АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА (ДОКЛАД) ОБ АНТИМОНОПОЛЬНОМ КОМПЛАЕНСЕ УФАС ПО РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ ЗА 2022 ГОД

Категория отчета: Статистика и отчеты

I. Общие положения

 

    Указом Президента РФ от 21.12.2017 №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» поручено Правительству Российской Федерации принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности федеральных органов исполнительной власти (абзац 19 подпункта «а» пункта 2 Национального плана);

    Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 № 2258-р утверждены Методические рекомендации по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее — Методические рекомендации). Пунктом 2 распоряжения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться утвержденными методическими рекомендациями.

    Приказом ФАС России от 27.11.2018 №1646/18 «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в ФАС России (антимонопольном комплаенсе)» в ФАС России утверждено Положение об организации в ФАС России системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс), которым урегулирован порядок функционирования антимонопольного комплаенса в ФАС России (далее — Положение об антимонопольном комплаенсе).

    Приказом ФАС России от 05.02.2019 №133/19 утверждена Методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса (действовал до 01.01.2023г.). С 01.01.2023г. действует приказ ФАС России от 27.12.2022 №1034/22 «Об утверждении методики расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса».

    Коллегиальным органом, осуществляющим оценку эффективности антимонопольного комплаенса, определен Общественный совет при Алтайском республиканском УФАС России.

    Функции уполномоченного должностного лица, осуществляющего внедрение и контроль за исполнением в УФАС по РА антимонопольного комплаенса, исполняет заместитель руководителя управления Дымова А.Е. (приказ УФАС по РА от 25.12.2018 №113).

    В соответствии с пунктом 18 Положения об антимонопольном комплаенсе руководитель территориального органа ФАС России обеспечивает обсуждение документов, указанных в пункте 16 Положения, на общественном совете при территориальном органе ФАС России, не реже одного раза в год.

    В соответствии с пунктом 16 Положения об антимонопольном комплаенсе аналитическая справка должна содержать:

    а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности ТО ФАС России;

    б) анализ ненормативных правовых актов антимонопольного органа, признанных судом не соответствующими антимонопольному законодательству;

    в) мониторинг и анализ практики применения территориальными органами ФАС России антимонопольного законодательства;

    г) анализ причин и условий возникновения комплаенс-рисков в деятельности ТО ФАС России;

    д) систематическая оценка эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению комплаенс-рисков.

    Информация о результатах проведенной оценки комплаенс-рисков представлена в разделе II данной справки.

    Карта (паспорт) комплаенс-рисков и план мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков утверждены приказом ФАС России от 15.02.2021 №107/21.

     

    II. Информация о результатах проведенной оценки

    комплаенс-рисков

    В целях оценки рисков нарушения УФАС по РА антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков) уполномоченным должностным лицом управления был проведен анализ факторов, событий и обстоятельств, которые влияют на совершение таких нарушений.

    Под комплаенс-рисками понимается сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции, а также в виде принятия правовых актов, не соответствующих антимонопольному законодательству.

     

    • Анализ выявленных рисков нарушений

      антимонопольного законодательства

      В целях проведения анализа выявленных рисков нарушений антимонопольного законодательства в деятельности УФАС по РА уполномоченным должностным лицом были осуществлены следующие мероприятия:

      - проанализированы данные периодической ведомственной отчетности по количеству отмененных решений в порядке внутренней апелляции, а также в судебных инстанциях за 2020, 2021, 2022 годы;

      - проанализированы результаты проверок деятельности управления органами прокуратуры.

       

        Анализ результатов внутриведомственной апелляции.

        В 2020, 2021, 2022 годах принятые УФАС по РА решения, предписания о нарушении антимонопольного законодательства не обжаловались в апелляционную коллегию ФАС России.

        В целях исключения рисков отмены апелляционной коллегией ФАС России решений и предписаний, принятых УФАС по РА, ответственным сотрудникам управления с целью единообразия применения антимонопольного законодательства необходимо неукоснительно соблюдать обзоры и разъяснения ФАС России, которые содержат позицию антимонопольного органа по конкретным вопросам.

        Анализ судебной практики.

        Отношение количества полностью отмененных судом решений о нарушении антимонопольного законодательства, предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, к количеству обжалованных в суд решений, предупреждений, имеет следующую динамику:

        2020 год — 0% (1 решение обжаловано; 0 отменено);

        2021 год — 0% (3 решения обжалованы, из них: 0 отменено; 1 в стадии обжалования);

        2022 год — 33,33% (2 решения обжалованы, из них: 0 отменено; 1 в стадии обжалования, а также 1 решение и 1 предупреждение, обжалование которых начато в 2021г., из них: 1 отменено).

        Два решения, принятых управлением в отчетный период, обжалованы в Арбитражный суд Республики Алтай. Одно из решений признано судом законным и обоснованным (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу №А02-603/2022 от 12.09.2022г.). Одно решение управления на 31.12.2022г. находилось в стадии судебного обжалования (дело № А02-883/2022).

        Также в 2022 году 1 решение и 1 предупреждение, принятые управлением в 2021 году, обжалованы в судебном порядке. Решение признано судом законным и обоснованным (решение Арбитражного суда Республики Алтай по делу № А02-406/2021 от 07.04.2022г.), предупреждение отменено (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.04.2022г. по делу №А02-878/2021).

        Как следует из вышеприведенных сведений, отсутствуют в течение трех последних лет отмененные в судебном порядке решения территориального управления, однако, в 2022 году признано незаконным и отменено 1 предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

        В целях исключения рисков отмены в судебном порядке предупреждений, решений и предписаний, принятых УФАС по РА, ответственным сотрудникам управления необходимо проводить анализ судебной практики (в том числе использовать подготовленные ФАС России обзоры судебной практики по делам с участием антимонопольного органа), а также руководствоваться разъяснениями, подготовленными ФАС России в рамках оказания Методической помощи территориальным органам ФАС России.

        Решения УФАС по Республике Алтай об отказе в предоставлении государственной или муниципальной преференции, о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции и введении ограничения в отношении предоставления государственной или муниципальной преференции в судебном порядке в 2020г., 2021г., 2022г. не обжаловались.

         

        Анализ судебной практики по КоАП РФ.

        Отношение количества признанных судом (вышестоящим должностным лицом) полностью недействительными постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» к количеству обжалованных в суде (вышестоящим должностным лицом) постановлений, имеет следующую динамику:

        2020 год — 0% (1 постановление обжаловано, 0 отменено);

        2021 год — 0% (2 постановления обжаловано, из них: 0 отменено, 1 в стадии обжалования);

        2022 год — 0% (2 постановления обжалованы, из них: 0 отменено; а также 2 постановления, вынесенных в 2021г., из них: 0 отменено).

        Как следует из вышеприведенных сведений, отсутствуют в течение трех последних лет отмененные в судебном порядке постановления о привлечении к административной ответственности.

        В целях исключения рисков отмены в судебном порядке постановлений, вынесенных должностным лицом УФАС по РА, ответственным сотрудникам управления необходимо проводить анализ судебной практики (в том числе использовать подготовленные ФАС России обзоры судебной практики по делам с участием антимонопольного органа), а также руководствоваться разъяснениями, подготовленными ФАС России в рамках оказания Методической помощи территориальным органам ФАС России.

         

        Анализ жалоб на нарушения административных регламентов.

        В 2020, 2021, 2022 годах жалоб на нарушения гражданскими служащими управления административных регламентов не поступало.

         

        Анализ результатов проверок органами прокуратуры.

        В 2020 году прокуратурой Республики Алтай выдано 1 представление о нарушении Алтайским республиканским УФАС России требований Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Представление выдано по итогам рассмотрения прокуратурой Республики Алтай жалобы гражданина на непринятие управлением мер реагирования по его заявлению.

        Информация о принятых управлением мерах по рассмотрению данного представления прокуратуры Республики Алтай направлена в адрес ФАС России письмом от 09.12.2020г. исх. № 4097/13. В ходе служебной проверки, проведенной управлением по представлению прокуратуры, установлено, что дисциплинарный проступок (направление заявителю ответа о результатах рассмотрения его заявления не по адресу, указанному в заявлении, что явилось причиной неполучения им ответа с информацией о принятых управлением мерах по заявлению) совершен гражданским служащим управления, в обязанности которого входит отправка корреспонденции, в том числе посредством использования сервиса «Электронные заказные письма» ФГУП Почта России. К гражданскому служащему дисциплинарное взыскание не применялось, в связи с тем, что проступок совершен из-за некорректной работы сервиса «Электронные заказные письма» ФГУП Почта России.

        В 2021 году прокуратурой Республики Алтай рассматривалась жалоба индивидуального предпринимателя на бездействие Алтайского республиканского УФАС России, в части непринятия мер по заявлению о нарушении антимонопольного законодательства. Нарушений требований Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в действиях управления не выявлено.

        В 2022 году прокуратурой Республики Алтай рассматривалась жалоба физического лица на бездействие Алтайского республиканского УФАС России, в части непринятия мер по заявлению о нарушении антимонопольного законодательства. Нарушений требований Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в действиях управления не выявлено.

        В целях исключения рисков нарушения административных регламентов руководителем управления еженедельно совместно со специалистами управления проводится сверка исполнения контрольных документов.