На защите конкуренции: итоги 2012 года

 

В 2012 году вступил в силу так называемый «Третий антимонопольный пакет законов». С его принятием завершился очередной этап по совершенствованию антимонопольного законодательства – были внесены изменения в Закон о защите конкуренции (135-ФЗ), КоАП и ряд других нормативно-правовых актов. Подробно об этом и других изменениях, произошедших в сфере антимонопольного законодательства, рассказала представителям СМИ руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по РА Наталья ЕЛБАЕВА.


ИНСТИТУТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ


В частности Н. Елбаева отметила, что основные изменения были направлены на уточнение требований к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям, на уточнение порядка рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, на уточнение процедуры проведения и обжалования торгов по предоставлению в аренду или в иное право пользования муниципального и государственного имущества.
«Третий антимонопольный пакет» дал право антимонопольному органу выдавать хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства без возбуждения дела. Если лицом в установленный срок предупреждение не будет исполнено, то антимонопольный орган возбуждает дело и по результатам его рассмотрения привлекает лицо к административной ответственности. Так, Управлением ФАС по Республике Алтай в 2012 году было выдано 3 предупреждения электросетевым организациям в связи с их незаконными действиями по отказу подключения к электрическим сетям жилого дома, а также установлением для потребителя незаконных требований в договоре технологического присоединения. Выданные предупреждения исполнены монополистами в установленный срок. Таким образом, в 2012 году управлением уже активно используются инструменты «третьего антимонопольного пакета».


ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОМИНИРУЮЩИМ ПОЛОЖЕНИЕМ


Кроме выданных предупреждений, управлением в 2012 году рассмотрено 13 дел, по нарушениям статьи 10 Закона о защите конкуренции (злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением). Пять нарушений выявлены со стороны электросетевых организаций (филиал «МРСК-Сибири» «ГАЭС», МУП «Горэлектросети»). Выявлено 5 нарушений по необоснованному начислению управляющими компаниями собственникам помещений в многоквартирных домах платы за коммунальные услуги, пени по возникшей задолженности (УК «Центральная», УК «Управдом»).

Сумма наложенных штрафов на электросетевые организации и управляющие компании составила 382 000 руб.


НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И РЕКЛАМА


Управлением выявлено три случая проявления недобросовестной конкуренции (статья 14 Закона «О защите конкуренции»). Одно в сфере пассажирских перевозок: лицо осуществляло частный извоз пассажиров без заключения соответствующего договора с уполномоченным органом в сфере пассажирских перевозок, чем наносило убытки лицам, которые осуществляли перевозки в соответствии с законом. На рынке предоставления услуг штрафстоянки хозяйствующий субъект осуществлял деятельность по неутвержденному тарифу, который устанавливается Комитетом по тарифам. Одно нарушение в сфере финансовых услуг: банк в одностороннем порядке изменил условия пополнения вкладов с последующим ухудшением потребительских свойств такого вклада по сравнению с первоначально заявленными свойствами.
В рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства РФ «О рекламе», Управлением в 2012 году рассмотрено 35 фактов. Наиболее распространенные нарушения касались распространения недостоверной рекламы; нарушения требований рекламирования алкогольной продукции; при рекламировании медицинских услуг; при рекламировании финансовых услуг.
Всего в 2012 году возбуждено 28 дел об административных правонарушениях по нарушениям законодательства о рекламе, по результатам рассмотрения которых наложено штрафов на сумму 276 000 рублей.


НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОРГАНАМИ ВЛАСТИ


В 2012 году управлением возбуждено 12 дел по нарушениям антимонопольного законодательства органами власти, в части антиконкурентных актов и действии (статья 15 Закона «О защите конкуренции»). При этом по результатам принятых решений было выдано девять предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательства, 8 предписаний были исполнены в установленные сроки, 1 предписание находится в стадии исполнения. По 3 делам Комиссией УФАС по РА прекращено производство в связи с добровольным устранением нарушений.


Пример нарушения – статья 15 Закона «О защите конкуренции».
Управлением в рамках рассмотрения заявления от юридического лица было установлено, что БУРА «Республиканская станция по борьбе с болезнями животных» осуществляет взымание платы с хозяйствующих субъектов за оформление ветеринарных справок Ф№2,3 в различном размере, т.е. одна и та же услуга оказывается по различной стоимости в зависимости от заказчика услуг. Эти действия создают дискриминационные условия и являются нарушением пункта 8 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции». В свою очередь БУРА «Республиканская станция по борьбе с болезнями животных» обратилась в Арбитражный суд РА с заявлением об оспаривании решения и предписания антимонопольной службы. 5 февраля Арбитражный суд подтвердил законность принятого решения и предписания.
Также в 2012 году управлением возбуждено два дела по факту нарушения требований статьи 16 Закона «О защите конкуренции». Оба дела возбуждены в отношении РУАД «Горно-Алтайавтодор» и подрядчиков, в связи с заключением государственных контрактов на ликвидацию последствий обстоятельств непреодолимой силы, без проведения торгов, что может привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений на них. Комиссией УФАС по Республике Алтай было установлено, что факт чрезвычайной ситуации отсутствовал. Необходимо отметить, что в отношении РУАД «Горно-Алтайавтодор» и подрядчиков в 2011 году также было возбуждено три аналогичных дела.

Выданные УФАС по РА решения и предписания по данным делам были обжалованы в Арбитражном суде Республики Алтай. Решения и предписания Комиссии УФАС по РА признаны судом законными и обоснованными.


ГОСЗАКУПКИ


За 2012 год антимонопольной службой было рассмотрено 109 жалоб в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений (94-ФЗ). Всего выявлено 70 размещений заказов с нарушениями.

Большая часть нарушений – это размещение с грубым нарушением информации о заказе: сокращение сроков для подачи аукционных и котировочных заявок, неразмещение проектно-сметной документации, обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а также необоснованный отказ в допуске к участию в конкурсе (аукционе) участника размещения заказа. Следует обратить внимание, что вышеуказанные показатели сохраняются на протяжении уже нескольких лет.

Ежегодный рост поданных в Управление жалоб на размещение заказов говорит о том, что участники размещения заказа свободно ориентируются в законодательстве и активно защищают свои права.

Руководитель Управления отметила, что сегодня у любого гражданина есть возможность посредством Интернет-портала www.zakupki.gov.ru выяснить, что закупается государством и по какой цене, кто стал победителем торгов и т.д.


ЗАМЕНА 94-ФЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМОЙ (ФКС)


Что касается принятия Закона о ФКС, то законопроект, переданный в Государственную Думу, прошел первое чтение, и в него уже внесено много поправок. В настоящее время ФАС России совместно с Минэкономразвития России, Минфином России и другими ведомствами, готовят поправки, направленные на доработку законопроекта. Законопроект о ФКС вступит в силу, скорее всего, не ранее 1 января 2014 г. Поэтому продолжаем жить по 94-ФЗ.
КИП
В рамках поручений ФАС России территориальное управление активно участвует в реализации мероприятий по улучшению инвестиционного климата в России и регионах, проводимых в рамках «Национальной предпринимательской инициативы» (НПИ). Основная ее задача – формирование конкурентноспособных условий для ведения бизнеса в стране, снижение административных барьеров в экономике и создание инвестиционной привлекательности.
В рамках мер по повышению инвестиционной привлекательности в Республике Алтай, в 2012 году «Институт развития регионов» приступил к разработке Комплексного инвестиционного плана Республики Алтай. Управление совместно с разработчиками КИП провело выездные совещания в муниципальных районах республики с представителями бизнеса. Также, в конце года, постановлением Правительства РА был создан Совет по повышению инвестиционной привлекательности Республики Алтай. УФАС по РА выступило инициатором создания этого Совета.


ДОРОЖНАЯ КАРТА «РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ» НА 2013-2015 ГГ.

 

На федеральном уровне в рамках НПИ утверждаются предложенные предпринимателями проекты, направленные на упрощение, удешевление и ускорение действующих на территории нашей страны процедур по ведению бизнеса. Это так называемые «Дорожные карты». И распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. №2579-р утвержден план мероприятий (дорожная карта) «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» на 2013-2015 гг.

Распоряжением утверждены системные меры, касающиеся снижения доли государственного сектора в экономике, включения в приоритеты деятельности органов исполнительной власти функций по развитию конкуренции, а также меры, направленные на развитие конкуренции в отдельных отраслях экономики, а именно: на рынках медицинских услуг, нефтепродуктов, связи, авиаперевозок, лекарственных препаратов, дошкольного образования. При этом реализуется поэтапный подход к проведению работ по развитию конкуренции, предусматривающий формирование перечня приоритетных отраслей и системных мероприятий на ежегодной основе, а также оперативную оценку выполнения мер и обновление плана с учётом его исполнения и актуальности в текущей социально-экономической ситуации.


ПРИЕМ ГРАЖДАН И ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ УПРАВЛЕНИЯ


В завершении пресс-конференции Наталья Елбаева отметила, что в 2013 году управление планирует провести выездные приемы граждан в муниципальных образованиях республики. Примерный график приема утвержден и размещен на официальном сайте altr.fas.gov.ru, здесь же любой посетитель может найти нужную информацию: аналитические материалы, разъяснения законодательства, а самое главное – информацию, начиная с этапа возбуждения дела, заканчивая кратким пресс-релизом принятого решения. Там же размещаются все принятые решения, в том числе судебные.