Под лежачий камень вода не течет

Вопрос разработки Комплексного инвестиционного плана Республики Алтай на 2013-2028 годы (КИП) и последние изменения в антимонопольном законодательстве обсуждались в администрации района с руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай Н. ЕЛБАЕВОЙ, которая посетила Усть-Коксинский район в рамках рабочего визита.

 Говоря о вопросах реализации национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации и разработке Комплексного инвестиционного плана Республики Алтай, Наталья Елбаева отметила, что готовится большая реформа страны, которая позволит улучшить условия для ведения бизнеса.

 Эксперты «Института развития регионов», ответственные за разработку КИП в Республике Алтай, дадут оценку текущего социально-экономического развития района, определят приоритетные направления, оценят риски, сформируют пакет мер и ресурсное обеспечение инвестиционных проектов, а в последующем разработают «маршрутные карты». Это будет методологический документ, в разработке которого желательно, чтобы принимали участие не только специалисты муниципального образования и отраслевых структур, но и представители бизнес-сообщества.

 – Важно, чтобы каждый представитель предпринимательства района высказал свою точку зрения. Если вы будете инертны и безучастны, поверьте, за вас эту программу в любом случае напишут, но будет ли она тогда максимально приближена к вашим реалиям? – обратилась она к присутствующим на встрече.

 Управление Федеральной антимонопольной службы идет параллельно с разработчиками КИП, но у них несколько другие задачи. На уровне Российской Федерации создано Агентство стратегических инициатив, в задачи которой входит поддержка уникальных общественно значимых проектов и инициатив среднего предпринимательства; разработан и утвержден «Стандарт деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата». ФАС будет следить за тем, чтобы со стороны органов власти не было административных барьеров бизнесу и препятствий для развития здоровой конкурентной среды.

 Говоря о стандартах, Н. Елбаева уточнила, что это минимальный набор требований, успешная реализация которых позволит увеличить приток инвестиций в регион, сформировать инфраструктуру эффективной коммуникации между бизнесом и местными властями.

 В рамках стандартов на уровне России будет принято 22 инвестиционные программы. Сегодня четыре из них разработаны и приняты; они называются «Дорожные карты»: в сфере совершенствования таможенного администрирования, улучшения предпринимательского климата в сфере строительства, повышения доступности энергетической инфраструктуры, поддержки доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта. До конца этого года будет принят еще один из проектов «Дорожной карты» – получение лицензий.

 «Нам надо всем принять активное участие в разработке Комплексного инвестиционного плана. Необходимо переходить к конструктивному диалогу и эффективному взаимодействию бизнеса и власти по обсуждению проблем экономического развития территории и принятию мер по улучшению делового климата в регионе», – заметила, обращаясь к участникам встречи, Наталья Елбаева.

 Кроме того, руководитель управления познакомила присутствующих с новыми новеллами антимонопольного законодательства, которые направлены на улучшение условий для ведения бизнеса. Было отмечено, что в рамках тех изменений, которые ожидают, часть касается №94-ФЗ «О госзакупках». Этот закон живет до 2013 года включительно, затем будет принят новый «О контрактной системе». Вступит он в силу с 1 января 2014 года. Весь 2013 год будет переходным к контрактной системе.

 – В этом законе мы практически заново откатываемся от процедуры торгов. Заказчику дается право выбирать, какой вид торгов он будет вводить. Сегодня многие сталкиваются с тем, что во время проведения аукциона участники торгов демпингуют цены. В новом законе этому уделяется особое внимание. Если в №94-ФЗ были возможности для определения предельных цен, ниже которых опускаться нельзя, то есть проведения мониторинга, то в контрактной системе это станет обязательным, – заметила Наталья Абуевна.

 Коснулись и №135-ФЗ «О защите конкуренции». В частности, было отмечено, что последний антимонопольный пакет ввел статью 18.1, в которой прописан порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров. Эта норма существует с 1 января 2012 года. Она дает право любому участнику обратиться в антимонопольный орган с жалобой и как-то восстановить свои права, например, если неудачно что-то было продано. Антимонопольный орган рассматривает заявление в течение семи дней, и у них есть право приостанавливать аукцион до вынесения решения.

 В статье 17.1 так же речь идет о заключении договоров всех других необязательных торгов. Наталья Абуевна призвала бизнес-сообщество и власть внимательно вникнуть в эти статьи. И если есть вопросы по реализации этих новых норм, то можно обращаться на сайт УФАС по Республике Алтай. Ответ будет дан в течение суток.

 Руководитель управления проинформировала, что «третьим антимонопольным пакетом» введен новый институт предупреждения и предостережения. Теперь по ст. 39.1 №135-ФЗ УФАС по РА может выдать акт хозяйствующему субъекту, особенно это касается бизнеса, который называется предупреждением. В нем прописаны признаки нарушения антимонопольного законодательства. В своем предупреждении антимонопольная служба описывает нарушения, причины возникновения и ставит условия об их устранении. Если предупреждение не возымеет действия, то за этим последует предписание и привлечение к административному штрафу в сумме 15 тыс. рублей для должностных лиц и 300 тыс. рублей для юридических лиц.

 Предостережение (ст. 5.7 №135-ФЗ) о недопустимости совершения действий, которые могут принести к нарушению, также направляется в письменной форме.

 – Эти две новеллы, которые мы начинаем применять, являются серьезным послаблением бизнесу, раньше мы сразу штрафовали. Особенно это касается естественных монополий, которые оказывают услуги населению.

 Была также дана информация и об изменениях в рекламном законодательстве, касающихся рекламы алкогольной продукции. С 1 июля 2012 года к видам алкогольной продукции отнесено пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива. Реклама пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, должна осуществляться в соответствии с требованиями ст. 21 №38-ФЗ «О рекламе». В частности, реклама пива не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), в детских образовательных, медицинских учреждениях и на расстоянии ближе, чем на 100 метров от занимаемых ими зданий. Эта норма, на которую руководитель антимонопольного управления попросила обратить особое внимание. Несоблюдение данного закона грозит штрафом: на должностных лиц вилка от 2 до 20 тысяч, на юридических лиц – от 100 до 500 тысяч рублей.

 В завершение встречи Наталья Елбаева обратила внимание предпринимателей, что за защитой своих нарушенных прав, а также в случае обнаружения нарушений антимонопольного, рекламного законодательства, законодательства о размещении заказов, следует обращаться в УФАС по Республике Алтай с письменным заявлением.

Оксана Какаева