25 лет антимонопольному регулированию в России

14 июля 1990 года в соответствии с Законом РСФСР «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР» впервые в России был создан антимонопольный орган - Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП), в задачи которого входили развитие конкуренции, поддержка предпринимательства, контроль деятельности предприятий-монополистов, защита прав потребителей.

 

С течением времени антимонопольный орган сменил несколько организационных форм и названий. В 1997 году он был переименован в Государственный антимонопольный комитет (ГАК России), в 1998 – в Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), а в 2004 – в Федеральную антимонопольную службу (ФАС России).

В период с 1991 по 1992 годы формировалась система территориальных антимонопольных органов. В настоящее время в структуру ФАС входят 84 территориальных органа, осуществляющих свою деятельность на территории 85 субъектов Российской Федерации (Крымское УФАС России осуществляет деятельность на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь).

 

Горно-Алтайское территориальное управление ГКАП России было создано в феврале 1992 года. В марте 1997г. антимонопольное управление в республике было ликвидировано. В период с 1997 по 1999 гг. контроль на территории Республики Алтай осуществляло антимонопольное управление по Алтайскому краю.

Вновь организованное антимонопольное управление по Республике Алтай возобновило деятельность с 1 января 2000 года, штатной численностью 5 человек.

В связи с возложенными на ФАС России полномочиями в сфере контроля за размещением заказов, контролем органов власти, и увеличением в целом штатной численности ФАС России, численность управления также была увеличена и составляет в настоящее время 14 человек.

 

Свободная и здоровая конкуренция между участниками рынков стимулирует развитие новых технологий и поиск наиболее эффективных способов производства. Это приводит к повышению конкурентоспособности товаров, сбалансированности их качества и цены, расширению выбора для потребителя. Исходя из этого, усилия антимонопольных органов направлены на предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны недобросовестных компании, монополистов и органов власти.