Наталья Елбаева приняла участие в общественных слушаниях Общественной палаты Республики Алтай

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В общественных слушаниях на тему «Взаимодействие Общественной палаты и общественных Советов Республики Алтай в осуществлении общественного контроля и развитии его механизмов в связи с принятием Федерального закона «Об основах общественного контроля в российской Федерации», организованной 10 февраля Общественной палатой Республики Алтай, приняла участие руководитель управления Наталья Елбаева.

В мероприятии приняли участие представители общественных советов при государственных органах власти Республики Алтай, органах местного самоуправления Республики Алтай и другие.

 

Наталья Елбаева выступила с докладом на тему «Общественный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок».

«Обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и повышение эффективности их деятельности являются одними из основных задач общественного контроля, в том числе и в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок» - отметила Наталья Елбаева в своем выступлении.

 

Участие общественности в планировании и осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» можно разделить на две формы: участие в обязательном общественном обсуждении закупок и осуществление общественного контроля.

 

Уже на стадии планирования закупки общественность имеет право высказаться о ее целесообразности, обсудить ее условия и стартовую цену. Случаи проведения общественного обсуждения закупок, а также порядок проведения такого обсуждения будет определен Правительством Российской Федерации. Кроме того, дополнительные случаи могут быть установлены субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. На переходный период до 2016 года обязательному общественному обсуждению подлежат закупки свыше 1 млрд. рублей. Результатами обязательного общественного обсуждения закупок могут быть изменения в планах и планах-графиках закупок, в документации о закупках или даже отмена закупки.

 

Предметом общественного контроля является соблюдение всеми участниками контрактной системы всего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и иных нормативных правовых актов в этой сфере. Причем, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления общественного контроля.

Общественные объединения и объединения юридических лиц могут, в частности:

  • подготавливать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
  • направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;
  • осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок;
  • обращаться от своего имени с заявлением о проведении мероприятий по контролю закупок и подавать жалобы;
  • обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления признаков состава преступления;
  • обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

В практике Алтайского республиканского УФАС России уже имеются случаи рассмотрения жалоб, поступивших от общественных объединении. Так в 2014г. по итогам рассмотрения жалобы Общероссийской общественной организации «Безопасное Отечество», по предписанию управления был отменен открытый конкурс по строительству мостового перехода в Республике Алтай с начальной (максимальной) ценой контракта 29 140 300,0  рублей, так как заказчик не правильно выбрал способ определения подрядчика.

 

В завершении, Наталья Елбаева обратила внимание общественных советов на необходимость проведения общественного контроля, в том числе за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а органов государственной власти и органов местного самоуправления на обязанность обеспечения возможности осуществления такого общественного контроля.