АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА (ДОКЛАД) ОБ АНТИМОНОПОЛЬНОМ КОМПЛАЕНСЕ УФАС ПО РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ ЗА 2021 ГОД

I. Общие положения

 

    Указом Президента РФ от 21.12.2017 №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» поручено Правительству Российской Федерации принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности федеральных органов исполнительной власти (абзац 19 подпункта «а» пункта 2 Национального плана);

    Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 № 2258-р утверждены Методические рекомендации по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее — Методические рекомендации). Пунктом 2 распоряжения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться утвержденными методическими рекомендациями.

    Приказом ФАС России от 27.11.2018 №1646/18 «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в ФАС России (антимонопольном комплаенсе)» в ФАС России утверждено Положение об организации в ФАС России системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс), которым урегулирован порядок функционирования антимонопольного комплаенса в ФАС России (далее — Положение об антимонопольном комплаенсе).

    Приказом ФАС России от 05.02.2019 №133/19 утверждена Методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса.

    Коллегиальным органом, осуществляющим оценку эффективности антимонопольного комплаенса, определен Общественный совет при Алтайском республиканском УФАС России.

    Функции уполномоченного должностного лица, осуществляющего внедрение и контроль за исполнением в УФАС по РА антимонопольного комплаенса, исполняет заместитель руководителя управления Дымова А.Е. (приказ УФАС по РА от 25.12.2018 №113).

    В соответствии с пунктом 18 Положения об антимонопольном комплаенсе руководитель территориального органа ФАС России обеспечивает обсуждение документов, указанных в пункте 16 Положения, на общественном совете при территориальном органе ФАС России, не реже одного раза в год.

    В соответствии с пунктом 13 Положения об антимонопольном комплаенсе аналитическая справка должна содержать:

    а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности ФАС России;

    б) анализ нормативных правовых актов ФАС России, а также правовых актов, направленных на регулирование отношений, связанных с защитой конкуренции, предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и адресованных неопределенному кругу лиц, которые могут иметь признаки нарушения антимонопольного законодательства (публичные заявления, письма, консультации и т.д.);

    в) анализ проектов нормативных правовых актов ФАС России;

    г) мониторинг и анализ практики применения ФАС России антимонопольного законодательства (в части соответствующих обзоров и обобщений ФАС России);

    д) систематическая оценка эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению комплаенс-рисков.

    Информация о результатах проведенной оценки комплаенс-рисков представлена в разделе II данной справки (подпункт «а» пункта 19 Положения об антимонопольном комплаенсе).

    Карта (паспорт) комплаенс-рисков утверждена руководителем ФАС России и размещена на официальном сайте ФАС России по ссылке https://fas.gov.ru/documents/b-n-5705f7e5-f3e3-47ea-837d-95a9196b00e2.

    В связи с тем, что план мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков ФАС России на 2021 год не утверждался, информация об исполнении мероприятий по снижению комплаенс-рисков в аналитической справке не приводится.

     

    II. Информация о результатах проведенной оценки

    комплаенс-рисков

    В целях оценки рисков нарушения УФАС по РА антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков) уполномоченным должностным лицом управления был проведен анализ факторов, событий и обстоятельств, которые влияют на совершение таких нарушений.

    Под комплаенс-рисками понимались те потенциально возможные события, обстоятельства, факторы, поддающиеся определению и оценке, которые влияют на наступление такого неблагоприятного события как нарушение территориальным органом ФАС России антимонопольного законодательства.

    В качестве ключевых источников информации для выявления комплаенс-рисков Методические рекомендации называют:

    - информацию о нарушениях антимонопольного законодательства, которые были допущены органом власти (УФАС по РА) за предыдущие 3 года (подпункт «а» пункта 13 Положения об антимонопольном комплаенсе);

    - информацию, полученную в ходе проводимого анализа нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов ФАС России (подпункты «б» и «в» пункта 13 Положения об антимонопольном комплаенсе);

    - практику применения УФАС по РА антимонопольного законодательства (подпункт «г» пункта 13 Положения об антимонопольном комплаенсе).

    •  

      Анализ выявленных рисков нарушений

      антимонопольного законодательства

      В целях проведения анализа выявленных рисков нарушений антимонопольного законодательства в деятельности УФАС по РА уполномоченным должностным лицом были осуществлены следующие мероприятия:

      - проанализированы данные периодической ведомственной отчетности по количеству отмененных решений в порядке внутренней апелляции, а также в судебных инстанциях за 2019, 2020, 2021 годы;

      - проанализированы результаты проверок деятельности управления органами прокуратуры.

       

        Анализ результатов внутриведомственной апелляции.

        В 2019, 2020, 2021 годах принятые УФАС по РА решения, предписания о нарушении антимонопольного законодательства не обжаловались в апелляционную коллегию ФАС России.

        В целях исключения рисков отмены апелляционной коллегией ФАС России решений и предписаний, принятых УФАС по РА, ответственным сотрудникам управления с целью единообразия применения антимонопольного законодательства необходимо неукоснительно соблюдать обзоры и разъяснения ФАС России, которые содержат позицию антимонопольного органа по конкретным вопросам.

        Анализ судебной практики.

        Отношение количества полностью отмененных судом решений о нарушении антимонопольного законодательства к количеству обжалованных в суд решений имеет следующую динамику:

        2019 год — 0% (0 решений обжаловано);

        2020 год — 0% (1 решение обжаловано; 0 отменено);

        2021 год — 0% (4 решения обжалованы, из них: 0 отменено; 1 в стадии обжалования).

        Как следует из вышеприведенных сведений, отсутствуют в течение трех последних лет отмененные в судебном порядке решения территориального управления.

        В целях исключения рисков отмены в судебном порядке решений и предписаний, принятых УФАС по РА, ответственным сотрудникам управления необходимо проводить анализ судебной практики (в том числе использовать подготовленные ФАС России обзоры судебной практики по делам с участием антимонопольного органа), а также руководствоваться разъяснениями, подготовленными ФАС России в рамках оказания Методической помощи территориальным органам ФАС России.

         

        Анализ жалоб на нарушения административных регламентов.

        В 2019, 2020, 2021 годах жалоб на нарушения гражданскими служащими управления административных регламентов не поступало.

         

        Анализ результатов проверок органами прокуратуры.

        Прокуратурой Республики Алтай в 2019 году по результатам рассмотрения жалобы физического лица выдано 1 представление о нарушении Алтайским республиканским УФАС России сроков принятия решения по результатам рассмотрения заявлений, обращений граждан о нарушении антимонопольного законодательства.

        Информация о принятых управлением мерах по рассмотрению данного представления прокуратуры Республики Алтай направлена в адрес ФАС России письмом от 24.06.2019г. исх. №2005/13. В ходе служебной проверки, проведенной управлением по представлению прокуратуры, установлено, что дисциплинарный проступок (нарушение срока рассмотрения заявления физического лица о признаках нарушения антимонопольного законодательства) совершен гражданским служащим управления в 2018 году, в связи с чем на момент проверки прошел 6-тимесячный срок для применения к служащему дисциплинарного взыскания.

        В 2020 году прокуратурой Республики Алтай выдано 1 представление о нарушении Алтайским республиканским УФАС России требований Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Представление выдано по итогам рассмотрения прокуратурой Республики Алтай жалобы гражданина на непринятие управлением мер реагирования по его заявлению.

        Информация о принятых управлением мерах по рассмотрению данного представления прокуратуры Республики Алтай направлена в адрес ФАС России письмом от 09.12.2020г. исх. № 4097/13. В ходе служебной проверки, проведенной управлением по представлению прокуратуры, установлено, что дисциплинарный проступок (направление заявителю ответа о результатах рассмотрения его заявления не по адресу, указанному в заявлении, что явилось причиной неполучения им ответа с информацией о принятых управлением мерах по заявлению) совершен гражданским служащим управления, в обязанности которого входит отправка корреспонденции, в том числе посредством использования сервиса «Электронные заказные письма» ФГУП Почта России. К гражданскому служащему дисциплинарное взыскание не применялось, в связи с тем, что проступок совершен из-за некорректной работы сервиса «Электронные заказные письма» ФГУП Почта России.

        В 2021 году прокуратурой Республики Алтай рассматривалась жалоба индивидуального предпринимателя на бездействие Алтайского республиканского УФАС России, в части непринятия мер по заявлению о нарушении антимонопольного законодательства. Нарушений требований Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в действиях управления не выявлено.

        В целях исключения рисков нарушения административных регламентов руководителем управления еженедельно совместно со специалистами управления проводится сверка исполнения контрольных документов.