Очередные новеллы в ФЗ-44

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

С 1 июля 2018 года вступил в силу масштабный пакет поправок к Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Несмотря на то, что масштабный пакет поправок к Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон о контрактной системе) вступает в силу с 1 июля 2018 года, отдельные положения начнут работать лишь с 1 января 2019 или даже 2020 года.

Новый закон решает две основных задачи:

  • переводит конкурентные закупки в «электронный вид»;
  • устраняет «проблемные места» существующего регулирования закупочной деятельности.

Электронизация конкурентных закупок

С 1 июля 2018 года заказчики смогут воспользоваться электронными аналогами привычных «бумажных» процедур. В арсенале доступных способов закупок появятся:

  • электронный открытый конкурс (в том числе электронный конкурс с ограниченным участием, электронный двухэтапный конкурс);
  • запрос котировок в электронной форме;
  • запрос предложений в электронной форме.

С 01 января 2019 года электронные закупки станут обязательными.

Регистрация и аккредитация участников электронных процедур

Для участия во всех возможных видах электронных закупок заинтересованным лицам необходимо будет единожды зарегистрироваться в ЕИС и получить аккредитацию на электронных площадках. Все возможные виды электронных процедур будут проходить на каждой из площадок. Каждый аккредитованный участник сможет участвовать в электронной закупке любого вида: не требуется отдельной аккредитации для участия в электронных аукционах, для участия в электронных конкурсах и т.д.

Изменения в привычном электронном аукционе

1. Заново сформулированы требования к первым частям заявок на участие в электронном аукционе. Конкретные показатели товара, соответствующие значениям из аукционной документации, и товарный знак (при наличии) требуется указывать только в следующих двух случаях:

  • в аукционной документации нет указания на товарный знак;
  • участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации.

Во всех остальных случаях от участников закупки требуется лишь согласие при закупке товаров, работ, услуг (далее – ТРУ) на условиях, предусмотренных документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона. Такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.

Запрос котировок в электронной форме

Ограничения на запрос котировок в электронной форме точно такие же, как и на «бумажный» запрос котировок: НМЦК одной закупки не более 500 тыс. руб., а всего таких закупок не более 10% СГОЗ. Извещение размещается не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок.

Заявка на участие должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие установленным в извещении значениям, и товарный знак (при наличии) в следующих двух случаях:

  • если в извещении о не указывались товарные знаки необходимых товаров;
  • если участник предлагает товар, обозначенный не тем товарным знаком, который указан в извещении.

Заключение контракта по результатам электронной процедуры.

Введена новая статья 83.2, которая устанавливает порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры. Схема аналогична той, которая была предусмотрена при электронном аукционе.

Расширены единые требования к участникам закупок.

Часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнена одиннадцатым пунктом «отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации».

Декларирование соответствия автоматизировано.

Участники электронных процедур будут декларировать свое соответствие нужным пунктам части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе исключительно с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.

Сократится пауза между внесением изменений в план-график и началом закупки

Не нужно будет ждать 10 дней после внесения изменений в план-график по несостоявшимся закупкам и закупкам с единственным поставщиком, все действия по непосредственно размещению закупки можно будет выполнить уже через день с момента внесения изменений в план-график.

Внесены изменения в «Описание объекта закупки»

Навели порядок и в случаях, когда описание объекта закупки может содержать указание на товарные знаки. Таких случаев три:

1) при условии сопровождения указания на товарный знак словами «или эквивалент»;

2) при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

3) при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Напомним, что до внесения изменений указание в описании объекта закупки товарного знака было возможно в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта с указанием «или эквивалент». Условия указания товарного знака при несовместимости товара и закупке запасных частей остались неизменными.

Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках

Долгожданными изменениями станут учет закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе. В связи с чем изменился порядок расчета СГОЗ по ст. 30 данного Закона.

Единый агрегатор торговли для закупок с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

Заработал специальный информационный ресурс - единый агрегатор торговли (https://agregatoreat.ru/). С его помощью заказчики вправе осуществлять закупки у единственного поставщика товаров, работ, услуг в соответствии с п. п. 4, 5, 28 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. При закупках, содержащих гостайну, агрегатор не применяется (п. п. 1, 9 Распоряжения Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р).

С 01 ноября 2018 года применять единый агрегатор торговли будут обязаны федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им казенные учреждения (кроме органов и учреждений, осуществляющих функции по выработке и реализации госполитики в области обороны, госуправления в области обеспечения безопасности РФ) при закупках у единственного поставщика товаров, работ, услуг в соответствии с п. п. 4, 5, 28 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. При определенных условиях они вправе осуществлять такие закупки, не используя агрегатор. Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано его применять (п. п. 6, 7, 8 Распоряжения Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р).

Рассмотрение жалоб от физических лиц

Жалобы физлиц, законные интересы которых не нарушены действиями (бездействием) заказчика либо положениями документации или извещения о закупке, рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Кроме того, введены следующие изменения:

  • Расширен состав информации, включаемой в извещение о закупке;
  • Вводится новый порядок обеспечения заявок;
  • Усовершенствовано регулирование закупок, подпадающих под запреты, ограничения или условия допуска иностранных ТРУ. Введено следующее правило: если в заявке нет документа, подтверждающего происхождение ТРУ из РФ или ЕАЭС, она приравнивается к заявкам, в которых предлагаются к поставке иностранные ТРУ.
  • Отчеты по этапам исполнения контракта остались в редких случаях;
  • Гармонизированы требования к срокам направления информации в реестр контрактов;
  • Включение «уклонистов» в РНП больше не находится в зависимости от заключения контракта со «вторым» участником.