О ситуации на продовольственном рынке региона

В настоящее время в адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступают обращения граждан и индивидуальных предпринимателей по вопросам, касающимся розничных цен на продукты питания и порядка заключения договоров поставки продовольственных товаров.

В связи с чем, УФАС по Республике Алтай считает необходимым дать некоторые разъяснения по вопросам полномочий антимонопольного органа на рынке продовольственных товаров.

Федеральный закон «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Целями настоящего Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В частности статьей 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Злоупотребление доминирующим положением на рынке продовольственных товаров может выражаться в виде действий (бездействий) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, а именно установление монопольной высокой или монопольно низкой цен, отказ или необоснованное уклонение от заключения договора поставки продовольственных товаров, что может привести к созданию дискриминационных условий, в том числе, созданию препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов.

Однако в границах муниципальных образований Республики Алтай отсутствуют хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на вышеуказанном рынке, поэтому на них не распространяются нормы ст.10 Закона о защите конкуренции.

Кроме того на данном рынке ведется работа по выявлению и пресечению ограничивающих конкуренцию соглашений, в том числе ценовых сговоров, хозяйствующих субъектов-конкурентов, то есть хозсубъектов, осуществляющих продажу товаров на одном товарном рынке (статья 11 Закона о защите конкуренции), и деятельности, определяемую как «недобросовестная конкуренция» (статья 14 Закона о защите конкуренции).

В отсутствии государственного регулирования цен на продукты питания управлению помогает механизм мониторинга, посредством которого косвенно контролируется ситуация на данном рынке.

ФАС России определен перечень продовольственных товаров, в отношении которых осуществляется мониторинг оптово-отпускных цен, в который входят такие продовольственные товары как говядина, свинина (кроме бескостного мяса), куры (кроме окорочков), рыба мороженая неразделанная, масло сливочное, молоко питьевое, картофель, капуста белокочанная, лук репчатый, морковь, крупа гречневая, яблоки (данный перечень составлен на основании Перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.07.2010г. №530).

В данном мониторинге участвуют 6 хозяйствующих субъектов республики, являющихся производителями продукции, включенной в перечень: ООО «Майма-Молоко», ООО «Соузгинский мясозаготовительный комбинат», ЗАО «Чергинский маслосырзавод», ОАО «Усть-Коксинский мясокомбинат», 2 сельскохозяйственных производственных кооператива – «Абайский» и племенной конный завод «Амурский».

Производители или крупные оптовые поставщики мяса кур, рыбы и овощей на территории Республики Алтай отсутствуют, данные виды товаров поставляются из других регионов страны.

На основании полученных данных, при необходимости Управлением проводятся внеплановые проверки на предмет обоснованности установления оптово-отпускных и розничных цен. На данный период времени нарушений со стороны производителей не выявлено.

Также информация по вопросам повышения розничных цен поступает в управление от граждан по телефону «горячей линии», которая работает с августа 2014 года. В большей степени жители жалуются на цены продовольственных товаров, устанавливаемые торговыми сетями.

В январе-феврале текущего года УФАС по РА участвовало в Межведомственных проверках, организованных Прокуратурой РА, в целях выявления и пресечения нарушений законодательства в сфере ценообразования на внутреннем продовольственном рынке, в ходе которых в частности были проверены факты, явившиеся предметами обращений граждан на «горячую линию». В ходе указанных проверок было установлено, что на рост розничных цен в Республике Алтай оказало влияние повышение оптово-отпускных цен производителей  продукции, находящихся на территории иных субъектов РФ.

В соответствии с нормами Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» устанавливаются антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети.

Ежегодно в мае управлением рассчитываются доли торговых сетей на рынке розничной реализации продовольственных товаров на территории муниципальных образований Республики Алтай с целью недопущения ограничения конкуренции путем введения запрета на приобретение дополнительных торговых площадей хозяйствующими субъектами, доля которых равна или превышает установленный порог в 25%. Крупными хозсубъектами, осуществляющими свою деятельность на территории Республики Алтай, являются ООО «Розница К-1» (торговая сеть «Мария РА»), ООО «Прайд-А» (франчайзинговая сеть «Корзинка»), ООО «Торговая сеть Аникс» (магазины «Аникс», «Браво Дисконт-Продукт»), ООО «Компания Холидей» (магазины «Холидей Классик», «Холди Дискаунтер»).

Управлением установлено, что допустимый порог в 25% от объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах муниципального района, установленный частью 1 статьи 14 Закона о торговле, превышен у следующих хозяйствующих субъектов:

1) ООО «Розница К-1» в границах МО «Майминский район» (3 магазина), МО «Онгудайский район» (1 магазин), МО «Шебалинский район» (2 магазина) и МО «Чемальский район» (1 магазин);

2) ООО «Прайд-А» в границах МО «Улаганский район» (2 магазина) и МО «Чойский район» (6 магазинов);

3) ООО «Торговая сеть Аникс» в границах МО «Кош-Агачский район» (2 магазина).

Всем хозяйствующим субъектам направлены информационные письма с предупреждением о превышении порога в 25% (или приближением к данному порогу), установленного статьей 14 Закона о торговле, и мерах реагирования антимонопольного органа в случае приобретения или аренды хозсубъектом на любом основании дополнительной торговой площади для целей реализации продовольственных товаров в границах указанных муниципальных образований.

ООО «Розница К-1» выдано предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно, не приобретать на любом праве в границах МО «Шебалинский район» дополнительную торговую площадь, в которой будут реализовываться продовольственные товары.

Данное предостережение было выдано в рамках рассмотрения заявления индивидуального предпринимателя и информации о возможном превышении порога в 25% и, как следствие, монополизации рынка продовольственных товаров на территории МО «Шебалинский район».