Обзор нарушений в сфере контроля законодательства о контрактной системе в рамках реализации национальных проектов за 2019 год

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Обзор нарушений законодательства о контрактной системе при реализации в Республике Алтай Национальных проектов.  

За 2019 год в соответствии с законодательством о контрактной системе в УФАС по РА поступило 269 жалоб на действия (бездействие) заказчика, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии. Из 269 поступивших жалоб, 33 были отозваны заявителями и 29 возвращены.  Необоснованными признаны 111 жалоб. Количество обоснованных жалоб составило 96. По результатам рассмотрения жалоб (207) управлением было выдано 54 предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе (отмена закупки, внесение изменений в закупочную документацию (проект контракта), повторное рассмотрение заявок). 56,9% жалоб подано на действия заказчиков муниципального уровня; 33,4% - региональный уровень; 9,7% - федеральный уровень.

Доля обоснованных жалоб (96) относительно рассмотренных (207) по-прежнему остается на высоком уровне и в 2019 году составила 46,4%.

За нарушения законодательства о контрактной системе должностные лица заказчиков, допустившие нарушения законодательства о контрактной системе, выявленные в ходе рассмотрения жалоб, проведения плановых и внеплановых проверок УФАС по РА привлечены к административной ответственности. Так в 2019 году рассмотрено 212 административных дел, наложено административных штрафов   на общую сумму – 1808,2 тыс. руб., взыскано 1511,3  тыс. руб.

В 2019 году УФАС по РА рассмотрено 49 заявлений о включении сведений в отношении хозяйствующих субъектов в реестр недобросовестных поставщиков (в т.ч. 2 заявления в рамках реализации Национальных проектов «Образование» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги»). По результатам рассмотрения указанных заявлений в отношении 18 хозяйствующих субъектов сведения включены в РНП в связи с уклонением участников от заключения контракта либо односторонним расторжением заказчиками контрактов (в т.ч. 1 хозяйствующий субъект в рамках Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»).

В 2019 году Республика Алтай участвовала в 10 Национальных проектах, в 45 Региональных программах. Муниципальный уровень участвовал в 9 Национальных проектах, 17 Региональных программах. Бюджетные средства в рамках НП предусмотрены в сумме 4198,204 млн. руб.

Алтайское республиканское УФАС России во исполнение поручения ФАС России от 13.06.2019г. № МЕ/49839-ПР/19 о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов (п. 3 Протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019г.) в 2019г. рассмотрело 111 жалоб на закупки, осуществленные в рамках реализации Национальных проектов:

- демография – 33 жалобы;

- здравоохранение – 6 жалоб;

- образование – 23 жалобы;

- культура – 11 жалоб;

- жилье и городская среда – 14 жалоб;

- экология – 14 жалоб;

- безопасные и качественные автомобильные дороги -  10 жалоб.

21 жалоба была возвращена заявителям либо ими отозвана. В результате рассмотрения жалоб (90): 46 - были признаны обоснованными (обоснованными в части), 44 – необоснованными.

По результатам рассмотрения жалоб управлением было выдано 27 предписаний об устранении нарушений законодательства о контрактной системе (отмена закупки, внесение изменений в закупочную документацию (проект контракта), повторное рассмотрение заявок).

За нарушения законодательства о контрактной системе, должностные лица заказчиков, допустившие нарушения законодательства о контрактной системе, выявленные в ходе рассмотрения жалоб на закупки, осуществленные в рамках реализации Национальных проектов, УФАС по РА привлечены к административной ответственности (ч.1.4, ч. 2, ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ), на общую сумму - 309 000 руб.

Примеры:

1. К наиболее распространенным нарушениям в действиях заказчиков, выявленным при рассмотрении жалоб и проведении внеплановых проверок, относятся установление требований в извещениях и документациях о закупках, несоответствующих действующему законодательству, а именно:

- нарушение ст. 33 Закона о контрактной системе в части правил описания объекта закупки (установление недействующих ГОСТов, стандартов; указание несуществующих единиц измерения, ошибки в описании технических характеристик товара (включение в описание объекта закупки значений, которые заведомо не соответствуют стандарту), приводящие к неоднозначному толкованию требований участниками закупок, размещение в аукционной документации  ПСД не в полном объеме, либо не размещение ПСД);

- проекты контрактов в нарушение ч.ч. 6, 6.1 ст. 110.2 Закона о контрактной системе не содержат график выполнения работ, график оплаты выполненных работ по контракту (договору), оформленных надлежащим образом. В соответствии с ч. 7 ст. 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минстроя России от 05.06.2018      № 336/пр утверждена Методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ. Однако, заказчики не всегда строго придерживаются форм графиков выполнения работ, оплаты выполненных работ по контракту/договору;

- в нарушение ч.ч. 1, 2 ст. 31 Закона о контрактной системе установление дополнительных неправомерных требований к участникам закупки либо неустановление требований к участникам закупки в соответствии с законодательством и др. (неустановление дополнительных требований по наличию опыта участников закупки на строительные работы, предусмотренные законодательством, в случае если начальная максимальная цена контракта превышает 10 млн. рублей в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, неправомерное требование лицензий на работы, являющиеся дополнительными (не основными) по предмету закупки);

- нарушение ч. 4  ст. 34 Закона о контрактной системе, постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570, а именно невключение в проект контракта обязательного условия об ответственности подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по выполнению  видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам; не определение в закупочной документации видов и объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить лично;

- нарушение ч. 23, 24 ст. 34 Закона о контрактной системе в связи с неустановлением в проекте контракта обязанности подрядчика предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта и нестановлением ответственности за непредоставление  данной информации;

- нарушение ч.ч. 3, 6 ст. 63 Закона о контрактной системе, а именно сокращение сроков подачи заявок (связано с неверным исчислением дней, необходимых для размещения извещений о проведении закупок);                     

- нарушение ч.ч. 5, 7, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе в части установления в проекте контракта размера штрафа без учета всех возможных предложений цены контракта, а также без учета внесенных в Закон о контрактной системе и подзаконные нормативные акты изменений на дату публикации извещения;

- нарушение положений ч.8 ст.30 Закона о контрактной системе в части установления срока оплаты работ по договору (контракту), заключенному с  СМП, более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке;

- нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе в части содержания в закупочной документации недостоверной, разночтивой информации (разнозночтивая информация в документации и проекте контракта о сроках выполнения работ, действия контракта, несоответствие информации в закупочной документации с планом-графиком закупок, требования к форме выписки из реестра членов СРО в соответствии с приказом, утратившим силу и др.).

По результатам выявленных нарушений, УФАС по РА возбуждены административные производства в отношении должностных лиц заказчиков по     ч. 1.4, ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо утверждение аукционной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок).

2. Аукционная комиссия нарушила порядка отбора участников аукциона (необоснованый допуск/отказ в допуске к участию в аукционе), а именно отклонение заявок по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67, ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе. УФАС по РА в отношении членов аукционной комиссии вынесены постановления об административных правонарушениях по   ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ (необоснованное отклонение).

В 2019г. (июнь-декабрь) управлением проведено 29 внеплановых камеральных проверок по закупкам, осуществленным в рамках реализации национальных проектов, по результатам которых выдано 14 предписаний. Проверками охвачены закупки, проведенные в рамках Национальных проектов «Жилье и городская среда», «Образование», «Культура», «Демография». В 2020 году управление продолжает данную работу.

По результатам внеплановых проверок УФАС по РА привлечено к административной ответственности 28 должностных лиц, сумма наложенных штрафов по вынесенным постановлениям составила - 172 000 рублей (нарушения ч. 2 ст. 7.29, ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).

В ходе осуществления контрольных мероприятий управлением установлены случаи преднамеренного ухода от процедуры торгов (закупки осуществлялись в рамках Национальных проектов «Демография», «Образование»):

Часть 1 статьи 93 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» устанавливает исчерпывающий перечень случаев осуществления закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях осуществления закупки товара, работы или услуги  государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.

 Следовательно, заключение образовательной организацией договора на сумму  более 600 000 руб., в соответствии с п. 5 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе недопустимо.

Каких-либо иных оснований, предусмотренных ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе для заключения договоров на строительство детских садов или школ УФАС по РА не установлено.

Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями данной главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. 

В соответствии с ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований данного Федерального закона.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» сооружения и строительные работы в области гражданского строительства включены в перечень товаров, работ, услуг, закупка которых проводится путем проведения аукциона в электронной форме (электронный аукцион).

Примеры: в нарушение ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 59, п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заказчиками заключены муниципальные контракты на выполнение работ по строительству объектов: детский сад на 125 мест  и детский сад на 60 мест в  Шебалинском районе у единственного подрядчика, т.е. без проведения торгов в форме электронного аукциона.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона о контрактной системе при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения данного Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 данного Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения данного Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

Согласно ч. 6 ст. 15 Закона о контрактной системе в случае, если в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность передали на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного или муниципального заказчика бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям либо иным юридическим лицам, такие учреждения, унитарные предприятия либо юридические лица в пределах переданных полномочий осуществляют от лица указанных органов или государственных корпораций закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями данного Федерального закона, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.

Таким образом, автономные учреждения, которым предоставляются средства из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности, при планировании и осуществлении закупок за счет указанных средств обязаны руководствоваться положениями Закона о контрактной системе.

Примеры: в нарушение ч. 4, ч. 6 ст. 15 Закона о контрактной системе, п. 3 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) заказчиками неправомерно осуществлены закупки у единственного подрядчика на право заключения договоров на строительство 2-х детских садов на 125 мест в Майминском районе в рамках Закона о закупках. Автономные учреждения, которым предоставляются средства из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности, при планировании и осуществлении закупок за счет указанных средств обязаны руководствоваться положениями Закона о контрактной системе. Следовательно, автономные учреждения обязаны были осуществить закупки на строительство детских садов путем проведения электронных аукционов в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Не только детские сады, но и школы в Республике Алтай строятся без проведения электронных аукционов. В рамках Национального проекта «Образование» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по строительству школы на 80 учащихся в Шебалинском районе  без проведения торгов в форме электронного аукциона.

За вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность, а именно:

- неправильно выбрали способ определения поставщика (у единственного поставщика на сумму до 500 тыс. руб.) – штраф 30,0 тыс. руб. (ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ);

-  не провели конкурс или аукцион, а поставщика (подрядчика, исполнителя) выбирали путем заключения договора с единственным поставщиком (на сумму свыше 500 тыс. руб.) -  штраф 50,0 тыс. руб.  (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ);

- неправомерно осуществили закупку в рамках Закона о закупках  №223-ФЗ, в то время как данная закупка должна осуществляться в порядке Закона о контрактной системе – штраф на должностных лиц в размере от 20,0 тыс. руб. до 30,0 тыс. руб.; на юридических лиц – от 50,0 тыс. руб. до 100,0 тыс. руб. (ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

Органы Прокуратуры Республики Алтай, и Управление Федерального казначейства по Республике Алтай активно осуществляют надзорную (контрольную) деятельность за соблюдением заказчиками законодательства о контрактной системе в ходе реализации Национальных проектов. Управление регулярно получает постановления о возбуждении производства об административных правонарушениях, либо информацию о признаках нарушений для последующей проверки.

Так, в 2019 году УФАС по РА рассмотрены 2 административных дела, возбужденные прокуратурой Шебалинского района, по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ в отношении должностных лиц заказчиков (капитальный ремонт здания сельского дома культуры, строительство детского сада на 60 мест) за неправомерный выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем заключения муниципальных контрактов у единственного подрядчика без проведения конкурентной закупки. Общая сумма штрафа составила 50 000,0 руб. Штрафы оплачены в полном объеме.

Рассмотрены 4 административных дела, возбужденные прокуратурой Усть-Коксинского района по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ в отношении должностных лиц заказчиков (капитальный ремонт спортивного зала школы, строительство детского сада на 60 мест, подготовка площадки и установка спортивного оборудования, текущий ремонт помещений здания библиотеки) за неправомерный выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем заключения муниципальных контрактов у единственного подрядчика без проведения конкурентной закупки. Общая сумма штрафа составила 100 000,0 руб. (штрафы оплачены).

Рассмотрено 1 административное дело, возбужденное прокуратурой Турочакского района по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, в отношении должностного лица заказчика за изменение существенных условий муниципального контракта на поставку автоклуба (продление срока поставки). Сумма штрафа составила 20 000,0 руб. (штраф оплачен).

Рассмотрено 1 административное дело, возбужденное прокуратурой Кош-Агачского района по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ, в отношении должностного лица заказчика за искусственное дробление работ по строительству «Сельского дома культуры» (устройство фундамента) с целью ухода от проведения конкурентных процедур.

Вышеуказанные нарушения говорят о неэффективном расходовании бюджетных средств, заказчиками Республики Алтай не исполняются основные принципы контрактной системы: открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В целях устранения нарушений, связанных с заключением прямых договоров (без проведения конкурентных процедур) УФАС по РА 3 материала проверок переданы в следственные органы для рассмотрения на предмет наличия уголовно наказуемого деяния при заключении контрактов (договоров) на строительство объектов в рамках Национальных проектов с нарушением законодательства о контрактной системе.