• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива

Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива

 

1. Общие положения

 

Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива выполнен Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива, разработанными на основе Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010г. № 220.        

Целью проведения анализа конкуренции на розничных рынках дизельного топлива является установление доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее – ВИНК) на региональных рынках.

В качестве исходной информации Алтайским республиканским УФАС России использованы сведения, поступившие от хозяйствующих субъектов, информация, имеющаяся в территориальном антимонопольном органе, а также сведения, представленные Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай.

 

2. Временной интервал исследования

 

Учитывая, что исследование носит ретроспективный характер, временной интервал исследования состояния конкуренции на розничном рынке дизельного топлива определен как период 01.01.2017г. - 31.12.2017г.

 

3. Продуктовые границы товарного рынка

 

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 № 454-ст, розничная торговля дизельным топливом классифицирована в группе 50.50 «розничная торговля моторным топливом».

Дизельное топливо предназначено для двигателей внутреннего сгорания с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТ по дизельному топливу определяет область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82: «Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей…»).

В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: Л (летнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0 градусов  и выше; З (зимнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20 градусов и выше (температура застывания топлива не выше минус 45 градусов); А (арктическое) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50 градусов и выше.

Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (ГОСТ 1510).

Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатические условия потребления (температурой окружающей среды, сезонностью), едиными для всех потребителей. Состав продавцов и покупателей при этом также остается неизменным.

Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в  качестве моторного топлива для автомобильных дизельных  двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления представляет собой один товар.

Брендированное дизельного топлива различных марок следует рассматривать как одну товарную группу.

        Таким образом, окончательными продуктовыми границами розничного товарного рынка следует считать дизельное топливо.

 

4. Географические границы товарного рынка

 

Предварительно географические границы товарного рынка определены административными границами субъекта РФ – территорией Республики Алтай.

Исходя из территориальной фиксированности АЗС, основными ограничениями экономической возможности приобретения дизельного топлива потребителем являются расположение АЗС, расстояние до АЗС, маршрут следования до АЗС и транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением дизельного топлива.

Анализ географического расположения АЗС на территории Республики Алтай показывает, что АЗС расположены вдоль автомобильных дорог федерального  значения, в черте города, на въезде (выезде) крупных населенных пунктов, что без существенных затрат на поиск АЗС потребители имеют возможность заправить автомобиль не выезжая за пределы Республики Алтай.  

Согласно Методическим рекомендациям в географические границы розничного рынка дизельного топлива рекомендуется включать территорию в пределах одного региона,  находящуюся в пределах 100 км от АЗС.

Таким образом, географические границы товарного рынка определены территорией, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар, т.е. территорией Республики Алтай.

 

5. Состав хозяйствующих субъектов

 

Продавцами на розничных рынках дизельного топлива являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по розничной торговле дизельным топливом на АЗС, как являющиеся ВИНК, так и независимые хозяйствующие субъекты.

         Покупателями на розничных рынках дизельного топлива являются физические и  юридические лица, приобретающие дизельное топливо единичного количества преимущественно для личного использования.

Состав участников розничного рынка представлен в Таблице 1:

п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Месторасположение хозяйствующего субъекта

1

ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт»

-

2

ПАО «НК «Роснефть»-«Алтайнефтепродукт»

-

3

ООО «Газпромнефть-Центр»

-

4

ИП Ш

-

5

ИП К

-

6

ИП Ш

-

7

ООО «Расул»

-

8

ООО «Резон»

-

9

ООО «Статус»

-

10

ООО «Алтай АЗС»

-

11

к/х «Бельтир»

-

12

ИП З

 

-

13

ИП С

-

14

ИП Ш

-

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

В качестве показателя объема товарной массы использован показатель объема продаж дизельного топлива в натуральном выражении (литр). Доля хозяйствующего субъекта на розничном рынке дизельного топлива рассчитана как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, реализуемой данным хозяйствующим субъектом на исследуемом товарном рынке к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на нем приведен в приложении к настоящему аналитическому отчету.

 

 

 

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Уровень концентрации розничного рынка дизельного топлива определен в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». При этом были рассчитаны коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана.

Коэффициент рыночной концентрации (CR) — сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

где:

D — выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

n — число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) — сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

где:

D — выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N — общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Коэффициент рыночной концентрации (CR) рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке: ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт», ПАО «НК «Роснефть»-«Алтайнефтепродукт», ООО «Газпромнефть-Центр».

Уровень концентрации товарного рынка является высоким.

 

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

К барьерам входа на розничный рынок дизельного топлива относятся:

Экономические ограничения:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;

- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающего для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения результативного объема производства;

- вертикально-интегрированные хозяйствующие субъекты оказывают влияние на вход на товарный рынок;

 

Административные ограничения:

- условия лицензирования;

- трудности в получении земельных участков;

 - экологические ограничения.

 

9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

На розничном рынке дизельного топлива в Республике Алтай присутствуют хозяйствующие субъекты, входящие в ВИНК, а также независимые хозяйствующие субъекты, деятельность которых ограничена местными границами.

При исследовании качественных показателей рынка по розничной продаже дизельного топлива были выявлены  барьеры входа на рынок для новых хозяйствующих субъектов: административные и  высокие  экономические барьеры.

        На функционирование розничного рынка дизельного топлива и состояние конкурентной среды  влияют  факторы и особенности экономико-географического положения региона: Республика Алтай является дотационным аграрным регионом, доля  промышленности в народном хозяйстве которой менее 20%. В силу аграрного положения в Республике Алтай присутствует фактор сезонного спроса на дизельное топливо (в летний период потребление нефтепродуктов возрастает на 40%). В республике нет нефтеперерабатывающих заводов, удаленность нефтеперерабатывающих мощностей существенно влияет на рост себестоимости продукции и особенностей транспортной инфраструктуры, обеспечивающей доставку топлива в регион, потенциал развития розничного рынка нефтепродуктов достаточно высокий.

Учитывая полученные значения коэффициентов рыночной концентрации, можно сделать вывод о том, что в Республике Алтай розничные рынки дизельного топлива относятся к высококонцентрированным рынкам, доминирующее положение на которых занимает ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт» с долей на рынке  свыше 50%. Доля хозяйствующих субъектов, входящих в ВИНК (ПАО «НК «Роснефть»-«Алтайнефтепродукт», ООО «Газпромнефть-Центр») не превышает 50%, в связи с чем, они не занимают доминирующего положения на товарном рынке.

Согласно части 2.1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей, за исключением хозяйствующего субъекта, в том числе, имеющего в качестве учредителей или участников хозяйствующих субъектов - юридических лиц.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт» одним из учредителей общества является другое юридическое лицо.

 Таким образом, ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт» занимает доминирующее положение на рынке дизельного топлива в границах Республики Алтай.