Решение по делу № 14 в отношении Администрации Тондошенского сельского поселения

Номер дела: 14
Дата публикации: 9 июня 2014, 10:54

Р Е Ш Е Н И Е № 14

г. Горно-Алтайск

Резолютивная часть решения оглашена 27.05.2014г.

В полном объеме решение изготовлено 06.06.2014г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА),          

рассмотрев  27.05.2014г. дело № 14 от 08.05.2014 г. по признакам нарушения Администрацией Тондошенского сельского поселения (Республика Алтай, Турочакский район, с. Тондошка, ул. Центральная, 11) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с необоснованным установлением в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденном постановлением Администрации Тондошенского сельского поселения от 21.03.2013г. № 12, требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу – подготовка и утверждение градостроительного плана земельного участка, документов, не предусмотренных действующим законодательством, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в присутствии представителя Администрации Тондошенского сельского поселения <…>,

У С Т А Н О В И Л А:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай во исполнение поручения ФАС России № ИА/21534-ПР/13 от 03.06.2013г., в рамках анализа рынка строительства объектов капитального строительства на территории Республики Алтай были проанализированы действующие Административные регламенты предоставления муниципальной услуги, в том числе «Выдача градостроительного плана» (включая административные регламенты, утвержденные администрациями сельских поселений).

По результатам вышеуказанного анализа в отношении Администрации МО  «Тондошенское сельское поселение» возбуждено дело № 14 от 08.05.2014 г. по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Дело назначено к рассмотрению на 27.05.2014 г.

В ходе рассмотрения дела Комиссией УФАС по РА установлено следующее.

Постановлением Главы Тондошенского сельского поселения от 21.03.2013г. № 12 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков» (далее - Административный регламент).

Пунктом 1.4.2 Административного регламента предусмотрено, что застройщик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Конечным результатом предоставления муниципальной услуги, согласно        п. 2.1.1 Административного регламента, могут являться выдача застройщику градостроительного плана земельного участка на территории земельного участка, правообладателем которого он является либо отказ в подготовке градостроительного плана земельного участка.

Таким образом, заявителем или получателем муниципальной услуги являются юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства,  реконструкции, капитального ремонта.

Пунктом 2.1.3 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, а именно заявление; правоустанавливающие документы на земельный участок; кадастровый план земельного участка; топографическая съемка земельного участка (на дату подачи заявления); правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке; действующие технические паспорта на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке; технические условия на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения для объектов строительства и реконструкции (при наличии); схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта капитального строительства (при наличии).

В соответствии с пунктом 2.5 настоящего регламента установлен перечень оснований для отказа в подготовке градостроительных планов земельных участков: отсутствие или неправильное оформление документов, прилагаемых к заявлению о подготовке градостроительных планов земельных участков, отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок у застройщика, отсутствие у застройщика согласия всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции или капитального ремонта такого объекта.

Согласно п. 1. ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление  или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги «предоставление градостроительного плана земельного участка» урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Часть 1 статьи 44 ГрК РФ устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 статьи 46 ГрК РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (ч. 17 ст. 46 ГрК РФ).

Согласно письму Госстроя от 17.12.2012г. № 3427-ВК/П/ГС для выдачи градостроительного плана земельного участка органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе. Согласно действующему законодательству органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица (паспорт) или юридического лица (свидетельство о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет). Полномочия органов местного самоуправления в области нормативно-правового регулирования планировки территорий охватываются только установлением порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 ГрК РФ). Порядок подготовки документации по планировке предполагает лишь организационную регламентацию действий муниципальных органов, уточняющую применительно к условиям конкретного муниципального образования процедуру подготовки, изложенную в ст. 46 ГрК РФ.

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана земельного участка и требованием от заявителей предоставления каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны  с возможностью идентификации обратившегося лица. Такая позиция отражена в Определении Верховного суда РФ от 09.08.2012г. № АТТЛ12-449, письме Госстроя от 17.12.2012г. № 3427-ВК/11/ГС «О предоставлении государственной услуги по выдаче градостроительного плана».

Не смотря на то, что законодательством не предусмотрено предоставление со стороны заявителя дополнительных документов для получения градостроительного плана земельных участков, Администрация Тондошенского сельского поселения самостоятельно определила список документов в п. 2.1.3. Административного регламента, чем создала препятствие к получению бесплатной муниципальной услуги.

Таким образом, постановлением Администрации Тондошенского сельского поселения от 21.03.2013г. № 12 утвержден Административный регламент, которым для лиц, желающих получить муниципальную услугу «подготовка и утверждение градостроительных планов земельных участков», в том числе, для хозяйствующих субъектов, были установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством, что привело или могло привести  к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что действия Администрации Тондошенского сельского поселения, выразившиеся в необоснованном установлении в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительных планов», утвержденном постановлением Администрации Тондошенского сельского поселения от 21.03.2013г. № 12, требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу документов, не предусмотренных действующим законодательством, образуют нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Глава Администрации Тондошенского сельского поселения на заседании комиссии согласилась с нарушением антимонопольного законодательства и пояснила, что при разработке данного административного регламента по подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков была допущена техническая ошибка, это выражается в том, что: на стр. 3 пункт 2.1.3. привязан к пункту 2.1.4. на странице 4, он гласит, что не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, также это доказывает страница 6 пункт 3.1.1., который ссылается на пункт 2.1.4. Данные недостатки устранены, виновные лица наказаны, утвержден и обнародован новый регламент. Отметила,  что данные нарушения не были бы допущены в случае подготовки типовых регламентов районной Администрацией МО «Турочакский район», т.к. в штате администрации сельского поселения ставка юриста отсутствует. Также приобщила к материалам дела принятый 20.05.2014г. Административный регламент, в котором было исключено требование о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу – подготовка и утверждение градостроительного плана, документов, не предусмотренных действующим законодательством (постановление Администрации Тондошенского сельского поселения от 20.05.2014г. № 30).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Добровольным устранением ответчиком нарушения антимонопольного законодательства является принятие Администрацией 20.05.2014г. Административного регламента, в редакции исключающей требование о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу, документов, не предусмотренных действующим законодательством.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию Тондошенского сельского поселения нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с необоснованным установлением в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденном постановлением Администрации Тондошенского сельского поселения от 21.03.2013г. № 12, требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу – подготовка и утверждение градостроительного плана земельного участка, документов, не предусмотренных действующим законодательством, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Прекратить производство по делу в связи с добровольным устранением Администрацией Тондошенского сельского поселения нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

stdClass Object ( [vid] => 10424 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 14 в отношении Администрации Тондошенского сельского поселения [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10423 [type] => solution [language] => ru [created] => 1402372574 [changed] => 1404447272 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1404447272 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е № 14

г. Горно-Алтайск

Резолютивная часть решения оглашена 27.05.2014г.

В полном объеме решение изготовлено 06.06.2014г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА),          

рассмотрев  27.05.2014г. дело № 14 от 08.05.2014 г. по признакам нарушения Администрацией Тондошенского сельского поселения (Республика Алтай, Турочакский район, с. Тондошка, ул. Центральная, 11) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с необоснованным установлением в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденном постановлением Администрации Тондошенского сельского поселения от 21.03.2013г. № 12, требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу – подготовка и утверждение градостроительного плана земельного участка, документов, не предусмотренных действующим законодательством, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в присутствии представителя Администрации Тондошенского сельского поселения <…>,

У С Т А Н О В И Л А:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай во исполнение поручения ФАС России № ИА/21534-ПР/13 от 03.06.2013г., в рамках анализа рынка строительства объектов капитального строительства на территории Республики Алтай были проанализированы действующие Административные регламенты предоставления муниципальной услуги, в том числе «Выдача градостроительного плана» (включая административные регламенты, утвержденные администрациями сельских поселений).

По результатам вышеуказанного анализа в отношении Администрации МО  «Тондошенское сельское поселение» возбуждено дело № 14 от 08.05.2014 г. по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Дело назначено к рассмотрению на 27.05.2014 г.

В ходе рассмотрения дела Комиссией УФАС по РА установлено следующее.

Постановлением Главы Тондошенского сельского поселения от 21.03.2013г. № 12 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков» (далее - Административный регламент).

Пунктом 1.4.2 Административного регламента предусмотрено, что застройщик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Конечным результатом предоставления муниципальной услуги, согласно        п. 2.1.1 Административного регламента, могут являться выдача застройщику градостроительного плана земельного участка на территории земельного участка, правообладателем которого он является либо отказ в подготовке градостроительного плана земельного участка.

Таким образом, заявителем или получателем муниципальной услуги являются юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства,  реконструкции, капитального ремонта.

Пунктом 2.1.3 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, а именно заявление; правоустанавливающие документы на земельный участок; кадастровый план земельного участка; топографическая съемка земельного участка (на дату подачи заявления); правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке; действующие технические паспорта на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке; технические условия на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения для объектов строительства и реконструкции (при наличии); схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта капитального строительства (при наличии).

В соответствии с пунктом 2.5 настоящего регламента установлен перечень оснований для отказа в подготовке градостроительных планов земельных участков: отсутствие или неправильное оформление документов, прилагаемых к заявлению о подготовке градостроительных планов земельных участков, отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок у застройщика, отсутствие у застройщика согласия всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции или капитального ремонта такого объекта.

Согласно п. 1. ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление  или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги «предоставление градостроительного плана земельного участка» урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Часть 1 статьи 44 ГрК РФ устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 статьи 46 ГрК РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (ч. 17 ст. 46 ГрК РФ).

Согласно письму Госстроя от 17.12.2012г. № 3427-ВК/П/ГС для выдачи градостроительного плана земельного участка органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе. Согласно действующему законодательству органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица (паспорт) или юридического лица (свидетельство о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет). Полномочия органов местного самоуправления в области нормативно-правового регулирования планировки территорий охватываются только установлением порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 ГрК РФ). Порядок подготовки документации по планировке предполагает лишь организационную регламентацию действий муниципальных органов, уточняющую применительно к условиям конкретного муниципального образования процедуру подготовки, изложенную в ст. 46 ГрК РФ.

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана земельного участка и требованием от заявителей предоставления каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны  с возможностью идентификации обратившегося лица. Такая позиция отражена в Определении Верховного суда РФ от 09.08.2012г. № АТТЛ12-449, письме Госстроя от 17.12.2012г. № 3427-ВК/11/ГС «О предоставлении государственной услуги по выдаче градостроительного плана».

Не смотря на то, что законодательством не предусмотрено предоставление со стороны заявителя дополнительных документов для получения градостроительного плана земельных участков, Администрация Тондошенского сельского поселения самостоятельно определила список документов в п. 2.1.3. Административного регламента, чем создала препятствие к получению бесплатной муниципальной услуги.

Таким образом, постановлением Администрации Тондошенского сельского поселения от 21.03.2013г. № 12 утвержден Административный регламент, которым для лиц, желающих получить муниципальную услугу «подготовка и утверждение градостроительных планов земельных участков», в том числе, для хозяйствующих субъектов, были установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством, что привело или могло привести  к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что действия Администрации Тондошенского сельского поселения, выразившиеся в необоснованном установлении в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительных планов», утвержденном постановлением Администрации Тондошенского сельского поселения от 21.03.2013г. № 12, требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу документов, не предусмотренных действующим законодательством, образуют нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Глава Администрации Тондошенского сельского поселения на заседании комиссии согласилась с нарушением антимонопольного законодательства и пояснила, что при разработке данного административного регламента по подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков была допущена техническая ошибка, это выражается в том, что: на стр. 3 пункт 2.1.3. привязан к пункту 2.1.4. на странице 4, он гласит, что не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, также это доказывает страница 6 пункт 3.1.1., который ссылается на пункт 2.1.4. Данные недостатки устранены, виновные лица наказаны, утвержден и обнародован новый регламент. Отметила,  что данные нарушения не были бы допущены в случае подготовки типовых регламентов районной Администрацией МО «Турочакский район», т.к. в штате администрации сельского поселения ставка юриста отсутствует. Также приобщила к материалам дела принятый 20.05.2014г. Административный регламент, в котором было исключено требование о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу – подготовка и утверждение градостроительного плана, документов, не предусмотренных действующим законодательством (постановление Администрации Тондошенского сельского поселения от 20.05.2014г. № 30).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Добровольным устранением ответчиком нарушения антимонопольного законодательства является принятие Администрацией 20.05.2014г. Административного регламента, в редакции исключающей требование о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу, документов, не предусмотренных действующим законодательством.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию Тондошенского сельского поселения нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с необоснованным установлением в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденном постановлением Администрации Тондошенского сельского поселения от 21.03.2013г. № 12, требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу – подготовка и утверждение градостроительного плана земельного участка, документов, не предусмотренных действующим законодательством, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Прекратить производство по делу в связи с добровольным устранением Администрацией Тондошенского сельского поселения нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е № 14

г. Горно-Алтайск

Резолютивная часть решения оглашена 27.05.2014г.

В полном объеме решение изготовлено 06.06.2014г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА),          

рассмотрев  27.05.2014г. дело № 14 от 08.05.2014 г. по признакам нарушения Администрацией Тондошенского сельского поселения (Республика Алтай, Турочакский район, с. Тондошка, ул. Центральная, 11) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с необоснованным установлением в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденном постановлением Администрации Тондошенского сельского поселения от 21.03.2013г. № 12, требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу – подготовка и утверждение градостроительного плана земельного участка, документов, не предусмотренных действующим законодательством, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в присутствии представителя Администрации Тондошенского сельского поселения <…>,

У С Т А Н О В И Л А:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай во исполнение поручения ФАС России № ИА/21534-ПР/13 от 03.06.2013г., в рамках анализа рынка строительства объектов капитального строительства на территории Республики Алтай были проанализированы действующие Административные регламенты предоставления муниципальной услуги, в том числе «Выдача градостроительного плана» (включая административные регламенты, утвержденные администрациями сельских поселений).

По результатам вышеуказанного анализа в отношении Администрации МО  «Тондошенское сельское поселение» возбуждено дело № 14 от 08.05.2014 г. по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Дело назначено к рассмотрению на 27.05.2014 г.

В ходе рассмотрения дела Комиссией УФАС по РА установлено следующее.

Постановлением Главы Тондошенского сельского поселения от 21.03.2013г. № 12 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков» (далее - Административный регламент).

Пунктом 1.4.2 Административного регламента предусмотрено, что застройщик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Конечным результатом предоставления муниципальной услуги, согласно        п. 2.1.1 Административного регламента, могут являться выдача застройщику градостроительного плана земельного участка на территории земельного участка, правообладателем которого он является либо отказ в подготовке градостроительного плана земельного участка.

Таким образом, заявителем или получателем муниципальной услуги являются юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства,  реконструкции, капитального ремонта.

Пунктом 2.1.3 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, а именно заявление; правоустанавливающие документы на земельный участок; кадастровый план земельного участка; топографическая съемка земельного участка (на дату подачи заявления); правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке; действующие технические паспорта на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке; технические условия на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения для объектов строительства и реконструкции (при наличии); схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта капитального строительства (при наличии).

В соответствии с пунктом 2.5 настоящего регламента установлен перечень оснований для отказа в подготовке градостроительных планов земельных участков: отсутствие или неправильное оформление документов, прилагаемых к заявлению о подготовке градостроительных планов земельных участков, отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок у застройщика, отсутствие у застройщика согласия всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции или капитального ремонта такого объекта.

Согласно п. 1. ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление  или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги «предоставление градостроительного плана земельного участка» урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Часть 1 статьи 44 ГрК РФ устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 статьи 46 ГрК РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (ч. 17 ст. 46 ГрК РФ).

Согласно письму Госстроя от 17.12.2012г. № 3427-ВК/П/ГС для выдачи градостроительного плана земельного участка органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе. Согласно действующему законодательству органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица (паспорт) или юридического лица (свидетельство о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет). Полномочия органов местного самоуправления в области нормативно-правового регулирования планировки территорий охватываются только установлением порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 ГрК РФ). Порядок подготовки документации по планировке предполагает лишь организационную регламентацию действий муниципальных органов, уточняющую применительно к условиям конкретного муниципального образования процедуру подготовки, изложенную в ст. 46 ГрК РФ.

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана земельного участка и требованием от заявителей предоставления каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны  с возможностью идентификации обратившегося лица. Такая позиция отражена в Определении Верховного суда РФ от 09.08.2012г. № АТТЛ12-449, письме Госстроя от 17.12.2012г. № 3427-ВК/11/ГС «О предоставлении государственной услуги по выдаче градостроительного плана».

Не смотря на то, что законодательством не предусмотрено предоставление со стороны заявителя дополнительных документов для получения градостроительного плана земельных участков, Администрация Тондошенского сельского поселения самостоятельно определила список документов в п. 2.1.3. Административного регламента, чем создала препятствие к получению бесплатной муниципальной услуги.

Таким образом, постановлением Администрации Тондошенского сельского поселения от 21.03.2013г. № 12 утвержден Административный регламент, которым для лиц, желающих получить муниципальную услугу «подготовка и утверждение градостроительных планов земельных участков», в том числе, для хозяйствующих субъектов, были установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством, что привело или могло привести  к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что действия Администрации Тондошенского сельского поселения, выразившиеся в необоснованном установлении в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительных планов», утвержденном постановлением Администрации Тондошенского сельского поселения от 21.03.2013г. № 12, требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу документов, не предусмотренных действующим законодательством, образуют нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Глава Администрации Тондошенского сельского поселения на заседании комиссии согласилась с нарушением антимонопольного законодательства и пояснила, что при разработке данного административного регламента по подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков была допущена техническая ошибка, это выражается в том, что: на стр. 3 пункт 2.1.3. привязан к пункту 2.1.4. на странице 4, он гласит, что не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, также это доказывает страница 6 пункт 3.1.1., который ссылается на пункт 2.1.4. Данные недостатки устранены, виновные лица наказаны, утвержден и обнародован новый регламент. Отметила,  что данные нарушения не были бы допущены в случае подготовки типовых регламентов районной Администрацией МО «Турочакский район», т.к. в штате администрации сельского поселения ставка юриста отсутствует. Также приобщила к материалам дела принятый 20.05.2014г. Административный регламент, в котором было исключено требование о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу – подготовка и утверждение градостроительного плана, документов, не предусмотренных действующим законодательством (постановление Администрации Тондошенского сельского поселения от 20.05.2014г. № 30).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Добровольным устранением ответчиком нарушения антимонопольного законодательства является принятие Администрацией 20.05.2014г. Административного регламента, в редакции исключающей требование о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу, документов, не предусмотренных действующим законодательством.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию Тондошенского сельского поселения нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с необоснованным установлением в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденном постановлением Администрации Тондошенского сельского поселения от 21.03.2013г. № 12, требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу – подготовка и утверждение градостроительного плана земельного участка, документов, не предусмотренных действующим законодательством, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Прекратить производство по делу в связи с добровольным устранением Администрацией Тондошенского сельского поселения нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 14 [format] => [safe_value] => 14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-09 03:54:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-06 03:54:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1402372574 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Алтайское республиканское УФАС России )