Р Е Ш Е Н И Е № 19
г. Горно-Алтайск
Резолютивная часть решения оглашена «18» июня 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено «25» июня 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия),
рассмотрев 18.06.2014г. дело № 19 от 22.05.2014г., возбужденное в отношении ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» (Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул. Энергетиков, 15) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило заявление (вх.№985 от 22.04.2014г.) <…> на действия ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» по факту неправомерного допуска прибора учета, совместимого с системой АИИС КУЭ, в эксплуатацию.
Согласно заявлению <…>, на опоре около дома (<…>) сетевой организацией был установлен прибор учета, совместимый с системой АИИС КУЭ. При вводе данного прибора учета в эксплуатацию <…> не получил от сетевой организации уведомление о допуске прибора учета в эксплуатацию и не подписывал акт допуска прибора учета в эксплуатацию. <…> осуществляет расчет за потребленную электроэнергию по показаниям прибора учета, установленного в доме. Просит разобраться в сложившейся ситуации и принять меры антимонопольного реагирования.
В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, и на основании статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай были направлены запросы в филиал «Горно-Алтайский» ОАО «Алтайэнергосбыт» и филиал ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» о предоставлении пояснений по вопросу, изложенному в заявлении.
Согласно пояснению филиала «Горно-Алтайский» ОАО «Алтайэнергосбыт» от 13.05.2014г. (вх.№1196), с 2006г. между заявителем и гарантирующим поставщиком заключен договор энергоснабжения № 116-994 в устной форме в порядке статьи 540 ГК РФ. Расчеты за потребленную электроэнергию производились заявителем по приборам учета: СО-И6106 № 0001539 (класс точности-2), установленному в доме, и ЦЭ-6806 № 009081029005290, установленному в гараже заявителя.
11.01.2013г. в соответствии с планом внедрения системы АИИС КУЭ по адресу: <…> филиалом ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» был установлен прибор учета типа NP542/24Т, включенный в АСКУЭ. В январе 2013г. в адрес гарантирующего поставщика поступил акт допуска в эксплуатацию прибора учета от 11.01.2013г., согласно которому по месту проживания заявителя осуществлен допуск в эксплуатацию прибора учета типа NP542/24Т №01404237, классом точности-1. Гарантирующий поставщик с февраля 2013г. выставлял заявителю платежные документы по показаниям установленного прибора учета, которые передавались сетевой организацией. С января 2013г. заявителем не направлялись разногласия по объему электроэнергии, указанному в платежных документах. С декабря 2013г. по 13.05.2014г. оплата от заявителя за потребленную электроэнергию не поступала. О проведении 11.01.2013г. сетевой организацией процедуры допуска прибора учета типа NP542/24Т №01404237 в эксплуатацию, гарантирующий поставщик уведомлен не был. Из содержания акта от 11.01.2013г. следовало, что сетевой организацией была соблюдена процедура допуска в эксплуатацию прибора учета.
Согласно пояснению филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» от 13.05.2014г. (вх.№1201), заявитель был уведомлен о дате допуска прибора учета в эксплуатацию простым письмом. В установленное уведомлением время (11.01.2013г.) заявитель не находился дома и на основании пункта 152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. №442 (далее – Основные положения), сетевая организация установила на границе раздела балансовой принадлежности прибор учета типа NP542/24Т №01404237 и приняла в качестве расчетного. Акт о принятии прибора учета системы АИИС КУЭ в коммерческую эксплуатацию с уведомлением о необходимости получения пульта отправлен заявителю 30.01.2013г. заказным письмом.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по итогам рассмотрения заявления <…> пришло к выводу, что в действиях ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, выразившееся в проведении допуска в эксплуатацию прибора учета типа NP542/24Т №01404237 без уведомления <…> о дате, времени и месте проведения процедуры допуска прибора учета, что противоречит абзацу 2 пункта 153(1) Основных положений; ненаправлении <…> копии акта допуска в эксплуатацию (проверки) расчетного/контрольного прибора учета от 11.01.2013г., что нарушает абзац 16 пункта 154 Основных положений; неустановки контрольной пломбы или знаков визуального контроля на введенном в эксплуатацию приборе учета, что противоречит абзацам 2, 3 пункта 154 Основных положений и ущемляют интересы <…>.
В соответствии с частью 12 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 22.05.2014г. № 173 возбуждено дело № 19 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Рассмотрение дела назначено на 18.06.2014г.
ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» надлежащим образом уведомлено о дате и времени заседания Комиссии (почтовое уведомление № 64900071882971 получено 27.05.2014г.). 18.06.2014г. представитель филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» на заседание Комиссии не явился.
На основании части 2 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссией принято решение о рассмотрении дела по существу в отсутствии представителя филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети».
Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, изучив обстоятельства дела, заслушав пояснения заявителя и рассмотрев письменные пояснения ответчика по делу, пришла к выводу:
При принятии решения Комиссия руководствовалась: Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электроэнергии».
1. Допуск установленного прибора учета электроэнергии в эксплуатацию регламентирован пунктами 152-154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442.
В соответствии с абзацем 1 пункта 152 Основных положений установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в установленном порядке.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета электроэнергии типа NP542/24Т №01404237 в эксплуатацию должен был быть произведен в присутствии <…> и уполномоченных представителей филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети», филиала «Горно-Алтайский» ОАО «Алтайэнергосбыт».
Исходя из акта допуска в эксплуатацию (проверки) расчетного/контрольного прибора учета от 11.01.2013г. допуск прибора учета типа NP542/24Т №01404237 в эксплуатацию был произведен начальником Майминского РЭС филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» <…> в отсутствии <…>.
Абзац 2 пункта 153(1) Основных положений предусматривает, что сетевая организация в порядке, предусмотренном пунктом 153 настоящего документа, уведомляет в письменной форме способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, лиц, которые в соответствии с пунктом 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, о дате, времени и месте проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию с указанием сведений, содержащихся в заявке.
Согласно пояснению филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» <…> был уведомлен о проведении процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию простой письменной корреспонденцией.
Комиссия считает, что филиал ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» в установленном порядке не уведомил <…> о дате, времени и месте проведения процедуры допуска прибора учета типа NP542/24Т №01404237 в эксплуатацию, поскольку направленное сетевой организацией уведомление простой письменной корреспонденцией не подтверждает факт получения его заявителем. Комиссии не представлены копии уведомления, журнала регистрации исходящей корреспонденции, по которым можно сделать вывод о надлежащем (заблаговременном) уведомлении <…> о проведении процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию.
Комиссия приходит к выводу, что данными действиями филиал ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» (проведение допуска в эксплуатацию прибора учета без уведомления <…>) нарушил абзац 2 пункта 153(1) Основных положений, так как заявитель имел право на получение заблаговременного извещения о проведении процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию.
2. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию завершается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются сведения, предусмотренные абзацами 4-13 пункта 154 Основных положений.
Комиссия, проанализировав акт допуска в эксплуатацию (проверки) расчетного/контрольного прибора учета от 11.01.2013г. установила, что прибор учета типа NP542/24Т №01404237 принят в качестве расчетного. Однако, в акте не указаны сведения, предусмотренные абзацем 10 пункта 154 Основных положений, а именно наименование организации, представитель которой осуществил установку контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля, его фамилия, имя и отчество а также описание мест на приборе учета и измерительных трансформаторах, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), в которых установлены контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля, их индивидуальные номера - в случае принятия решения о допуске прибора учета в эксплуатацию.
Абзацы 2, 3 пункта 154 Основных положений предусматривают, что по окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба и (или) знаки визуального контроля.
Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией, а в случае если сетевая организация не явилась в согласованные дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), участвующим в процедуре допуска.
Согласно пункту 137 Основных положений, приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).
Следовательно, наличие контрольной пломбы или знаков визуального контроля на приборе учета является обязательным условием при признании прибора учета в качестве расчетного.
Комиссией установлено, что контрольная пломба или знаки визуального контроля на введенном в эксплуатацию приборе учета типа NP542/24Т №01404237 отсутствуют, что подтверждается отсутствием записи в акте допуска в эксплуатацию (проверки) расчетного/контрольного прибора учета от 11.01.2013г.
Признание филиалом ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» прибора учета типа NP542/24Т №01404237 в качестве расчетного (акт допуска в эксплуатацию (проверки) расчетного/контрольного прибора учета от 11.01.2013г.) является неправомерным, так как на приборе учета не установлены контрольные пломбы или знаки визуального контроля, предусмотренные абзацами 2, 3 пункта 154 Основных положений.
3. В соответствии с пунктом 153 Основных положений, если установка прибора учета, допуск в эксплуатацию которого планируется осуществить, была произведена гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), имеющим договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых такой прибор учета был установлен, или сетевой организацией, имеющей договор оказания услуг по передаче электрической энергии с указанным собственником, то в этом случае такой собственник не обязан подавать заявку, а лицо, установившее прибор учета, обязано самостоятельно организовать проведение процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию и согласовать с указанным собственником дату и время проведения такой процедуры.
Согласно абзацу 16 пункта 154 Основных положений в случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска. Лицо, составившее акт допуска прибора учета в эксплуатацию, обязано в течение 2 рабочих дней со дня проведения такой процедуры направить копии такого акта лицам из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, не явившимся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.
В реестре отправленных уведомлений для комиссионного принятия в коммерческую эксплуатацию приборов учета, совместимых с системой АИИС КУЭ, указаны инициалы заявителя, адрес проживания, дата принятия и стоит штемпель «Почта России» от 30.01.2013г., в то время как акт допуска составлен 11.01.2013г. В связи с чем, данный реестр свидетельствует о том, что филиал ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» не направил копию акта допуска в эксплуатацию (проверки) расчетного/контрольного прибора учета от 11.01.2013г. в установленный абзацем 16 пункта 154 Основных положений срок.
4. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» в соответствии с постановлением Комитета по тарифам Республики Алтай от 01.10.2003г. № 8/1 (в ред. постановления Комитета по тарифам РА от 09.10.2009г. №9/1) включено в Реестр организаций Республики Алтай, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
На основании части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Алтай в границах балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации, к сетям которой присоединены потребители, за исключением зон деятельности других сетевых организаций, и на его деятельность распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что действия ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети», выразившиеся в проведении допуска прибора учета типа NP542/24Т №01404237 в эксплуатацию без уведомления <…> о дате, времени и месте проведения процедуры допуска прибора учета, противоречат абзацу 2 пункта 153(1) Основных положений; направлении <…> копии акта допуска в эксплуатацию (проверки) расчетного/контрольного прибора учета от 11.01.2013г., с нарушением абзаца 16 пункта 154 Основных положений; неустановки контрольной пломбы или знаков визуального контроля на введенном в эксплуатацию приборе учета, противоречат абзацам 2, 3 пункта 154 Основных положений, являются злоупотреблением доминирующим положением, ущемляют права <…>, т.е. являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
04.06.2014г. филиал ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» представил в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай документы (уведомление от 21.05.2014г. и акт допуска прибора учета в эксплуатацию от 28.05.2014г.), подтверждающие проведение 28.05.2014г. допуска прибора учета типа NP542/24Т № 01404237, совместимого с системой АИИС КУЭ, в эксплуатацию в соответствии с требованиями Основных положений.
На заседании Комиссии 18.06.2014г. <…> подтвердил, что 21.05.2014г. он был уведомлен филиалом ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» о проведении процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию и 28.05.2014г. сетевая организация произвела допуск в эксплуатацию прибора учета типа NP542/24Т №01404237, совместимого с системой АИИС КУЭ, в его присутствии. По окончании процедуры допуска <…> подписал акт допуска прибора учета в эксплуатацию и получил пульт снятия показаний прибора учета. Претензий к филиалу ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» не имеет.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Факт добровольного устранения филиалом ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» нарушения антимонопольного законодательства подтверждается уведомлением от 21.05.2014г. и актом допуска прибора учета в эксплуатацию от 28.05.2014г.
Таким образом, на дату рассмотрения дела прибор учета типа NP542/24Т №01404237 допущен филиалом ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» в эксплуатацию в соответствии с требованиями Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьями 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
РЕШИЛА:
1. Признать ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с проведением допуска в эксплуатацию прибора учета типа NP542/24Т №01404237 без уведомления <…> о дате, времени и месте проведения процедуры допуска прибора учета, что противоречит абзацу 2 пункта 153(1) Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442; направлением <…> копии акта допуска в эксплуатацию (проверки) расчетного/контрольного прибора учета от 11.01.2013г. с нарушением абзаца 16 пункта 154 Основных положений; неустановкой контрольной пломбы или знаков визуального контроля на введенном в эксплуатацию приборе учета, что противоречит абзацам 2, 3 пункта 154 Основных положений, что является злоупотреблением доминирующим положением и ущемляет интересы <…>.
2. Прекратить в отношении ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» рассмотрение дела в связи с добровольным устранением нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
stdClass Object
(
[vid] => 10444
[uid] => 5
[title] => Решение по делу №19 в отношении ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети»
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 10443
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1403680614
[changed] => 1403680614
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1403680614
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Р Е Ш Е Н И Е № 19
г. Горно-Алтайск
Резолютивная часть решения оглашена «18» июня 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено «25» июня 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия),
рассмотрев 18.06.2014г. дело № 19 от 22.05.2014г., возбужденное в отношении ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» (Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул. Энергетиков, 15) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило заявление (вх.№985 от 22.04.2014г.) <…> на действия ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» по факту неправомерного допуска прибора учета, совместимого с системой АИИС КУЭ, в эксплуатацию.
Согласно заявлению <…>, на опоре около дома (<…>) сетевой организацией был установлен прибор учета, совместимый с системой АИИС КУЭ. При вводе данного прибора учета в эксплуатацию <…> не получил от сетевой организации уведомление о допуске прибора учета в эксплуатацию и не подписывал акт допуска прибора учета в эксплуатацию. <…> осуществляет расчет за потребленную электроэнергию по показаниям прибора учета, установленного в доме. Просит разобраться в сложившейся ситуации и принять меры антимонопольного реагирования.
В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, и на основании статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай были направлены запросы в филиал «Горно-Алтайский» ОАО «Алтайэнергосбыт» и филиал ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» о предоставлении пояснений по вопросу, изложенному в заявлении.
Согласно пояснению филиала «Горно-Алтайский» ОАО «Алтайэнергосбыт» от 13.05.2014г. (вх.№1196), с 2006г. между заявителем и гарантирующим поставщиком заключен договор энергоснабжения № 116-994 в устной форме в порядке статьи 540 ГК РФ. Расчеты за потребленную электроэнергию производились заявителем по приборам учета: СО-И6106 № 0001539 (класс точности-2), установленному в доме, и ЦЭ-6806 № 009081029005290, установленному в гараже заявителя.
11.01.2013г. в соответствии с планом внедрения системы АИИС КУЭ по адресу: <…> филиалом ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» был установлен прибор учета типа NP542/24Т, включенный в АСКУЭ. В январе 2013г. в адрес гарантирующего поставщика поступил акт допуска в эксплуатацию прибора учета от 11.01.2013г., согласно которому по месту проживания заявителя осуществлен допуск в эксплуатацию прибора учета типа NP542/24Т №01404237, классом точности-1. Гарантирующий поставщик с февраля 2013г. выставлял заявителю платежные документы по показаниям установленного прибора учета, которые передавались сетевой организацией. С января 2013г. заявителем не направлялись разногласия по объему электроэнергии, указанному в платежных документах. С декабря 2013г. по 13.05.2014г. оплата от заявителя за потребленную электроэнергию не поступала. О проведении 11.01.2013г. сетевой организацией процедуры допуска прибора учета типа NP542/24Т №01404237 в эксплуатацию, гарантирующий поставщик уведомлен не был. Из содержания акта от 11.01.2013г. следовало, что сетевой организацией была соблюдена процедура допуска в эксплуатацию прибора учета.
Согласно пояснению филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» от 13.05.2014г. (вх.№1201), заявитель был уведомлен о дате допуска прибора учета в эксплуатацию простым письмом. В установленное уведомлением время (11.01.2013г.) заявитель не находился дома и на основании пункта 152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. №442 (далее – Основные положения), сетевая организация установила на границе раздела балансовой принадлежности прибор учета типа NP542/24Т №01404237 и приняла в качестве расчетного. Акт о принятии прибора учета системы АИИС КУЭ в коммерческую эксплуатацию с уведомлением о необходимости получения пульта отправлен заявителю 30.01.2013г. заказным письмом.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по итогам рассмотрения заявления <…> пришло к выводу, что в действиях ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, выразившееся в проведении допуска в эксплуатацию прибора учета типа NP542/24Т №01404237 без уведомления <…> о дате, времени и месте проведения процедуры допуска прибора учета, что противоречит абзацу 2 пункта 153(1) Основных положений; ненаправлении <…> копии акта допуска в эксплуатацию (проверки) расчетного/контрольного прибора учета от 11.01.2013г., что нарушает абзац 16 пункта 154 Основных положений; неустановки контрольной пломбы или знаков визуального контроля на введенном в эксплуатацию приборе учета, что противоречит абзацам 2, 3 пункта 154 Основных положений и ущемляют интересы <…>.
В соответствии с частью 12 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 22.05.2014г. № 173 возбуждено дело № 19 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Рассмотрение дела назначено на 18.06.2014г.
ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» надлежащим образом уведомлено о дате и времени заседания Комиссии (почтовое уведомление № 64900071882971 получено 27.05.2014г.). 18.06.2014г. представитель филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» на заседание Комиссии не явился.
На основании части 2 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссией принято решение о рассмотрении дела по существу в отсутствии представителя филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети».
Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, изучив обстоятельства дела, заслушав пояснения заявителя и рассмотрев письменные пояснения ответчика по делу, пришла к выводу:
При принятии решения Комиссия руководствовалась: Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электроэнергии».
1. Допуск установленного прибора учета электроэнергии в эксплуатацию регламентирован пунктами 152-154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442.
В соответствии с абзацем 1 пункта 152 Основных положений установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в установленном порядке.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета электроэнергии типа NP542/24Т №01404237 в эксплуатацию должен был быть произведен в присутствии <…> и уполномоченных представителей филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети», филиала «Горно-Алтайский» ОАО «Алтайэнергосбыт».
Исходя из акта допуска в эксплуатацию (проверки) расчетного/контрольного прибора учета от 11.01.2013г. допуск прибора учета типа NP542/24Т №01404237 в эксплуатацию был произведен начальником Майминского РЭС филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» <…> в отсутствии <…>.
Абзац 2 пункта 153(1) Основных положений предусматривает, что сетевая организация в порядке, предусмотренном пунктом 153 настоящего документа, уведомляет в письменной форме способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, лиц, которые в соответствии с пунктом 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, о дате, времени и месте проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию с указанием сведений, содержащихся в заявке.
Согласно пояснению филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» <…> был уведомлен о проведении процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию простой письменной корреспонденцией.
Комиссия считает, что филиал ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» в установленном порядке не уведомил <…> о дате, времени и месте проведения процедуры допуска прибора учета типа NP542/24Т №01404237 в эксплуатацию, поскольку направленное сетевой организацией уведомление простой письменной корреспонденцией не подтверждает факт получения его заявителем. Комиссии не представлены копии уведомления, журнала регистрации исходящей корреспонденции, по которым можно сделать вывод о надлежащем (заблаговременном) уведомлении <…> о проведении процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию.
Комиссия приходит к выводу, что данными действиями филиал ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» (проведение допуска в эксплуатацию прибора учета без уведомления <…>) нарушил абзац 2 пункта 153(1) Основных положений, так как заявитель имел право на получение заблаговременного извещения о проведении процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию.
2. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию завершается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются сведения, предусмотренные абзацами 4-13 пункта 154 Основных положений.
Комиссия, проанализировав акт допуска в эксплуатацию (проверки) расчетного/контрольного прибора учета от 11.01.2013г. установила, что прибор учета типа NP542/24Т №01404237 принят в качестве расчетного. Однако, в акте не указаны сведения, предусмотренные абзацем 10 пункта 154 Основных положений, а именно наименование организации, представитель которой осуществил установку контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля, его фамилия, имя и отчество а также описание мест на приборе учета и измерительных трансформаторах, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), в которых установлены контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля, их индивидуальные номера - в случае принятия решения о допуске прибора учета в эксплуатацию.
Абзацы 2, 3 пункта 154 Основных положений предусматривают, что по окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба и (или) знаки визуального контроля.
Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией, а в случае если сетевая организация не явилась в согласованные дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), участвующим в процедуре допуска.
Согласно пункту 137 Основных положений, приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).
Следовательно, наличие контрольной пломбы или знаков визуального контроля на приборе учета является обязательным условием при признании прибора учета в качестве расчетного.
Комиссией установлено, что контрольная пломба или знаки визуального контроля на введенном в эксплуатацию приборе учета типа NP542/24Т №01404237 отсутствуют, что подтверждается отсутствием записи в акте допуска в эксплуатацию (проверки) расчетного/контрольного прибора учета от 11.01.2013г.
Признание филиалом ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» прибора учета типа NP542/24Т №01404237 в качестве расчетного (акт допуска в эксплуатацию (проверки) расчетного/контрольного прибора учета от 11.01.2013г.) является неправомерным, так как на приборе учета не установлены контрольные пломбы или знаки визуального контроля, предусмотренные абзацами 2, 3 пункта 154 Основных положений.
3. В соответствии с пунктом 153 Основных положений, если установка прибора учета, допуск в эксплуатацию которого планируется осуществить, была произведена гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), имеющим договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых такой прибор учета был установлен, или сетевой организацией, имеющей договор оказания услуг по передаче электрической энергии с указанным собственником, то в этом случае такой собственник не обязан подавать заявку, а лицо, установившее прибор учета, обязано самостоятельно организовать проведение процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию и согласовать с указанным собственником дату и время проведения такой процедуры.
Согласно абзацу 16 пункта 154 Основных положений в случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска. Лицо, составившее акт допуска прибора учета в эксплуатацию, обязано в течение 2 рабочих дней со дня проведения такой процедуры направить копии такого акта лицам из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, не явившимся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.
В реестре отправленных уведомлений для комиссионного принятия в коммерческую эксплуатацию приборов учета, совместимых с системой АИИС КУЭ, указаны инициалы заявителя, адрес проживания, дата принятия и стоит штемпель «Почта России» от 30.01.2013г., в то время как акт допуска составлен 11.01.2013г. В связи с чем, данный реестр свидетельствует о том, что филиал ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» не направил копию акта допуска в эксплуатацию (проверки) расчетного/контрольного прибора учета от 11.01.2013г. в установленный абзацем 16 пункта 154 Основных положений срок.
4. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» в соответствии с постановлением Комитета по тарифам Республики Алтай от 01.10.2003г. № 8/1 (в ред. постановления Комитета по тарифам РА от 09.10.2009г. №9/1) включено в Реестр организаций Республики Алтай, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
На основании части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Алтай в границах балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации, к сетям которой присоединены потребители, за исключением зон деятельности других сетевых организаций, и на его деятельность распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что действия ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети», выразившиеся в проведении допуска прибора учета типа NP542/24Т №01404237 в эксплуатацию без уведомления <…> о дате, времени и месте проведения процедуры допуска прибора учета, противоречат абзацу 2 пункта 153(1) Основных положений; направлении <…> копии акта допуска в эксплуатацию (проверки) расчетного/контрольного прибора учета от 11.01.2013г., с нарушением абзаца 16 пункта 154 Основных положений; неустановки контрольной пломбы или знаков визуального контроля на введенном в эксплуатацию приборе учета, противоречат абзацам 2, 3 пункта 154 Основных положений, являются злоупотреблением доминирующим положением, ущемляют права <…>, т.е. являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
04.06.2014г. филиал ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» представил в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай документы (уведомление от 21.05.2014г. и акт допуска прибора учета в эксплуатацию от 28.05.2014г.), подтверждающие проведение 28.05.2014г. допуска прибора учета типа NP542/24Т № 01404237, совместимого с системой АИИС КУЭ, в эксплуатацию в соответствии с требованиями Основных положений.
На заседании Комиссии 18.06.2014г. <…> подтвердил, что 21.05.2014г. он был уведомлен филиалом ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» о проведении процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию и 28.05.2014г. сетевая организация произвела допуск в эксплуатацию прибора учета типа NP542/24Т №01404237, совместимого с системой АИИС КУЭ, в его присутствии. По окончании процедуры допуска <…> подписал акт допуска прибора учета в эксплуатацию и получил пульт снятия показаний прибора учета. Претензий к филиалу ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» не имеет.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Факт добровольного устранения филиалом ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» нарушения антимонопольного законодательства подтверждается уведомлением от 21.05.2014г. и актом допуска прибора учета в эксплуатацию от 28.05.2014г.
Таким образом, на дату рассмотрения дела прибор учета типа NP542/24Т №01404237 допущен филиалом ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» в эксплуатацию в соответствии с требованиями Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьями 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
РЕШИЛА:
1. Признать ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с проведением допуска в эксплуатацию прибора учета типа NP542/24Т №01404237 без уведомления <…> о дате, времени и месте проведения процедуры допуска прибора учета, что противоречит абзацу 2 пункта 153(1) Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442; направлением <…> копии акта допуска в эксплуатацию (проверки) расчетного/контрольного прибора учета от 11.01.2013г. с нарушением абзаца 16 пункта 154 Основных положений; неустановкой контрольной пломбы или знаков визуального контроля на введенном в эксплуатацию приборе учета, что противоречит абзацам 2, 3 пункта 154 Основных положений, что является злоупотреблением доминирующим положением и ущемляет интересы <…>.
2. Прекратить в отношении ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» рассмотрение дела в связи с добровольным устранением нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Р Е Ш Е Н И Е № 19
г. Горно-Алтайск
Резолютивная часть решения оглашена «18» июня 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено «25» июня 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия),
рассмотрев 18.06.2014г. дело № 19 от 22.05.2014г., возбужденное в отношении ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» (Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул. Энергетиков, 15) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило заявление (вх.№985 от 22.04.2014г.) <…> на действия ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» по факту неправомерного допуска прибора учета, совместимого с системой АИИС КУЭ, в эксплуатацию.
Согласно заявлению <…>, на опоре около дома (<…>) сетевой организацией был установлен прибор учета, совместимый с системой АИИС КУЭ. При вводе данного прибора учета в эксплуатацию <…> не получил от сетевой организации уведомление о допуске прибора учета в эксплуатацию и не подписывал акт допуска прибора учета в эксплуатацию. <…> осуществляет расчет за потребленную электроэнергию по показаниям прибора учета, установленного в доме. Просит разобраться в сложившейся ситуации и принять меры антимонопольного реагирования.
В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, и на основании статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай были направлены запросы в филиал «Горно-Алтайский» ОАО «Алтайэнергосбыт» и филиал ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» о предоставлении пояснений по вопросу, изложенному в заявлении.
Согласно пояснению филиала «Горно-Алтайский» ОАО «Алтайэнергосбыт» от 13.05.2014г. (вх.№1196), с 2006г. между заявителем и гарантирующим поставщиком заключен договор энергоснабжения № 116-994 в устной форме в порядке статьи 540 ГК РФ. Расчеты за потребленную электроэнергию производились заявителем по приборам учета: СО-И6106 № 0001539 (класс точности-2), установленному в доме, и ЦЭ-6806 № 009081029005290, установленному в гараже заявителя.
11.01.2013г. в соответствии с планом внедрения системы АИИС КУЭ по адресу: <…> филиалом ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» был установлен прибор учета типа NP542/24Т, включенный в АСКУЭ. В январе 2013г. в адрес гарантирующего поставщика поступил акт допуска в эксплуатацию прибора учета от 11.01.2013г., согласно которому по месту проживания заявителя осуществлен допуск в эксплуатацию прибора учета типа NP542/24Т №01404237, классом точности-1. Гарантирующий поставщик с февраля 2013г. выставлял заявителю платежные документы по показаниям установленного прибора учета, которые передавались сетевой организацией. С января 2013г. заявителем не направлялись разногласия по объему электроэнергии, указанному в платежных документах. С декабря 2013г. по 13.05.2014г. оплата от заявителя за потребленную электроэнергию не поступала. О проведении 11.01.2013г. сетевой организацией процедуры допуска прибора учета типа NP542/24Т №01404237 в эксплуатацию, гарантирующий поставщик уведомлен не был. Из содержания акта от 11.01.2013г. следовало, что сетевой организацией была соблюдена процедура допуска в эксплуатацию прибора учета.
Согласно пояснению филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» от 13.05.2014г. (вх.№1201), заявитель был уведомлен о дате допуска прибора учета в эксплуатацию простым письмом. В установленное уведомлением время (11.01.2013г.) заявитель не находился дома и на основании пункта 152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. №442 (далее – Основные положения), сетевая организация установила на границе раздела балансовой принадлежности прибор учета типа NP542/24Т №01404237 и приняла в качестве расчетного. Акт о принятии прибора учета системы АИИС КУЭ в коммерческую эксплуатацию с уведомлением о необходимости получения пульта отправлен заявителю 30.01.2013г. заказным письмом.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по итогам рассмотрения заявления <…> пришло к выводу, что в действиях ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, выразившееся в проведении допуска в эксплуатацию прибора учета типа NP542/24Т №01404237 без уведомления <…> о дате, времени и месте проведения процедуры допуска прибора учета, что противоречит абзацу 2 пункта 153(1) Основных положений; ненаправлении <…> копии акта допуска в эксплуатацию (проверки) расчетного/контрольного прибора учета от 11.01.2013г., что нарушает абзац 16 пункта 154 Основных положений; неустановки контрольной пломбы или знаков визуального контроля на введенном в эксплуатацию приборе учета, что противоречит абзацам 2, 3 пункта 154 Основных положений и ущемляют интересы <…>.
В соответствии с частью 12 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 22.05.2014г. № 173 возбуждено дело № 19 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Рассмотрение дела назначено на 18.06.2014г.
ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» надлежащим образом уведомлено о дате и времени заседания Комиссии (почтовое уведомление № 64900071882971 получено 27.05.2014г.). 18.06.2014г. представитель филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» на заседание Комиссии не явился.
На основании части 2 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссией принято решение о рассмотрении дела по существу в отсутствии представителя филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети».
Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, изучив обстоятельства дела, заслушав пояснения заявителя и рассмотрев письменные пояснения ответчика по делу, пришла к выводу:
При принятии решения Комиссия руководствовалась: Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электроэнергии».
1. Допуск установленного прибора учета электроэнергии в эксплуатацию регламентирован пунктами 152-154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442.
В соответствии с абзацем 1 пункта 152 Основных положений установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в установленном порядке.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета электроэнергии типа NP542/24Т №01404237 в эксплуатацию должен был быть произведен в присутствии <…> и уполномоченных представителей филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети», филиала «Горно-Алтайский» ОАО «Алтайэнергосбыт».
Исходя из акта допуска в эксплуатацию (проверки) расчетного/контрольного прибора учета от 11.01.2013г. допуск прибора учета типа NP542/24Т №01404237 в эксплуатацию был произведен начальником Майминского РЭС филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» <…> в отсутствии <…>.
Абзац 2 пункта 153(1) Основных положений предусматривает, что сетевая организация в порядке, предусмотренном пунктом 153 настоящего документа, уведомляет в письменной форме способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, лиц, которые в соответствии с пунктом 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, о дате, времени и месте проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию с указанием сведений, содержащихся в заявке.
Согласно пояснению филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» <…> был уведомлен о проведении процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию простой письменной корреспонденцией.
Комиссия считает, что филиал ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» в установленном порядке не уведомил <…> о дате, времени и месте проведения процедуры допуска прибора учета типа NP542/24Т №01404237 в эксплуатацию, поскольку направленное сетевой организацией уведомление простой письменной корреспонденцией не подтверждает факт получения его заявителем. Комиссии не представлены копии уведомления, журнала регистрации исходящей корреспонденции, по которым можно сделать вывод о надлежащем (заблаговременном) уведомлении <…> о проведении процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию.
Комиссия приходит к выводу, что данными действиями филиал ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» (проведение допуска в эксплуатацию прибора учета без уведомления <…>) нарушил абзац 2 пункта 153(1) Основных положений, так как заявитель имел право на получение заблаговременного извещения о проведении процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию.
2. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию завершается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются сведения, предусмотренные абзацами 4-13 пункта 154 Основных положений.
Комиссия, проанализировав акт допуска в эксплуатацию (проверки) расчетного/контрольного прибора учета от 11.01.2013г. установила, что прибор учета типа NP542/24Т №01404237 принят в качестве расчетного. Однако, в акте не указаны сведения, предусмотренные абзацем 10 пункта 154 Основных положений, а именно наименование организации, представитель которой осуществил установку контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля, его фамилия, имя и отчество а также описание мест на приборе учета и измерительных трансформаторах, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), в которых установлены контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля, их индивидуальные номера - в случае принятия решения о допуске прибора учета в эксплуатацию.
Абзацы 2, 3 пункта 154 Основных положений предусматривают, что по окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба и (или) знаки визуального контроля.
Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией, а в случае если сетевая организация не явилась в согласованные дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), участвующим в процедуре допуска.
Согласно пункту 137 Основных положений, приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).
Следовательно, наличие контрольной пломбы или знаков визуального контроля на приборе учета является обязательным условием при признании прибора учета в качестве расчетного.
Комиссией установлено, что контрольная пломба или знаки визуального контроля на введенном в эксплуатацию приборе учета типа NP542/24Т №01404237 отсутствуют, что подтверждается отсутствием записи в акте допуска в эксплуатацию (проверки) расчетного/контрольного прибора учета от 11.01.2013г.
Признание филиалом ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» прибора учета типа NP542/24Т №01404237 в качестве расчетного (акт допуска в эксплуатацию (проверки) расчетного/контрольного прибора учета от 11.01.2013г.) является неправомерным, так как на приборе учета не установлены контрольные пломбы или знаки визуального контроля, предусмотренные абзацами 2, 3 пункта 154 Основных положений.
3. В соответствии с пунктом 153 Основных положений, если установка прибора учета, допуск в эксплуатацию которого планируется осуществить, была произведена гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), имеющим договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых такой прибор учета был установлен, или сетевой организацией, имеющей договор оказания услуг по передаче электрической энергии с указанным собственником, то в этом случае такой собственник не обязан подавать заявку, а лицо, установившее прибор учета, обязано самостоятельно организовать проведение процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию и согласовать с указанным собственником дату и время проведения такой процедуры.
Согласно абзацу 16 пункта 154 Основных положений в случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска. Лицо, составившее акт допуска прибора учета в эксплуатацию, обязано в течение 2 рабочих дней со дня проведения такой процедуры направить копии такого акта лицам из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, не явившимся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.
В реестре отправленных уведомлений для комиссионного принятия в коммерческую эксплуатацию приборов учета, совместимых с системой АИИС КУЭ, указаны инициалы заявителя, адрес проживания, дата принятия и стоит штемпель «Почта России» от 30.01.2013г., в то время как акт допуска составлен 11.01.2013г. В связи с чем, данный реестр свидетельствует о том, что филиал ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» не направил копию акта допуска в эксплуатацию (проверки) расчетного/контрольного прибора учета от 11.01.2013г. в установленный абзацем 16 пункта 154 Основных положений срок.
4. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» в соответствии с постановлением Комитета по тарифам Республики Алтай от 01.10.2003г. № 8/1 (в ред. постановления Комитета по тарифам РА от 09.10.2009г. №9/1) включено в Реестр организаций Республики Алтай, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
На основании части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Алтай в границах балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации, к сетям которой присоединены потребители, за исключением зон деятельности других сетевых организаций, и на его деятельность распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что действия ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети», выразившиеся в проведении допуска прибора учета типа NP542/24Т №01404237 в эксплуатацию без уведомления <…> о дате, времени и месте проведения процедуры допуска прибора учета, противоречат абзацу 2 пункта 153(1) Основных положений; направлении <…> копии акта допуска в эксплуатацию (проверки) расчетного/контрольного прибора учета от 11.01.2013г., с нарушением абзаца 16 пункта 154 Основных положений; неустановки контрольной пломбы или знаков визуального контроля на введенном в эксплуатацию приборе учета, противоречат абзацам 2, 3 пункта 154 Основных положений, являются злоупотреблением доминирующим положением, ущемляют права <…>, т.е. являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
04.06.2014г. филиал ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» представил в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай документы (уведомление от 21.05.2014г. и акт допуска прибора учета в эксплуатацию от 28.05.2014г.), подтверждающие проведение 28.05.2014г. допуска прибора учета типа NP542/24Т № 01404237, совместимого с системой АИИС КУЭ, в эксплуатацию в соответствии с требованиями Основных положений.
На заседании Комиссии 18.06.2014г. <…> подтвердил, что 21.05.2014г. он был уведомлен филиалом ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» о проведении процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию и 28.05.2014г. сетевая организация произвела допуск в эксплуатацию прибора учета типа NP542/24Т №01404237, совместимого с системой АИИС КУЭ, в его присутствии. По окончании процедуры допуска <…> подписал акт допуска прибора учета в эксплуатацию и получил пульт снятия показаний прибора учета. Претензий к филиалу ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» не имеет.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Факт добровольного устранения филиалом ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» нарушения антимонопольного законодательства подтверждается уведомлением от 21.05.2014г. и актом допуска прибора учета в эксплуатацию от 28.05.2014г.
Таким образом, на дату рассмотрения дела прибор учета типа NP542/24Т №01404237 допущен филиалом ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» в эксплуатацию в соответствии с требованиями Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьями 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
РЕШИЛА:
1. Признать ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с проведением допуска в эксплуатацию прибора учета типа NP542/24Т №01404237 без уведомления <…> о дате, времени и месте проведения процедуры допуска прибора учета, что противоречит абзацу 2 пункта 153(1) Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442; направлением <…> копии акта допуска в эксплуатацию (проверки) расчетного/контрольного прибора учета от 11.01.2013г. с нарушением абзаца 16 пункта 154 Основных положений; неустановкой контрольной пломбы или знаков визуального контроля на введенном в эксплуатацию приборе учета, что противоречит абзацам 2, 3 пункта 154 Основных положений, что является злоупотреблением доминирующим положением и ущемляет интересы <…>.
2. Прекратить в отношении ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» рассмотрение дела в связи с добровольным устранением нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 19
[format] =>
[safe_value] => 19
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Признать ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с проведением допуска в эксплуатацию прибора учета типа NP542/24Т №01404237 без уведомления <…> о дате, времени и месте проведения процедуры допуска прибора учета, что противоречит абзацу 2 пункта 153(1) Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442; направлением <…> копии акта допуска в эксплуатацию (проверки) расчетного/контрольного прибора учета от 11.01.2013г. с нарушением абзаца 16 пункта 154 Основных положений; неустановкой контрольной пломбы или знаков визуального контроля на введенном в эксплуатацию приборе учета, что противоречит абзацам 2, 3 пункта 154 Основных положений, что является злоупотреблением доминирующим положением и ущемляет интересы <…>.
[format] => full_html
[safe_value] =>
Признать ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с проведением допуска в эксплуатацию прибора учета типа NP542/24Т №01404237 без уведомления <…> о дате, времени и месте проведения процедуры допуска прибора учета, что противоречит абзацу 2 пункта 153(1) Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442; направлением <…> копии акта допуска в эксплуатацию (проверки) расчетного/контрольного прибора учета от 11.01.2013г. с нарушением абзаца 16 пункта 154 Основных положений; неустановкой контрольной пломбы или знаков визуального контроля на введенном в эксплуатацию приборе учета, что противоречит абзацам 2, 3 пункта 154 Основных положений, что является злоупотреблением доминирующим положением и ущемляет интересы <…>.
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 2
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 6
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
[1] => Array
(
[tid] => 1
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 1
[vid] => 6
[name] => Электроэнергетика
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 1
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-06-25 07:15:00
[timezone] => Asia/Novosibirsk
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-06-25 07:00:00
[timezone] => Asia/Novosibirsk
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1403680614
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Алтайское республиканское УФАС России
)