Нюансы рекламного законодательства

 

На наиболее часто задаваемые вопросы сотрудникам Федеральной антимонопольной службы отвечает Виталий Гридилев, ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Алтайского республиканского УФАС России.

Расскажите, пожалуйста, какие условия предоставления кредита должны быть раскрыты в информационном содержании рекламы?

Согласно требованиям части 1 статьи 28  Федерального закона  от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг (к которым и относится кредит) должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Указанная норма права была принята в интересах потребителя с целью формирования у него неискаженного и относительно полного представления о рекламируемой услуге, а так же гарантии соблюдения его права на информацию.

В части 3 статьи 28 Закона «О рекламе» указано, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Кроме того, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что реклама банковских услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из этих условий.

В случае, если в рекламе кредитов указывается конкретная процентная ставка, на условиях которой предоставляется кредит, то данная величина должна включать в себя все дополнительные периодические и единовременные платежи, связанные с обслуживанием рекламируемого кредита (комиссии за открытие счета, ведение счета и пр.).

Кроме того, в указанном случае в рекламе должны приводиться иные условия договора, при которых применяется упомянутая в рекламе процентная ставка (сумма кредита, срок предоставления денежных средств и др.), а также условия, влияющие на расходы заемщика по кредитному договору.

В случае, если в рекламе кредитов указывается минимальное или максимальное значение процентной ставки (например, посредством выражения «от…» или «до…»), то в рекламе должны быть указаны также все остальные значения процентной ставки (минимальная, максимальная и промежуточные) по рекламируемым кредитам, а также все остальные условия договора, определяющие расходы заемщика по кредитному договору и влияющие на них, для каждого значения процентной ставки (сумма кредита, срок предоставления кредита и др.).

Способ доведения до потребителей условий кредита в рекламе должен быть максимально доступным, чтобы любой потребитель мог без использования вспомогательных технических средств ознакомиться со всеми условиями, влияющими на его стоимость.

Таким образом, руководствуясь имеющейся практикой антимонопольных органов, в рекламе банковских кредитов необходимо указывать максимально полную информацию о финансовых условиях предоставления таких кредитов во избежание запрета рекламы как недобросовестной.

Реклама каких товаров не допускается?

Перечень товаров, реклама которых не допускается, содержится в статье 7 Федерального закона  от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». К ним относятся:

- товары, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации. В настоящее время существует ряд запретов, перечень которых содержится как в международных актах, так и Федеральных законах, Указах Президента (например: Указ Президента РФ от 22.02.1992 № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», которым утвержден Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена. В данный Перечень входят драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них, военная техника, рентгеновское оборудование, спирт этиловый и т.д.)

- наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681. В частности, к наркотическим средствам относятся: марихуана, гашиш, опий, маковая соломка, героин, кокаин, промедол, ЛСД, МДМА («экстази») и др., к числу психотропных веществ - аминорекс, кетамин, тарен и др.

- взрывчатые вещества и материалы, за исключением пиротехнических изделий.

- органы и (или) ткани человека в качестве объектов купли продажи.

Трансплантация (пересадка) органов и (или) тканей человека является средством спасения жизни и восстановления здоровья граждан и должна осуществляться на основе соблюдения законодательства Российской Федерации и прав человека в соответствии с гуманными принципами, провозглашенными международным сообществом, при этом интересы человека должны превалировать над интересами общества или науки. Органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли-продажи. Купля-продажа органов и (или) тканей человека влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

- товары, подлежащие государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации.

Сведения о государственной регистрации могут быть затребованы, в частности, при рекламировании объектов недвижимости. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

- товары, подлежащие обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия.

В соответствии со статьей 2 Федеральный закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» сертифицированные товары содержат знак соответствия - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии, обязательной сертификации.

- товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Может ли реклама лекарственных средств содержать ссылки на конкретные случаи выздоровления человека?

Реклама лекарственных средств не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования. Данный запрет установлен пунктом 2 части 1 статьи 24 Федерального закона  от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Существование данного запрета объясняется тем, что врач при лечении практикует индивидуальный подход к каждому пациенту. Лекарственное средство, которое подходит или помогает одному пациенту, может не подойти или помочь другому по целому ряду причин. Более того, оно может быть даже противопоказано данному пациенту. Поэтому даже если факт излечения либо улучшения состояния здоровья имел место быть и он зафиксирован лечебным учреждением, упоминание самого факта излечения или улучшения состояния здоровья в рекламе лекарственного средства незаконно.

Каким требованиям должна соответствовать реклама народных целителей?

Согласно пункту 1 статьи  7   Федерального   закона   от   13.03.2006   года   № 38-ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, производство или реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 17.02.1995 года №161 «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы» наложен запрет на  распространение в средствах массовой информации рекламы целителей, экстрасенсов и других лиц, объявляющих себя специалистами по лечению методами народной медицины и другими традиционными методами и не имеющих соответствующих разрешений согласно статьям 56, 57 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Согласно статье 57 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, правом на занятие народной медициной обладают граждане Российской Федерации, получившие диплом целителя, выдаваемый органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения.

Пункт  7  статьи   7  Закона «О рекламе» гласит: «Не допускается реклама товаров, на производство или реализацию которых требуется получение лицензии или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений».

Таким образом, рекламировать свои услуги в области народной медицины в средствах массовой информации имеют право лишь те целители, которые зарегистрированы надлежащим образом в качестве лиц, имеющих право на оказание таких услуг.