Главное об антимонопольном комплаенсе: актуальность и перспективы внедрения

Открывая конференцию «Антимонопольный комплаенс в России: о главном в преддверие появления нового института» заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов рассказал об идее, предпосылках и сферах внедрения антимонопольного комплаенса в России:

 «Это важно, потому что позволяет нам реализовать одну из наших основных задач – задачу предупреждения нарушения антимонопольного законодательства и сократить количество нарушений путем внедрения профилактических мер».

19 июня 2018 г. состоялась конференция «Антимонопольный комплаенс в России: о главном в преддверие появления нового института», организованная Учебно-методическим центром ФАС России (филиал, г. Москва) при официальной поддержке ФАС России, с участием компаний Deloitte, Dentons и Baker McKenzie.

В рамках выступления Андрей Цыганов рассказал об опыте отдельных компаний на российском рынке, внедривших антимонопольный комплаенс, а также законодательных инициативах ФАС.

«Уже подготовлены поправки в антимонопольное законодательство, которые предполагают внедрение определения понятия «комплаенс», а также применение стимулирующих механизмов в виде использования действующей процедуры комплаенса как одного из смягчающих обстоятельств при решении вопроса о сумме штрафа».

Начальник Правового управления ФАС России Артем Молчанов рассказал участникам семинара о перспективах внедрения комплаенс-систем в деятельности коммерческих структур и органов власти:

«Во многом ФАС России является органом предупредительного контроля и мягкого регулирования. Мы уверены, что с внедрением антимонопольного комплаенса снижаются риски совершения нарушений. По сути это – инструмент предупреждения нарушений Закона о защите конкуренции».

Стоит отметить, что одной из целей Указа Президента Российской Федерации о государственной политике по развитию конкуренции является снижение нарушений антимонопольного законодательства органами власти в 2 раза к 2020 году, по сравнению с 2017 годом.

«Для реализации этой цели ведомство разработает методические рекомендации по внедрению антимонопольного комплаенса», - сообщил начальник Правового управления ФАС России.

Начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев рассказал об одном из самых серьезных нарушений антимонопольного законодательства – картельных сговорах. «Риски при совершении таких правонарушений очень серьезные – от значительных штрафов до уголовной ответственности. При этом ФАС предлагает усилить ответственность за совершение столь тяжкого экономического преступления», - подчеркнул он.

 «Сдерживающие факторы совершения правонарушений – это моральное удержание, суровость наказания и его неотвратимость. Комплаенс, по сути – путь создания одного из таких сдерживающих факторов», - заключил Андрей Тенишев.

 «Важно понимать, что наличие системы антимонопольного комплаенса внутри компаний формирует правовую грамотность их сотрудников, персонализирует нарушителя и дает возможность заранее просчитать все риски. А самое главное, может смягчить ответственность за допущенные нарушения и уменьшить размер штрафа, если будет установлено, что компания делала все возможное, чтобы избежать совершение такого нарушения», – отметил руководитель Московского УФАС России Армен Ханян.

По словам директора филиала Учебно-методического центра ФАС России (г. Москва) Станислава Дружинина, центр ведет активную просветительскую кампанию антимонопольных новаций, в том числе по вопросам внедрения антимонопольного комплаенса и реализует корпоративные образовательные программы, которые разрабатываются с учетом специфики отраслей и товарных рынков конкретных организаций.

Мария Бабикова, заместитель начальника Управления контроля промышленности ФАС России рассказала о рисках нарушения антимонопольного законодательства, в частности при определении компанией своей рыночной доли:

 «Вопрос анализа рынка очень важен, в том числе в свете комплаенса, так как законодательство о защите конкуренции предъявляет ряд требований к участникам рынка. Риски несут не только компании, являющиеся единственными на товарном рынке. Нарушения в этой сфере влекут за собой административные штрафы и привлечение к ответственности должностных лиц».

 «Превенция – это тренд контрольно-надзорной реформы и антимонопольного регулирования. А антимонопольные риски можно предупреждать посредством антимонопольного комплаенса», - подчеркнула она.

Заместитель начальника Управления контроля иностранных инвестиций ФАС России Григорий Караков рассказал о «готовности фундамента» для создания системы инвестиционного комплаенса - внутренней системы предупредительных процедур, направленных на предотвращение возможных нарушений законодательства об иностранных инвестициях в результате осуществления слияний и поглощений.

  «Стоит отметить, что инвесткомплаенс может быть, как внутренним - в отношении собственной деятельности компании, так и внешним - при осуществлении M&A сделок. Причем последний и так фактически проводится крупными инвесторами, особенно транснациональными корпорациями, при проведении процедуры Due Diligence», - уточнил он.