АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА (ДОКЛАД) ОБ АНТИМОНОПОЛЬНОМ КОМПЛАЕНСЕ УФАС ПО РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ ЗА 2023 ГОД

Категория отчета:

I. Общие положения

 

    Указом Президента РФ от 21.12.2017 №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» поручено Правительству Российской Федерации принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности федеральных органов исполнительной власти (абзац 19 подпункта «а» пункта 2 Национального плана);

    Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 №2258-р утверждены Методические рекомендации по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее — Методические рекомендации). Пунктом 2 распоряжения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться утвержденными методическими рекомендациями.

    Приказом ФАС России от 27.11.2018 №1646/18 «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в ФАС России (антимонопольном комплаенсе)» в ФАС России утверждено Положение об организации в ФАС России системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс), которым урегулирован порядок функционирования антимонопольного комплаенса в ФАС России (далее — Положение об антимонопольном комплаенсе).

    Приказом ФАС России от 27.12.2022 №1034/22 утверждена Методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса.

    Приказом ФАС России от 11.04.2023 №211/23 утверждены ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса ФАС России на 2023г.

    Карта комплаенс-рисков и план мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков ФАС России на 2023 год утверждены приказом ФАС России от 03.04.2023 №184/23.

    Коллегиальным органом, осуществляющим оценку эффективности антимонопольного комплаенса, определен Общественный совет при Алтайском республиканском УФАС России.

    Функции уполномоченного должностного лица, осуществляющего внедрение и контроль за исполнением в УФАС по РА антимонопольного комплаенса, исполняет заместитель руководителя управления Дымова А.Е. (приказ УФАС по РА от 25.12.2018 №113).

    В соответствии с пунктом 18 Положения об антимонопольном комплаенсе руководитель территориального органа ФАС России обеспечивает обсуждение документов, указанных в пункте 16 Положения, на общественном совете при территориальном органе ФАС России, не реже одного раза в год.

    В соответствии с пунктом 16 Положения об антимонопольном комплаенсе аналитическая справка должна содержать:

    а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности ТО ФАС России;

    б) анализ ненормативных правовых актов антимонопольного органа, признанных судом не соответствующими антимонопольному законодательству;

    в) мониторинг и анализ практики применения территориальными органами ФАС России антимонопольного законодательства;

    г) анализ причин и условий возникновения комплаенс-рисков в деятельности ТО ФАС России;

    д) систематическая оценка эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению комплаенс-рисков.

    Информация о результатах проведенной оценки комплаенс-рисков представлена в разделе II данной справки.

     

    II. Информация о результатах проведенной оценки

    комплаенс-рисков

    В целях оценки рисков нарушения УФАС по РА антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков) уполномоченным должностным лицом управления был проведен анализ факторов, событий и обстоятельств, которые влияют на совершение таких нарушений.

    Под комплаенс-рисками понимается сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции, а также в виде принятия правовых актов, не соответствующих антимонопольному законодательству.

     

    • Анализ выявленных рисков нарушений

      антимонопольного законодательства

      В целях проведения анализа выявленных рисков нарушений антимонопольного законодательства в деятельности УФАС по РА уполномоченным должностным лицом были осуществлены следующие мероприятия:

      - проанализированы данные периодической ведомственной отчетности по количеству отмененных решений в порядке внутренней апелляции, а также в судебных инстанциях за 2021, 2022, 2023 годы;

      - проанализированы результаты проверок деятельности управления органами прокуратуры.

       

        Анализ результатов внутриведомственной апелляции.

        В 2021, 2022, 2023 годах принятые УФАС по РА решения, предписания о нарушении антимонопольного законодательства не обжаловались в апелляционную коллегию ФАС России.

        В целях исключения рисков отмены апелляционной коллегией ФАС России решений и предписаний, принятых УФАС по РА, ответственным сотрудникам управления с целью единообразия применения антимонопольного законодательства необходимо неукоснительно соблюдать обзоры и разъяснения ФАС России, которые содержат позицию антимонопольного органа по конкретным вопросам.

        Анализ судебной практики.

        Отношение количества полностью отмененных судом решений о нарушении антимонопольного законодательства, предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, к количеству обжалованных в суд решений, предупреждений, имеет следующую динамику:

        2021 год — 0% (2 решения и 1 предупреждение обжалованы, из них: 0 отменено; 1 решение и 1 предупреждение в стадии обжалования);

        2022 год — 33,33% (2 решения обжалованы, из них: 0 отменено; 1 в стадии обжалования; 1 решение и 1 предупреждение, обжалование которых начато в 2021, из них: предупреждение отменено);

        2023 год — 100% (решение, принятое в 2022, отменено 25.04.2023 Арбитражным судом Западно-Сибирского округа (судебное дело №А02-883/2022). Определением Верховного Суда Российской Федерации от 28.09.2023 №304-ЭС23-13688 отказано в передаче кассационной жалобы УФАС по Республике Алтай для рассмотрения Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ. Согласно вышеуказанным судебным актам антимонопольным органом не доказано, что поведение ООО «Меркурий» и ООО «Альфа Медика МСК» при участии в спорных торгах было направлено на установление или поддержание цен, извлечения обществами выгоды из заключения картельного соглашения при отсутствии иных участников торгов).

        Решения (предписания), предупреждения, принятые в 2023, не обжаловались в судебном порядке.

        В целях исключения рисков отмены в судебном порядке предупреждений, решений и предписаний, принятых УФАС по РА, ответственным сотрудникам управления необходимо проводить анализ судебной практики (в том числе использовать подготовленные ФАС России обзоры судебной практики по делам с участием антимонопольного органа), а также руководствоваться разъяснениями, подготовленными ФАС России в рамках оказания Методической помощи территориальным органам ФАС России.

        Решения УФАС по Республике Алтай об отказе в предоставлении государственной или муниципальной преференции, о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции и введении ограничения в отношении предоставления государственной или муниципальной преференции в судебном порядке в 2021г., 2022г., 2023г. не обжаловались.

         

        Анализ судебной практики по КоАП РФ.

        Отношение количества признанных судом (вышестоящим должностным лицом) полностью недействительными постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» к количеству обжалованных в суде (вышестоящим должностным лицом) постановлений, имеет следующую динамику:

        2021 год — 0% (2 постановления обжаловано, из них: 0 отменено);

        2022 год — 0% (4 постановления обжалованы, из них: 0 отменено);

        2023 год — 100% (4 постановления обжалованы, из них: 3 отменено, 1 в стадии обжалования (судебное дело №А02-1507/2023)).

        Отмена судом 2 постановлений (судебные дела №А02-665/2023 и А02-734/2023) вызвана тем, что 25.04.2023 Арбитражным судом Западно-Сибирского округа отменено решение УФАС по РА, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства, за совершение которого 2 хозяйствующих субъекта были привлечены к административной ответственности вышеуказанными постановлениями.

        1 постановление отменено (судебное дело №А02-1517/2023), т.к. представленные антимонопольным органом доказательства извещения ООО «СМК» не подтверждают факт его надлежащего уведомления о времени и месте составления протокола. Арбитражным судом Республики Алтай при рассмотрении дела было установлено, что согласно сведениям сайта Почты России по данным ШПИ №80102879507010; 80102879507027 (которые должны быть сопоставлены со служебными отметками на конвертах почтовых отправлений или со сведениями в почтовых уведомлениях, возвращаемых отправителю), направленное ООО «СМК» письмо с уведомлением о дате и времени составлении протокола об административном правонарушении (19.01.2023) прибыло в место вручения 26.12.2022, а после истечения срока хранения – отправления возвращены. Тем не менее, в судебном заседании конверты с указанными уведомлениями представлены стороной заявителя (ООО «СМК»), то есть были получены им, причем получение состоялось в апреле 2023 года, значительно позднее даты составления протокола. Следовательно, данные сайта Почты России являются очевидно недостоверными, а уведомление заявителя не может быть признано надлежащим.

        В целях исключения рисков отмены в судебном порядке постановлений, вынесенных должностным лицом УФАС по РА, ответственным сотрудникам управления необходимо проводить анализ судебной практики (в том числе использовать подготовленные ФАС России обзоры судебной практики по делам с участием антимонопольного органа), а также руководствоваться разъяснениями, подготовленными ФАС России в рамках оказания Методической помощи территориальным органам ФАС России. Руководителем УФАС по РА принято решение о направлении процессуальных документов по административным делам заказными письмами с уведомлением, а не просто заказным письмом.

         

        Анализ жалоб на нарушения административных регламентов.

        В 2021, 2022, 2023 годах жалоб на нарушения гражданскими служащими управления административных регламентов не поступало.

         

        Анализ результатов проверок органами прокуратуры.

        В 2021 году прокуратурой Республики Алтай рассматривалась жалоба индивидуального предпринимателя на бездействие Алтайского республиканского УФАС России, в части непринятия мер по заявлению о нарушении антимонопольного законодательства. Нарушений требований Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в действиях управления не выявлено.

        В 2022 году прокуратурой Республики Алтай рассматривалась жалоба физического лица на бездействие Алтайского республиканского УФАС России, в части непринятия мер по заявлению о нарушении антимонопольного законодательства. Нарушений требований Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в действиях управления не выявлено.

        В 2023 году в прокуратуру Республики Алтай не поступали жалобы на действия (бездействие) Алтайского республиканского УФАС России.

        В целях исключения рисков нарушения административных регламентов руководителем управления еженедельно совместно со специалистами управления проводится сверка исполнения контрольных документов.