Электронные аукционы – новая реальность

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

 

Полгода давалось органам исполнительной и муниципальной власти для того,  чтобы подготовиться к реформе госзаказа (федеральных заказчиков обязали полностью перевести все аукционы на электронные торги к 1 июля 2010 года). Согласно внесенным поправкам в №94-ФЗ с 1 января 2011 года аукционы теперь проводятся только в электронной форме, а заказы размещаются на пяти площадках, которые одобрены Правительством РФ. В какой-то степени это удобно, и для заказчика и для участника торгов, поскольку до этого сведения размещались на 83 региональных порталах и еще нескольких десятках негосударственных электронных площадках.

Предполагается, что эти изменения должны способствовать развитию конкуренции на рынке, устранению коррупции и привести к экономии бюджетных средств. Но тут возникает несколько вопросов – действительно ли это будет экономия бюджета и как быть с неисполнением подписанных контрактов по вине поставщиков? На сегодняшний день говорить  о механизме проверки работы аукционов может только Федеральная антимонопольная служба, это был и пока остается единственный инструмент защиты прав участника торгов. О нюансах новой системы электронных аукционов корреспонденту «УВ» рассказала руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (УФАС по РА) Н. ЕЛБАЕВА:

- Наталья Абуевна, что необходимо для того, чтобы принимать участие в новой форме торгов?

- Чтобы эффективно участвовать в закупках, участник торгов должен располагать доступом ко всем площадкам, которые одобрены Правительством РФ для размещения госзаказа. Деятельность любой электронной торговой площадки регулируется регламентом. Общее требование – регистрация (аккредитация) участников и наличие электронной подписи. Для каждой из площадок можно получить электронно-цифровую подпись (ЭЦП)  в различных аккредитованных удостоверяющих центрах. Вся процедура аккредитации – достаточно стандартная, включает в себя сбор пакета необходимых документов и заполнения заявок и теоретически может занять не более недели.

- Новая форма аукционов будет позволять делать централизованные закупки, как это было раньше?

- Во всяком случае, работа в этом направлении в Правительстве РА ведется. Еще во втором полугодии 2010 года в Республике Алтай при Министерстве экономического развития и инвестиций РА, как структурное подразделение был создан Уполномоченный орган по торгам. Собственно в его полномочия и входит проводить данную процедуру на уровне субъекта. То есть все, что ранее организовывалось отдельными министерствами, берет на себя единый централизованный орган в рамках подписанных соглашений.  

На уровне муниципальных образований решение   данного вопроса - в ближайшей перспективе.

- Есть ли в этом необходимость?

- На уровне Правительство РА неоднократно говорили о том, что необходимо иметь общий согласованный план торгов на определенную группу товаров, и федеральная антимонопольная служба поддерживает такую позицию. Это нужно, не только для того чтобы они были информационно вовремя размещены, и о них знало бизнес-сообщество. Согласованные торги дадут серьезную возможность экономии бюджетных средств, но опять же при условии, если все муниципальные образования выразят свое согласие участвовать в таких закупках. И это важно. Здесь я бы даже рекомендовала районам не тянуть время и если они еще не подписали подобного соглашения, то сделать это. Потому что крупные лоты, крупные объемы приведут крупный бизнес.

В то же время хотелось бы напомнить: неважно будет ли по соглашению проводить торги Уполномоченный орган или муниципальные образования будут делать это сами - документация как была, так и осталась ответственностью заказчика, потому что контракты будет подписывать только он сам.

- - Какова теперь функция сайта субъекта, на котором ранее размещалась информация о закупках?

- Роль  регионального сайта в этом качестве исчерпана. С 1 января все торги размещаются только на едином портале www. zakupki.gov.ru это определено №94-ФЗ.

- За полгода, что давалось для органов исполнительной и законодательной власти, была проведена серьезная подготовка к участию в электронных аукционах. Но, тем не менее, никто не застрахован от технических сбоев, как в этом случае поступать участникам торгов?

- Действительно, такие случаи не исключены и прецеденты тому есть. Если во время проведения аукциона организатор площадки пишет «технический сбой» и через 10 минут торги признаются не состоявшимися, заказчику необходимо фиксировать все эти моменты, составлять акт и направлять в ФАС. Рассмотрение таких нарушений, когда именно по вине электронной площадки, произошел технический сбой и аукцион был прекращен, рассматриваются только на уровне федеральной службы, она обязывает площадку заново проводить аукцион.

Учитывая, что федеральная антимонопольная служба далеко и  не все знают ее координаты, но знают координаты УФАС по РА, то вполне возможно эту жалобу направить к нам в управление, а мы ее незамедлительно переправим в ФАС. Это важно, и за этим муниципальным заказчикам надо следить, но с другой стороны необходимо разделять сбой, который происходит по собственной вине  и сбой, который показывает во время торгов электронная площадка.

- Если вдруг после проведения  аукциона, например заказчика что-то не устроило, куда ему обращаться?

- Жалобы по рассмотрению электронных торгов до подписания контракта остались за ФАС. После подписания контракта, контроль на уровне муниципалитетов и на уровне субъектов будет осуществлять контрольный орган Министерства финансов РА. Но при этом возможность права обратиться у сторон торгов напрямую к нам осталась на любой стадии. Мы рекомендуем муниципальным заказчикам все, что связано с ненадлежащим неисполнением контрактов, своевременно реагировать и решать эти вопросы именно с контрольным органом субъекта. Кроме того, также как и Правительство РА ФАС не рекомендует заказчикам закладывать аванс 30%, тем более в случае электронных аукционов, хотя закон позволяет.

- Почему?

- Для того чтобы не проходили предприятия однодневки, чтобы любой победитель начинал исполнение работ, оказание услуг из собственных средств, а затем уже по исполнению получал аванс. Это эффективно работает особенно в строительной сфере, как одна из обеспечительных мер выполнения работ. Понятно, что здесь не пройдет тот, у кого за душой ничего нет.

Также хотелось бы обратить особое внимание еще на одну деталь, которая очень важна во время проведения торгов в строительной сфере. В случае не размещения заказчиком в составе аукционной документации в полном объеме ПСД (проектно-сметной документации) будет считаться нарушением и подлежат отмене. Это наша позиция.

- С чем это связано?

- Данная сфера сложна тем, что это большие объемы, сроки не один бюджетный год и исполнение заказа иногда бывает разбито на этапы. И если ПСД не будет в полном объеме, как может участник понять, с чем он в итоге будет иметь дело. До этого момента заказчики часто хитрили: выставляли информацию на аукцион частями. На сегодняшний день, многократная судебная практика показала, что ПСД является частью аукционной документации, поэтому должна быть размещена в полном объеме. Еще раз повторю, наша служба будет жестко за этим следить.

- А какие еще формы обеспечения выполнения контракта на сегодняшний день есть?

- Такая форма, как страхование ответственности себя изжила и не применяется на электронных аукционах, так как очень часто при обращении заказчиков страховка не выплачивалась. Но остались другие. К примеру, законом 240-ФЗ внесены изменения в закон №94-ФЗ, в частности в часть 4 ст. 29, на основании которой заказчиком заключается контракт только после предоставления участником безотзывной банковской гарантии выданной банком или кредитной организацией. Другая обеспечительная мера – договор-поручительство, или передача заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада депозита. Это новые формы, обеспечительных мер и заказчику их необходимо использовать, поскольку разницу за просрочку исполнения контракта, он обязан взять как неустойку. Вот вам, пожалуйста, одна из возможностей экономии бюджетных средств.

- Наталья Абуевна, и все-таки, если говорить объективно, есть ли выгода для бизнеса от новой системы госзаказа?

- Конечно, поскольку в первую очередь исключается коррупционная составляющая. Первая часть торгов – анонимность, теперь заказчик вряд ли сможет повлиять на то, кто в итоге станет победителем. Он не знает его до объявления окончания  аукциона. С другой стороны участник может сидя за компьютером одномоментно играть на нескольких торгах в любой точке нашей страны. Кроме того, благодаря еще одной поправке в №94-ФЗ для малого бизнеса процент обеспечения, который должен быть у участника на электронных площадках, уменьшен от 5% до 2%. Раньше участник, пройдя регистрацию на площадке, открывал счет, куда перечислял пять процентов от суммы аукциона, а если он на 180 миллионов, представляете, какой она должна была быть! Это хорошая мера поддержки малого бизнеса. В то же время, участник до завершения аукциона не сможет использовать заложенные средства на других торгах. В этом случае, возможно малому бизнесу придется думать о каком-то укрупнении, о проведении совместных операций и так далее. Время показывает, что жизнь заставит менять тактику ведения бизнеса, а государственные структуры научит грамотно взаимодействовать с бизнес-сообществом.