Совершенствование механизмов применения законодательства в сфере закупок

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

24 мая 2019г.  в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай в  рамках круглого стола с контрольно-надзорными органами в сфере закупок состоялась пресс-конференция для представителей СМИ, в рамках которой представители управления озвучили позицию УФАС по РА по данной теме и ответили на вопросы журналистов.

В пресс-конференции участвовали: руководитель УФАС по РА Андрей Гостюшев, заместитель руководителя  управления  Анастасия Дымова и начальник отдела контроля закупок и торгов Андрей Акчин.

Спикерами отмечено, что в мае текущего года Закон о контрактной системе претерпел ряд важных и значимых изменений, которые в большей части вступят в силу с 01 июля 2019г.  В данный закон помимо изменений действующих положений внесен ряд нововведений. В связи, с чем для целей единообразия правоприменительной практики со стороны контрольно-надзорных органов и не допущения нарушений федерального законодательства при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд управлением проведен круглый стол теме «Проблемные вопросы применения Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В частности, поправки коснутся  сроков проведения аукционов. Они сократятся. Начальная максимальная цена контракта «коротких» аукционов увеличится до 300 млн. руб. Извещения о таких закупках по-прежнему можно будет разместить за 7 календарных дней до даты окончания подачи заявок.

Максимальный срок рассмотрения первых частей заявок составит 3 рабочих дня вместо 7 календарных. Для "коротких" аукционов срок не изменится. Аукцион будет проходить на следующий рабочий день после рассмотрения первых частей заявок.

У «строительных» аукционов появятся свои особенности в процедуре проведения.

Упростится процедура проведения «строительных» аукционов. При закупке работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства с начальной максимальной ценой контракта не более 2 млрд руб. извещение можно будет разместить за 7 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок.

Потребуется размещать в ЕИС проектную документацию кроме случаев, когда проектирование входит в предмет контракта или проект не обязателен.

Если проектная документация размещена, то в первых частях заявок участник должен дать только согласие на выполнение работ. Комиссии заказчика не нужно будет рассматривать первые части заявок и составлять протокол. Участника автоматически допустит к аукциону площадка. Аукцион пройдет через 4 часа после окончания срока подачи заявок.

Операторы проверят соответствие участников дополнительным требованиям.

В закупках с дополнительными требованиями можно будет участвовать, только направив оператору площадки документы, подтверждающие соответствие таким требованиям.

На рассмотрение документов у оператора будет 5 рабочих дней. В размещении документов откажут, если участник нарушит порядок направления документов либо пришлет не все или не те документы.

Для заказчиков ничего не изменится. Комиссии по-прежнему будут проверять документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям.

Руководитель УФАС по РА Андрей Гостюшев отметил, что указанные поправки в Закон о контрактной системе приобретают особую актуальность в свете реализации в РФ Национальных проектов, которые  направлены, в первую очередь, на обеспечение прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России, повышения уровня жизни граждан.

На реализацию нацпроектов выделяется большое количество бюджетных средств, в том числе на выполнение строительных работ для государственных и муниципальных нужд. При этом старая редакция закона о контрактной системе содержала положения, приводящие к  затягиванию процесса отбора подрядчиков и усложняла процедуру государственных и муниципальных закупок в данной сфере, как для участников, так и для заказчиков.

Нововведения в Закон о контрактной системе призваны устранить указанные недочеты и способствовать, в том числе успешной реализации Национальных проектов.