Обзор исследования товарного рынка услуг выполнения пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования пригородного сообщения по сформированным маршрутам на территории Республики Алтай за 2014г.

 

1. Общие положения

 

Обзор исследования товарного рынка услуг выполнения пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования пригородного сообщения по сформированным маршрутам за 2014г. в границах Республики Алтай проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010г. № 220, в рамках рассмотрения заявлений граждан по вопросам обоснованности повышения цен за проезд по пригородным маршрутам в границах Республики Алтай.

Обзор проводится в целях определения доминирующего положения перевозчиков на товарном рынке услуг выполнения пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования пригородного сообщения по сформированным маршрутам.

В качестве исходной информации использованы данные собственных исследований антимонопольного органа, данные, полученные в ходе проведения плановой выездной проверки Министерства регионального развития Республики Алтай.

 

2. Временной интервал исследования рынка

 

Временным интервалом исследования товарного рынка услуг выполнения пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования пригородного сообщения по сформированным маршрутам является 2014 год (с 01.01.2014г. по 31.12.2014г.).

 

3. Продуктовые границы товарного рынка

 

При определении продуктовых границ использовалась следующая информация:                

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) продуктовыми границами рынка является - деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам (код ОКВЭД 49.31.21).

Согласно постановлению Администрации города Горно-Алтайска от 04.05.2009г. № 45 «О регулярных перевозках пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам муниципального образования «Город Горно-Алтайск», городской маршрут - маршрут между пунктами отправления и назначения, которые находятся в пределах установленных границ муниципального образования «Город Горно-Алтайск».

Согласно постановлению Правительства Республики Алтай от 21.08.2008г. № 189 «О мерах по реализации Закона Республики Алтай «О транспортном обслуживании населения пассажирским автомобильным транспортом на территории Республики Алтай», межмуниципальный маршрут - маршрут перевозки пассажиров и багажа пассажирским автомобильным транспортом общего пользования, пролегающий в границах Республики Алтай и соединяющий между собой муниципальные образования в Республике Алтай;

пригородный маршрут - маршрут перевозки пассажиров и багажа пассажирским автомобильным транспортом общего пользования, проходящий в пределах Республики Алтай, выходящий за пределы черты города на расстояние до 50 километров включительно.

В связи с тем, что заявления поступили по вопросам обоснованности повышения цен за проезд по пригородным маршрутам в границах Республики Алтай, продуктовые границы анализируемого рынка определены как «Деятельность автобусного транспорта по пригородным пассажирским перевозкам».

4. Географические  границы  рынка 

 

Пункт 5 Порядка принятия решения об открытии, изменении или закрытии межмуниципальных и пригородных маршрутов регулярного сообщения пассажирского автомобильного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 21.08.2008г. №189, предусматривает, что «пригородный маршрут» - это маршрут перевозки пассажиров и багажа пассажирским автомобильным транспортом общего пользования, проходящий в пределах Республики Алтай, выходящий за пределы черты города на расстояние до 50 километров включительно.

Географическими границами товарного рынка являются пригородные маршруты в административных границах Республики Алтай.

 

5. Состав  хозяйствующих субъектов

 

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке услуг выполнения пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования пригородного сообщения на территории Республики Алтай, входят перевозчики, осуществляющие перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования пригородного сообщения по сформированным маршрутам.

Согласно реестру маршрутов движения пассажирского автомобильного транспорта пригородного и межмуниципального сообщения на территории Республики Алтай, утвержденному приказом Министерства регионального развития Республики Алтай от 31.12.2014г. № 603-Д,  на территории Республики Алтай деятельность по сформированным пригородным маршрутам осуществляют: ИП Буренков В.В., ИП Ельдекова Л.П., ИП Трошин В.А., ИП Рождественский В.Л., ИП Тудуев С.В., ИП Бакшин А.В., ИП Глазычев Е.Н., ИП Осинцева Н.Д., ИП Возмителева М.М., РОО «Горно-Алтайский городской союз индивидуальных автопредпринимателей» Республики Алтай.

 

6. Объем товарного рынка

  

В соответствии с частью 1 статью 4 Закона Республики Алтай от 03.03.2008 № 10-РЗ «О транспортном обслуживании населения пассажирским автомобильным транспортом на территории Республики Алтай» Правительство Республики Алтай самостоятельно либо через уполномоченный им исполнительный орган государственной власти Республики Алтай в сфере транспортного обслуживания населения на территории Республики Алтай  осуществляет организацию пассажирских перевозок пассажирским автомобильным транспортом общего пользования пригородного и межмуниципального сообщения.

Согласно пункту 4 постановления Правительства Республики Алтай от 21.08.2008г. № 189 «О мерах по реализации Закона Республики Алтай «О транспортном обслуживании населения пассажирским автомобильным транспортом на территории Республики Алтай» перевозка пассажиров и багажа по маршрутам осуществляется перевозчиками на основании договора на выполнение пассажирских перевозок пассажирским автомобильным транспортом общего пользования межмуниципального и пригородного сообщения на территории Республики Алтай (далее - договор), заключенного с уполномоченным органом на основании результатов конкурса на выполнение пассажирских перевозок пассажирским автомобильным транспортом общего пользования межмуниципального и пригородного сообщения на территории Республики Алтай по сформированным маршрутам (далее - конкурс).

В соответствии с пунктом 37 части 3.1 Положения о Министерстве регионального развития Республики Алтай, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 18.05.2006г. № 99, названное министерство осуществляет организацию транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение), следовательно, является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Алтай в транспортной сфере.

Следовательно, единственным основанием  для осуществления пассажирских перевозок по пригородным и межмуниципальным маршрутам является договор на осуществление пассажирских перевозок, заключенный с уполномоченным органом по результатам конкурса.

В соответствии с вышеуказанным Реестром, в Республике Алтай 29 действующих пригородных маршрутов с 54 графиками (от 1 до 4 графиков внутри одного маршрута).

Министерством регионального развития Республики Алтай по итогам конкурса на выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования пригородного сообщения на территории Республики Алтай в 2014 году заключено 54 договора (по количеству графиков) сроком на 3 года на выполнение пассажирских перевозок по 29 пригородным маршрутам, из которых 42 договора заключено с РОО «Горно-Алтайский городской союз индивидуальных автопредпринимателей» Республики Алтай, 12 договоров заключено с индивидуальными предпринимателями.

Срок действия договора на осуществление пассажирских перевозок - 3 года, то есть достаточно длительный период времени, в связи с чем, учитываются договоры, заключенные в период с 2012г. по декабрь 2014г. включительно, то есть договоры, действовавшие в рассматриваемый период времени.

 

№ п/п

№ маршрута

Общее количество графиков

Сведения о перевозчике, заключившего договор на осуществление перевозки по маршруту (количество графиков)

1

3*

1

РОО «ГАГСИП»

2

5

2

РОО «ГАГСИП» (2 гр.)

3

6

4

ИП Возмителева М.М. (1 гр.)

ИП Осинцева Н.Д. (1 гр.)

ИП Трошин В.А. (2 гр.)

4

101

4

РОО «ГАГСИП» (4 гр.)

5

102

3

РОО «ГАГСИП» (3 гр.)

6

103

2

РОО «ГАГСИП» (1 гр.)

ИП Трошин В.А. (1 гр.)

7

105

2

РОО «ГАГСИП» (2 гр.)

8

106

2

РОО «ГАГСИП» (2 гр.)

9

109

2

РОО «ГАГСИП» (2 гр.)

10

110

2

РОО «ГАГСИП» (2 гр.)

11

111

1

РОО «ГАГСИП»

12

112

2

РОО «ГАГСИП» (2 гр.)

13

115

1

РОО «ГАГСИП»

14

117

3

РОО «ГАГСИП» (3 гр.)

15

120

1

РОО «ГАГСИП»

16

121

2

РОО «ГАГСИП» (2 гр.)

17

122

2

РОО «ГАГСИП» (2 гр.)

18

126

2

ИП Рождественский В.Л. (1 гр.)

ИП Глазычев Е.Н. (1 гр.)

19

127

1

РОО «ГАГСИП»

20

131

2

РОО «ГАГСИП» (2 гр.)

21

138

1

РОО «ГАГСИП»

22

151

2

РОО «ГАГСИП» (2 гр.)

23

152

2

РОО «ГАГСИП» (2 гр.)

24

205

1

ИП Бакшин А.В.

25

211

2

ИП Трошин В.А. (1 гр.)

ИП Ельдекова Л.П. (1 гр.)

26

217

1

РОО «ГАГСИП»

27

218

2

РОО «ГАГСИП»  (2 гр.)

28

220

1

ИП Тудуев С.В.

29

318

1

ИП Буренков В.В.

Всего:

29 маршрутов

54 графика

      

 

Таким образом, доля РОО «Горно-Алтайский городской союз индивидуальных автопредпринимателей» Республики Алтай на рынке услуг выполнения пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования пригородного сообщения превышает 50%.

 

7. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

К административным барьерам входа на товарный рынок можно отнести отбор перевозчиков на конкурсной основе в целях выполнения пассажирских перевозок пассажирским автомобильным транспортом общего пользования пригородного сообщения по сформированным маршрутам.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Алтай от 21.08.2008г. №189 «О мерах по реализации Закона Республики Алтай «О транспортном обслуживании населения пассажирским автомобильным транспортом на территории Республики Алтай» претендент на участие в конкурсе предоставляет копию лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек. Порядок получения лицензии установлен Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок  более 8 человек, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.04.2012г. №280.

       В связи с чем, к административным барьерам можно отнести получение перевозчиком лицензии на осуществление деятельности.

К экономическим барьерам входа на товарный рынок можно отнести государственное регулирование предельных тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении.

Эти административные и экономические барьеры входа на рынок, связанные с необходимостью получения лицензии, отбора на конкурсной основе, государственным регулированием тарифов можно отнести к основным причинам медленного развития конкуренции на вышеуказанном товарном рынке.

 

 

8. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

По результатам проведенного анализа доминирующее положение на товарном рынке услуг на выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования пригородного сообщения по сформированным маршрутам на территории Республики Алтай за 2014г. занимает РОО «Горно-Алтайский городской союз индивидуальных автопредпринимателей» Республики Алтай с долей более 50%.

Таким образом, рынок выполнения пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования пригородного сообщения по сформированным маршрутам является высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией. В связи с чем, необходим контроль со стороны антимонопольного органа.