Аналитический отчет по исследованию состояния конкуренции на рынках аэропортовых услуг (аэропортовое и наземное обслуживание), оказываемых в аэропортах Российской Федерации авиакомпаниям (включая услуги хранения и обеспечения заправки авиационным топливом

I.  Общие положения

 

Исследование состояния конкуренции на рынках аэропортовых услуг (аэропортовое и наземное обслуживание), оказываемых в аэропортах Российской Федерации авиакомпаниям (включая услуги хранения и обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов) проведено во исполнение приказа ФАС России от 18.12.2014 № 790/14 «О Плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015-2016 годы» (пункт 2.3 Плана работы ФАС России по  анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2012-2014 годы приложения 1 к указанному приказу) и в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» для практического применения территориальными органами ФАС России (далее – УФАС России).

Целью настоящего исследования является анализ и оценка конкуренции на рынках аэропортовых услуг, оказываемых в аэропортах Российской Федерации авиакомпаниям (включая услуги хранения и обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов) и определение взаимосвязи между состоянием конкуренции и поведением участников рынка.

Настоящее исследование (анализ) состояния конкуренции на рассматриваемых рынках состоит из двух разделов:

- ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ – анализ и оценка конкуренции на  рынках аэропортовых услуг (аэропортовое и наземное обслуживание), оказываемых в аэропортах Российской Федерации авиакомпаниям за исключением услуг хранения и обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов,  и определение взаимосвязи между состоянием конкуренции и поведением участников рынка;

- ВТОРОЙ РАЗДЕЛ – анализ и оценка конкурентной среды на  рынках услуг хранения и обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов, оказываемых в аэропортах Российской Федерации авиакомпаниям, и определение взаимосвязи между состоянием конкуренции и поведением участников рынка.

Аэропортовая деятельность регулируется Воздушным кодексом Российской Федерации, другими нормативными актами, регулирующими деятельность в области гражданской авиации; стандартами и техническими условиями, в т.ч. на применяемые авиаГСМ и методы их испытаний;  нормативными правовыми актами, методическими документами и материалами федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиации и его территориальных органов, в т.ч.:

- приказ ФСВТ РФ от 24.04.2010 № 98 «Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов. Процедуры»;

- приказ ФСВТ РФ от 06.05.2000 № 121 «Об утверждении сертификационных требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов»;

- приказ Минтранса России от 17.07.2012 № 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации»;

- приказ ФСВТ РФ от 15.05.2000 № 125 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов в воздушном пространстве и аэропортах Российской Федерации;

- приказ Минтранса России от 18.04.2000 № 89 «Об утверждении Федеральных авиационных правил. Сертификационные требования к организации авиатопливообеспечения воздушных перевозок».

Деятельность аэропортов, как субъектов естественных монополий, регулируется:

- Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

- постановлением Правительства Российской Федерации  от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей»;

- постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах»;

- постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 938 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сферах услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей";

-  приказом ФАС России от 19.04.2011 № 292, утвердившим формы, сроки, периодичность раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в аэропортах, а также правила заполнения указанных форм.

 

II. Определение временного интервала исследования товарного рынка

 

Исследование товарного рынка проводится за период 2012 г. – 2014 г.г.

 

III. Определение продуктовых границ товарного рынка

 

В соответствии с п.4 ст.4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» товарный рынок — сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности или целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность или целесообразность отсутствует за ее пределами.

В данном случае под товаром понимаются аэропортовые услуги (услуги по аэропортовому и наземному обслуживанию) воздушных перевозок в аэропортах, т.е. аэропортовая деятельность.

В соответствии с пунктом 1.3.5 приказа ФСВТ РФ от 24.04.2010 № 98 аэропортовая деятельность (аэропортовые услуги) – это деятельность, осуществляемая юридическими лицами, по обеспечению взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, их техническому обслуживанию и обеспечению горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями, коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов.

Мероприятия (услуги), составляющие аэропортовую деятельность, установлены пунктом 1.5 приказа ФСВТ РФ от 24.04.2010 № 98.

Перечень работ в рамках аэропортовых услуг (аэропортовой деятельности) также установлен приказом Минтранса России от 17.07.2012 № 241.

Товарные границы рынка определяются также исходя из характеристики и свойств товара (услуги), в том числе устанавливаемые в соответствии с Общероссийскими классификаторами – продукции по видам экономической деятельности (ОКПД)  и видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Так, в соответствии с ОКПД исследуемый товар определяется по группе «услуги вспомогательные транспортные прочие воздушного транспорта» (код 6236000) как «услуги аэропортов, связанные с обслуживанием воздушных судов и пассажиров, включая услуги по эксплуатации взлетно-посадочных полос» (код 6326010).

         Согласно ОКВЭД услуги по аэропортовому обслуживанию могут быть исследованы по группе «транспорт и связь», включающей в себя «эксплуатацию взлетно-посадочных полос и т.п.» (код 63.23.3) и «деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов» (код. 63.23.4).

На первом этапе исследования (ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ аналитического отчета) рассматривается аэропортовая деятельность за исключением деятельности по обеспечению горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями.

 Поэтому под товаром надлежит понимать работы (услуги) по обеспечению взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, их техническому обслуживанию и коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов (аэропортовые услуги).

Продуктовыми границами товарного рынка являются работы (услуги) по обеспечению взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, их техническому обслуживанию и коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов в аэропорту (аэропортовые услуги).

На втором этапе исследования (ВТОРОЙ РАЗДЕЛ аналитического отчета) рассматривается только аэропортовая деятельность по обеспечению горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями воздушных судов (деятельность по авиатопливообеспечению).

Авиатопливообеспечение воздушных перевозок – комплекс мероприятий, направленный на обеспечение эксплуатации и обслуживание воздушных судов кондиционными авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями (прием, хранение, подготовка и выдача на заправку, заправка воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями)  (пункт 1.3.6 приказа ФСВТ от 24.04.2010 № 98).

Под товаром надлежит понимать работы (услуги) по авиатопливообеспечению воздушных перевозок.

Организации, обеспечивающие авиатопливообеспечение воздушных перевозок, могут выполнять как весь комплекс указанных работ (услуг), так и только их часть.

Продуктовыми границами товарного рынка являются работы (услуги) по авиатопливообеспечению воздушных перевозок в аэропорте.

При этом в соответствии с приказом Минтранса России от 17.07.2012 № 241 услуга по авиатопливообеспечению разбита на две услуги:

- хранение авиационного топлива – комплекс услуг по приему, хранению и выдаче авиационного топлива, включая: прием авиационного топлива на склад; лабораторный контроль качества авиационного топлива; хранение авиационного топлива, в том числе предоставление емкостей для хранения авиационного топлива; подготовку и выдачу авиационного топлива на заправку (фильтрация, добавление противоводокристализационной жидкости (далее - ПВК жидкость) и другие операции, предусмотренные технологией); предоставление персонала (включая инженерно-авиационный).

- обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна – комплекс услуг по обеспечению заправки авиационным топливом воздушного судна, включая: предоставление персонала (включая инженерно-авиационный) и технических передвижных и/или стационарных средств для заправки воздушного судна авиационным топливом; аэродромный контроль качества авиационного топлива.

Следовательно, при исследовании рынка авиатопливообеспечения надлежит исследовать два товарных рынка:

 - рынок услуг по хранению авиационного топлива (продуктовые границы товарного рынка являются услуги по хранению авиационного топлива. Мероприятия (работы), образующие услуги по хранению авиатоплива, установлены также пунктом 4.14.1 приказа Минтранса России от 17.07.2012 № 241);

- рынок услуг по обеспечению заправки авиационным топливом воздушных судов (продуктовые границы товарного рынка являются услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом. Мероприятия (работы), образующие услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиатопливом, установлены также пунктом 4.14.2 приказа Минтранса России от 17.07.2012 № 241).

 

IV. Определение географических границ товарного рынка.

 

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар.

Рынки  аэропортовых услуг (аэропортовое и наземное обслуживание), оказываемых в аэропортах Российской Федерации авиакомпаниям (включая услуги хранения и обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов) рассматриваются как локальные, за географические границы товарного рынка принимаются границы аэропорта.

         

Краткое описание аэропорта

 

Открытое акционерное общество «Аэропорт Горно-Алтайск» (Республика Алтай, с.Майма, Аэропорт, ИНН/КПП 0408010260/040801001) является владельцем единственного аэропорта, работающего на территории Республики Алтай.

С социально-экономической точки зрения наличие аэропорта на территории региона очень важно, так как Республика Алтай, являясь туристической зоной, привлекательна не только для российских, но и для иностранных туристов, в связи с чем, аэропорт значительно облегчает путь и переезд туристов. До аэропорта можно добраться посредством автобусов, осуществляющих пассажирские пригородные перевозки по утвержденным маршрутам №№ 132, 418, 218 (стоимость не более 90 рублей), а также воспользовавшись услугами такси.

 

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.

 

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Участники локального рынка

структура рынка, характеристика договорных отношений

 

Продавцы услуг – главный оператор аэропорта, операторы аэропорта, оказывающие аэропортовые услуги (аэропортовое и наземное обслуживание) – услуги в аэропорту.

Продавцом услуг на территории Республики Алтай является ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск».

Потребители - авиакомпании, обслуживание которых осуществляется в данном аэропорту.

1. ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск», юридический адрес: Республика Алтай, с.Майма, Аэропорт, ИНН/КПП 0408010260/040801001, сертификат соответствия от 15.08.2014г. № ФАВТ.ЗС.А.00207, создано в соответствии с Федеральными законами от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», от 26.12.0995г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», путем преобразования ГУП «Аэропорт Горно-Алтайск» на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Республики Алтай от 04.02.2005г. № 19 «Об условиях приватизации Государственного унитарного предприятия «Аэропорт Горно-Алтайск» и является его правопреемником.

2. Имущественный комплекс, принадлежащий на праве собственности ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск» <…>

2.2 Перечень имущества, переданного в безвозмездное срочное  пользование на основании распоряжения Правительства Республики Алтай от 06.02.2015г <…>

3. В аэропорту г.Горно-Алтайска отсутствует деятельность базовой авиакомпании.

4. Перечень услуг, как регулируемых, так и нерегулируемых, оказываемых потребителям в аэропорту:

- взлет-посадка;

- авиационная безопасность;

- стоянка воздушного судна;

- предоставление аэровокзального комплекса;

- обслуживание пассажиров;

- посадка и высадка пассажиров в/из ВС;

- доставка пассажиров к/от ВС;

- обслуживание пассажиров в бизнес-зале;

- персональная охрана воздушного судна;

- предоставление навигационных расчетов;

- медицинский осмотр членов экипажа, сотрудников УВД, сторонних организаций;

- хранение авиационного топлива;

- обеспечение заправки авиаГСМ;

- временная стоянка в аэродроме;

- обеспечение приемки и выпуска;

- буксировка воздушного судна;

- внутренняя уборка воздушного судна;

- обслуживание санузлов;

- заправка питьевой водой;

- кондиционирование;

- очистка от снега и льда ручным способом;

- очистка от снега и льда с использованием антиобледенительной жидкости одноэтапным методом;

- обеспечение воздушного запуска авиадвигателей с использованием УВЗ;

- устранение разлива авиатоплива и спецжидкостей на МС ВС;

- предоставление автотранспорта экипажу ВС к/от месту(а) проживания (в радиусе 100 км);

- предоставление пожарной машины;

- запуск от АПА 5Д;

- предоставление автомобиля сопровождения воздушного судна;

- предоставление микроавтобуса прибывающим/убывающим пассажирам;

- хранение бортового питания;

- продление регламента работы.

6. Льготные тарифы и понижающие коэффициенты введены приказом от 12.05.2014г. № 220 «Об утверждении Положения «О порядке применения скидок (понижающих коэффициентов, специальных цен) при обслуживании пассажирских воздушных перевозок в аэропорту Горно-Алтайск».

Действие Положения распространяется на гражданские пассажирские воздушные суда независимо от их государственной принадлежности, выполняющие регулярные рейсы по новым воздушным сообщениям из Аэропорта, а также региональным сообщениям. В целях применения Положения минимальная частота регулярного сообщения должна составлять не менее 2 рейсов в неделю, Положение не применяется, если рейсы выполняются с меньшей частотой. В отношении регулярных рейсов по новым воздушным сообщениям из аэропорта применение понижающих коэффициентов осуществляется на период не более 2-х календарных лет.

Предоставляемая аэропортом скидка на наземное обслуживание для рейсов, выполняемых по новому направлению, действует с даты фактического выполнения первого рейса, в течение двух лет и составляет:

1-ый год: скидка 30% от суммы сборов за взлет-посадку, пользование аэровокзалом, обслуживание пассажиров и посадку или высадку пассажиров.

2-ой год: скидка 25% от суммы сборов за взлет-посадку, пользование аэровокзалом, обслуживание пассажиров и посадку или высадку пассажиров.

Предоставляемая скидка на наземное обслуживание для рейсов, выполняемых по дополнительным частотам полетов, начисляется на период отдельного календарного месяца, предоставляется только на абсолютное увеличение собственных рейсов авиакомпании и составляет 20% от суммы сборов за взлет-посадку, пользование аэровокзалом, обслуживание пассажиров и посадку или высадку пассажиров.

Предоставляемая аэропортом скидка на наземное обслуживание для рейсов, выполняемых на самолетах с максимальной взлетной массой до 10 тонн по новому направлению полетов, действует в течение двух лет и составляет:

1-ый год: Скидка 15% от суммы сборов за взлет-посадку, пользование аэровокзалом, обслуживание пассажиров и посадку или высадку пассажиров.

2-ой год: Скидка 12% от суммы сборов за взлет-посадку, пользование аэровокзалом, обслуживание пассажиров и посадку или высадку пассажиров.

7. ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск» предоставляет услуги согласно перечню предоставляемых услуг по установленным тарифам.

8. Договоры об аэропортовом и наземном обслуживании воздушных судов заключаются ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск» с авиакомпаниями в письменном виде (обслуживание воздушных судов авиакомпаний, выполняющих регулярные и/или нерегулярные рейсы в аэропорту Горно-Алтайск). Указанные договоры имеются в свободном доступе на официальном сайте ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск» в разделе «Сведения для контрагентов».   

9. Типовые договоры на наземное и аэропортовое обслуживание размещены на официальном сайте ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск»: www.ga-airport.ru (раздел «Сведения для контрагентов»).

10. Главным оператором не предоставляется доступ иным лицам к объектам  инфраструктуры аэропорта для оказания услуг по аэропортовому и наземному обслуживанию (полностью или частично).

11. Главным оператором не предоставляется доступ потребителям (авиакомпаниям) к инфраструктуре аэропорта для самостоятельного наземного обслуживания (полностью или частично) пассажиров и эксплуатируемых ими воздушных судов.

12. В исследуемом аэропорту базируются воздушные суда АУ РА «Алтайская база авиационной охраны лесов» («Авиалесоохрана») по договору на наземное и аэропортовое обслуживание. Воздушные суда деловой авиации обслуживаются по разовым заявкам, оформленным в соответствии с приказом Минтранса РФ от 21.06.2010г. № 137.

13. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 №599 и приказа ФАС России от 19.04.2011 № 292 на официальном сайте ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск» размещен Реестр заявок на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах.

14. Конкурентами аэропорта г.Горно-Алтайска являются международные аэропорты г.Барнаула «Аэропорт имени Г.С. Титова» и г.Новосибирска «Толмачево».

15. Доступ хозяйствующим субъектам, осуществляющим неавиационную деятельность, предоставлен на основании заключенных договоров аренды площадей, находящихся на территории аэропорта (кафе, сувенирные киоски, пр.).

         

2.  Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Расчет общего объема аэропортовых услуг (аэропортовое и наземное обслуживание) в продуктовых и географических границах рассматриваемых рынков (в аэропорту) и долей хозяйствующих субъектов на соответствующих рынках осуществляется на основании объемов продаж услуг в денежном измерении (руб.).

Оказание отдельных аэропортовых услуг несколькими продавцами услуг позволяет выделять эти услуги  в самостоятельные товарные рынки со своими товарными и географическими границами. Расчет общего объема такой услуги (рынка) и долей хозяйствующих субъектов на таком рынке осуществляется на основании объёма продаж  услуги в денежном измерении (руб.).

Как показало данное исследование, на рынке аэропортовых услуг осуществляет деятельность единственный участник ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск» с долей на рынке в натуральном выражении 100%, в стоимостном выражении 100%.

Определение уровня концентрации товарного рынка, оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках осуществляются в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка  проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». 

 

  1. Ситуация на рынке (поведение участников). Краткое описание

 

Алтайское республиканское УФАС России не возбуждало дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск».

 

3.  Мониторинг взаимоотношений участников товарного рынка

 

Договорные отношения участников локального рынка аэропортовых услуг за исследуемый период не менялись.

 

4.  Выводы и рекомендации

 

Определение уровня концентрации товарного рынка, оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках осуществляются в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка  проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». 

Рынок характеризуется как высококонцентрированный с неразвитой конкуренцией.

Республика Алтай не является густонаселенным субъектом РФ, вследствие чего один аэропорт покрывает потребность населения в его услугах. В связи с этим вход на рынок альтернативных операторов нецелесообразен.

Со стороны УФАС по Республике Алтай необходимо продолжать  контроль за соблюдением антимонопольного законодательства  хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на исследованном рынке.

         

ВТОРОЙ  РАЗДЕЛ

 

Обзор состояния конкуренции на рынках

услуг по авиатопливообеспечению (услуг по  хранению авиационного топлива и обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов)

 

  1. Участники локального рынка

     

- Операторы ТЗК – хозяйствующий субъект (субъекты), оказывающий услугу по   авиатопливообеспечению (услуги по хранению авиационного топлива и услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом).

ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск», юридический адрес: Республика Алтай, с.Майма, Аэропорт, ИНН/КПП 0408010260/040801001, сертификат соответствия от 15.08.2014г. № ФАВТ.ЗС.А.00207, создано в соответствии с Федеральными законами от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», от 26.12.0995г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», путем преобразования ГУП «Аэропорт Горно-Алтайск» на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Республики Алтай от 04.02.2005г. № 19 «Об условиях приватизации Государственного унитарного предприятия «Аэропорт Горно-Алтайск» и является его правопреемником.

        - Авиакомпании, обслуживание которых осуществляется в данном аэропорту:

          1. ОАО «АК «ТРАНСАЭРО»;

          2. ООО «Глобус»;

          3. ОАО «Авиакомпания «Сибирь».

       - поставщики авиатоплива (нефтяные компании, поставщики авиатоплива (посреднические организации).

 

  1. Структура рынка. Характеристика договорных отношений

 

ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск» принадлежат на праве собственности <…>

Закуп авиатоплива производится оператором самостоятельно, однако постоянный договор с одним поставщиком отсутствует.

Услуги по обеспечению авиаГСМ ВС авиакомпаний оказываются аэропортом на основании письменной заявки для организации заправки ВС, вылетающих вне расписания (чартерные и заказные рейсы), заявка подается не позднее, чем за 24 часа до расчетного времени прибытия ВС в аэропорт заправки для организации заправки ВС; вылетающих по расписанию (регулярные рейсы), подача сводной заявки осуществляется не позднее 5 рабочих дней до начала месяца, в котором будут оказываться услуги по обеспечению ВС авиаГСМ. Кроме того заправка воздушных судов производится по факту во время нахождения на территории аэропорта (без предварительной заявки).

Данный хозяйствующий субъект является единственным оператором ТЗК на территории региона.

Типовые договоры хранения авиатоплива и обеспечения заправки воздушных судов размещены на официальном сайте ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск», находятся в свободном доступе.

Тарифы утверждены приказом ФСТ России от 30.04.2013г. N 87-т/3 "О внесении изменений в приложение 3 к приказу ФСТ России от 5 июня 2012 г. N 137-т/3 и об утверждении тарифов (сборов) на услуги в аэропорту г. Горно-Алтайск, оказываемые ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск».

Льготные тарифы и/или понижающие коэффициенты на данные услуги (хранение и/или заправка) хозяйствующим субъектом не установлены.

 

3.  Технико-технологические характеристики ТЗК

 

ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск» предоставляются услуги по хранению авиаГСМ и заправке воздушных судов на основании заключенного договора или по письменной заявке авиакомпании.

ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск» оказывает комплекс услуг по авиатопливообеспечению: хранение авиаГСМ, заправка воздушных судов, устранение разлива авиатоплива и спецжидкостей.

Основным документом, регламентирующим технологию работы по авиатопливообеспечению, является приказ Минтранса РСФСР от 17.10.1992 № ДВ-126 «О введении в действие Руководства по приему, хранению, подготовке к выдаче на заправку и контролю качества авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей в предприятиях гражданской авиации Российской Федерации».

Хранение авиаГСМ осуществляется в специальном резервуаре объемом 450 куб.м, срок хранения неограничен, однако, длительное хранение не производится, так как небольшие объемы реализуются за короткие сроки.

Неснижаемый остаток составляет 30 куб.м.

Авиатопливо приобретается оператором аэропорта (оператор ТЗК) в  объемах, необходимых для обеспечения воздушных перевозок согласно расписанию (с учетом неснижаемого остатка). АвиаГСМ доставляется на территорию аэропорта транспортом поставщика ГСМ.

Склад предназначен для хранения авиакеросина, иное топливо не хранится.

 

4. Приобретение авиаГСМ

 

АвиаГСМ приобретается хозсубъектом на основании договоров поставки с поставщиками авиационного топлива, однако постоянный поставщик отсутствует

 

5.  Ситуация на рынке (поведение участников). Краткое описание

 

Алтайское республиканское УФАС России не возбуждало дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск».

 

6. Выводы и рекомендации

         

Товарные рынки хранения авиационного топлива и обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов являются высококонцентрированными с неразвитой конкуренцией, так как указанные виды деятельности осуществляет единственный хозяйствующий субъект с долей 100% в натуральном и денежном выражениях.

          К барьерам доступа на рынок необходимо отнести неразвитость рынка авиаперевозок, небольшой процент авиакомпаний, нуждающихся в заправке в данном аэропорту, небольшие объемы закупаемого авиаГСМ, вследствие чего потребность в вышеперечисленных услугах покрывается одним оператором ТЗК.