Для достижения цели не все средства хороши!

БУРА РУАД «Горно-Алтайавтодор» в целях ликвидации последствий непреодолимой силы заключены государственные контракты №№ ЧС-21/11, ЧС-22/11 от 01.08.2011г. с ООО «Магистраль».

Пунктом 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов предусмотрено, что размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи.

Однако, на основании имеющихся у государственного заказчика документов, Управление приходит к выводу, что сложившиеся ситуации не относятся к обстоятельствам непреодолимой силой, и заключение вышеназванных государственных контрактов должно было быть произведено по результатам торгов.

Кроме того, Комиссией УФАС по РА установлено, что заключение БУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» договоров на составление сметной документации по объекту «ликвидация последствий обстоятельств непреодолимой силы на искусственных сооружениях» предшествовало заседаниям Комиссий по ЧС и ПБ, которые являлись основанием для заключения государственных контрактов по ЧС.

Таким образом, БУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» на момент заключения договоров на составление сметной документации уже знало, что  через две недели в определенном районе Республики Алтай произойдет чрезвычайная ситуация. Следовательно,  заключение государственных контрактов № ЧС-21/11, № ЧС-22/11 от 01.08.2011г. в рамках п. 6 ч. 2 ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» является незаконным, т.к. обстоятельства непреодолимой силы характеризуются непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления и неоднозначностью последствий.

Нарушение процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (не проведение открытых аукционов) может привести к ограничению конкуренции на рынке по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений, а именно к сокращению числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.

Статья 16 Закона о защите конкуренции запрещает соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В связи с вышеизложенным, Комиссия УФАС по РА признала БУРА РУАД «Горно-Алтайавтодор», ООО «Магистраль» нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения запрещенных в соответствии с антимонопольным законодательством соглашений, а именно в части заключения государственных контрактов №№ ЧС-21/11, ЧС-22/11 от 01.08.2011г., что может привести к ограничению конкуренции на рынке по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений.

«Заключение соглашений органами, осуществляющими функции органов власти с хозяйствующими субъектами, которые могут привести к ограничению конкуренции является достаточным основанием для квалификации нарушения по статье 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»» -  отметила председатель Комиссии УФАС по РА Наталья Елбаева.