Как правильно подать жалобу на действия страховой организации при оформлении полиса ОСАГО

Страховка в довесок

В настоящее время участились случаи неправомерных действий страховых компаний при заключении договоров ОСАГО.

Так, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступают устные и письменные жалобы владельцев транспортных средств, из которых следует, что сотрудники и страховые агенты страховых компаний, осуществляющих деятельность на территории республики, к пакету обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) навязывают дополнительные страховые услуги, без которых страховые компании отказывают в заключении договоров ОСАГО.  При этом страховые компании пользуются подобной практикой одновременно, в результате граждане вынуждены заключать договоры ОСАГО на условиях, которые предлагают указанные страховые компании, а в ряде случаев вообще не могут их заключить в связи с необоснованным отказом страховых компаний.

 

Что делать?

При наличии соответствующих доказательств, действия страховых организаций, связанные с отказом от оформления полиса ОСАГО без заключения дополнительных добровольных договоров страхования, могут содержать признаки нарушения Закона о защите конкуренции. 

В случае если Вы столкнулись с вышеуказанными действиями (бездействиями) страховых компаний на территории республики Вы вправе обратиться с соответствующим заявлением в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, 226, строение 2, 2 этаж, тел/факс (38822) 5-11-57, 5-11-56, 5-11-59).

 

При обращении с жалобой в антимонопольную службу заявителю необходимо прилагать доказательства, подтверждающие факт отказа страховщика от заключения договора ОСАГО.  В качестве доказательства, свидетельствующего о признаках нарушения законодательства РФ, может служить письменный отказ страховщика от заключения договора ОСАГО, в связи с чем, Алтайское республиканское УФАС России просит обратить внимание на возможный способ получения такого доказательства.

В частности, в соответствии с п.14 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – Правила ОСАГО), утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 №263, владелец транспортного средства имеет право на свободный выбор страховщика, осуществляющего ОСАГО. При этом страховщик не вправе отказать в заключении договора ОСАГО владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с заявлением о заключении договора ОСАГО и представившему документы в соответствии с Правилами ОСАГО.

Таким образом, владелец транспортного средства вправе направить выбранному страховщику соответствующее заявление о заключении договора ОСАГО по форме, утвержденной приказом Минфина России от 01.07.2009 №67н, с приложением копий следующих документов: водительского удостоверения, паспорта или свидетельства о регистрации транспортного средства, диагностической карты. Перечисленные документы следует направить почтовым отправлением на юридический адрес страховой компании с уведомлением о вручении почтового отправления. Указанное уведомление о вручении будет являться доказательством получения страховщиком направленного предложения о заключении договора ОСАГО.

 

Согласно ч.1 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно,  эта сторона должны направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Таким образом, в случае направления страховой компании предложения о заключении договора ОСАГО с приложением всех необходимых документов, предусмотренных п.15 Правил ОСАГО, она обязана в течение 30 дней принять его и заключить  договор ОСАГО с лицом, обратившимся с указанным заявлением. В случае письменного отказа или неполучения ответа от страховой компании, владелец транспортного средства вправе обратиться с соответствующей жалобой и приложенными документами в антимонопольный орган и иные административные органы, а также в суд для защиты своих прав и интересов.

 

Куда еще можно обратиться?

Обращаем внимание, что антимонопольный орган рассматривает вышеуказанные действия страховщиков на предмет их соответствия требованиям статьи 10 Закона о защите конкуренции при наличии доминирующего положения страховой компаний, которая устанавливается по итогам анализа рынка.

В общем случае, если не установлено  нарушение антимонопольного законодательства в силу отсутствия доминирования страховщика на  соответствующем товарном рынке, защиту нарушенных прав граждане могут осуществлять, обратившись  с жалобой  в  подразделение Банка России - Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (адрес: 630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, д. 6, электронный адрес: romail@nsk.fcsm.ru) либо в Российский Союз Автостраховщиков (адрес: 115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 27, стр. 3г; адреса электронной почты:: request@autoins.ru, rsa@autoins.ru).