Аналитический отчет по результатам проведенного анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений

1. Общие положения

 

Анализ состоянии конкурентной среды на рынке услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений проведен во исполнение приказа ФАС России от 18.12.2014г. № 790/14 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015-2016 годы» в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010г. № 220.

Анализ проводится в целях оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений.

Исходная информация представлена КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор», членами саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих разработку проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, действующих на территории Республики Алтай, территориальных управлений ФАС России.

 

2. Временной интервал исследования товарного рынка

 

Исследование состояния конкурентной среды на рынке услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений проводится за период с 01.01.2012г. по 31.12.2014г.

 

3. Продуктовые границы товарного рынка

 

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Под искусственным дорожным сооружением  понимаются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

Согласно статье 6 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

В соответствии с пунктом 18 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств, автомобильных дорог в порядке, установленном Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.09.2009г. №767.

В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 статьи 48 ГрК РФ.

Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

В соответствии с частью 4 статьи 48 ГрК РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 4 статьи 48 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.

Частью 5.2 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.

В соответствии со статьей 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий. Результаты инженерных изысканий, выполненных в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения, могут быть использованы в целях подготовки и реализации проектной документации применительно к указанным объектам транспортной инфраструктуры.

Виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, свидетельства о допуске (далее также - выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске) к таким видам работ. Иные виды работ по инженерным изысканиям могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке  проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Минрегиона России от 30.12.2009г. №624.

Согласно части 3 статьи 47 ГрК РФ лицами, выполняющими инженерные изыскания, являются застройщик, лицо, получившее в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, либо привлекаемые ими или техническим заказчиком на основании договора физическое лицо или юридическое лицо, которые соответствуют требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 47 ГрК РФ.

Частью 4.1 статьи 47 ГрК РФ предусмотрено, что результаты инженерных изысканий представляют собой документ о выполненных инженерных изысканиях, содержащий материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и отражающий сведения о задачах инженерных изысканий, о местоположении территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, о видах, об объеме, о способах и о сроках проведения работ по выполнению инженерных изысканий в соответствии с программой инженерных изысканий, о качестве выполненных инженерных изысканий, о результатах комплексного изучения природных и техногенных условий указанной территории, в том числе о результатах изучения, оценки и прогноза возможных изменений природных и техногенных условий указанной территории применительно к объекту капитального строительства при осуществлении строительства, реконструкции такого объекта и после их завершения и о результатах оценки влияния строительства, реконструкции такого объекта на другие объекты капитального строительства.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг выполнение работ по подготовке проектной документации и инженерных изысканий относятся к Разделу F: Продукция и услуги строительства с кодом 4560531 «Проектно-изыскательные работы (в том числе для строительства будущих лет)».

Таким образом, предметом изучения является рынок услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог всех форм собственности, классов и категорий и искусственных дорожных сооружений.

Рынок услуг по выполнению инженерных изысканий является самостоятельным рынком. Вместе с тем, поскольку выполнение инженерных изысканий требуется для подготовки проектной документации, то в рамках данного исследования дополнительно осуществлен сбор информации о хозяйствующих субъектах, выполняющих инженерные изыскания в целях подготовки проектной документации для строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений.

      

4. Географические границы товарного рынка

 

Географическими границами рынка услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений является территория Республики Алтай.

 

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

      

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, входят хозяйствующие субъекты, осуществляющие разработку проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений на территории Республики Алтай.

На территории, подконтрольной Алтайскому республиканскому УФАС России, саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и осуществляющих подготовку проектной документации, отсутствуют.

Сведения о членах СРО, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, включенных в государственный реестр саморегулируемых организаций, предоставлены в соответствии с таблицей № 3.

Сведения о членах СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, включенных в государственный реестр саморегулируемых организаций, предоставлены в соответствии с таблицей № 4.

Информация о деятельности членов СРО, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, представлена в соответствии с таблицей №5.

Информация о деятельности членов СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, представлена в соответствии с таблицей №6.

Информация о территориальном месторасположении объектов, в отношении которых члены СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации в целях строительства автомобильных дорог, и искусственных дорожных сооружений, представлена в соответствии с таблицей №7.

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

    

 Расчет объемов рынка услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений и долей хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, осуществляется на основании размера сумм заключенных договоров (контрактов) (руб.).

Доля хозяйствующего субъекта, действующего на рынке услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений рассчитана и указана в Таблице №8, как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего сумму заключенных договоров (контрактов) к общей сумме заключенных всеми хозяйствующими субъектами договоров (контрактов).

        

7. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

На рассматриваемом рынке присутствуют административные барьеры, а именно необходимо участие хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по проектированию дорог и искусственных дорожных сооружений в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, которые прошли регистрацию в саморегулируемых организациях, выполнили требования СРО и получили свидетельства о допуске к видам работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

К барьерам входа на товарный рынок относятся экономические ограничения, связанные с высокими затратами на проведение проектных, изыскательных работ.

Таким образом, можно сделать вывод, что на рассматриваемом рынке присутствуют высокие административные и экономические барьеры.

 

8. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

    

По результатам расчетов количественных показателей структуры рынка - коэффициентов концентрации и коэффициентов индекса Герфиндаля-Гиршмана установлено:

в 2012г.-2014г. рынок услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений на территории Республики Алтай характеризовался высоким уровнем рыночной концентрации и неразвитой конкуренцией.

По итогам деятельности за 2012г. доминирующее положение на рынке услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений на территории Республики Алтай занимает ЗАО «Алтайдорпроект» с долей на рынке более 50%; за 2013г. доминирующее положение на рассматриваемом рынке занимает ЗАО «Алтайдорпроект» с долей на рынке более 50%; за 2014г. доминирующее положение на рассматриваемом рынке занимает ООО «Сибирская перспектива» с долей на рынке более 50%.

Анализ рынка услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений на территории Республики Алтай показал, что присутствуют административные и экономические барьеры для выхода на товарный рынок, которые препятствуют развитию конкуренции. 

 

9. Выводы и предложения

      

1. Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений проведен во исполнение приказа ФАС России от 18.12.2014г. № 790/14 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015-2016 годы» в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010г. № 220. Анализ проведен в целях оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений.

2. Временным интервалом исследования рассматриваемого рынка является 2012г.-2014г.

3. Продуктовые границы рассматриваемого рынка определены как услуги по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог всех форм собственности, классов и категорий и искусственных дорожных сооружений.

4. Географическими границами рассматриваемого рынка является Республика Алтай.

5. В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке входят 3 хозяйствующих субъекта: ООО «Стройинжениринг», ЗАО «Алтайдорпроект», ООО «Сибирская перспектива».

6. Анализ рынка показал, что рассматриваемый рынок в 2012г.-2014г. характеризовался высоким уровнем рыночной концентрации и неразвитой конкуренцией.

По итогам деятельности за 2012г. доминирующее положение на рассматриваемом рынке на территории Республики Алтай занимает ЗАО «Алтайдорпроект» с долей на рынке более 50%; за 2013г. доминирующее положение на рассматриваемом рынке занимает ЗАО «Алтайдорпроект» с долей на рынке более 50%; за 2014г. доминирующее положение на рассматриваемом рынке занимает ООО «Сибирская перспектива» с долей на рынке более 50%.

7. Барьеры по входу на рассматриваемый рынок для потенциальных конкурентов являются высокими.