Руководитель Алтайского республиканского УФАС рассказала об итогах работы службы за 2023 год

О том, с какими жалобами чаще всего сталкивается территориальное управление и о наиболее значимых делах, – в интервью с временно исполняющей обязанности руководителя УФАС по РА.

Анастасия Евгеньевна, как бы вы охарактеризовали практику УФАС за последний год?

Нашу правоприменительную практику за прошедший год определяет сохраняющаяся тенденция к увеличению количества поступающих жалоб и заявлений. Это касается всех вопросов деятельности антимонопольного органа: сюда относятся жалобы по госзаказу, торгам, рекламе и недобросовестной конкуренции, а также на действия органов власти и субъектов естественных монополий.

Отмечу, что все меры пресечения нарушений, которые мы применяем, так или иначе достигают своей цели: предписания и предупреждения практически всегда исполняются, если не сразу, то через суды.

За прошедший год в соответствии с законодательством о контрактной системе в УФАС по РА:

  • поступило 126 жалоб на действия (бездействие) заказчика, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии. Из 126 поступивших жалоб, 14 были отозваны заявителями и 10 возвращены. Необоснованными признаны 50 жалоб. Количество обоснованных жалоб составило 52. По результатам рассмотрения жалоб (102) управлением было выдано 30 предписаний об устранении нарушений законодательства о контрактной системе (отмена закупки, внесение изменений в извещение (проект контракта), повторное рассмотрение заявок). 39,68% жалоб подано на действия заказчиков муниципального уровня; 53,97% – региональный уровень; 6,35% – федеральный уровень.

Доля обоснованных жалоб (52) относительно рассмотренных (102) по-прежнему остается на высоком уровне и в 2023 году составила 50,98%;

  • рассмотрено 63 обращения о включении сведений в отношении хозяйствующих субъектов в реестр недобросовестных поставщиков. По результатам рассмотрения указанных заявлений в отношении 20 хозяйствующих субъектов сведения включены в РНП в связи с уклонением участников от заключения контракта либо односторонним расторжением заказчиками контрактов. По результатам рассмотрения обращений управлением в действиях 12 заказчиков выявлены нарушения законодательства о контрактной системе;
  • проведено 117 внеплановых документарных проверок. Проверено закупок 137. Количество закупок с нарушениями 121. Осуществлено 7 проверок по обращениям о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

За нарушения законодательства о контрактной системе должностные лица заказчиков, уполномоченных органов, членов комиссий, привлечены к административной ответственности. Возбуждено 193 административных дела, из них прекращено 21 (в т.ч. по малозначительности 10), назначено наказание с учетом ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ в виде предупреждения – 83, вынесено 89 постановлений о назначении административного наказания, наложено административных штрафов   на общую сумму – 1807,3 тыс. руб., взыскано 908,6 тыс. руб. (с учетом применяемой скидки в 50%).

За прошедший год в сфере контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Алтайским республиканским УФАС России рассмотрено 6 дел, нарушения установлены в 3 (ст.ст. 10, 14.6, 16 Закона о защите конкуренции).

Кроме того, выдано 2 предупреждения (ст. 15 Закона о защите конкуренции).  

Рассмотрено 163 заявления на действия (бездействие) сетевых организаций в сфере электроснабжения и газоснабжения, рассмотрены 38 административных дел в отношении более чем 800 договоров об осуществлении технологического присоединения.

Анализируя сегодняшнюю ситуацию и предыдущие периоды стоит отметить, что тенденции к снижению количества нарушений, связанных с невыполнением мероприятий по технологическому присоединению, не наблюдается.

– Есть информация об осуществленных подключениях к электрическим сетям по итогам рассмотрения жалоб граждан?

. За 2023 год мы добились подключения 47 объектов заявителей. Подключения выполнены в Онгудайском, Кош-Агачском, Улаганском, Чемальском, Турочакском, Майминском, Шебалинском, Усть-Канском и Усть-Коксинском районах.

На этот год для подключения абонентов запланированы средства в размере 5,36 млн рублей.

– Какие дела из практики последнего времени Вы считаете наиболее значимыми победами УФАС?

– Каждое пресеченное нарушение для нас победа!

Например, дела о том как мы внесли дважды в реестр недобросовестных поставщиков ООО «Стройград». Кстати, суды двух инстанций поддержали нашу позицию.

– А что послужило основанием для включения в реестр?

– Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков послужило отсутствие у Общества намерений исполнять заключенные контракты, так как к работам по ремонту 2 муниципальных школ строительная организация не приступила.

Дело о кемеровском бизнесмене, как он оставил три районные школы и детский сад без угля. Его также включили в реестр.

– Не менее важный вопрос, касающийся рекламы. Расскажите, много ли нарушений в этой сфере?

– В 2023 году было возбуждено 7 дел, , основная часть нарушений выявлялась при распространении СМС – рекламы. Одним из интересных дел 2023 года была жалоба на ненадлежащую рекламу вкладов, которую крутили на радиостанции, рекламодателем являлся «Альфа банк».

Выяснилось, что в рекламе не сообщается срок банковского вклада, условия его пополнения и иные существенные финансовые условия.

Также в спорной рекламе использовалась формулировка «Самая высокая ставка в стране». При этом отсутствовало указание конкретного объективного критерия, по которому осуществлялось сравнение.

Комиссия управления признала рекламу вклада ненадлежащей, было возбуждено дело об административном правонарушении. По итогам его рассмотрения ведомство оштрафовало банк.

Другое рассмотренное дело касалось размещения в   г. Горно-Алтайске рекламных щитов, содержащих информацию о займах ООО МКК «Авантаж», с признаками нарушения Федерального закона о рекламе.

Сотрудники антимонопольного органа провели осмотр объектов наружной рекламы и установили, что микрокредитная организация разместила рекламные баннеры о выдаче займов с неполной информацией, что вводило потребителей в заблуждение. Ведомство выдало предписание об устранении нарушения и оштрафовало организацию.

Полагая, что указанные решение и постановление ведомства являются незаконными, микрокредитная организация обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу, что решение и постановление антимонопольного органа являются законными, а факт нарушения Закона о рекламе – доказанным.

– А есть примеры дел по Закону о защите конкуренции?

Да, конечно! Одним из них было дело о неправомерном использовании товарного знака, сходного до степени смешения с товарным знаком Компании разливных напитковК нам в управление обратилось ООО «Горно-Алтайский пивоваренный завод».

Компания выявила использование индивидуальным предпринимателем-конкурентом в оформлении вывески магазина «Золотой Архар» элементов, схожих до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком ООО «Горно-Алтайский пивоваренный завод».

Внешне, в оформлении магазина предпринимателя прослеживается сходство с магазином разливных напитков Компании.

Данные действия ответчика могут способствовать получению преимуществ в предпринимательской деятельности.

УФАС направило запрос в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, которая установила, что спорные коммерческие обозначения, используемые бизнесменом при продаже разливных напитков, являются однородными с зарегистрированным товарным знаком Общества.

Управление пришло к выводу, что предприниматель из Чемальского района незаконно использует товарный знак, который вводит потребителей в заблуждение, и выдало предписание бизнесмену.

В заключение хотелось бы отметить, что деятельность ФАС России направлена не только на предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти, а также на достижения таких задач, как:

  • создание равных возможностей хозяйствования на товарных рынках;
  • повсеместное использование конкурентных принципов размещения государственного и муниципального заказов;
  • устранение региональной обособленности товарных рынков и расширение товарообмена путем ликвидации созданных барьеров для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов;
  • развитие системы, не допускающей принятия антирыночных административных решений.