Анализ розничных рынков дизельного топлива за период с 01.04.2013г. по 01.04.2014г. по муниципальным образованиям Республики Алтай

1.Общие положения

 

Анализ розничных рынков дизельного топлива проводится в соответствии с приказом ФАС России от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы», в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Целью проведения анализа конкуренции на розничных рынках  дизельного топлива является установление доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее – ВИНК) на региональных рынках, а также унификация методов анализа с учетом проведенного обобщения лучших практик территориальных органов ФАС России.

На территории Республики Алтай  нет хозяйствующих субъектов нефтеперерабатывающей промышленности.

Все нефтепродукты завезены из других регионов Российской Федерации. Основная их часть в анализируемом периоде ввозилась из близлежащих регионов.

 В Республике Алтай 10 районных муниципальных образований и 1 город (столица республики - Горно-Алтайск с населением 59,7 тыс. чел.),  население всей республики  составляет 210,3 тыс. чел.

При анализе конкурентной среды  в качестве исходной информации использованы сведения, полученные в результате выборочного опроса покупателей нефтепродуктов, хозяйствующих субъектов, территориального органа Росстата по Республике Алтай, органов  местного самоуправления.

 

2. Временной интервал исследования

 

Временной интервал исследования розничной реализации нефтепродуктов  определен периодом с 01.04.2013г. по 01.04.2014г.

 

3. Продуктовые границы рынка

 

Предварительное определение товара – дизельное топливо.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 №454-ст, розничная торговля дизельным топливом классифицирована в группе 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».

Дизельное топливо предназначено для двигателей внутреннего сгорания с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТ по дизельному топливу определяет область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82: «Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей...»).

В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: Л (летнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0°С и выше; З (зимнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20°С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35°С) и минус 30°С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45°С); А (арктическое) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50°С и выше.

Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (ГОСТ 1510).

Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью), едиными для всех потребителей. Состав продавцов и покупателей при этом также остается неизменным.

Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления представляет собой один товар.

Брендированное дизельное топливо различных марок (Ultimate, Pulsar, V-Power, G-Drive, Экто и тому подобное) следует рассматривать как одну товарную группу.

Также, в целях исключения взаимозаменяемости дизельного и газового топлива следует отметить, что для работы автомобиля на сжиженном газе необходима специальная газобаллонная установка. К существенным недостаткам газобаллонных автомобилей можно отнести уменьшение грузоподъемности автомобиля и  повышение его пожароопасности. Нельзя не учитывать тот факт, что расположение газовых заправочных станций носит локализованный характер и на отдельных территориях отсутствует возможность заправки данным видом топлива.

Основными потребителями дизельного топлива в Республике Алтай  являются: сельскохозяйственный и грузовой транспорт, автобусы, а также незначительная часть легкового транспорта. Замена дизельного  двигателя на бензиновый технически сложна и дорого стоит, фактов переоборудования подобного рода нет.

Реализация дизельного топлива в розницу осуществляется через автозаправочные станции (АЗС). АЗС в Республике Алтай в основном занимаются реализацией самых популярных марок автобензина (А-(76)80, АИ-92, АИ-95(96) и дизтоплива, т.к. высока экономия  от сочетания представления различных видов товаров.

Доставка нефтепродуктов на АЗС осуществляется автомобильным транспортом. Все  хозяйствующие субъекты Республики Алтай, занятые розничной реализацией нефтепродуктов,  осуществляют  самовывоз  нефтепродуктов бензовозами от оптового продавца.

 

4. Географические границы товарного рынка

 

Географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможность участия покупателей в приобретении данного товара на определенной территории.

Для определения географических границ розничного рынка продаж  дизельного топлива необходимо руководствоваться принципом экономической целесообразности заправки автомобиля на определенной территории. При определении границ  исходили из того, что покупатели осуществляют заправку либо по пути своего следования, либо делают специальный выезд для приобретения некоторого количества дизельного топлива в качестве запаса, если это для них более выгодно. Следует заметить, что розничный потребитель может делать небольшие запасы топлива в специальных емкостях-канистрах.

В качестве предварительных географических границ локальных розничных рынков дизельного топлива с учетом  экономико-географического положения и автотранспортной инфраструктуры определяется  территория, в пределах которой  пролегают маршруты регулярного движения автотранспорта, экономические возможности приобретения дизельного топлива  территориально фиксированы, т.к. основными ограничениями экономической возможности приобретения дизельного топлива на АЗС являются организационно-транспортные схемы приобретения нефтепродуктов потребителем  (расположение АЗС, расстояние, маршрут следования до АЗС) и транспортные схемы, связанные с поиском и приобретением потребителем дизельного топлива  на АЗС.

При определении географических границ рынка розничной реализации нефтепродуктов учитывалось, что в Республике Алтай присутствуют  обособленные локальные рынки  внутри региона.  В Республике Алтай 10 районных муниципальных образований и 1 город- столица республики (МО «Город Горно-Алтайск», МО «Майминский район», МО «Чемальский район», МО «Шебалинский район», МО «Онгудайский район», МО «Усть-Канский район», МО «Усть-Коксинский район», МО «Улаганский район», МО «Кош-Агачский район», МО «Чойский район», МО «Турочакский район»).

Это позволяет сделать вывод, что географическими границами рынка розничных продаж являются границы городского и районных муниципальных  образований.

В Республике Алтай анализ конкуренции розничной реализации    дизельного топлива  проведен по 11 муниципальным образованиям.

 

5. Состав хозяйствующих субъектов

 

Продавцами на розничных рынках дизельного топлива являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по розничной торговле дизельного топлива на АЗС единичным количеством товара (дизельным топливом) преимущественно для личного использования.

Покупателями на розничных рынках дизельного топлива являются физические и юридические лица, приобретающие дизельное топливо  единичного количества преимущественно для личного использования.

В целом по Республике Алтай в 2012 году действовало 43 хозяйствующих субъекта  на АЗС в количестве  – 86 шт., в том числе 1 группа лиц, состоящая из 4 хозяйствующих субъектов, 1 хозяйствующий субъект, принадлежащий ВИНК.

МО «Город Горно-Алтайск» - ЗАО "Фурор" (РА, г. Горно-Алтайск, ул.Барнаульская,1/1) - 1 АЗС, ООО "Алтайтранснефть" (РА, г. Горно-Алтайск, ул.Бийская,38)  – 1 АЗС, ООО "Горно-АлтайскНефтепродукт" (РА, г. Горно-Алтайск,  ул. Комсомольская, 4) – 3 АЗС; ООО «Вега» (РА, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 83) – 1 АЗС, ООО «Газойл плюс» (РА, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 87) – 1 АЗС.

МО «Майминский район» - ООО Компания "Октан" (Алтайский край, г. Барнаул, ул. Гоголя, 85, АЗС с.Соузга) -1 АЗС, ООО "Алтайтранснефть"(РА,    г. Горно-Алтайск, ул.Бийская,38) – 1 АЗС, ООО "Новация" (РА, г. Горно-Алтайск, ул. Э.Палкина дом 5 офис 211) – 1 АЗС, ООО "Горно-АлтайскНефтепродукт" " (РА, г. Горно-Алтайск,  ул. Комсомольская, 4) – 3 АЗС, ООО "Регион А" (РА, с. Майма, ул. 50 лет Победы 1а) – 1 АЗС, ООО "Группа А" (РА, с. Майма, ул. 50 лет Победы 1а) – 1 АЗС, ООО "Автомир"(РА, с. Майма, ул. 50 лет Победы 1а) – 2 АЗС, ООО «Горно-Алтайское-3 промнефть» (Алтайский край г. Барнаул, Лучевой проезд 37) – 1 АЗС, ООО «Трасса» (РА, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический 68) – 1 АЗС, ИП Доронина Н.М. (РА, с. Майма, ул. 50 лет Победы 1а) – 2 АЗС, ООО "Резон" (РА, с. Майма, ул. Алтайская, р-он Винзавода) – 1 АЗС, ООО «Газойл плюс» (РА, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический 87) – 1 АЗС,  ООО "Пик"(РА, с. Шебалино, ул. Трактовая 4а (АЗС с. Майма, ул. Ленина, 129) – 1 АЗС, ООО «Вега» (РА, г.Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 83) -1 АЗС, ООО «Сибирская Сырьевая компания» (Алтайский край, г. Барнаул, пр. Комсомольский, 40) – 2 АЗС,  ООО «Квингаз» (Алтайский край, г. Барнаул, пр. Красноармейский 135, 211) – 1 АЗС, ОАО «НК Роснефть-Алтайнефтепродукт» (Алтайский край, г. Барнаул, ул. Ползунова 22) – 1 АЗС;

МО «Чемальский район» - ОАО "НК Роснефть-Алтайнефтепродукт" (группа ВИНК г. Барнаул, ул. Ползунова, 22 АЗС РА, с.Усть-Сема) – 1 АЗС, ООО "Алтайтранснефть" (РА, г. Горно-Алтайск, ул.Бийская,38)– 1 АЗС, ИП Поничев К.В. (РА, с. Чемал) – 1 АЗС, ООО «Элекмонар» (РА, с. Эликмонар) – 1 АЗС, ООО "Горно-АлтайскНефтепродукт"  (РА, г. Горно-Алтайск,  ул. Комсомольская, 4) – 1 АЗС;

МО «Шебалинский район» -  ООО "Элекмонар" (РА, с. Шебалино, ул. Трактовая 4а) – 1 АЗС, ООО "Автомир" (РА, с. Майма, ул. 50 лет Победы 1а) - 1 АЗС, ИП Зацариный В.С. (РА, Шебалинский р-н, с.Черга, ул. Новая, 12)  – 1 АЗС, ООО "Горно-АлтайскНефтепродукт" (РА, г. Горно-Алтайск,  ул. Комсомольская, 4)  – 1 АЗС, ОАО "НК Роснефть-Алтайнефтепродукт" (группа ВИНК г. Барнаул, ул. Ползунова, 22 АЗС РА, с. Шебалино)  – 1 АЗС, ИП Гребенщиков Е.В. (РА, с. Шебалино, ул. Дорожников, 19) – 1 АЗС;

МО «Онгудайский район» - ООО "Алтайтранснефть"(РА, г. Горно-Алтайск, ул.Бийская,38) – 2 АЗС, ИП Шнитов В.В. (РА, с. Онгудай, ул. Советская, 186 а)  – 1 АЗС, ООО "Горно-АлтайскНефтепродукт" (РА, г. Горно-Алтайск,  ул. Комсомольская, 4) – 1 АЗС, ИП Кунанаков Ю.В. (РА, с. Онгудай, ул. Алтайская, 5) -1 АЗС, ООО «Тракт» (РА, с. Онгудай, ул. Победы, 3) – 2 АЗС, ООО «Форос»  (РА, с. Туекта) – 1 АЗС,  ИП Фотт Д.Д.  (РА, с. Онгудай, ул. Победы, 3) – 1 АЗС;

МО «Усть-Канский район» - ИП Кулакова Л.В. (РА, с. Усть-Кан, ул. Кирпичная, 3) – 1 АЗС,  ООО "Алтайтранснефть" (РА, г. Горно-Алтайск, ул. Бийская, 38)  – 1 АЗС,  ИП Шестакова Н.М. (РА, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 24/125)– 1 АЗС, ООО "Горно-АлтайскНефтепродукт"(РА, г. Горно-Алтайск,  ул.  Комсомольская, 4) – 1 АЗС;

МО «Усть-Коксинский район» - группа лиц в составе: ИП Карякин С.В. (РА, с. Усть-Кокса, ул. Юшкина,1б)  – 1 АЗС, ИП Карякин В.И. (РА, с. Усть-Кокса, ул. Юшкина,1б)   – 2 АЗС,  ИП Шадрин А.С. (РА, с. Усть-Кокса, ул. Юшкина,1б)   – 1 АЗС, ИП Шадрина Т.В. (РА, с. Усть-Кокса, ул. Юшкина,1б)   – 1 АЗС;

МО «Улаганский район» - ИП Юлукова Е.М. (РА, с. Улаган, ул. Трактовая, 2) – 1 АЗС, ООО "Оазис" (РА, с. Акташ, ул. Лесная, 2а) – 1 АЗС, к/х "Бельтир" (РА, с. Улаган, ул. Заречная, 45) – 1 АЗС, ООО «Нефтепродукт-Алтай» (РА, с. Чибит) – 2 АЗС; 

МО «Кош-Агачский район» -  ООО "Алтайтранснефть" (РА, г. Горно-Алтайск, ул. Бийская, 38) – 1 АЗС, ООО "Афина"(РА, с. Кош-Агач, ул. Новочуйская, 31) – 1 АЗС, ООО "Оазис" (РА, с. Кош-Агач, ул. Новочуйская, 31) – 2 АЗС, ООО "Новация" (РА, г. Горно-Алтайск,  ул. Э.Палкина дом 5 офис 211)– 4 АЗС, ООО «Нефтепродукты» (РА, с. Кош-Агач, ул. Новочуйская, 31) – 2 АЗС, ИП Дюсенбаев Б.А. (РА, с. Беляши, ул. Центральная 54а) – 1 АЗС;

МО «Чойский район» - ИП Доронина Н.М. (РА, с. Майма, ул. 50 лет Победы, 1а)  – 1 АЗС,  ООО "Регион А" (РА, с. Майма, ул. 50 лет Победы, 1а) – 1 АЗС, ОАО «Рудник Веселый» (РА, с. Сейка) – 1 АЗС, ООО "Горно-АлтайскНефтепродукт" (РА, г. Горно-Алтайск, ул. Комсомольская, 4)  – 1 АЗС,  ООО "Девясил" (РА,  с. Кузя, ул. Солнечная, 1) – 1 АЗС;

МО «Турочакский район» - ООО "Горно-АлтайскНефтепродукт" (РА, г. Горно-Алтайск,  ул. Комсомольская, 4)  – 5 АЗС, ИП Загороднев А.П. (РА, с. Турочак) – 1 АЗС.

 

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

Определение уровня концентрации товарного рынка

 

В качестве показателя объема товарной массы используется показатель объема продаж дизельного топлива  в натуральном выражении (литр).

Доля хозяйствующего субъекта на розничном рынке дизельного топлива  рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, реализуемой данным хозяйствующим субъектом на исследуемом товарном рынке, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Объемы розничной реализации дизельного топлива хозяйствующими субъектами  Республики Алтай по  локальным рынкам  и их доли  на рынке приведены  в приложении № 1.

Локальный рынок МО «Город Горно-Алтайск»:

Объем  рынка  розничной  реализации дизельного топлива в отчетном периоде   всеми  участниками рынка через АЗС составил - 3623254 л.

По розничной  реализации  дизельного топлива в соответствии с положениями  ч.1 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» установлено  доминирующее положение  хозяйствующих субъектов:

ООО «Горно-АлтайскНефтепродукт» с  долей на рынке <…>;

ООО «Вега» с долей на рынке <…>.

По розничной реализации дизельного топлива  на указанном локальном рынке в соответствии   с  положениями п.1 ч.3 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции»  установлено коллективное  доминирование  трех хозяйствующих субъектов  с  совокупной долей  92,4%  (ООО «Алтайтранснефть» <…>,  ООО «Горно-АлтайскНефтепродукт» <…>, ООО «Вега» <…>),    т.е. совокупная доля более 50%;

Рассчитаны  коэффициент концентрации СR-3 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана   HHI, которые   указывают на то, что в отчетном периоде локальный рынок МО «Город Горно-Алтайск» по розничной реализации дизельного топлива  был  высококонцентрированным   рынком  с   неразвитой  конкуренцией   70% < CR-3 = 92,4% < 100%

                                         2000 < HHI  = 3493 < 10000.

Локальный рынок МО «Майминский район»:

Объем  рынка  розничной  реализации  дизельного топлива в отчетном периоде  всеми  участниками рынка через АЗС составил – 6778933 л.

По розничной  реализации дизельного топлива в соответствии с положениями  ч.1 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» не установлено  хозяйствующих субъектов занимающих доминирующие положение.

По розничной реализации дизельного топлива на указанном локальном рынке в соответствии   с  положениями ч.3 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции»  не установлено коллективное  доминирование  хозяйствующих субъектов.

Рассчитаны  коэффициент концентрации СR-3 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана   HHI, которые   указывают на то, что в отчетном периоде локальный рынок МО «Майминский район» по розничной реализации  дизельного топлива  был    умеренно концентрированным  со слабо  развитой конкуренцией 40 < СR-3=56,2 < 70%

                                  1000< HHI  = 1659 < 2000.

Локальный рынок МО «Чемальский район»:

Объем  рынка  розничной  реализации дизельного топлива за отчетный период   всеми  участниками рынка через АЗС составил- 1838645 л.

По розничной  реализации  дизельного топлива в соответствии с положениями  ч.1 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» установлено  доминирующие положение  хозяйствующего  субъекта ОАО "НК Роснефть-Алтайнефтепродукт" с долей на рынке <…>.

По розничной реализации дизельного топлива на указанном локальном рынке в соответствии   с  положениями п.1 ч.3 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции»  установлено коллективное  доминирование  трех хозяйствующих субъектов  с  совокупной долей 91,2%  (ОАО "НК Роснефть-Алтайнефтепродукт"  <…>,  ООО «Горно-АлтайскНефтепродукт»  <…>, ООО «Элекмонар» <…>),    т.е. совокупная доля  более 50%.

Рассчитаны  коэффициент концентрации СR-3 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана   HHI, которые   указывают на то, что в отчетном периоде локальный рынок МО «Чемальский район» по розничной реализации  дизельного топлива высококонцентрированным   рынком  с   неразвитой  конкуренцией  70% < CR-3 = 91,2% < 100%

                                        2000 < HHI  = 4879 < 10000.

Локальный рынок МО «Шебалинский район»:

Объем  рынка  розничной  реализации  дизельного топлива  за  отчетный период  всеми  участниками рынка через АЗС составил – 1717413 л.

По розничной  реализации дизельного топлива в соответствии с положениями  ч.1 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» установлено  доминирующие положение  хозяйствующего субъекта ОАО "НК Роснефть-Алтайнефтепродукт"  с долей на рынке <…>.

По розничной реализации дизельного топлива на указанном локальном рынке в соответствии   с  положениями п.1 ч.3 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции»  установлено коллективное  доминирование  трех хозяйствующих субъектов  с  совокупной долей 73,6% (ООО «Автомир»  <…>, ОАО "НК Роснефть-Алтайнефтепродукт"  <…>, ООО «Горно-АлтайскНефтепродукт» <…>),    т.е. совокупная доля  более 50%.

Рассчитаны  коэффициент концентрации СR-3 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана   HHI, которые   указывают на то, что в отчетном периоде  локальный рынок МО «Шебалинский район» по розничной реализации дизельного топлива был  высококонцентрированным   рынком  с   неразвитой  конкуренцией  70% < CR-3 = 73,6% < 100%

                                       2000 < HHI  = 2597 < 10000.

Локальный рынок МО «Онгудайский район»:

Объем  рынка  розничной  реализации  дизельного топлива  за  отчетный период  всеми  участниками рынка через АЗС составил - 1329847 л.

По розничной  реализации   дизельного топлива в соответствии с положениями  ч.1 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» установлено  доминирующие положение  хозяйствующего субъекта ООО "Алтайтранснефть"  с долей на рынке <…>.

По розничной реализации дизельного топлива на указанном локальном рынке в соответствии   с  положениями п.1 ч.3 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции»  установлено коллективное  доминирование  трех хозяйствующих субъектов  с  совокупной долей 82,8%  (ООО "Алтайтранснефть" <…>,  ООО «Тракт» <…>, ООО «Горно-АлтайскНефтепродукт» <…>),    т.е. совокупная доля более 50%.

Рассчитаны  коэффициент концентрации СR-3 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана   HHI, которые   указывают на то, что в отчетном периоде локальный рынок МО «Онгудайский район» по розничной реализации дизельного топлива был  высококонцентрированным   рынком  с   неразвитой  конкуренцией  40% < CR-3 = 82,8% < 70%

                                        2000 < HHI  = 2684 < 10000.

 

Локальный рынок МО «Усть-Канский район»:

Объем  рынка  розничной  реализации дизельного топлива   за  отчетный период  всеми  участниками рынка через АЗС составил - 1576333л.

По розничной  реализации  дизельного топлива в соответствии с положениями  ч.1 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» установлено  доминирующие положение  хозяйствующего субъекта ООО "Горно-АлтайскНефтепродукт"  с долей на рынке <…>, ООО «Алтайтранснефть» с долей на рынке <…>.

По розничной реализации дизельного топлива на указанном локальном рынке в соответствии   с  положениями п.1 ч.3 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции»  установлено коллективное  доминирование  трех хозяйствующих субъектов  с  совокупной долей 99,6%  (ООО "Горно-АлтайскНефтепродукт" <…>,  ООО «Алтайтранснефть» <…>, ИП Кулакова Л.В. <…>),    т.е. совокупная доля более 50%;

Рассчитаны  коэффициент концентрации СR-3 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана   HHI, которые   указывают на то, что в отчетном периоде локальный рынок МО «Усть-Канский район» по розничной реализации дизельного топлива был  высококонцентрированным   рынком  с   неразвитой  конкуренцией   70% < CR-3 = 99,6% < 100%

                                         2000 < HHI  = 3487 < 10000.

Локальный рынок МО «Усть-Коксинский район»:

Объем  рынка  розничной  реализации дизельного топлива за  отчетный период  всеми  участниками рынка через АЗС составил - 690100 л.

В ходе изучения локального рынка МО «Усть-Коксинский район» установлена группа лиц в числе индивидуальных предпринимателей, владеющая всеми 100 %-ми долей на рынке розничной реализации нефтепродуктов. Группообразующим лицом является ИП Карякин В.И., собственник всех находящихся на территории МО «Усть-Коксинский район» АЗС (всего 4 АЗС).

Приказом управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 10.03.2010г. №19 группа лиц в составе ИП Карякин В.И., ИП Карякин С.В., ИП Шадрина Т.В. включена  в региональный раздел Реестра  хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара, услуг более 35% (как занимающее доминирующее положение по розничной реализации дизельного топлива на локальном рынке Усть-Коксинского  района).

Рассчитаны  коэффициент концентрации СR-3 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана   HHI, которые   указывают на то, что в отчетном году локальный рынок МО «Усть-Коксинский район» по розничной реализации дизельного топлива был  высококонцентрированным   рынком  с   неразвитой  конкуренцией  70% < CR-3 = 79,8 <100%

                                       2000 < HHI  = 2549 < 10000.

Высокая степень концентрации данного рынка повышает вероятность злоупотреблений установленной группой лиц монопольным положением, выражающихся в необоснованном повышении цен на нефтепродукты.

Локальный рынок МО «Улаганский район»:

Объем  рынка  розничной  реализации дизельного топлива  за  отчетный период  всеми  участниками рынка через АЗС составил – 644021 л.

По розничной  реализации дизельного топлива в соответствии с положениями  ч.1 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» установлено  доминирующие положение  хозяйствующего субъекта ООО «Нефтепродукт-Алтай» с долей на рынке <…> (общество начало осуществлять деятельности с января 2013г.).

По розничной реализации дизельного топлива на указанном локальном рынке в соответствии   с  положениями п.1  ч.3 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции»  установлено коллективное  доминирование  хозяйствующих субъектов с  совокупной долей <…> (ООО "Оазис" <…>,  ООО «Нефтепродукт-Алтай» <…>, ИП Юлукова Е.М. <…>),    т.е. совокупная доля более 50%.

Рассчитаны  коэффициент концентрации СR-3 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана   HHI, которые   указывают на то, что в отчетном периоде локальный рынок МО «Улаганский район» по розничной реализации  дизельного топлива был  высококонцентрированным   рынком  с   неразвитой  конкуренцией 70% < CR-3 = 96,4% < 100%

                                       2000 < HHI  = 3657 < 10000.

Локальный рынок МО «Кош-Агачский район»:

Объем  рынка  розничной  реализации дизельного топлива за  отчетный период   всеми  участниками рынка через АЗС составил - 1094730 л.

По розничной  реализации дизельного топлива в соответствии с положениями  ч.1 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» не установлено хозяйствующего субъекта, занимающего  доминирующие положение. 

По розничной реализации дизельного топлива на указанном локальном рынке в соответствии   с  положениями п.1 ч.3 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции»  установлено коллективное  доминирование  трех хозяйствующих субъектов  с  совокупной долей <…> (ООО "Алтайтранснефть" <…>,  ООО «Афина» <…>, ООО «Новация» <…>),    т.е. совокупная доля более 50%.

Рассчитаны  коэффициент концентрации СR-3 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана   HHI, которые   указывают на то, что в отчетном периоде локальный рынок МО «Кош-Агачский район» по розничной реализации дизельного топлива был  высококонцентрированным   рынком  с   неразвитой  конкуренцией  70% < CR-3 = 83,9% < 100%

                                       2000 < HHI  = 2517 < 10000.

Локальный рынок МО «Чойский район»:

Объем  рынка  розничной  реализации  дизельного топлива за  отчетный период  всеми  участниками рынка через АЗС  составил – 957552 л.

По розничной  реализации дизельного топлива в соответствии с положениями  ч.1 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» установлено  доминирующие положение  хозяйствующего субъекта ООО "Регион А" с долей на рынке <…>.

По розничной реализации дизельного топлива на указанном локальном рынке в соответствии   с  положениями п.1 ч.3 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции»  установлено коллективное  доминирование  трех хозяйствующих субъектов  с  совокупной долей 83,8%  (ИП Доронина Н.М. <…>, ООО "Регион А" <…>,  ООО «Горно-АлтайскНефтепродукт» <…>),    т.е. совокупная доля более 50%.

Рассчитаны  коэффициент концентрации СR-3 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана   HHI, которые   указывают на то, что в отчетном периоде  локальный рынок МО «Чойский район» по розничной реализации дизельного топлива был  высококонцентрированным   рынком  с   неразвитой  конкуренцией  70% < CR-3 = 83,8% < 100%

                                        2000 < HHI  = 3009 < 10000.

Локальный рынок МО «Турочакский район»:

Объем  рынка  розничной  реализации дизельного топлива за  отчетный период  всеми  участниками рынка через АЗС составил – 1045090 л.

По розничной  реализации  автомобильных бензинов   в соответствии с положениями  ч.1 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» установлено  доминирующие положение  хозяйствующего субъекта ООО "Горно-АлтайскНефтепродукт" с долей на рынке <…>.

По розничной реализации дизельного топлива на указанном локальном рынке в соответствии   с  положениями п.1 ч.3 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» не установлено коллективное  доминирование  хозяйствующих субъектов, т.к. на рынке участвуют два хозсубъекта.

Рассчитаны  коэффициент концентрации СR-3 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана   HHI, которые   указывают на то, что в отчетном периоде  локальный рынок МО «Турочакский район» по розничной реализации дизельного топлива был  высококонцентрированным   рынком  с   неразвитой  конкуренцией  CR-3 не рассчитывался

                                       2000 < HHI  = 8216 < 10000.

 

7. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Для входа на рынок розничной продажи дизельного топлива  хозяйствующие субъекты должны иметь:

 1) разрешение и все согласования на получение земельного участка под строительство АЗС (проектная документация, заключение по государственной экологической экспертизе и т.д.)

2) опыт работы в этой сфере деятельности (соответствующие кадры и технологии);

3) материально-техническую базу;

4) большие экономические возможности.

Административные барьеры: АЗС - это пожароопасный производственный объект, его строительство и эксплуатация требуют согласования с  ГОЧС России и Ростехнадзором. Для эксплуатации АЗС необходимо: получить лицензию на строительство АЗС, застраховать АЗС, зарегистрировать в государственном реестре опасных производственных объектов, непрерывно соблюдать правила технической, промышленной, пожарной безопасности эксплуатации пожароопасного объекта. Проводятся ежегодные проверки соответствующими органами государственного контроля на соблюдение данных правил и требований.

Экономические барьеры и барьер капитальных затрат: высокая стоимость строительства или покупки нефтехранилищ и АЗС.

Поэтому,  прежде всего потенциальными продавцами являются те, кто имеет все условия для вхождения на данный рынок, но по каким-либо причинам не реализует этих возможностей. Серьезными потенциальными конкурентами нужно считать те предприятия, которые  успешно занимаются подобной деятельностью в других географических границах и имеют возможность развернуть свою деятельность в границах рассматриваемого рынка. Новые хозяйствующие субъекты также являются потенциальными конкурентами.

Общая оценка барьеров вхождения на рынок розничной продажи дизельного топлива:

1)    большая сложность получения  земельного участка, связанная с административными препятствиями (в т.ч. получение участка под строительство АЗС на конкурсной основе);

2)    временной интервал для вхождения на рассматриваемый рынок составляет:

§  прохождение административных барьеров – около 6 месяцев;

§  строительство и ввод АЗС в эксплуатацию – 8 месяцев;

§  срок окупаемости капитальных вложений в АЗС – 2 года.

3) экономические затраты на вхождение в рынок составляют в целом около 15 млн. рублей.

На основании этого можно сделать вывод, что при входе на рынок розничной реализации дизельного топлива хозяйствующие субъекты сталкиваются с  высокими как административными, так и экономическими барьерами. Хозяйствующему субъекту, входящему в данный рынок, придется понести большие финансовые затраты, которые окупятся только через 2 года.  Период  времени,  требуемый   для   организации  деятельности на данном  рынке  является  серьезным препятствием к входу новых субъектов на рынок, многие из которых могут вообще отказаться от этих планов.

Наличие многих препятствий  вхождения на данный рынок исключает деятельность на рынке случайных продавцов, позволяет воздействовать на рынок  крупным хозяйствующим субъектам.

Таким образом,  на данном рынке отмечается наличие высоких административных и экономических барьеров  для входа конкурентов на розничный рынок продаж нефтепродуктов.

На функционирование розничного рынка дизельного топлива  и состояние конкурентной среды    влияют   факторы и особенности экономико-географического положения всего региона: Республика Алтай является  большей частью аграрным регионом,   присутствует фактор сезонного   спроса на дизельное топливо (в летний период потребление дизельного топлива  возрастает на 40%). В республике  нет  нефтеперерабатывающих заводов, удаленность  нефтеперерабатывающих мощностей   существенно влияет  на рост себестоимости продукции и особенностей транспортной инфраструктуры, обеспечивающей доставку топлива в регион.

 

8. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

1. Анализ розничного рынка дизельного топлива проведен по муниципальным образованиям Республики Алтай  по товарной группе дизельное топливо, которое  не является взаимозаменяемым  по   потреблению.

2. При определении географических границ рынка розничной реализации дизельного топлива в Республике Алтай  установлено, что присутствуют  обособленные локальные рынки  внутри региона – в пределах административных границ районных муниципальных образований. 

3. На  данном  рынке участвуют 43 хозяйствующих субъектов, общее количество АЗС    составило – 86.

4. В анализируемом периоде   по  розничной  реализации дизельного топлива  на  локальном розничном  рынке МО «Чемальский район», МО «Шебалинский район» действовал крупный хозяйствующий субъект, принадлежащий ВИНК, занимающий  доминирующее  положение – ОАО "НК Роснефть-Алтайнефтепродукт"   по розничной реализации дизельного топлива.

Приказом УФАС по Республике Алтай №46 от 11.09.2008г. ОАО "НК Роснефть-Алтайнефтепродукт" включено в  региональный раздел Реестра  хозяйствующих субъектов, имеющих  долю на  рынке определенного товара более 35% по дизтопливу.

Приказом управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 10.03.2010г. №19 группа лиц в составе ИП Карякин В.И., ИП Карякин С.В., ИП Шадрина Т.В. включена  в региональный раздел Реестра  хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара, услуг более 35% (как занимающее доминирующее положение по розничной реализации дизельного топлива  на локальном рынке Усть-Коксинского  района).

Также необходимо включить в состав вышеуказанной группы лиц Шадрина А.С. по признаку родства с вышеуказанными лицами  по виду деятельности «Розничная реализация дизельного топлива» (код ОКП 025110), осуществляемому в границах МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай.

Приказом управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 29.07.2011г. №123 ООО «Горно-АлтайскНефтепродукт» включено в региональный раздел Реестра  хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара, услуг более 35% (как занимающее доминирующее положение по розничной реализации дизельного топлива на локальном рынке МО «Город Горно-Алтайск», МО «Майминский район», МО «Усть-Канский район», МО «Онгудайский район»).

5. Количественные показатели рынка указывают на то, что в отчетном периоде  локальный рынок МО «Майминский район»  розничной реализации дизельного топлива был умеренно концентрированным  со слабо  развитой конкуренцией,  в остальных муниципальных образованиях высококонцентрированный с   неразвитой конкуренцией.

6. При исследовании качественных показателей рынка  по   розничной продаже нефтепродуктов были выявлены  барьеры входа на рынок для новых хозяйствующих субъектов: административные и  высокие  экономические барьеры.

7. На функционирование розничного рынка дизельного топлива и состояние конкурентной среды  влияют   факторы и особенности экономико-географического положения региона: Республика Алтай является дотационным  аграрным регионом, доля  промышленности   в народном хозяйстве которой менее 20%. В   силу аграрного положения в Республике Алтай  присутствует фактор сезонного   спроса на нефтепродукты (в летний период потребление нефтепродуктов возрастает на 40%). В республике  нет  нефтеперерабатывающих заводов, удаленность  нефтеперерабатывающих мощностей   существенно влияет  на рост себестоимости продукции и особенностей транспортной инфраструктуры, обеспечивающей доставку топлива в регион;   потенциал развития розничного рынка дизельного топлива    достаточно высокий.

8. Необходим контроль антимонопольных органов на рассматриваемом рынке  и меры по развитию конкуренции:  меры по снижению концентрации на рынке. Необходим контроль за  соблюдением  добросовестной  конкуренции, за соблюдением требований антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на данном рынке.