«Проблемы остаются…»

 

Улучшение климата для ведения бизнеса в нашей стране  является главнейшей целью конкурентной политики. В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 г. № 691-р «Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации» постановлением Правительства  Республики Алтай от 14.12.2009 г. №290 утверждена  региональная программа  «Развитие конкуренции в Республике Алтай на 2010-2012 г.г.».

В разработке Программы активное участие принимало Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай -  управлением проведена оценка конкурентной среды на ключевых региональных товарных рынках.  Правительством Республики Алтай  учтены все  предложения по совершенствованию мер по развитию конкуренции и обеспечению соблюдения требований законодательства.

Программа развития конкуренции в Республике Алтай включает в себя краткую характеристику и оценку конкурентной среды на ключевых товарных рынках, основные задачи развития конкуренции, характеристику угроз развития конкуренции, а также меры по развитию конкуренции в отдельных отраслях, которые являются перспективными. Создание в рамках программы эффективной конкурентной среды в  Республике Алтай  обеспечит насыщение товарных рынков региона качественными и доступными товарами и услугами, рост предпринимательской активности и качества жизни населения, внедрение новых форм предпринимательской деятельности. Программа также нацелена на сокращение административных и экономических барьеров, которые препятствуют ведению  деятельности.

 Данная Программа    содержит перечень  плановых мероприятий, отве­чающих на вопросы о том, что будет сделано для развития конкуренции   в    определенной  отрасли, в  конкретном  сегмен­те рынка, в какие сроки  и какой это даст эффект, определены ответственные исполнители.

 УФАС по Республике Алтай определено исполнителем мероприятий по сокращению административных барьеров; мероприятий, направленных на антимонопольное регулирование и мер по защите конкуренции и мероприятий, направленных на развитие конкуренции в различных отраслях экономики. Программа, с одной стороны, предполагает комплекс контрольных мер со стороны антимонопольного органа в отношении тех, кто наруша­ет антимонопольное законодатель­ство, а с другой стороны нацелена на создание  благоприятных условий, обеспечи­вающих развитие конкуренции.

В связи с тем, что   Республика  Алтай   является  сельскохозяйственным регионом  со слабо развитой промышленностью, приоритетными отраслями для развития конкуренции определены  агропродовольственный  и жилищно-коммунальный комплекс, строительство, розничные потребительские рынки,  информационно-коммуникационные технологии и связь, пассажирские автоперевозки, сферы образования и здравоохранения.         

Антимонопольщики тесно взаимодействует с ответственными  исполнителями Программы, происходит постоянный обмен информацией о ходе реализации программных мероприятий, управление направляет им результаты исследования конкурентной среды на товарных рынках,  рекомендательные   письма и разъяснения.

Можно отметить, что в целях реализации программных мероприятий Правительством Республики Алтай и исполнителями в регионе проведена определенная положительная работа по снижению ряда административных барьеров при входе на товарные рынки региона, повышению осведомленности населения и предпринимательских сообществ о деятельности органов исполнительной власти, в том числе:

- создано 2 филиала автономного учреждения Республики Алтай «Многофункциональный центр обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг» в с.Онгудай и  с.Майма;

- принято постановление Правительства Республики Алтай от 19.05.2011 года № 101 «О подготовке, принятии, опубликовании и вступлении в силу нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Алтай», предусматривающее проведение правовой и антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов исполнительного органа государственной власти Республики Алтай;

- нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Республики Алтай, связанные с ведением бизнеса, размещены на официальном сайте Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай, нормативные правовые акты органов местного самоуправления размещаются на сайтах муниципальных образований;

- осуществляется  консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства через республиканский и муниципальные центры поддержки предпринимательства; проведен 09.05.2011 г. Пятый съезд предпринимателей Республики Алтай. В работе съезда приняли участие представители федеральных органов управления в Республике Алтай, исполнительных органов управления Республики Алтай, органов местного самоуправления и общественных объединений предпринимателей;

- на сайте административной реформы Республики Алтай размещен сводный реестр государственных услуг, оказываемых исполнительными органами государственной власти Республики Алтай и подведомственными им организациями, содержит 195 государственных услуг.

Активную роль в  ходе реализации Программы Развития конкуренции в Республике Алтай  выполняет Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай. Одной из первоочередных мер по защите конкуренции, предусмотренных Программой, является смещение акцента с контроля  за действиями хозяйствующих субъектов в сторону более тщательного контроля за действиями органов власти, антиконкурентные действия  которых имеют место быть как на региональном уровне, так и на уровне муниципалитетов.

 За 9 месяцев 2011г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай в целях реализации программных мероприятий проведена следующая работа в рамках мероприятий, направленных на сокращение административных барьеров и антимонопольное регулирование и иные меры по защите конкуренции, в том числе:

- рассмотрено  17 заявлений  в рамках  статей 19-21 Федерального закона «О защите конкуренции» о предоставлении преференций, выдано 8 согласий и  9 отказов;

- проведена правовая экспертиза 22 проектов нормативных актов Республики Алтай, выдано 17 положительных заключений  и 5 – отрицательных;

- рассмотрено 66 жалоб участников размещения заказа на действия заказчиков,  уполномоченного органа  и  конкурсно - аукционной  комиссии, по результатам их рассмотрения выдано 56 предписаний об устранении выявленных нарушений; по нарушениям Законодательства о размещении заказов возбуждено и рассмотрено 75 административных дел, на нарушителей наложено штрафов на общую сумму 1215 тысяч рублей.

- с целью контроля органов власти рассмотрено 20 дел,  возбужденных по признакам нарушений   статей 15, 16, 17 и с 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,   выдано 18 предписаний об устранении  выявленных нарушений,   возбуждено и рассмотрено  2 административных дела  в отношении  должностных лиц органов исполнительной власти Республики Алтай.

  Анализ хода выполнения Программы развития конкуренции в Республике Алтай по информации, представленной в управление ответственным исполнителем  Министерством экономического развития  и  инвестиций Республики Алтай, показал,  что данная Программа  находится в действии, она жизнеспособна. Правительством Республики Алтай, исполнителями программы сделаны попытки создания благоприятных условий для развития конкуренции  и  снижения  административного гнета для развития бизнеса,  но вместе с тем  присутствует ряд проблем и факто­ров,  негативно влияющих на развитие конкуренции и препятствующих реализации положений Программы.

 Уровень конкурентоспособности  Республики Алтай по сравнению с другими субъектами низкий и обусловлен небольшими масштабами региональной экономики, развитие полноценной конкурентной среды сдерживается общими для Республики Алтай и  отдельных регионов России факторами:

- проблема инфраструктурных ограничений конкуренции:  незавершённость транспортной инфраструктуры (отсутствие в республике железной дороги, ограниченные  авиаперевозки).   Износ инженерных сетей тоже сильно влияет и  на возможность реализации новых инвестиционных проектов, и на стабильное жизнеобеспечение действующих организаций и населения, необходима модернизация   предприятий  коммунального  комплекса;  в Республике Алтай слабо развита  энергетика -  высокие тарифы на энергоносители влияют  на привлекательность входа на рынки  новым участников, увеличивают затраты производителей и снижают конкурентоспособность товаров  и услуг;

-  медленно происходит приспособление  большинства  хозяйствующих субъектов к работе в открытой конкурентной экономике;

 - слабая эффективность государственной поддержки малого и среднего бизнеса;

- низкая заинтересованность органов местного самоуправления по органи­зации функционирования Програм­мы развития конкуренции в Республике Алтай; сдерживает активизацию предпринимательской деятельности отсутствие у муниципалитетов территориальных планов развития конкуренции

- медленная  перестройка информационно-статистической базы, объективно и всесторонне отражающей   экономические процессы, характеризующих состояние конкуренции в регионе и конкурентоспособность местных  товаропроизводителей;

-  недостаточность финансовых средств  на реализацию программных мероприятий, хотя  Про­грамма предполагает реализацию многих мероприятий, включенных в иные целевые программы, имеющие соответствующее финансирование.

  При  Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай  создан  и активно осуществляет деятельность Общественно-консультативный совет,  члены которого   осуществляют мониторинг основных проблем, препятствующих ходу реализации Программы конкуренции в Республике Алтай.

 На заседаниях ОКС обсуждаются наиболее актуальные проблемы конкурентной политики,  реализуемой в  регионе,  в частности, на  двух заседаниях   Совета обсуждались проблемы  института  саморегулируемых организаций в строительстве (СРО),  сформулированы реко­мендации по повышению эффективности  их работы; рассмотрены  проекты изменений в Федеральный закон «О размещении заказов..»,  сформулированы и направлены  в ФАС России предложения о внесении изменений в данный Закон.   Члена  ОКС оказывают большую помощь и поддержку в освещении  в СМИ хода реализации Программы конкуренции.

Надо отметить, что  приня­тая Программа - не догма, а руководство к действию. Это открытый документ, который может подвергаться корректировке, совершен­ствоваться в зависимости от ситуации на конкретных то­варных рынках и по мере вы­явления новых администра­тивных барьеров.

        Управлением во исполнение поручения ФАС России по участию территориальных органов в доработке региональных программ,   направлено письмо в Минэкономразвития и инвестиций Республики Алтай о доработке Программы Развития конкуренции в Республике Алтай в части корректировки сроков исполнения отдельных программных мероприятий до 2015 года, предложения   учтены.

Сейчас, на наш взгляд, чрезвычайно важно обеспе­чить заинтересованное участие органов власти всех уровней, всех агентов рынка в реализации мероприятий, предусмотренных Программой, чтобы в дальнейшем  Программа развития конкуренции в Республике Алтай не осталась просто документом на бумаге, и чтобы ее реализация не стала формальной.

Развитие конкуренции требует комплексного подхода. Сегодня нельзя развить конкуренцию только усилиями региональной власти, достаточно много вопросов в компетенции федерального правительства, министерств и ведомств.

Для улучшения конкурентного климата в регионах необходимо широкое межведомственное взаимодействие, активное участие в нашем общем деле федеральных отраслевых министерств, ФАС России, региональных властей.

 В   целях эффективной реализации программ развития конкуренции в Республике Алтай и  в регионах необходимо следующее:

-  в Республике Алтай требуется активизация деятельности органов власти и местного самоуправления по реализации  конкурентной политики, прежде всего в разрезе приоритетных рынков и отраслей;

-  на уровне Минэкономразвития РФ и  ФАС России в соответствии с их полномочиями необходимо обобщение положительного опыта  реализации региональных программ развития конкуренции, обобщение и анализ проблем их реализации в регионах и направление соответствующих рекомендаций в качестве методической помощи;

-  в регионах в части информационной политики в области конкуренции  необходимо  формирование общественной культуры конкуренции. В  целях обеспечения открытости, гласности и прозрачности  хода реализации программ конкуренции региональным органам власти и антимонопольным органам необходимо активнее освещать данную тему в СМИ, привлекать к обсуждению общественность и  предпринимательские сообщества.

Применение всех мер в совокупности принесет  свои  результаты к  формированию правового пространства, обеспечивающего развитие конкуренции в регионах и упрощению входа новых участников на региональные товарные рынки, по созданию эффективной среды, которая бы стимулировала сами хозяйствующие субъекты к здоровой конкуренции.