что расходы ООО «МАЙМАТОППРОМ» по содержанию котельного оборудования остались на уровне 2020г., кроме того увеличились тарифы на электроэнергию и водоснабжение для предприятия.

Таким образом, факт установления Обществом монопольно высокой цены услуги теплоснабжения не находит своего подтверждения.

Пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции установлено, что Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании изложенного, Комиссия УФАС по Республике Алтай приходит к выводу об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «МАЙМАТОППРОМ» по увеличению тарифа на теплоэнергию, вырабатываемую в котельных Общества.

Руководствуясь статьей 23, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела №004/01/10-435/2021 от 29.11.2021г. в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ООО «МАЙМАТОППРОМ».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е № 004/01/10-435/2021

02.03.2022г.                                                                                                               г. Горно-Алтайск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

<...> – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай;

Члены комиссии:

<...> – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай;

<...> – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай,

рассмотрев 16.02.2022г. дело №004/01/10-435/2021 от 29.11.2021г. законодательства по признакам нарушения ООО «МАЙМАТОППРОМ»                      (ИНН 0411170182, ОГРН 1140411003248, Республика Алтай, Майминский район,
с. Майма, ул. Энергетиков, д. 9 «В», оф. 1) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило заявление ОФСИН России по Республике Алтай (вх. №5231 от 30.09.2021г.) по вопросу высокой стоимости тепловой энергии ООО «МАЙМАТОППРОМ».

   Приказом УФАС по Республике Алтай от 29.11.2021г. № 123 было возбуждено дело №004/01/10-435/2021 по признакам нарушения ООО «МАЙМАТОППРМ» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Рассмотрение данного дела назначено на 16.12.2021г. в 11:30 часов.

  Определением от 20.12.2021г. Комиссия УФАС по РА отложила рассмотрение дела №004/01/10-435/2021 на 28.12.2022г. в 11:00 часов.

  28.01.2022г. Комиссией УФАС по РА рассмотрение дела №004/01/10-435/2021 было отложено и назначено на 16.02.2022г.

  В рамках рассмотрения дела №004/01/10-435/2021 от 29.11.2021г. Управлением установлено следующее.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, выраженные в установлении, поддержании монопольно высокой цены товара.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) передача тепловой энергии, теплоносителя – это совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.

В соответствии с частью 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются следующие виды цен на товары в сфере теплоснабжения, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей:

1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

3) цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

Согласно части 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении с 1 января 2018 года цены, указанные в части 2.1 настоящей статьи, не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, за исключением случаев:

1) реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей;

2) производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее десяти гигакалорий в час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее пятидесяти тысяч гигакалорий за 2017 год.

Между ОФСИН России по Республике Алтай и ООО «МАЙМАТОППРОМ» заключен государственный контракт №35 от 15.02.2021г. на оказание услуг по теплоснабжению, в соответствии с которым, Общество (Исполнитель) обязуется оказать Заказчику услуги по теплоснабжению административного здания. Срок исполнения данного контракта установлен с даты его заключения до 30.06.2021г.

Согласно ведомости оказания услуг (приложение №1 к государственному контракту №35 от 15.02.2021г.) цена за единицу товара (Гкал) составляла 6 607,97 руб.

В связи с необходимостью заключения нового государственного контракта на оказание услуг по теплоснабжению ОФСИН России по Республике Алтай обратилось в ООО «МАЙМАТОППРОМ» с запросом о предоставлении расчета стоимости Гкал на второе полугодие 2021 года. Письмом №17 от 13.09.2021г. ООО «МАЙМАТОППРОМ» предоставило ОФСИН России по Республике Алтай запрашиваемый расчет стоимости, в соответствии с которым стоимость Гкал на второе полугодие составила 11 925,50 руб.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, выраженные в установлении, поддержании монопольно высокой цены товара.

Таким образом, Законом о защите конкуренции установлены антимонопольные ограничения в части формирования цены за производимый (реализуемый) товар хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение.

Частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции установлены критерии определения монопольно высокой цены товара. Так, согласно данной норме монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Согласно расчету необходимой валовой выручки, представленному ООО «МАЙМАТОППРОМ» (вх. №5395 от 08.10.2021г., №5557 от 18.10.2021г.), расходы Общества за 2020 год составили 13 983,45 руб., тариф – 6 607,97 руб.; расходы за 2021 год запланированы 6 050,27 руб., тариф – 11 925,50 руб.

Таким образом, как следует из указанных документов, расходы, необходимые для производства и реализации товара (услуг по теплоснабжению) ООО «МАМАТОППРОМ» снизились (56,73%), при этом стоимость Гкал увеличена (на 44,59%).

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела представителем ООО «МАЙМАТОППРОМ» <...> было заявлено, что представленные ранее расчеты стоимости 1 Гкал производимого тепла ошибочны, в подтверждение чего 28.01.2022г. (вх. № 447) представлен расчет стоимости произведенной тепловой энергии.

Из указанного документа, а также из представленных счетов-фактур на приобретение твердого топлива и договоров на оказание услуг по доставке груза следует, что произошло повышение цен на уголь с 40 120 руб./тонна до 48 800 руб./тонна, автоуслуги за доставку угля также выросли с 1 300 руб. до 3 000 руб.

Кроме того, значительно снизился объем полезного отпуска с 2 176,94 Гкал в 2020г. до 520,5 Гкал в 2021г. Снижение произошло по причине отключения потребителей тепловой энергии, а также из-за средней температуры воздуха в 3,8 ̊С, что привело к сокращению отопительных дней (на 22 дня по сравнению с 2020г.).

Необходимо отметить, что расходы ООО «МАЙМАТОППРОМ» по содержанию котельного оборудования остались на уровне 2020г., кроме того увеличились тарифы на электроэнергию и водоснабжение для предприятия.

Таким образом, факт установления Обществом монопольно высокой цены услуги теплоснабжения не находит своего подтверждения.

Пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции установлено, что Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании изложенного, Комиссия УФАС по Республике Алтай приходит к выводу об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «МАЙМАТОППРОМ» по увеличению тарифа на теплоэнергию, вырабатываемую в котельных Общества.

Руководствуясь статьей 23, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела №004/01/10-435/2021 от 29.11.2021г. в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ООО «МАЙМАТОППРОМ».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 004/01/10-435/2021 [format] => [safe_value] => 004/01/10-435/2021 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2022-03-02 01:51:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2022-03-02 01:51:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1646186381 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Алтайское республиканское УФАС России )