Анализ розничных рынков автомобильных бензинов за период с 01.04.2013г. по 01.04.2014г. по муниципальным образованиям Республики Алтай

1. Общие положения

 

Анализ розничных рынков автомобильных бензинов проводится в соответствии с приказом ФАС России от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы», в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Целью проведения анализа конкуренции на розничных рынках  автомобильных бензинов является установление доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее – ВИНК) на региональных рынках, а также унификация методов анализа с учетом проведенного обобщения лучших практик территориальных органов ФАС России.

На территории Республики Алтай  нет хозяйствующих субъектов нефтеперерабатывающей промышленности.

Все нефтепродукты завезены из других регионов Российской Федерации. Основная их часть в отчетном периоде ввозилась из близлежащих регионов.

 В Республике Алтай 10 районных муниципальных образований и 1 город (столица республики - Горно-Алтайск с населением 59,7 тыс. чел.),  население всей республики  составляет 210,3 тыс. чел.

При анализе конкурентной среды  в качестве исходной информации использованы сведения, полученные в результате выборочного опроса покупателей нефтепродуктов, хозяйствующих субъектов, территориального органа Росстата по Республике Алтай, органов  местного самоуправления.

 

2. Временной интервал исследования

Временной интервал исследования розничной реализации нефтепродуктов  является период с 01.04.2013г. по 01.04.2014г.

 

3. Продуктовые границы рынка

 

Предварительное определение товара – автомобильные бензины.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 №454-ст, розничная торговля автомобильными бензинами классифицирована в группе 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».

В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются 4 основных вида автомобильных бензинов, предназначенных для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями: А-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ТУ 38.001165-2003, ГОСТ Р 51313-99), АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51313-99), АИ-98 (ГОСТ Р 51313-99).

Вместе с тем распространены также бензины иных марок: Нормаль-80 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-80 (ТУ 38.001165-2003), Регуляр-91 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум-95 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-96 (ТУ 38.001165-2003), Супер-98 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум Евро-95 и Супер Евро-98 (ГОСТ Р 51866-2002), Регуляр Евро-92 (ГОСТ Р 51866-2002) и другие.

На практике единственным существенным показателем, классифицирующим автомобильные бензины, является октановое число моторного топлива (далее – ОЧ). По ОЧ автомобильные бензины разделяются на две подгруппы, что и является существенным различием:

§ низкооктановые бензины – А-76, АИ-80, Нормаль-80 (ОЧ 76,0 по моторному методу и 80,0 по исследовательскому методу);

§ высокооктановые бензины –  Регуляр-91, АИ-92, АИ-96, Супер-98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и другие (ОЧ 82,5 – 88 по моторному методу, 91 - 98 по исследовательскому методу).

Для определения продуктовых границ рынка необходимо определить перечень товаров-заменителей бензинов автомобильных и выявить услуги, которые были бы взаимозаменяемы с услугой реализации автомобильного топлива через АЗС.

Предполагаемые товары-заменители бензина: газобаллонное и дизельное топливо.

С технической точки зрения возможно быстро и недорого переоборудовать бензиновый двигатель под газ. В  Республике Алтай в настоящий момент имеется  3 газовые заправки ООО «Квингаз».

Однако использование газа не является приемлемой альтернативой для большинства потребителей бензина автомобильного, так как это приводит к снижению грузоподъемности автомобиля почти в 2 раза.

Кроме того, повышается взрывоопасность и возможность отравления газом. К тому же потребители автомобильного топлива не уверены в том, что  газ достаточно долго будет являться дешевым топливом. На текущий момент в республике газовое топливо не может служить заменителем нефтепродуктов, внедрение переоборудования автомобилей на газовое топливо пока  неприемлемо  для  большинства  потребителей.

Основными потребителями дизельного топлива в Республике Алтай  являются: сельскохозяйственный и грузовой транспорт, автобусы, а также незначительная часть легкового транспорта. Замена бензинового двигателя на дизельный технически сложна и дорого стоит, фактов переоборудования подобного рода нет.

Учитывая, что газообразное и дизельное топливо не являются достаточно близкими и адекватными товарами-заменителями бензина, можно сделать вывод, что они не входят в единую товарную группу с бензином и не являются взаимозаменяемыми товарами.

По функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам в целях исследования розничных рынков автомобильных бензинов можно выделить следующие товары:

 

Группа товаров

Подгруппа товаров

Товары (марки)

Октановое число

Автомобильные бензины

(ОКП 02 5110)

Низкооктановые

А-76 (АИ-80)

76,0 по моторному методу и 80,0 по исследовательскому методу

Высокооктановые

АИ-92 (АИ-91, АИ-93)

82,5 – 88 по моторному методу, 91 - 98 по исследовательскому методу

АИ-95 (АИ-96)

АИ-98

 

 

Данный анализ рынка проведен с разбивкой по маркам бензина. Автозаправочные станции технически в состоянии реализовывать все марки бензина.

Газовое топливо нельзя считать взаимозаменяемым товаром по отношению к двум группам товаров: автомобильным бензинам  и дизельному топливу. Спрос на автобензины  и дизтопливо  неэластичен, слабо зависит от цены.

Реализация нефтепродуктов в розницу осуществляется через автозаправочные станции (АЗС). АЗС в Республике Алтай в основном занимаются реализацией самых популярных марок автобензина А-(76)80, АИ-92, АИ-95(96) и дизтоплива, т.к. высока экономия  от сочетания представления различных видов товаров.

Доставка нефтепродуктов на АЗС осуществляется автомобильным транспортом. Все  хозяйствующие субъекты Республики Алтай, занятые розничной реализацией нефтепродуктов,  осуществляют  самовывоз  нефтепродуктов бензовозами от оптового продавца.

Таким образом, обзор рынка проводится в разрезе следующих товарных групп:

- автомобильный бензин А-76, АИ-80 (и аналоги);

- автомобильный бензин АИ-90, АИ-92 (и их аналоги);

- автомобильный бензин АИ-95 (и его аналоги);

- автомобильный бензин АИ-98 (и его аналоги).

4. Географические границы товарного рынка

 

Географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможность участия покупателей в приобретении данного товара на определенной территории.

Для определения географических границ розничного рынка продаж  автомобильных бензинов необходимо руководствоваться принципом экономической целесообразности заправки автомобиля на определенной территории. При определении границ  исходили из того, что покупатели осуществляют заправку либо по пути своего следования, либо делают специальный выезд для приобретения некоторого количества бензина в качестве запаса, если это для них более выгодно. Следует заметить, что розничный потребитель может делать небольшие запасы топлива в специальных емкостях-канистрах.

В качестве предварительных географических границ локальных розничных рынков нефтепродуктов с учетом  экономико-географического положения и автотранспортной инфраструктуры определяется  территория, в пределах которой  пролегают маршруты регулярного движения автотранспорта, экономические возможности приобретения нефтепродуктов (АЗС) территориально фиксированы, т.к. основными ограничениями экономической возможности приобретения нефтепродуктов на АЗС являются организационно-транспортные схемы приобретения нефтепродуктов потребителем  (расположение АЗС, расстояние, маршрут следования до АЗС) и транспортные схемы, связанные с поиском и приобретением потребителем нефтепродуктов на АЗС.

При определении географических границ рынка розничной реализации нефтепродуктов учитывалось, что в Республике Алтай присутствуют  обособленные локальные рынки  внутри региона.  В Республике Алтай 10 районных муниципальных образований и 1 город- столица республики (МО «Город Горно-Алтайск», МО «Майминский район», МО «Чемальский район», МО «Шебалинский район», МО «Онгудайский район», МО «Усть-Канский район», МО «Усть-Коксинский район», МО «Улаганский район», МО «Кош-Агачский район», МО «Чойский район», МО «Турочакский район»).

Это позволяет сделать вывод, что географическими границами рынка розничных продаж нефтепродуктов являются границы городского и районных муниципальных  образований.

В Республике Алтай анализ конкуренции розничной реализации    автомобильных бензинов проведен по 11 муниципальным образованиям.

 

5. Состав хозяйствующих субъектов

 

Продавцами на розничных рынках автомобильных бензинов являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по розничной торговле автомобильными бензинами на АЗС единичным количеством товара (автомобильного бензина) преимущественно для личного использования.

Покупателями на розничных рынках автомобильных бензинов являются физические и юридические лица, приобретающие автомобильные бензины единичного количества преимущественно для личного использования.

В целом по Республике Алтай в  исследуемом периоде действовало 46 хозяйствующих субъектов  на АЗС в количестве  – 89 шт., в том числе 1 группа лиц, состоящая из 4 хозяйствующих субъектов, 1 хозяйствующий субъект, принадлежащий ВИНК.

МО «Город Горно-Алтайск» - ЗАО "Фурор" (РА, г. Горно-Алтайск, ул.Барнаульская,1/1) - 1 АЗС, ООО "Алтайтранснефть" (РА, г. Горно-Алтайск, ул.Бийская,38)  – 1 АЗС, ООО "Горно-АлтайскНефтепродукт" (РА, г. Горно-Алтайск,  ул.  Комсомольская, 4) – 3 АЗС; ООО «Вега» (РА, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 83) – 1 АЗС, ООО «Газойл плюс» (РА, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 87) – 1 АЗС.

МО «Майминский район» - ООО Компания "Октан" (Алтайский край, г. Барнаул, ул. Гоголя, 85, АЗС с.Соузга) -1 АЗС, ООО "Алтайтранснефть"(РА,    г. Горно-Алтайск, ул.Бийская,38) – 1 АЗС, ООО "Новация" (РА, г. Горно-Алтайск, ул. Э.Палкина дом 5 офис 211) – 1 АЗС, ООО "Горно-АлтайскНефтепродукт" " (РА, г. Горно-Алтайск,  ул. Комсомольская, 4) – 3 АЗС, ООО "Регион А" (РА, с. Майма, ул. 50 лет Победы 1а) – 1 АЗС, ООО "Группа А" (РА, с. Майма, ул. 50 лет Победы 1а) – 1 АЗС, ООО "Автомир"(РА, с. Майма, ул. 50 лет Победы 1а) – 2 АЗС, ООО «Горно-Алтайское-3 промнефть» (Алтайский край г. Барнаул, Лучевой проезд 37) – 1 АЗС, ООО «Трасса» (РА, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический 68) – 1 АЗС, ИП Доронина Н.М. (РА, с. Майма, ул. 50 лет Победы 1а) – 2 АЗС, ООО "Резон" (РА, с. Майма, ул. Алтайская, р-он Винзавода) – 1 АЗС, ООО «Газойл плюс» (РА, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический 87) – 1 АЗС,  ООО "Пик"(РА, с. Шебалино, ул. Трактовая 4а (АЗС с. Майма, ул. Ленина, 129) – 1 АЗС, ООО «Вега» (РА, г.Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 83) -1 АЗС, ООО «Сибирская Сырьевая компания» (Алтайский край, г. Барнаул, пр. Комсомольский, 40) – 2 АЗС,  ООО «Квингаз» (Алтайский край, г. Барнаул, пр. Красноармейский 135, 211) – 1 АЗС, ОАО «НК Роснефть-Алтайнефтепродукт» (Алтайский край, г. Барнаул, ул. Ползунова 22) – 1 АЗС;

МО «Чемальский район» - ОАО "НК Роснефть-Алтайнефтепродукт" (группа ВИНК г. Барнаул, ул. Ползунова, 22 АЗС РА, с.Усть-Сема) – 1 АЗС, ООО "Алтайтранснефть" (РА, г. Горно-Алтайск, ул.Бийская,38)– 1 АЗС, ИП Поничев К.В. (РА, с. Чемал) – 1 АЗС, ООО «Элекмонар» (РА, с. Эликмонар) – 1 АЗС, ООО "Горно-АлтайскНефтепродукт"  (РА, г. Горно-Алтайск,  ул. Комсомольская, 4) – 1 АЗС;

МО «Шебалинский район» -  ООО "Элекмонар" (РА, с. Шебалино, ул. Трактовая 4а) – 1 АЗС, ООО "Автомир" (РА, с. Майма, ул. 50 лет Победы 1а) - 1 АЗС, ИП Зацариный В.С. (РА, Шебалинский р-н, с.Черга, ул. Новая, 12)  – 1 АЗС, ООО "Горно-АлтайскНефтепродукт" (РА, г. Горно-Алтайск,  ул. Комсомольская, 4)  – 1 АЗС, ОАО "НК Роснефть-Алтайнефтепродукт" (группа ВИНК г. Барнаул, ул. Ползунова, 22 АЗС РА, с. Шебалино)  – 1 АЗС, ИП Гребенщиков Е.В. (РА, с. Шебалино, ул. Дорожников, 19) – 1 АЗС;

МО «Онгудайский район» - ООО "Алтайтранснефть"(РА, г. Горно-Алтайск, ул.Бийская,38) – 2 АЗС, ИП Шнитов В.В. (РА, с. Онгудай, ул. Советская, 186 а)  – 1 АЗС, ООО "Горно-АлтайскНефтепродукт" (РА, г. Горно-Алтайск,  ул. Комсомольская, 4) – 1 АЗС, ИП Кунанаков Ю.В. (РА, с. Онгудай, ул. Алтайская, 5) -1 АЗС, ООО «Тракт» (РА, с. Онгудай, ул. Победы, 3) – 2 АЗС, ООО «Форос»  (РА, с. Туекта) – 1 АЗС, ИП Бедрешева О.П. (РА, с. Улита) – 1 АЗС, ИП Фотт Д.Д.  (РА, с. Онгудай, ул. Победы, 3) – 1 АЗС;

МО «Усть-Канский район» - ИП Кулакова Л.В. (РА, с. Усть-Кан, ул. Кирпичная, 3) – 1 АЗС,  ООО "Алтайтранснефть" (РА, г. Горно-Алтайск, ул. Бийская, 38)  – 1 АЗС,  ИП Шестакова Н.М. (РА, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 24/125)– 1 АЗС, ООО "Горно-АлтайскНефтепродукт"(РА, г. Горно-Алтайск,  ул.  Комсомольская, 4) – 1 АЗС, ИП Баданов А.А. (РА, с. Черный Ануй, ул. Шуклина, 19/2) – 1 АЗС;

МО «Усть-Коксинский район» - группа лиц в составе: ИП Карякин С.В. (РА, с. Усть-Кокса, ул. Юшкина,1б)  – 1 АЗС, ИП Карякин В.И. (РА, с. Усть-Кокса, ул. Юшкина,1б)   – 2 АЗС,  ИП Шадрин А.С. (РА, с. Усть-Кокса, ул. Юшкина,1б)   – 1 АЗС, ИП Шадрина Т.В. (РА, с. Усть-Кокса, ул. Юшкина,1б)   – 1 АЗС;

МО «Улаганский район» - ИП Юлукова Е.М. (РА, с. Улаган, ул. Трактовая, 2) – 1 АЗС, ООО "Оазис" (РА, с. Акташ, ул. Лесная, 2а) – 1 АЗС, к/х "Бельтир" (РА, с. Улаган, ул. Заречная, 45) – 1 АЗС, ООО «Нефтепродукт-Алтай» (РА, с. Чибит, ) – 2 АЗС; 

МО «Кош-Агачский район» - ИП Макарова А.Э. (РА, с. Курай) – 1 АЗС, ООО "Алтайтранснефть" (РА, г. Горно-Алтайск, ул. Бийская, 38) – 1 АЗС, ООО "Афина"(РА, с. Кош-Агач, ул. Новочуйская, 31) – 1 АЗС, ООО "Оазис" (РА, с. Кош-Агач, ул. Новочуйская, 31) – 2 АЗС, ООО "Новация" (РА, г. Горно-Алтайск,  ул. Э.Палкина дом 5 офис 211)– 4 АЗС, ООО «Нефтепродукты» (РА, с. Кош-Агач, ул. Новочуйская, 31) – 2 АЗС, ИП Дюсенбаев Б.А. (РА, с. Беляши, ул. Центральная 54а) – 1 АЗС;

МО «Чойский район» - ИП Доронина Н.М. (РА, с. Майма, ул. 50 лет Победы, 1а)  – 1 АЗС,  ООО "Регион А" (РА, с. Майма, ул. 50 лет Победы, 1а) – 1 АЗС, ОАО «Рудник Веселый» (РА, с. Сейка) – 1 АЗС, ООО "Горно-АлтайскНефтепродукт" (РА, г. Горно-Алтайск, ул. Комсомольская, 4)  – 1 АЗС,  ООО "Девясил" (РА,  с. Кузя, ул. Солнечная, 1) – 1 АЗС;

МО «Турочакский район» - ООО "Горно-АлтайскНефтепродукт" (РА, г. Горно-Алтайск,  ул. Комсомольская, 4)  – 5 АЗС, ИП Загороднев А.П. (РА, с. Турочак) – 1 АЗС.

 

 

6. Расчет объема товарного рынка                                                                             и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

Определение уровня концентрации товарного рынка

 

В качестве показателя объема товарной массы используется показатель объема продаж автомобильных бензинов в натуральном выражении (литр).

Доля хозяйствующего субъекта на розничном рынке автомобильных бензинов рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, реализуемой данным хозяйствующим субъектом на исследуемом товарном рынке, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Объемы розничной реализации нефтепродуктов  хозяйствующими субъектами  Республики Алтай по  локальным рынкам  и их доли  на рынке приведены  в приложении № 1.

Локальный рынок МО «Город Горно-Алтайск»:

Объем  рынка  розничной  реализации  автобензинов   за  отчетный период  всеми  участниками рынка через АЗС по маркам нефтепродуктов на локальном рынке  составил: А-76(80) 1124689 л,  АИ-92 11459138 л., АИ-95 2988849  л, АИ-98 331987 л.

По розничной  реализации  автомобильных бензинов   в соответствии с положениями  ч.1 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» установлено  доминирующие положение  хозяйствующих субъектов:

ООО «Горно-АлтайскНефтепродукт» по маркам нефтепродуктов АИ-92, АИ-95, АИ-98 соответственно  с  долями на рынке <…>,  <…>, <…>;

ООО «Вега» по марке нефтепродуктов А-76 с долей на рынке <…>.

По розничной реализации автомобильных бензинов на указанном локальном рынке в соответствии   с  положениями п.1 ч.3 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции»  установлено коллективное  доминирование  трех хозяйствующих субъектов  с  совокупной долей:

  по автобензину марки А-76 – 89,80%  (ООО «Алтайтранснефть» <…>,  ООО «Горно-АлтайскНефтепродукт» <…>, ООО «Вега» <…>),    т.е. совокупная доля более 50%.

Рассчитаны  коэффициент концентрации СR-3 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана   HHI, которые   указывают на то, что в отчетном периоде локальный рынок МО «Город Горно-Алтайск» по розничной реализации  по товарным  группам  автобензинов был  высококонцентрированным   рынком  с   неразвитой  конкуренцией, в том числе, по товарным  группам:

- по автобензину А-76(80)      70% < CR-3 = 89,80% < 100%

                                                   2000 < HHI  = 4339 < 10000;

- по автобензину АИ-92          CR-3 не рассчитывался

                                                   2000 < HHI  = 5774 < 10000;

- по автобензину   АИ-95         CR-3 не рассчитывался

                                                   2000 < HHI  = 6261 < 10000;

- по автобензину АИ-98           CR-3 не рассчитывался

                                                   HHI  =  10000.

Локальный рынок МО «Майминский район»:

Объем  рынка  розничной  реализации  автобензинов   за  отчетный период  всеми  участниками рынка через АЗС по маркам нефтепродуктов на локальном рынке  составил: А-76(80) 1363640 л,  АИ-92 15787841 л., АИ-95  3791148 л, АИ-98 235525 л.

По розничной  реализации  автомобильных бензинов   в соответствии с положениями  ч.1 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» не установлено  хозяйствующих субъектов занимающих доминирующие положение.

По розничной реализации автомобильных бензинов на указанном локальном рынке в соответствии   с  положениями п.1 ч.3 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции»  установлено коллективное  доминирование  трех хозяйствующих субъектов  с  совокупной долей:

  по автобензину марки А-76 – 66,3%  (ООО "Новация" <…>,  ООО «Алтайтранснефть» <…>, ООО «Вега» <…>),    т.е. совокупная доля более 50%;

по автобензину марки АИ-95 – 55,9%  (ООО "Новация" <…>,  ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт» <…>, ООО «Пик» <…>),    т.е. совокупная доля более 50%.

Рассчитаны  коэффициент концентрации СR-3 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана   HHI, которые   указывают на то, что в отчетном периоде локальный рынок МО «Майминский район» по розничной реализации  по товарным  группам  автобензинов  был    умеренно концентрированным  со слабо  развитой конкуренцией, в том числе, по товарным  группам:

- по автобензину А-76(80)       40 < СR-3=66,3 < 70%

                                                       1000< HHI  = 1803 < 2000;

- по автобензину АИ-92          40 < СR-3=59,4 < 70%

                                                       1000< HHI  = 1564 < 2000;

- по автобензину   АИ-95        40 < СR-3=55,9 < 70%

                                                       1000< HHI  = 1479 < 2000;

- по автобензину АИ-98          CR-3=100

                                                   2000 < HHI  = 5722 < 10000.

Локальный рынок МО «Чемальский район»:

Объем  рынка  розничной  реализации  автобензинов   за  отчетный период  всеми  участниками рынка через АЗС по маркам нефтепродуктов на локальном рынке  составил: А-76(80) 77527 л,  АИ-92 6101976 л., АИ-95  2085170 л, АИ-98 229514 л.

По розничной  реализации  автомобильных бензинов   в соответствии с положениями  ч.1 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» установлено  доминирующие положение  хозяйствующих субъектов:

ООО «Алтайтранснефть» по марке нефтепродуктов А-76 с  долей на рынке <…>;

ОАО "НК Роснефть-Алтайнефтепродукт" по маркам нефтепродуктов АИ-92, АИ-95, АИ-98  соответственно  с долями на рынке <…>, <…>, <…>.

По розничной реализации автомобильных бензинов на указанном локальном рынке в соответствии   с  положениями п.1 ч.3 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции»  установлено коллективное  доминирование  трех хозяйствующих субъектов  с  совокупной долей   по автобензину АИ-92 – 95,1% (ОАО "НК Роснефть-Алтайнефтепродукт" <…>, ООО «Горно-АлтайскНефтепродукт» <…>, ООО «Элекмонар» <…>),    т.е. совокупная доля  более 50%.

Рассчитаны  коэффициент концентрации СR-3 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана   HHI, которые   указывают на то, что в отчетном периоде локальный рынок МО «Чемальский район» по розничной реализации  по товарным  группам  автобензинов был  высококонцентрированным   рынком  с   неразвитой  конкуренцией, в том числе, по товарным  группам:

- по автобензину А-76(80)      CR-3 не рассчитывался

                                                   2000 < HHI  = 6479 < 10000;

- по автобензину АИ-92          70% < CR-3 = 95,1% < 100%

                                                   2000 < HHI  = 3941 < 10000;

- по автобензину   АИ-95        CR-3 не рассчитывался

                                                   2000 < HHI  = 5383 < 10000;

- по автобензину АИ-98          CR-3 не рассчитывался

                                                   2000 < HHI  = 6458 < 10000.

Локальный рынок МО «Шебалинский район»:

Объем  рынка  розничной  реализации  автобензинов   за отчетный период  всеми  участниками рынка через АЗС по маркам нефтепродуктов на локальном рынке  составил: А-76(80) 183975 л,  АИ-92 4059107 л., АИ-95  764298 л, АИ-98 0 л.

По розничной  реализации  автомобильных бензинов   в соответствии с положениями  ч.1 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» установлено  доминирующие положение  хозяйствующих субъектов:

ОАО "НК Роснефть-Алтайнефтепродукт" по маркам нефтепродуктов АИ-92, АИ-95 соответственно  с долями на рынке <…>, <…>;

ИП Зацариный В.С. по марке нефтепродукта А-76 с долей на рынке<…>

По розничной реализации автомобильных бензинов на указанном локальном рынке в соответствии   с  положениями п.1  ч.3 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции»  установлено коллективное  доминирование  трех хозяйствующих субъектов  с  совокупной долей:

  по автобензину марки А-76 - 100%  (ООО «Элекмонар» <…>,  ООО «Автомир»  <…>, ИП Зацариный В.С. <…>),    т.е. совокупная доля более 50%;

по автобензину АИ-92 – 78,9% (ОАО "НК Роснефть-Алтайнефтепродукт"  <…>, ООО «Горно-АлтайскНефтепродукт» <…>, ИП Гребенщиков Е.В. <…>),    т.е. совокупная доля  более 50%;

по автобензину АИ-95 – 92,8% (ОАО "НК Роснефть-Алтайнефтепродукт"  <…>, ООО «Горно-АлтайскНефтепродукт» <…>, ИП Гребенщиков Е.В. <…>),    т.е. совокупная доля  более 50%.

Рассчитаны  коэффициент концентрации СR-3 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана   HHI, которые   указывают на то, что в отчетном периоде локальный рынок МО «Шебалинский район» по розничной реализации по товарным группам автобензинов был  высококонцентрированным   рынком  с   неразвитой  конкуренцией, в том числе, по товарным  группам:

- по автобензину А-76(80)      CR-3 =  100%

                                                   2000 < HHI  = 3410 < 10000;

- по автобензину АИ-92          70% < CR-3 = 78,9% < 100%

                                                   2000 < HHI  = 2982 < 10000;

- по автобензину   АИ-95        70% < CR-3 = 92,8% < 100%

                                                   2000 < HHI  = 5492 < 10000;

- по автобензину АИ-98          CR-3 не рассчитывался.

Локальный рынок МО «Онгудайский район»:

Объем  рынка  розничной  реализации  автобензинов   за  отчетный период  всеми  участниками рынка через АЗС по маркам нефтепродуктов на локальном рынке  составил: А-76(80) 822790 л,  АИ-92 3568943 л., АИ-95  535056 л, АИ-98 0 л.

По розничной  реализации  автомобильных бензинов   в соответствии с положениями  ч.1 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» установлено  доминирующие положение  хозяйствующих субъектов:

ООО "Горно-АлтайскНефтепродукт" по марке нефтепродуктов  АИ-95   с долей на рынке <…>;

ООО «Тракт» по марке нефтепродуктов  АИ-95   с долей на рынке <…>;

По розничной реализации автомобильных бензинов на указанном локальном рынке в соответствии   с  положениями п.1 ч.3 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции»  установлено коллективное  доминирование  трех хозяйствующих субъектов  с  совокупной долей:

  по автобензину марки А-76 – 76,7%  (ООО "Алтайтранснефть" <…>,  ООО «Тракт» <…>, ООО «Горно-АлтайскНефтепродукт» <…>),    т.е. совокупная доля более 50%;

по автобензину АИ-92 – 75,7% (ИП Шнитов В.В. <…>, ООО "Тракт" <…>,  ООО «Горно-АлтайскНефтепродукт» <…>), т.е. совокупная доля  более 50%.

Рассчитаны  коэффициент концентрации СR-3 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана   HHI, которые   указывают на то, что в отчетном периоде локальный рынок МО «Онгудайский район» по розничной реализации  по товарным  группам  автобензинов А-76, АИ-92 был  высококонцентрированным   рынком  с   неразвитой  конкуренцией, в том числе, по товарным  группам:

- по автобензину А-76(80)      70% < CR-3 = 76,7% < 100%

                                                   2000 < HHI  = 2360 < 10000;

- по автобензину АИ-92          70% < CR-3 = 75,7% < 100%

                                                   2000 < HHI  = 2382 < 10000;

- по автобензину   АИ-95        CR-3 не расчитан

                                                   2000 < HHI  = 4420 < 10000;

- по автобензину АИ-98          CR-3 не рассчитывался

 

Локальный рынок МО «Усть-Канский район»:

Объем  рынка  розничной  реализации   автобензинов   за  отчетный период  всеми  участниками рынка через АЗС по маркам нефтепродуктов на локальном рынке  составил: А-76(80) 570813 л,  АИ-92 2608546 л., АИ-95  244486 л, АИ-98 0 л.

По розничной  реализации  автомобильных бензинов   в соответствии с положениями  ч.1 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» установлено  доминирующие положение  хозяйствующих субъектов:

ООО "Горно-АлтайскНефтепродукт" по маркам нефтепродуктов А-76, АИ-92, АИ-95 соответственно  с долями на рынке <…>, <…>, <…>;

ИП Кулакова Л.В. по марке нефтепродуктов А-76 с долей на рынке <…>.

По розничной реализации автомобильных бензинов на указанном локальном рынке в соответствии   с  положениями п.1 ч.3 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции»  установлено коллективное  доминирование  трех хозяйствующих субъектов  с  совокупной долей  по автобензину марки А-76 – 98,6%  (ООО "Горно-АлтайскНефтепродукт" <…>,  ООО «Алтайтранснефть» <…>, ИП Кулакова Л.В. <…>),    т.е. совокупная доля более 50%.

Рассчитаны  коэффициент концентрации СR-3 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана   HHI, которые   указывает на то, что в отчетном периоде локальный рынок МО «Усть-Канский район» по розничной реализации  по товарным  группам  автобензинов был  высококонцентрированным   рынком  с   неразвитой  конкуренцией, в том числе, по товарным  группам:

- по автобензину А-76(80)      70% < CR-3 = 98,6% < 100%

                                                   2000 < HHI  = 3527 < 10000;

- по автобензину АИ-92           CR-3 не рассчитывался

                                                   2000 < HHI  = 4909 < 10000;

- по автобензину   АИ-95        CR-3 = 100%

                                                   2000 < HHI  = 8638 < 10000;

- по автобензину АИ-98          CR-3 не рассчитывался.

Локальный рынок МО «Усть-Коксинский район»:

Объем  рынка  розничной  реализации  автобензинов   за  отчетный период  всеми  участниками рынка через АЗС по маркам нефтепродуктов на локальном рынке  составил: А-76(80) 241300 л,  АИ-92 1623250 л., АИ-95  195800 л, АИ-98 16100 л.

В ходе изучения локального рынка МО «Усть-Коксинский район» установлена группа лиц в числе индивидуальных предпринимателей, владеющая всеми 100 %-ми долей на рынке розничной реализации нефтепродуктов. Группообразующим лицом является ИП Карякин В.И., собственник всех находящихся на территории МО «Усть-Коксинский район» АЗС (всего 5 АЗС).

Приказом управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 10.03.2010г. №19 группа лиц в составе ИП Карякин В.И., ИП Карякин С.В., ИП Шадрина Т.В. включена  в региональный раздел Реестра  хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара, услуг более 35% (как занимающее доминирующее положение по розничной реализации  автобензинов  на локальном рынке Усть-Коксинского  района).

Рассчитаны  коэффициент концентрации СR-3 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана   HHI, которые   указывают на то, что в отчетном периоде локальный рынок МО «Усть-Коксинский район» по розничной реализации  по товарным  группам  автобензинов был  высококонцентрированным   рынком  с   неразвитой  конкуренцией, в том числе, по товарным  группам:

- по автобензину А-76(80)       70% < CR-3 = 89,6% < 100%

                                                   2000 < HHI  = 3084 < 10000;

- по автобензину АИ-92          70% < CR-3 = 97,1% < 100%

                                                   2000 < HHI  = 3493 < 10000;

- по автобензину   АИ-95        70% < CR-3 = 90,6% < 100%

                                                   2000 < HHI  = 2828 < 10000;

- по автобензину АИ-98          CR-3 не рассчитывался.

Высокая степень концентрации данного рынка повышает вероятность злоупотреблений установленной группой лиц монопольным положением, выражающихся в необоснованном повышении цен на нефтепродукты.

Локальный рынок МО «Улаганский район»:

Объем  рынка  розничной  реализации  автобензинов   за  отчетный период  всеми  участниками рынка через АЗС по маркам нефтепродуктов на локальном рынке  составил: А-76(80) 665672 л,  АИ-92 1728228 л., АИ-95  341465 л, АИ-98 0 л.

По розничной  реализации  автомобильных бензинов   в соответствии с положениями  ч.1 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» установлено  доминирующие положение  хозяйствующих субъектов ООО «Нефтепродукт-Алтай» по маркам нефтепродуктов АИ-92, АИ-95 соответственно  с долями на рынке <…>, <…>.

По розничной реализации автомобильных бензинов на указанном локальном рынке в соответствии   с  положениями п.1 ч.3 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции»  установлено коллективное  доминирование трех хозяйствующих субъектов:

по автобензину марки А-76 – 81,9%  (КХ "Бельтир" <…>, ИП Юлукова Е.М. <…>,  ООО «Нефтепродукт-Алтай» <…>),    т.е. совокупная доля более 50%;

по автобензину марки АИ-92 – 91,9%  (ООО "Оазис" <…>, ИП Юлукова Е.М. <…>,  ООО «Нефтепродукт-Алтай» <…>),    т.е. совокупная доля более 50%.

Рассчитаны  коэффициент концентрации СR-3 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана   HHI, которые   указывает на то, что в отчетном периоде локальный рынок МО «Улаганский район» по розничной реализации  по товарным  группам  автобензинов  был  высококонцентрированным   рынком  с   неразвитой  конкуренцией, в том числе, по товарным  группам:

- по автобензину А-76(80)      70% < CR-3 = 81,9% < 100%

                                                   2000 < HHI  = 2592 < 10000;

- по автобензину АИ-92          70% < CR-3 = 91,9% < 100%

                                                   2000 < HHI  = 4020 < 10000;

- по автобензину   АИ-95        CR-3 = 100%

                                                   2000 < HHI  = 5394 < 10000;

- по автобензину АИ-98          CR-3 не рассчитывался.

Локальный рынок МО «Кош-Агачский район»:

Объем  рынка  розничной  реализации  автобензинов   за  отчетный период  всеми  участниками рынка через АЗС по маркам нефтепродуктов на локальном рынке  составил: А-76(80) 1968062 л,  АИ-92 4331182 л., АИ-95  278494 л, АИ-98 0 л.

По розничной  реализации  автомобильных бензинов   в соответствии с положениями  ч.1 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» установлено  доминирующие положение  хозяйствующих субъектов:

ООО "Афина" по марке нефтепродуктов  АИ-95  с долей на рынке <…>;

ООО "Новация" по маркам нефтепродуктов А-76, АИ-92,  соответственно  с долями на рынке <…>, <…>.

По розничной реализации автомобильных бензинов на указанном локальном рынке в соответствии   с  положениями п.1 ч.3 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции»  установлено коллективное  доминирование  трех хозяйствующих субъектов  с  совокупной долей:

  по автобензину марки А-76 – 81,3%  (ООО "Нефтепродукты" <…>,  ООО «Оазис» <…>, ООО «Новация» <…>),    т.е. совокупная доля более 50%;

по автобензину АИ-92 – 86,6% (ООО "Афина" <…>,  ООО «Нефтепродукты» <…>, ООО «Новация» <…>), т.е. совокупная доля  более 50%.

Рассчитаны  коэффициент концентрации СR-3 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана   HHI, которые   указывают на то, что в отчетном периоде локальный рынок МО «Кош-Агачский район» по розничной реализации  по товарным  группам  автобензинов был  высококонцентрированным   рынком  с   неразвитой  конкуренцией, в том числе, по товарным  группам:

- по автобензину А-76(80)      70% < CR-3 = 81,3% < 100%

                                                   2000 < HHI  = 3987 < 10000;

- по автобензину АИ-92          70% < CR-3 = 86,6% < 100%

                                                   2000 < HHI  = 4274 < 10000;

- по автобензину   АИ-95        CR-3 = 100%

                                                   2000 < HHI  = 3990 < 10000;

- по автобензину АИ-98          CR-3 не рассчитывался.

 

Локальный рынок МО «Чойский район»:

Объем  рынка  розничной  реализации  автобензинов   за отчетный период  всеми  участниками рынка через АЗС по маркам нефтепродуктов на локальном рынке  составил: А-76(80) 154270 л,  АИ-92 1975810 л., АИ-95  166518 л, АИ-98 0 л.

По розничной  реализации  автомобильных бензинов   в соответствии с положениями  ч.1 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» установлено  доминирующие положение  хозяйствующих субъектов:

ООО "Регион А" по маркам нефтепродуктов А-76  с долей на рынке <…>;

ООО «Горно-АлтайскНефтепродукт» по маркам нефтепродуктов АИ-92, АИ-95 с долей на рынке соответственно <…>, <…>. 

По розничной реализации автомобильных бензинов на указанном локальном рынке в соответствии   с  положениями п.1 ч.3 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции»  установлено коллективное  доминирование  трех хозяйствующих субъектов  с  совокупной долей:

  по автобензину марки А-76 - 100%  (ИП Доронина Н.М. <…>, ООО "Регион А" <…>,  ООО «Горно-АлтайскНефтепродукт» <…>),    т.е. совокупная доля более 50%;

по автобензину АИ-92 – 83,4% (ИП Доронина Н.М. <…>, ООО "Регион А" <…>,  ООО «Горно-АлтайскНефтепродукт» <…>), т.е. совокупная доля  более 50%.

Рассчитаны  коэффициент концентрации СR-3 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана   HHI, которые   указывают на то, что в отчетном периоде локальный рынок МО «Чойский район» по розничной реализации  по товарным  группам  автобензинов   был  высококонцентрированным   рынком  с   неразвитой  конкуренцией, в том числе, по товарным  группам:

- по автобензину А-76(80)      CR-3 =  100%

                                                   2000 < HHI  = 3673 < 10000;

- по автобензину АИ-92          70% < CR-3 = 83,4% < 100%

                                                   2000 < HHI  = 2767 < 10000;

- по автобензину   АИ-95        CR-3 не расчитывался;

- по автобензину АИ-98          CR-3 не рассчитывался.

 

Локальный рынок МО «Турочакский район»:

Объем  рынка  розничной  реализации  автобензинов   за  отчетный период  всеми  участниками рынка через АЗС по маркам нефтепродуктов на локальном рынке  составил: А-76(80) 237056 л,  АИ-92 2948696 л., АИ-95  370946 л,    АИ-98 10968 л.

По розничной  реализации  автомобильных бензинов   в соответствии с положениями  ч.1 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» установлено  доминирующие положение  ООО "Горно-АлтайскНефтепродукт" по маркам нефтепродуктов А-76, АИ-92, АИ-95, АИ-98 соответственно  с долями на рынке <…>, <…>, <…>, <…>.

По розничной реализации автомобильных бензинов на указанном локальном рынке в соответствии   с  положениями п.1 ч.3 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» не установлено коллективное  доминирование  хозяйствующих субъектов, т.к. на рынке участвуют два хозсубъекта.

Рассчитаны  коэффициент концентрации СR-3 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана   HHI, которые   указывает на то, что в отчетном периоде локальный рынок МО «Турочакский район» по розничной реализации  по товарным  группам  автобензинов был  высококонцентрированным   рынком  с   неразвитой  конкуренцией, в том числе, по товарным  группам:

- по автобензину А-76(80)      CR-3 =  100%

                                                   2000 < HHI  = 7520 < 10000;

- по автобензину АИ-92          CR-3 =  100%

                                                   2000 < HHI  = 9104 < 10000;

- по автобензину   АИ-95        CR-3 = 100%

                                                   2000 < HHI  =  10000;

- по автобензину АИ-98          CR-3 =100%

                                                    2000 < HHI  = 10000.

 

7. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Для входа на рынок розничной продажи  нефтепродуктов  хозяйствующие субъекты должны иметь:

 1) разрешение и все согласования на получение земельного участка под строительство АЗС (проектная документация, заключение по государственной экологической экспертизе и т.д.)

2) опыт работы в этой сфере деятельности (соответствующие кадры и технологии);

3) материально-техническую базу;

4) большие экономические возможности.

Административные барьеры: АЗС - это пожароопасный производственный объект, его строительство и эксплуатация требуют согласования с  ГОЧС России и Ростехнадзором. Для эксплуатации АЗС необходимо: получить лицензию на строительство АЗС, застраховать АЗС, зарегистрировать в государственном реестре опасных производственных объектов, непрерывно соблюдать правила технической, промышленной, пожарной безопасности эксплуатации пожароопасного объекта. Проводятся ежегодные проверки соответствующими органами государственного контроля на соблюдение данных правил и требований.

Экономические барьеры и барьер капитальных затрат: высокая стоимость строительства или покупки нефтехранилищ и АЗС.

Поэтому,  прежде всего потенциальными продавцами являются те, кто имеет все условия для вхождения на данный рынок, но по каким-либо причинам не реализует этих возможностей. Серьезными потенциальными конкурентами нужно считать те предприятия, которые  успешно занимаются подобной деятельностью в других географических границах и имеют возможность развернуть свою деятельность в границах рассматриваемого рынка. Новые хозяйствующие субъекты также являются потенциальными конкурентами.

Общая оценка барьеров вхождения на рынок розничной продажи нефтепродуктов:

1)    большая сложность получения  земельного участка, связанная с административными препятствиями (в т.ч. получение участка под строительство АЗС на конкурсной основе);

2)    временной интервал для вхождения на рассматриваемый рынок составляет:

§  прохождение административных барьеров – около 6 месяцев;

§  строительство и ввод АЗС в эксплуатацию – 8 месяцев;

§  срок окупаемости капитальных вложений в АЗС – 2 года.

3) экономические затраты на вхождение в рынок составляют в целом около 15 млн. рублей.

На основании этого можно сделать вывод, что при входе на рынок розничной реализации нефтепродуктов  хозяйствующие субъекты сталкиваются с  высокими как административными, так и экономическими барьерами. Хозяйствующему субъекту, входящему в данный рынок, придется понести большие финансовые затраты, которые окупятся только через 2 года.  Период  времени,  требуемый   для   организации  деятельности на данном  рынке  является  серьезным препятствием к входу новых субъектов на рынок, многие из которых могут вообще отказаться от этих планов.

Наличие многих препятствий  вхождения на данный рынок исключает деятельность на рынке случайных продавцов, позволяет воздействовать на рынок  крупным хозяйствующим субъектам.

Таким образом,  на данном рынке отмечается наличие высоких административных и экономических барьеров  для входа конкурентов на розничный рынок продаж нефтепродуктов.

На функционирование розничного рынка нефтепродуктов и состояние конкурентной среды    влияют   факторы и особенности экономико-географического положения всего региона: Республика Алтай является  большей частью аграрным регионом,   присутствует фактор сезонного   спроса на нефтепродукты (в летний период потребление нефтепродуктов возрастает на 40%). В республике  нет  нефтеперерабатывающих заводов, удаленность  нефтеперерабатывающих мощностей   существенно влияет  на рост себестоимости продукции и особенностей транспортной инфраструктуры, обеспечивающей доставку топлива в регион.

 

 

8. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

1. Анализ розничного рынка нефтепродуктов проведен по муниципальным образованиям Республики Алтай  по товарной группе автобензинов, которые  не являются взаимозаменяемыми  по   потреблению и по маркам автобензинов.

2. При определении географических границ рынка розничной реализации нефтепродуктов в Республике Алтай  установлено, что присутствуют  обособленные локальные рынки  внутри региона – в пределах административных границ районных муниципальных образований. 

3. На  данном  рынке участвуют 46 хозяйствующих субъектов, общее количество АЗС    составило – 89.

4. В анализируемом периоде   по  розничной  реализации нефтепродуктов на  локальном розничном  рынке МО «Чемальский район», МО «Шебалинский район» действовал крупный хозяйствующий субъект, принадлежащий ВИНК, занимающий  доминирующее  положение – ОАО "НК Роснефть-Алтайнефтепродукт"   по розничной реализации  автобензинов по маркам  АИ-92,  АИ-95(96). Приказом УФАС по Республике Алтай №46 от 11.09.2008г. ОАО "НК Роснефть-Алтайнефтепродукт" включено в  региональный раздел Реестра  хозяйствующих субъектов, имеющих  долю на  рынке определенного товара более 35% по розничной реализации нефтепродуктов.

Приказом управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 10.03.2010г. №19 группа лиц в составе ИПБОЮЛ Карякин В.И., ИПБОЮЛ Карякин С.В., ИПБОЮЛ Шадрина Т.В. включена  в региональный раздел Реестра  хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара, услуг более 35% (как занимающее доминирующее положение по розничной реализации  автобензинов  на локальном рынке Усть-Коксинского  района).

Также необходимо включить в состав вышеуказанной группы лиц Шадрина А.С. по признаку родства с вышеуказанными лицами  по виду деятельности «Розничная реализация автобензинов» (код ОКП 025110), осуществляемому в границах МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай.

Приказом управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 29.07.2011г. №123 ООО «Горно-АлтайскНефтепродукт» включено в региональный раздел Реестра  хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара, услуг более 35% (как занимающее доминирующее положение по розничной реализации  автобензинов  на локальном рынке МО «Город Горно-Алтайск», МО «Майминский район», МО «Усть-Канский район», МО «Онгудайский район»).

5. Количественные показатели рынка указывают на то, что в отчетном периоде  локальный рынок МО «Майминский район»  розничной реализации по товарным  группам  автобензинов   был умеренно концентрированным  со слабо  развитой конкуренцией, МО «Онгудайский район» по розничной реализации  по товарным  группам  автобензинов А-76, АИ-92 был умеренно концентрированным  со слабо  развитой конкуренцией, по товарным  группам  автобензинов АИ-95, АИ-98 был  высококонцентрированным   рынком  с   неразвитой  конкуренцией, в остальных муниципальных образованиях высококонцентрированный с   неразвитой конкуренцией.

6. При исследовании качественных показателей рынка  по   розничной продаже нефтепродуктов были выявлены  барьеры входа на рынок для новых хозяйствующих субъектов: административные и  высокие  экономические барьеры.

7. На функционирование розничного рынка нефтепродуктов и состояние конкурентной среды  влияют   факторы и особенности экономико-географического положения региона: Республика Алтай является дотационным  аграрным регионом, доля  промышленности   в народном хозяйстве которой менее 20%. В   силу аграрного положения в Республике Алтай  присутствует фактор сезонного   спроса на нефтепродукты (в летний период потребление нефтепродуктов возрастает на 40%). В республике  нет  нефтеперерабатывающих заводов, удаленность  нефтеперерабатывающих мощностей   существенно влияет  на рост себестоимости продукции и особенностей транспортной инфраструктуры, обеспечивающей доставку топлива в регион;   потенциал развития розничного рынка нефтепродуктов   достаточно высокий.

8. Необходим контроль антимонопольных органов на рассматриваемом рынке  и меры по развитию конкуренции:  меры по снижению концентрации на рынке (расширение границ товарного рынка через расширение ассортимента товаров за счет высокооктановых бензинов, увеличения числа поставщиков, содействие развитию предпринимательства, контроль   за  выделением земельных участков). Необходим контроль за  соблюдением  добросовестной  конкуренции, за соблюдением требований антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на данном рынке.