Аналитический отчет по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов за 2012г.

Аналитический отчет по проведению анализа состояния

конкурентной среды на рынке услуг по  транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов

за 2012г.

 

I.Общие положения

 

Анализ рынка услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов  проводится в соответствии с приказом ФАС России от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы», в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

 

Анализ проводится с целью оценки состояния конкурентной среды на рынках услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов, положения хозяйствующих субъектов на данных рынках, определения хозяйствующих субъектов, имеющих на рассматриваемых рынках долю более 35 процентов и внесения их в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, выявления барьеров входа на рынок (выхода с рынка) и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемых рынках, а также предупреждения и выявления нарушений антимонопольного законодательства.

Учитывая разнонаправленность услуг по транспортировке и размещению, связанных с этапами технологического цикла отходов, данные услуги могут предоставляться как одним хозяйствующим субъектом (продавцом услуг), так и несколькими хозяйствующими субъектами (продавцами услуг).

Транспортировка твердых коммунальных отходов осуществляется предприятиями, имеющими соответствующие (специализированные) транспортные средства, дальнейшая переработка и захоронение отходов производится на объектах размещения отходов. При этом данные услуги находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и представляют собой неразрывную технологическую цепочку (форма контейнеров и площадок для сбора отходов зависит от конструкции машин для их транспортировки, технология сбора (смешанный, раздельный и т.п.) и транспортировки определяют технологии переработки).

 

При анализе состояния конкурентной среды на рынках услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов используются нормативные акты:

1.      Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах);

2.      Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);

3.      Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании);

4.      Постановление Правительства РФ от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (далее – Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов);

5.   Постановление Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД» (далее – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности);

6.   Приказ МПР РФ от 02.12.2002 № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (далее – Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО);

7.     Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке);

8.    Национальный стандарт Российской Федерации «ГОСТ Р 53692-2009. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов.» (утвержден и введен в действие приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 1092-ст) (далее – Стандарт);

9.    ОК 034-2007 (КПЕС 2002). «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» (принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст) (далее - Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности);

10.   Иные нормативные правовые акты, регламентирующие отношения в сфере услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов;

11.   Информация, предусмотренная пунктом 1.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

Основным источником данных о составе хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, являются данные, представленные  ОАО «РЖКХ», ООО «Автомобильный транспорт ОАО «РЖКХ», ООО «Чистый город».

 

II. Определение временного интервала исследования.

 

Временной период исследования – 2012 год.

 

III. Определение продуктовых границ товарного рынка.

 

В общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности услуги по сбору, транспортированию, обезвреживанию, размещению отходов включены в группу 90 «Услуги по удалению сточных вод и отходов, улучшению санитарного состояния и аналогичные услуги». При этом, в подгруппе 90.02 объединены услуги по сбору и обработке прочих отходов (твердых отходов).

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности деятельность по обращению с отходами в основном сконцентрирована в разделе О «Предоставление прочих бытовых, социальных и персональных услуг», код 90.00.2 «Удаление и обработка твердых отходов».

Согласно указанным классификаторам можно определить самостоятельные виды услуг по обращению отходов, формирующих анализируемый рынок:

- услуги по транспортировке твердых коммунальных отходов;

- услуги по обработке твердых коммунальных отходов (включают обезвреживание, размещение, хранение, захоронение, использование и уничтожение).

При этом необходимо отметить, что данные услуги находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и представляют собой неразрывную технологическую цепочку.

Договоры могут быть заключены отдельно по каждому виду услуг.

В Республике Алтай данный рынок формируется из 2 видов услуг: по транспортировке твердых коммунальных отходов и размещению твердых коммунальных отходов (в том числе обезвреживание, размещение, хранение, захоронение, использование и уничтожение).

 

IV. Определение географических границ товарного рынка

 

Анализ проводится в городах с населением более 100 тысяч жителей и административных центрах субъектов Российской Федерации.

Географические границы рынка определяются в административных границах муниципального образования.

В целях проведения данного  исследования  географическими границами рынка услуг, в которых предприятия осуществляют свою деятельность, являются  административные границы  города Горно-Алтайска (центр субъекта Республика Алтай).

 

V. Определение состава хозяйствующих субъектов,  действующих на товарном  рынке.

 

В соответствии с пунктом 30 статьи 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"  лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно предоставляющие услуги по транспортировке, обезвреживанию, размещению (хранению, захоронению) и использованию твердых коммунальных отходов в географических границах муниципальных образований субъекта Российской Федерации в пределах определенного временного интервала и имеющих лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности.

Указанные хозяйствующие субъекты могут осуществлять лишь одну из указанных услуг, несколько или же весь спектр услуг от транспортировки до захоронения. В связи с чем, определяется состав хозяйствующих субъектов в разрезе осуществляемых ими услуг.

Покупателями товара (услуги) являются физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы (в том числе отходы V класса опасности).

Информация о составе хозяйствующих субъектов предоставлена по форме согласно Приложению №1.

В соответствии с проведенным анализом на товарном рынке г. Горно-Алтайска в период 2012г. в  качестве  продавцов услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов  участвовало 2 хозсубъекта ООО «Автомобильный транспорт ОАО «РЖКХ» (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Ленина №245), ООО «Чистый город» (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический №139). В качестве продавцов услуг по размещению твердых коммунальных отходов участвовал 1 хозсубъект ОАО  «РЖКХ» (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Ленина 245).

 

VI. Расчет объема товарных рынков и долей хозяйствующих  субъектов на рынках.

 

Оценка объема товарных рынков осуществляется на основании объема продаж (поставок) на рассматриваемых товарных рынках в  натуральном выражении (тыс. куб. м.) и в стоимостном выражении (руб.).

Информация предоставляется по форме согласно Приложению № 2,3.

Как показал анализ  рынка услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов за период  2012г.  на территории г. Горно-Алтайска:

-  по транспортировке твердых коммунальных отходов  доминирующее положение занимает ООО «Чистый город», с долей на рынке в натуральном выражении 91,06%, в стоимостном выражении 90,55%;

- по размещению твердых коммунальных отходов  доминирующее положение занимают ОАО «РЖКХ»  с долей на рынке в  натуральном выражении 100%, в стоимостном выражении 100%.

 

VII. Уровень концентрации товарных рынков

 

Определение уровня концентрации товарных рынков, оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках осуществляются в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка  проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». 

На исследуемом рынке по транспортировке твердых коммунальных отходов 2 участника, по размещению твердых коммунальных отходов 1 участник, следовательно, коэффициент CR-3 не рассчитывается, индекс   рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана  составляет за исследуемый период  1800<HHI = 10000 <10000.

Рынок предоставления услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов за 2012г. характеризуется как высококонцентрированный.

 

 VIII. Барьеры входа на товарные рынки

 

С целью определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на рынке, необходимо выявление наличие (или отсутствие) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок; определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

Для потенциальных участников рынка услуг по  транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов экономическими ограничениями являются необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений, а именно необходимы соответствующие средства для осуществления данного вида работ, лицам, оказывающим данные виды услуг, необходимо пройти соответствующее обучение.

Транспортировка твердых коммунальных отходов осуществляется предприятиями, имеющими соответствующие (специализированные) транспортные средства, дальнейшая переработка и размещение отходов осуществляется  на дорогостоящих объектах (полигонах, заводах).

Качественные и технические характеристики услуги, в том числе способы транспортировки отходов, методы ликвидации опасных свойств отходов (использование, переработка, захоронение и хранение на полигонах и др.) в значительной степени являются для потенциального потребителя определяющими факторами при принятии решения о приобретении товара (услуги) и заключении договоров с продавцами услуг.

Административным ограничением является лицензирование отдельных видов деятельности; экологические ограничения. 

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что барьеры входа на рассматриваемый рынок преодолимы, так как затраты на преодоление барьеров входа на рынок экономически оправдываются получением прибыли, которую получит (предполагает получить) хозяйствующий субъект, собирающийся войти на данный товарный рынок.

        

IX. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

 

Рынок услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов  за 2012г. на территории г. Горно-Алтайска относятся к рынку с высоким уровнем рыночной концентрации  с   неразвитой  конкуренцией, с преодолимыми административными и экономическими  барьерами.

В   соответствии с положениями  части 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» установлены хозяйствующие субъекты, занимающие  доминирующее положение:

-  по транспортировке твердых коммунальных отходов  доминирующее положение занимает ООО «Чистый город», с долей на рынке в натуральном выражении 91,06%, в стоимостном выражении 90,55%;

- по размещению твердых коммунальных отходов  доминирующее положение занимают ОАО «РЖКХ»  с долей на рынке в  натуральном выражении 100%, в стоимостном выражении 100%.

 

    X. Анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке (Выводы).

 

1. Анализ рынка услуг по  транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов  проведен за  временной период  2012 г.

2. Географическими границами товарного рынка приняты административные  границы МО «Город Горно-Алтайск» (центр субъекта- Республика Алтай).

3. На рассматриваемом рынке  осуществляли деятельность:  по транспортировке твердых коммунальных отходов - 2 хозсубъекта, по размещению твердых коммунальных отходов  -  1 хозсубъект.

4. Результаты анализа рынка показали, что  в период  2012 г.  рынок услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов на территории г. Горно-Алтайска относится к рынку с высоким уровнем рыночной концентрации  с   неразвитой  конкуренцией, с преодолимыми административными и экономическими  барьерами.

5. При исследовании качественных показателей рынка  выявлены преодолимые административные и экономические  барьеры, так как затраты на преодоление барьеров входа на рынок экономически оправдываются прибылью, которую получит (предполагает получить) хозяйствующий субъект, собирающийся войти на данный товарный рынок.

6. По итогам изучения конкурентной среды на указанном  рынке   необходимо  включить в «Реестр  хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены  случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов» следующих хозяйствующих субъектов, доминирующих в границах МО «Город Горно-Алтайск»:

-  по транспортировке твердых коммунальных отходов  доминирующее положение занимает ООО «Чистый город», с долей на рынке в натуральном выражении 91,06%, в стоимостном выражении 90,55%;

- по размещению твердых коммунальных отходов  доминирующее положение занимают ОАО «РЖКХ»  с долей на рынке в  натуральном выражении 100%, в стоимостном выражении 100%.

7. Со стороны УФАС по Республике Алтай необходимо продолжать  контроль за соблюдением антимонопольного законодательства  хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на исследованном рынке, применять меры  по развитию конкуренции, продолжать  контроль за равным доступом на рынки хозяйствующим субъектам.