Решение по делу № 24 в отношении Администрации МО «Онгудайский район»

Номер дела: 24
Дата публикации: 30 июля 2014, 08:22

Р Е Ш Е Н И Е № 24

 

г. Горно-Алтайск

Резолютивная часть решения оглашена 25.07.2014г.

В полном объеме решение изготовлено 29.07.2014г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА),

рассмотрев 25.07.2014 г. дело № 24 от 09.07.2014 г. по признакам нарушения Администрацией Онгудайского района части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном установлении в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Подготовка в установленном порядке и выдача градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Онгудайский район»», утвержденном постановлением Главы МО «Онгудайский район» от 29.06.2012г. № 796, требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу – подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков, документов, не предусмотренных действующим законодательством, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в присутствии представителя Администрации Онгудайского района по доверенности № 14 от 24.07.2014г. <...>,

У С Т А Н О В И Л А:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай во исполнение поручения ФАС России № ИА/21534-ПР/13 от 03.06.2013г., в рамках анализа рынка строительства объектов капитального строительства на территории Республики Алтай были проанализированы действующие Административные регламенты предоставления муниципальной услуги, в том числе «Подготовка и выдача градостроительного плана» (включая административные регламенты, утвержденные администрациями сельских поселений).

По результатам вышеуказанного анализа в отношении Администрации МО  «Онгудайский район» возбуждено дело № 24 от 09.07.2014 г. по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Дело назначено к рассмотрению на 25.07.2014г.

В ходе рассмотрения дела Комиссией УФАС по РА установлено следующее:

Постановлением Главы Администрации Онгудайского района от 29.06.2012г. № 796 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка в установленном порядке и выдача градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Онгудайский район» (далее Административный регламент).

Пунктами 2.6.2 и 2.6.3 Административного регламента установлен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, а именно:

- для физических лиц – заявление; копия правоустанавливающего документа на земельный участок; копия технического паспорта на домовладение; копия землеустроительного дела, или съемка земельного участка и прилегающих территорий; копия кадастрового паспорта земельного участка; нотариально удостоверенная доверенность на право предоставлять интересы заявителя в случае предоставления заявления представителем по доверенности;

- для юридических лиц – заявление; копия право подтверждающего документа на земельный участок; копия выписки из технического паспорта жилых и не жилых помещений для всех объектов капитального строительства, расположенных в границах земельного участка; кадастровый паспорт земельного участка; план застройки земельного участка.

В соответствии с пунктом 2.7 настоящего регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме заявления, в том числе отсутствие или несоответствие документов, необходимых для получения услуги.

В соответствии с пунктом 2.8 регламента установлен перечень оснований для приостановления и (или) отказа в предоставлении муниципальной услуги, в том числе отсутствие или неполный перечень документов, указанных в п. 2.6 настоящего административного регламента.

Согласно п. 1. ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление  или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги «предоставление градостроительного плана земельного участка» урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Часть 1 статьи 44 ГрК РФ устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 статьи 46 ГрК РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (ч. 17 ст. 46 ГрК РФ).

Согласно письму Госстроя от 17.12.2012г. № 3427-ВК/П/ГС для выдачи градостроительного плана земельного участка органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе. Согласно действующему законодательству органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица (паспорт) или юридического лица (свидетельство о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет). Полномочия органов местного самоуправления в области нормативно-правового регулирования планировки территорий охватываются только установлением порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 ГрК РФ). Порядок подготовки документации по планировке предполагает лишь организационную регламентацию действий муниципальных органов, уточняющую применительно к условиям конкретного муниципального образования процедуру подготовки, изложенную в ст. 46 ГрК РФ.

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана земельного участка и требованием от заявителей предоставления каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны  с возможностью идентификации обратившегося лица. Такая позиция отражена в Определении Верховного суда РФ от 09.08.2012г. № АТТЛ12-449, письме Госстроя от 17.12.2012г. № 3427-ВК/11/ГС «О предоставлении государственной услуги по выдаче градостроительного плана».

Несмотря на то, что законодательством не предусмотрено предоставление со стороны заявителя дополнительных документов для получения градостроительного плана земельного участка, Администрация Онгудайского района самостоятельно определила список документов в п. 2.6.2 и 2.6.3 Административного регламента, чем создала препятствие к получению бесплатной муниципальной услуги.

Таким образом, постановлением Главы Администрации Онгудайского района от 29.06.2012 г. № 796 утвержден Административный регламент, которым для лиц, желающих получить муниципальную услугу «Подготовка в установленном порядке и выдача градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Онгудайский район», в том числе, для хозяйствующих субъектов, были установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством, что привело или могло привести  к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что действия Администрации Онгудайского района, выразившиеся в необоснованном установлении в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Подготовка в установленном порядке и выдача градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Онгудайский район» утвержденный постановлением Главы Администрации Онгудайского района от 29.06.2012г. № 796, требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу документов, не предусмотренных действующим законодательством, образуют нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Представитель Администрации Онгудайского района на заседании комиссии согласилась с нарушением антимонопольного законодательства и пояснила, что принято постановление Администрации Онгудайского района от 22.07.2014г. № 519 о внесении изменений в постановление от 29.06.2012г. № 796. Добавила, что за период с 29.06.2012 по 09.07.2014г.  в Администрацию Онгудайского района поступило двадцать девять заявлений от хозяйствующих субъектов, обратившихся за данной муниципальной услугой. По всем заявлениям были выданы градостроительные планы.

Постановление Администрации Онгудайского района от 22.07.2014г. № 519 приобщено к материалам дела.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Добровольным устранением ответчиком нарушения антимонопольного законодательства является принятие Администрацией постановления от 22.07.2014г. № 519 о внесении изменений в постановление главы района от 29.06.2012 № 796 «Об утверждении реестра муниципальных услуг, административных регламентов предоставления муниципальных услуг отделом капитального строительства и архитектуры Администрации муниципального образования «Онгудайский район», которым исключены требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию МО «Онгудайский район» нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с необоснованным установлением в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Подготовка в установленном порядке и выдача градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Онгудайский район»», утвержденном постановлением Главы МО «Онгудайский район» от 29.06.2012г.      № 796, требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу – подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков, документов, не предусмотренных действующим законодательством, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Прекратить производство по делу  в связи с добровольным устранением Администрацией МО «Онгудайский район» нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с принятием постановления от 22.07.2014 г. № 519 о внесении изменений в Административный регламент, которым исключены требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу, документов, не предусмотренных действующим законодательством.

stdClass Object ( [vid] => 10569 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 24 в отношении Администрации МО «Онгудайский район» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10568 [type] => solution [language] => ru [created] => 1406683501 [changed] => 1406683501 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1406683501 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е № 24

 

г. Горно-Алтайск

Резолютивная часть решения оглашена 25.07.2014г.

В полном объеме решение изготовлено 29.07.2014г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА),

рассмотрев 25.07.2014 г. дело № 24 от 09.07.2014 г. по признакам нарушения Администрацией Онгудайского района части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном установлении в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Подготовка в установленном порядке и выдача градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Онгудайский район»», утвержденном постановлением Главы МО «Онгудайский район» от 29.06.2012г. № 796, требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу – подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков, документов, не предусмотренных действующим законодательством, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в присутствии представителя Администрации Онгудайского района по доверенности № 14 от 24.07.2014г. <...>,

У С Т А Н О В И Л А:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай во исполнение поручения ФАС России № ИА/21534-ПР/13 от 03.06.2013г., в рамках анализа рынка строительства объектов капитального строительства на территории Республики Алтай были проанализированы действующие Административные регламенты предоставления муниципальной услуги, в том числе «Подготовка и выдача градостроительного плана» (включая административные регламенты, утвержденные администрациями сельских поселений).

По результатам вышеуказанного анализа в отношении Администрации МО  «Онгудайский район» возбуждено дело № 24 от 09.07.2014 г. по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Дело назначено к рассмотрению на 25.07.2014г.

В ходе рассмотрения дела Комиссией УФАС по РА установлено следующее:

Постановлением Главы Администрации Онгудайского района от 29.06.2012г. № 796 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка в установленном порядке и выдача градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Онгудайский район» (далее Административный регламент).

Пунктами 2.6.2 и 2.6.3 Административного регламента установлен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, а именно:

- для физических лиц – заявление; копия правоустанавливающего документа на земельный участок; копия технического паспорта на домовладение; копия землеустроительного дела, или съемка земельного участка и прилегающих территорий; копия кадастрового паспорта земельного участка; нотариально удостоверенная доверенность на право предоставлять интересы заявителя в случае предоставления заявления представителем по доверенности;

- для юридических лиц – заявление; копия право подтверждающего документа на земельный участок; копия выписки из технического паспорта жилых и не жилых помещений для всех объектов капитального строительства, расположенных в границах земельного участка; кадастровый паспорт земельного участка; план застройки земельного участка.

В соответствии с пунктом 2.7 настоящего регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме заявления, в том числе отсутствие или несоответствие документов, необходимых для получения услуги.

В соответствии с пунктом 2.8 регламента установлен перечень оснований для приостановления и (или) отказа в предоставлении муниципальной услуги, в том числе отсутствие или неполный перечень документов, указанных в п. 2.6 настоящего административного регламента.

Согласно п. 1. ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление  или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги «предоставление градостроительного плана земельного участка» урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Часть 1 статьи 44 ГрК РФ устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 статьи 46 ГрК РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (ч. 17 ст. 46 ГрК РФ).

Согласно письму Госстроя от 17.12.2012г. № 3427-ВК/П/ГС для выдачи градостроительного плана земельного участка органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе. Согласно действующему законодательству органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица (паспорт) или юридического лица (свидетельство о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет). Полномочия органов местного самоуправления в области нормативно-правового регулирования планировки территорий охватываются только установлением порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 ГрК РФ). Порядок подготовки документации по планировке предполагает лишь организационную регламентацию действий муниципальных органов, уточняющую применительно к условиям конкретного муниципального образования процедуру подготовки, изложенную в ст. 46 ГрК РФ.

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана земельного участка и требованием от заявителей предоставления каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны  с возможностью идентификации обратившегося лица. Такая позиция отражена в Определении Верховного суда РФ от 09.08.2012г. № АТТЛ12-449, письме Госстроя от 17.12.2012г. № 3427-ВК/11/ГС «О предоставлении государственной услуги по выдаче градостроительного плана».

Несмотря на то, что законодательством не предусмотрено предоставление со стороны заявителя дополнительных документов для получения градостроительного плана земельного участка, Администрация Онгудайского района самостоятельно определила список документов в п. 2.6.2 и 2.6.3 Административного регламента, чем создала препятствие к получению бесплатной муниципальной услуги.

Таким образом, постановлением Главы Администрации Онгудайского района от 29.06.2012 г. № 796 утвержден Административный регламент, которым для лиц, желающих получить муниципальную услугу «Подготовка в установленном порядке и выдача градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Онгудайский район», в том числе, для хозяйствующих субъектов, были установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством, что привело или могло привести  к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что действия Администрации Онгудайского района, выразившиеся в необоснованном установлении в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Подготовка в установленном порядке и выдача градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Онгудайский район» утвержденный постановлением Главы Администрации Онгудайского района от 29.06.2012г. № 796, требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу документов, не предусмотренных действующим законодательством, образуют нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Представитель Администрации Онгудайского района на заседании комиссии согласилась с нарушением антимонопольного законодательства и пояснила, что принято постановление Администрации Онгудайского района от 22.07.2014г. № 519 о внесении изменений в постановление от 29.06.2012г. № 796. Добавила, что за период с 29.06.2012 по 09.07.2014г.  в Администрацию Онгудайского района поступило двадцать девять заявлений от хозяйствующих субъектов, обратившихся за данной муниципальной услугой. По всем заявлениям были выданы градостроительные планы.

Постановление Администрации Онгудайского района от 22.07.2014г. № 519 приобщено к материалам дела.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Добровольным устранением ответчиком нарушения антимонопольного законодательства является принятие Администрацией постановления от 22.07.2014г. № 519 о внесении изменений в постановление главы района от 29.06.2012 № 796 «Об утверждении реестра муниципальных услуг, административных регламентов предоставления муниципальных услуг отделом капитального строительства и архитектуры Администрации муниципального образования «Онгудайский район», которым исключены требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию МО «Онгудайский район» нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с необоснованным установлением в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Подготовка в установленном порядке и выдача градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Онгудайский район»», утвержденном постановлением Главы МО «Онгудайский район» от 29.06.2012г.      № 796, требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу – подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков, документов, не предусмотренных действующим законодательством, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Прекратить производство по делу  в связи с добровольным устранением Администрацией МО «Онгудайский район» нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с принятием постановления от 22.07.2014 г. № 519 о внесении изменений в Административный регламент, которым исключены требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу, документов, не предусмотренных действующим законодательством.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е № 24

 

г. Горно-Алтайск

Резолютивная часть решения оглашена 25.07.2014г.

В полном объеме решение изготовлено 29.07.2014г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА),

рассмотрев 25.07.2014 г. дело № 24 от 09.07.2014 г. по признакам нарушения Администрацией Онгудайского района части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном установлении в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Подготовка в установленном порядке и выдача градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Онгудайский район»», утвержденном постановлением Главы МО «Онгудайский район» от 29.06.2012г. № 796, требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу – подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков, документов, не предусмотренных действующим законодательством, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в присутствии представителя Администрации Онгудайского района по доверенности № 14 от 24.07.2014г. <...>,

У С Т А Н О В И Л А:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай во исполнение поручения ФАС России № ИА/21534-ПР/13 от 03.06.2013г., в рамках анализа рынка строительства объектов капитального строительства на территории Республики Алтай были проанализированы действующие Административные регламенты предоставления муниципальной услуги, в том числе «Подготовка и выдача градостроительного плана» (включая административные регламенты, утвержденные администрациями сельских поселений).

По результатам вышеуказанного анализа в отношении Администрации МО  «Онгудайский район» возбуждено дело № 24 от 09.07.2014 г. по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Дело назначено к рассмотрению на 25.07.2014г.

В ходе рассмотрения дела Комиссией УФАС по РА установлено следующее:

Постановлением Главы Администрации Онгудайского района от 29.06.2012г. № 796 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка в установленном порядке и выдача градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Онгудайский район» (далее Административный регламент).

Пунктами 2.6.2 и 2.6.3 Административного регламента установлен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, а именно:

- для физических лиц – заявление; копия правоустанавливающего документа на земельный участок; копия технического паспорта на домовладение; копия землеустроительного дела, или съемка земельного участка и прилегающих территорий; копия кадастрового паспорта земельного участка; нотариально удостоверенная доверенность на право предоставлять интересы заявителя в случае предоставления заявления представителем по доверенности;

- для юридических лиц – заявление; копия право подтверждающего документа на земельный участок; копия выписки из технического паспорта жилых и не жилых помещений для всех объектов капитального строительства, расположенных в границах земельного участка; кадастровый паспорт земельного участка; план застройки земельного участка.

В соответствии с пунктом 2.7 настоящего регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме заявления, в том числе отсутствие или несоответствие документов, необходимых для получения услуги.

В соответствии с пунктом 2.8 регламента установлен перечень оснований для приостановления и (или) отказа в предоставлении муниципальной услуги, в том числе отсутствие или неполный перечень документов, указанных в п. 2.6 настоящего административного регламента.

Согласно п. 1. ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление  или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги «предоставление градостроительного плана земельного участка» урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Часть 1 статьи 44 ГрК РФ устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 статьи 46 ГрК РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (ч. 17 ст. 46 ГрК РФ).

Согласно письму Госстроя от 17.12.2012г. № 3427-ВК/П/ГС для выдачи градостроительного плана земельного участка органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе. Согласно действующему законодательству органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица (паспорт) или юридического лица (свидетельство о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет). Полномочия органов местного самоуправления в области нормативно-правового регулирования планировки территорий охватываются только установлением порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 ГрК РФ). Порядок подготовки документации по планировке предполагает лишь организационную регламентацию действий муниципальных органов, уточняющую применительно к условиям конкретного муниципального образования процедуру подготовки, изложенную в ст. 46 ГрК РФ.

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана земельного участка и требованием от заявителей предоставления каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны  с возможностью идентификации обратившегося лица. Такая позиция отражена в Определении Верховного суда РФ от 09.08.2012г. № АТТЛ12-449, письме Госстроя от 17.12.2012г. № 3427-ВК/11/ГС «О предоставлении государственной услуги по выдаче градостроительного плана».

Несмотря на то, что законодательством не предусмотрено предоставление со стороны заявителя дополнительных документов для получения градостроительного плана земельного участка, Администрация Онгудайского района самостоятельно определила список документов в п. 2.6.2 и 2.6.3 Административного регламента, чем создала препятствие к получению бесплатной муниципальной услуги.

Таким образом, постановлением Главы Администрации Онгудайского района от 29.06.2012 г. № 796 утвержден Административный регламент, которым для лиц, желающих получить муниципальную услугу «Подготовка в установленном порядке и выдача градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Онгудайский район», в том числе, для хозяйствующих субъектов, были установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством, что привело или могло привести  к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что действия Администрации Онгудайского района, выразившиеся в необоснованном установлении в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Подготовка в установленном порядке и выдача градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Онгудайский район» утвержденный постановлением Главы Администрации Онгудайского района от 29.06.2012г. № 796, требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу документов, не предусмотренных действующим законодательством, образуют нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Представитель Администрации Онгудайского района на заседании комиссии согласилась с нарушением антимонопольного законодательства и пояснила, что принято постановление Администрации Онгудайского района от 22.07.2014г. № 519 о внесении изменений в постановление от 29.06.2012г. № 796. Добавила, что за период с 29.06.2012 по 09.07.2014г.  в Администрацию Онгудайского района поступило двадцать девять заявлений от хозяйствующих субъектов, обратившихся за данной муниципальной услугой. По всем заявлениям были выданы градостроительные планы.

Постановление Администрации Онгудайского района от 22.07.2014г. № 519 приобщено к материалам дела.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Добровольным устранением ответчиком нарушения антимонопольного законодательства является принятие Администрацией постановления от 22.07.2014г. № 519 о внесении изменений в постановление главы района от 29.06.2012 № 796 «Об утверждении реестра муниципальных услуг, административных регламентов предоставления муниципальных услуг отделом капитального строительства и архитектуры Администрации муниципального образования «Онгудайский район», которым исключены требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию МО «Онгудайский район» нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с необоснованным установлением в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Подготовка в установленном порядке и выдача градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Онгудайский район»», утвержденном постановлением Главы МО «Онгудайский район» от 29.06.2012г.      № 796, требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу – подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков, документов, не предусмотренных действующим законодательством, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Прекратить производство по делу  в связи с добровольным устранением Администрацией МО «Онгудайский район» нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с принятием постановления от 22.07.2014 г. № 519 о внесении изменений в Административный регламент, которым исключены требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу, документов, не предусмотренных действующим законодательством.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 24 [format] => [safe_value] => 24 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-30 01:22:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-29 01:22:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1406683501 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Алтайское республиканское УФАС России )