«Проблемы остаются…»
Улучшение климата для ведения бизнеса в нашей стране является главнейшей целью конкурентной политики. В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 г. № 691-р «Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации» постановлением Правительства Республики Алтай от 14.12.2009 г. №290 утверждена региональная программа «Развитие конкуренции в Республике Алтай на 2010-2012 г.г.».
В разработке Программы активное участие принимало Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай - управлением проведена оценка конкурентной среды на ключевых региональных товарных рынках. Правительством Республики Алтай учтены все предложения по совершенствованию мер по развитию конкуренции и обеспечению соблюдения требований законодательства.
Программа развития конкуренции в Республике Алтай включает в себя краткую характеристику и оценку конкурентной среды на ключевых товарных рынках, основные задачи развития конкуренции, характеристику угроз развития конкуренции, а также меры по развитию конкуренции в отдельных отраслях, которые являются перспективными. Создание в рамках программы эффективной конкурентной среды в Республике Алтай обеспечит насыщение товарных рынков региона качественными и доступными товарами и услугами, рост предпринимательской активности и качества жизни населения, внедрение новых форм предпринимательской деятельности. Программа также нацелена на сокращение административных и экономических барьеров, которые препятствуют ведению деятельности.
Данная Программа содержит перечень плановых мероприятий, отвечающих на вопросы о том, что будет сделано для развития конкуренции в определенной отрасли, в конкретном сегменте рынка, в какие сроки и какой это даст эффект, определены ответственные исполнители.
УФАС по Республике Алтай определено исполнителем мероприятий по сокращению административных барьеров; мероприятий, направленных на антимонопольное регулирование и мер по защите конкуренции и мероприятий, направленных на развитие конкуренции в различных отраслях экономики. Программа, с одной стороны, предполагает комплекс контрольных мер со стороны антимонопольного органа в отношении тех, кто нарушает антимонопольное законодательство, а с другой стороны нацелена на создание благоприятных условий, обеспечивающих развитие конкуренции.
В связи с тем, что Республика Алтай является сельскохозяйственным регионом со слабо развитой промышленностью, приоритетными отраслями для развития конкуренции определены агропродовольственный и жилищно-коммунальный комплекс, строительство, розничные потребительские рынки, информационно-коммуникационные технологии и связь, пассажирские автоперевозки, сферы образования и здравоохранения.
Антимонопольщики тесно взаимодействует с ответственными исполнителями Программы, происходит постоянный обмен информацией о ходе реализации программных мероприятий, управление направляет им результаты исследования конкурентной среды на товарных рынках, рекомендательные письма и разъяснения.
Можно отметить, что в целях реализации программных мероприятий Правительством Республики Алтай и исполнителями в регионе проведена определенная положительная работа по снижению ряда административных барьеров при входе на товарные рынки региона, повышению осведомленности населения и предпринимательских сообществ о деятельности органов исполнительной власти, в том числе:
- создано 2 филиала автономного учреждения Республики Алтай «Многофункциональный центр обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг» в с.Онгудай и с.Майма;
- принято постановление Правительства Республики Алтай от 19.05.2011 года № 101 «О подготовке, принятии, опубликовании и вступлении в силу нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Алтай», предусматривающее проведение правовой и антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов исполнительного органа государственной власти Республики Алтай;
- нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Республики Алтай, связанные с ведением бизнеса, размещены на официальном сайте Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай, нормативные правовые акты органов местного самоуправления размещаются на сайтах муниципальных образований;
- осуществляется консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства через республиканский и муниципальные центры поддержки предпринимательства; проведен 09.05.2011 г. Пятый съезд предпринимателей Республики Алтай. В работе съезда приняли участие представители федеральных органов управления в Республике Алтай, исполнительных органов управления Республики Алтай, органов местного самоуправления и общественных объединений предпринимателей;
- на сайте административной реформы Республики Алтай размещен сводный реестр государственных услуг, оказываемых исполнительными органами государственной власти Республики Алтай и подведомственными им организациями, содержит 195 государственных услуг.
Активную роль в ходе реализации Программы Развития конкуренции в Республике Алтай выполняет Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай. Одной из первоочередных мер по защите конкуренции, предусмотренных Программой, является смещение акцента с контроля за действиями хозяйствующих субъектов в сторону более тщательного контроля за действиями органов власти, антиконкурентные действия которых имеют место быть как на региональном уровне, так и на уровне муниципалитетов.
За 9 месяцев 2011г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай в целях реализации программных мероприятий проведена следующая работа в рамках мероприятий, направленных на сокращение административных барьеров и антимонопольное регулирование и иные меры по защите конкуренции, в том числе:
- рассмотрено 17 заявлений в рамках статей 19-21 Федерального закона «О защите конкуренции» о предоставлении преференций, выдано 8 согласий и 9 отказов;
- проведена правовая экспертиза 22 проектов нормативных актов Республики Алтай, выдано 17 положительных заключений и 5 – отрицательных;
- рассмотрено 66 жалоб участников размещения заказа на действия заказчиков, уполномоченного органа и конкурсно - аукционной комиссии, по результатам их рассмотрения выдано 56 предписаний об устранении выявленных нарушений; по нарушениям Законодательства о размещении заказов возбуждено и рассмотрено 75 административных дел, на нарушителей наложено штрафов на общую сумму 1215 тысяч рублей.
- с целью контроля органов власти рассмотрено 20 дел, возбужденных по признакам нарушений статей 15, 16, 17 и с 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», выдано 18 предписаний об устранении выявленных нарушений, возбуждено и рассмотрено 2 административных дела в отношении должностных лиц органов исполнительной власти Республики Алтай.
Анализ хода выполнения Программы развития конкуренции в Республике Алтай по информации, представленной в управление ответственным исполнителем Министерством экономического развития и инвестиций Республики Алтай, показал, что данная Программа находится в действии, она жизнеспособна. Правительством Республики Алтай, исполнителями программы сделаны попытки создания благоприятных условий для развития конкуренции и снижения административного гнета для развития бизнеса, но вместе с тем присутствует ряд проблем и факторов, негативно влияющих на развитие конкуренции и препятствующих реализации положений Программы.
Уровень конкурентоспособности Республики Алтай по сравнению с другими субъектами низкий и обусловлен небольшими масштабами региональной экономики, развитие полноценной конкурентной среды сдерживается общими для Республики Алтай и отдельных регионов России факторами:
- проблема инфраструктурных ограничений конкуренции: незавершённость транспортной инфраструктуры (отсутствие в республике железной дороги, ограниченные авиаперевозки). Износ инженерных сетей тоже сильно влияет и на возможность реализации новых инвестиционных проектов, и на стабильное жизнеобеспечение действующих организаций и населения, необходима модернизация предприятий коммунального комплекса; в Республике Алтай слабо развита энергетика - высокие тарифы на энергоносители влияют на привлекательность входа на рынки новым участников, увеличивают затраты производителей и снижают конкурентоспособность товаров и услуг;
- медленно происходит приспособление большинства хозяйствующих субъектов к работе в открытой конкурентной экономике;
- слабая эффективность государственной поддержки малого и среднего бизнеса;
- низкая заинтересованность органов местного самоуправления по организации функционирования Программы развития конкуренции в Республике Алтай; сдерживает активизацию предпринимательской деятельности отсутствие у муниципалитетов территориальных планов развития конкуренции
- медленная перестройка информационно-статистической базы, объективно и всесторонне отражающей экономические процессы, характеризующих состояние конкуренции в регионе и конкурентоспособность местных товаропроизводителей;
- недостаточность финансовых средств на реализацию программных мероприятий, хотя Программа предполагает реализацию многих мероприятий, включенных в иные целевые программы, имеющие соответствующее финансирование.
При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай создан и активно осуществляет деятельность Общественно-консультативный совет, члены которого осуществляют мониторинг основных проблем, препятствующих ходу реализации Программы конкуренции в Республике Алтай.
На заседаниях ОКС обсуждаются наиболее актуальные проблемы конкурентной политики, реализуемой в регионе, в частности, на двух заседаниях Совета обсуждались проблемы института саморегулируемых организаций в строительстве (СРО), сформулированы рекомендации по повышению эффективности их работы; рассмотрены проекты изменений в Федеральный закон «О размещении заказов..», сформулированы и направлены в ФАС России предложения о внесении изменений в данный Закон. Члена ОКС оказывают большую помощь и поддержку в освещении в СМИ хода реализации Программы конкуренции.
Надо отметить, что принятая Программа - не догма, а руководство к действию. Это открытый документ, который может подвергаться корректировке, совершенствоваться в зависимости от ситуации на конкретных товарных рынках и по мере выявления новых административных барьеров.
Управлением во исполнение поручения ФАС России по участию территориальных органов в доработке региональных программ, направлено письмо в Минэкономразвития и инвестиций Республики Алтай о доработке Программы Развития конкуренции в Республике Алтай в части корректировки сроков исполнения отдельных программных мероприятий до 2015 года, предложения учтены.
Сейчас, на наш взгляд, чрезвычайно важно обеспечить заинтересованное участие органов власти всех уровней, всех агентов рынка в реализации мероприятий, предусмотренных Программой, чтобы в дальнейшем Программа развития конкуренции в Республике Алтай не осталась просто документом на бумаге, и чтобы ее реализация не стала формальной.
Развитие конкуренции требует комплексного подхода. Сегодня нельзя развить конкуренцию только усилиями региональной власти, достаточно много вопросов в компетенции федерального правительства, министерств и ведомств.
Для улучшения конкурентного климата в регионах необходимо широкое межведомственное взаимодействие, активное участие в нашем общем деле федеральных отраслевых министерств, ФАС России, региональных властей.
В целях эффективной реализации программ развития конкуренции в Республике Алтай и в регионах необходимо следующее:
- в Республике Алтай требуется активизация деятельности органов власти и местного самоуправления по реализации конкурентной политики, прежде всего в разрезе приоритетных рынков и отраслей;
- на уровне Минэкономразвития РФ и ФАС России в соответствии с их полномочиями необходимо обобщение положительного опыта реализации региональных программ развития конкуренции, обобщение и анализ проблем их реализации в регионах и направление соответствующих рекомендаций в качестве методической помощи;
- в регионах в части информационной политики в области конкуренции необходимо формирование общественной культуры конкуренции. В целях обеспечения открытости, гласности и прозрачности хода реализации программ конкуренции региональным органам власти и антимонопольным органам необходимо активнее освещать данную тему в СМИ, привлекать к обсуждению общественность и предпринимательские сообщества.
Применение всех мер в совокупности принесет свои результаты к формированию правового пространства, обеспечивающего развитие конкуренции в регионах и упрощению входа новых участников на региональные товарные рынки, по созданию эффективной среды, которая бы стимулировала сами хозяйствующие субъекты к здоровой конкуренции.