ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 2р
о назначении административного наказания
05.04.2013г. г. Горно-Алтайск
ул. Улагашева, 13
Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай Гуткович А.Е., рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 2р от 01.03.2013г., возбужденного по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Кровельный центр Плюс» ОГРН: 1082221006801, ИНН: 2221136684, юридический адрес: 656064, Алтайский край, г. Барнаул, Павловский тракт, 51,
УСТАНОВИЛ:
Дело рассмотрено в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (г. Горно-Алтайск, ул. Улагашева, 13) в присутствии представителя ООО «Кровельный центр Плюс» Гохберг Р.Д., действующей на основании доверенности б/н от 30.05.2012г., <…>, действующей на основании доверенности б/н от 30.05.2012г.,
Событие административного правонарушения и его квалификация:
18.02.2013г. при рассмотрении дела № 22 от 27.08.2012г. Комиссия УФАС по РА по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, признала ООО «Кровельный центр Плюс» нарушившим часть 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
Указанные нарушения выразились в распространении на волнах радиоканала «Молодежный канал» 102,8 FM рекламы кровельного центра: «Черепица, сайдинг, профлист. В кровельном центре по низким ценам ты легко можешь купить черепицу, сайдинг, профлист по адресу: с. Майма, ул. Алтайская, 2, тел. 21-0-21», способ воспроизведения которой, является оскорбительным в отношении языка человека и гражданина.
К данному решению Комиссия пришла на основании следующего.
В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе», рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеуказанная распространяемая информация публична, адресована неопределенному кругу лиц, и направлена на привлечение внимания, а так же формирование и поддержание интереса потребителей к объекту рекламирования – кровельным материалам (черепице, профлисту), и отделочному фасадному материалу (сайдингу), что способствует продвижению данного товара на рынке.
Таким образом, распространяемая в радиоэфире радиоканала «Молодежный канал» 102,8 FM информация: «Черепица, сайдинг, профлист. В кровельном центре по низким ценам ты легко можешь купить черепицу, сайдинг, профлист по адресу: с. Майма, ул. Алтайская, 2, тел. 21-0-21» полностью соответствует определению понятия реклама, следовательно, является рекламой, к которой применяются требования Закона «О рекламе».
Согласно статье 1 Закона «О рекламе» одной из основных целей настоящего Федерального закона является реализация прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Для воспроизведения информационного содержания рекламы кровельного центра в радиоэфире, использовано два мужских голоса. Из восприятия рекламы кровельного центра на слух складывается впечатление, что один из голосов принадлежит человеку, хорошо владеющему русским языком, а другой голос, принадлежит человеку, практически не владеющему русским языком.
Начало текста пытается произнести человек, плохо владеющий русским языком и у него это плохо получается – «Ще ре п-пи са, с-сайдинг, про фа лист». Тогда другой человек, свободно владеющий русским языком, прерывает его и с властной интонацией в голосе требует повторить текст рекламы – «Еще раз!», делая акценты на правильность произношения слов – «че-ре-пи-ца, сай-динг, проф-лист». Однако повторная попытка также не приносит желаемого результата. Тогда человек, свободно владеющий русским языком, с досадой и пренебрежением в голосе произносит – ээх…, после чего сам, с выражением произносит – «В кровельном центре по низким ценам ты легко можешь купить черепицу, сайдинг, профлист по адресу: с. Майма, ул. Алтайская, 2, тел. 21-0-21».
При рассмотрении данной рекламы Комиссия пришла к выводу, что способ воспроизведения рекламы в радиоэфире является оскорбительным в отношении языка человека и гражданина, что противоречит требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
ООО «Кровельный центр Плюс» считает, что в рекламном продукте отсутствует негативная информация либо окраска и не преследуется цель формирования негативного образа лица, участвующего в разговоре, в связи с чем, реклама не нарушает признанные обществом принципы морали, нравственности, а потому, не является нарушением рекламного законодательства.
В качестве подтверждения своих доводов ООО «Кровельный центр Плюс» представлен акт от 21.09.2012 № 48/12-пл экспертного исследования рассматриваемой рекламы, проведенного Автономной некоммерческой организацией «Лингвистический экспертно-консультационный центр» по заявлению ООО «Кровельный центр Плюс».
Согласно акту исследования вышеуказанной рекламы, эксперты лингвистического экспертно-консультационного центра пришли к выводам, что в рекламном аудиоролике используется популярный иронический образ рабочего Равшана, заимствованный из юмористического сериала «Наша Russia». Данный образ не является негативным и прямо не соотносится с лицом какой-либо национальности, владеющим конкретным языком. Коммуникативного намерения оскорбления по национальному или языковому признаку в рекламном аудиоролике Комиссия экспертов также не установила, указывая, что коммуникативным намерением в данном случае является стремление автора рекламы привлечь внимание потребителей к объекту рекламирования, используя популярные образы героев сериала «Наша Russia».
Комиссия, рассмотрев акт экспертного исследования рассматриваемой рекламы от 21.09.2012 №48/12-пл, признала его необъективным потому, как в исследовании отсутствует обоснование полученного экспертами вывода, что в рекламе кровельного центра заимствованы образы героев сериала «Наша Russia». В исследовании не указано, при помощи каких критериев эксперты отождествляют образы героев сериала «Наша Russia» с образами, сформированными в рекламе кровельного центра.
В рамках рассмотрения дела № 22 от 27.08.2012г., по инициативе Комиссии, информационное содержание рекламы ООО «Кровельный центр Плюс» было рассмотрено на Экспертном Совете по рекламе при Томском УФАС России.
Согласно протоколу от 14.12.2012г. экспертный Совет большинством голосов пришел к выводу, что в представленном на исследование рекламном ролике выражены коммуникативные намерения оскорбления по национальному или языковому признаку, и интонация, выбранная для воспроизведения части информационного содержания рекламы: «еще раз», «че-ре-пи-ца, сай-динг, проф-лист», «ээх» способна сформировать у потребителей рекламы впечатление о превосходстве лица, произносящего данные слова, в умении правильно произносить слова на русском языке, над лицом, произносящим часть информационного содержания рекламы: «Щерепписа, ссайдинг, профалист».
При отнесении рекламы кровельного центра к ненадлежащей по части 6 статьи 5 Закона «О рекламе», Комиссией было учтено положение пункта 16 Постановления пленума ВАС Российской Федерации от 08.10.2012г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона о рекламе», согласно которому, по делам о привлечении лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ, за использование ими в рекламе непристойных и оскорбительных образов, при решении вопроса об отнесении образов к числу непристойных (то есть крайне предосудительных и недопустимых ввиду неприличия) и (или) оскорбительных (то есть способных причинить обиду) специальных знаний, как правило, не требуется…
Согласно толковому словарю современного русского языка Д.Н. Ушакова, непристойно – крайне предосудительно, совершенно недопустимо по неприличию, бесстыдству. Слова, выходки, поведение.
Слово «непристойный» в соответствии с Толковым словарем русского языка С.И. Ожегова означает «неприличный, бесстыдный». Слово «бесстыдный» согласно вышеуказанному словарю означает «лишенный чувства стыда, противоречащий общественной морали, непристойный». «Неприличный» - противоречащий правилам приличия. «Приличие» - правило поведения, вежливость, благопристойность.
В Российском обществе, состоящем из носителей множества различных культур, не является приличным поведение человека, проявляющего свое недоброжелательное отношение к человеку, плохо говорящему на русском языке. Так же считается неприличным выказывание такого отношения к человеку, обладающему различного рода физическими недостатками, препятствующими правильному произношению слов (заикание, шепелявость).
По мнению Комиссии, оскорбление может быть нанесено не только устно и письменно, но и путем неприличных действий, в том числе, посредством интонационной окраски текста рекламы, лицом ее произносящим.
Получая рекламу посредствам радио, потребитель воспринимает ее на слух, следовательно, оценивает информационное содержание рекламы неразрывно с интонацией ее озвучивания. В данном случае оскорбительный образ в рекламе формируется из интонации ее озвучивания, и вывод о том, что образы, используемые в рекламе, являются популярными (заимствованными из юмористического сериала «Наша Russia»), не опровергает то обстоятельство, что реклама не соответствует требованиям части 6 статьи 5 Закона «О рекламе».
При таких обстоятельствах Комиссия признала ненадлежащей рекламу кровельного центра: «Черепица, сайдинг, профлист. В кровельном центре по низким ценам ты легко можешь купить черепицу, сайдинг, профлист по адресу: с. Майма, ул. Алтайская, 2, тел. 21-0-21», распространяемую в радиоэфире радиоканала «Молодежный канал» 102,8 FM, так как способ воспроизведения рекламы является оскорбительным в отношении языка человека и гражданина, что противоречит требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и может причинить обиду потребителям рекламы, плохо говорящим, по различным обстоятельствам, на русском языке (решение от 01.03.2013г. по делу № 22 от 27.08.2012г.).
В рамках административного расследования по делу об административном правонарушении № 2р от 01.03.2013г. ООО «Кровельный центр Плюс» представлено письменное объяснение (вх. № 782). Из существа данного объяснения следует, что ООО «Кровельный центр Плюс» не находит в своих действиях состава вменяемого состава административного правонарушения, так как считает неустановленным наличие причинной связи между содержанием рекламного продукта и возможными негативными последствиями его распространения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении № 2р от 01.03.2013г. объяснения ООО «Кровельный центр Плюс» не признаны антимонопольным органом как безусловные доказательства отсутствия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе», рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – это лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Установлено, что рекламодателем и рекламопроизводителем рекламы: «Черепица, сайдинг, профлист. В кровельном центре по низким ценам ты легко можешь купить черепицу, сайдинг, профлист по адресу: с. Майма, ул. Алтайская, 2, тел. 21-0-21», распространяемой в радиоэфире радиоканала «Молодежный канал» 102,8 FM, является ООО «Кровельный центр Плюс», а ее рекламораспространителем, является ООО «Рекламные технологии Горно-Алтайск».
Данный факт подтвержден следующими документами:
- договором от 01.03.2012 № 20/12 на оказание услуг по размещению рекламы (с приложениями);
- заказами на размещение рекламы от 30.05.2012 № 58590, от 17.07.2012 № 60645, от 06.08.2012 № 61499;
- актами выполненных работ от 19.06.2012 № РТ000872, от 17.07.2012 № РТ001050, от 07.08.2012 № РТ001186;
- письменным объяснением директора ООО «Рекламные технологии Горно-Алтайск» от 17.07.2012г.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе», ответственность за нарушение части 6 статьи 5 Закона «О рекламе» возложена на рекламодателя.
Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в соответствии с которой, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
На совершение административного правонарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Кровельный центр Плюс» указывают следующие документы:
- договор от 01.03.2012 № 20/12 на оказание услуг по размещению рекламы (с приложениями);
- заказ на размещение рекламы от 30.05.2012 № 58590, от 17.07.2012 № 60645, от 06.08.2012 № 61499;
- представленный ООО «Кровельный центр Плюс» рекламораспространителю рекламный макет;
- акт выполненных работ от 19.06.2012 № РТ000872, от 17.07.2012 № РТ001050, от 07.08.2012 № РТ001186;
- письменные объяснения директора ООО «Рекламные технологии Горно-Алтайск» от 17.07.2012г.
Таким образом, действия ООО «Кровельный центр Плюс», связанные с оформлением заказа на распространение рекламы: «Черепица, сайдинг, профлист. В кровельном центре по низким ценам ты легко можешь купить черепицу, сайдинг, профлист по адресу: с. Майма, ул. Алтайская, 2, тел. 21-0-21», на волнах радиоканала «Молодежный канал» 102,8 FM, способ воспроизведения которой, является оскорбительным в отношении языка человека и гражданина, что противоречит требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ – нарушение рекламодателем законодательства Российской Федерации о рекламе.
Лицо, совершившее административное правонарушение: Общество с ограниченной ответственностью «Кровельный центр Плюс» ОГРН: 1082221006801, ИНН: 2221136684, юридический адрес: 656064, Алтайский край, г. Барнаул, Павловский тракт, 51.
Событие административного правонарушения: нарушение рекламодателем законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившееся в оформлении заказа на распространение рекламы: «Черепица, сайдинг, профлист. В кровельном центре по низким ценам ты легко можешь купить черепицу, сайдинг, профлист по адресу: с. Майма, ул. Алтайская, 2, тел. 21-0-21», на волнах радиоканала «Молодежный канал» 102,8 FM, способ воспроизведения которой, является оскорбительным в отношении языка человека и гражданина, что противоречит требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
Место совершения административного правонарушения: 649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 56 (адрес места нахождения рекламного агентства ООО «Рекламные технологии Горно-Алтайск», где ООО «Кровельный центр Плюс» был оформлен заказ на распространение оскорбительной рекламы).
Время совершения административного правонарушения: с 21.08.2012г. (дата выявления УФАС по РА факта распространения в радиоэфире радиоканала «Молодежный канал» 102,8 FM оскорбительной рекламы ООО «Кровельный центр Плюс») по 27.03.2013г. (дата составления протокола об административном правонарушении № 2р).
Вступая в общественные отношения, связанные с рекламированием реализуемого товара, ООО «Кровельный центр Плюс» должно было знать о нормах рекламного законодательства Российской Федерации, включая запрет на оскорбительную рекламу. Однако Обществом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе.
Таким образом, установлена вина юридического лица – ООО «Кровельный центр Плюс» ОГРН: 1082221006801, ИНН: 2221136684, юридический адрес: 656064, Алтайский край, г. Барнаул, Павловский тракт, 51, в нарушении части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, выразившемся в оформлении заказа на распространение рекламы: «Черепица, сайдинг, профлист. В кровельном центре по низким ценам ты легко можешь купить черепицу, сайдинг, профлист по адресу: с. Майма, ул. Алтайская, 2, тел. 21-0-21», на волнах радиоканала «Молодежный канал» 102,8 FM, способ воспроизведения которой, является оскорбительным в отношении языка человека и гражданина, что противоречит требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
По данному факту 01 марта 2013 года должностным лицом УФАС по РА было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 2р в отношении ООО «Кровельный центр Плюс».
По окончании административного расследования 27.03.2013г. был составлен и подписан протокол об административном правонарушении № 2р в присутствии представителей ООО «Кровельный центр Плюс», а также назначены место и время рассмотрения административного дела № 2р от 01.03.2013г. на 05.04.2013г. в 15.00 часов, о чем представители Общества были уведомлены под роспись. Копия протокола об административном правонарушении № 2р от 27.03.2013г. была вручена представителям ООО «Кровельный центр Плюс» 27.03.2013г. под роспись.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьями 4.2, 4.3 КоАП не выявлено.
Руководствуясь статьями 2.10, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Кровельный центр Плюс» ОГРН: 1082221006801, ИНН: 2221136684, юридический адрес: 656064, Алтайский край, г. Барнаул, Павловский тракт, 51, нарушившим часть 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при оформлении заказа на распространение рекламы: «Черепица, сайдинг, профлист. В кровельном центре по низким ценам ты легко можешь купить черепицу, сайдинг, профлист по адресу: с. Майма, ул. Алтайская, 2, тел. 21-0-21», на волнах радиоканала «Молодежный канал» 102,8 FM, способ воспроизведения которой, является оскорбительным в отношении языка человека и гражданина, что противоречит требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»;
2. Применить к Обществу с ограниченной ответственностью «Кровельный центр Плюс» ОГРН: 1082221006801, ИНН: 2221136684, юридический адрес: 656064, Алтайский край, г. Барнаул, Павловский тракт, 51, меру административной ответственности в виде штрафа за нарушение рекламного законодательства в размере ____________________________руб.
3. Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:
Лицевой счет 04771212170, ОКАТО 84401000000, ИНН 0411073679, КПП 041101001 УФК по Республике Алтай (Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай), обсл. в ГРКЦ НБ Респ. Алтай Банка России г. Горно-Алтайск, р/с 40101810500000010000, код платежа 16111626000016000140, БИК 048405001. Вид платежа: - штраф за нарушение рекламного законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В трехдневный срок со дня уплаты штрафа ООО «Кровельный центр Плюс» должно представить в Управление ФАС по Республике Алтай надлежащим образом заверенные копии платежных документов.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней с указанного срока, в соответствии с пунктом 5 статьи 32.2 КоАП РФ, постановление с отметкой о его неуплате в течение трех суток направляется судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 20.25 неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.
stdClass Object
(
[vid] => 9410
[uid] => 5
[title] => Постановление по делу № 2р в отношении ООО «Кровельный центр Плюс»
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 9409
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1373450769
[changed] => 1373450769
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1373450769
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 2р
о назначении административного наказания
05.04.2013г. г. Горно-Алтайск
ул. Улагашева, 13
Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай Гуткович А.Е., рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 2р от 01.03.2013г., возбужденного по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Кровельный центр Плюс» ОГРН: 1082221006801, ИНН: 2221136684, юридический адрес: 656064, Алтайский край, г. Барнаул, Павловский тракт, 51,
УСТАНОВИЛ:
Дело рассмотрено в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (г. Горно-Алтайск, ул. Улагашева, 13) в присутствии представителя ООО «Кровельный центр Плюс» Гохберг Р.Д., действующей на основании доверенности б/н от 30.05.2012г., <…>, действующей на основании доверенности б/н от 30.05.2012г.,
Событие административного правонарушения и его квалификация:
18.02.2013г. при рассмотрении дела № 22 от 27.08.2012г. Комиссия УФАС по РА по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, признала ООО «Кровельный центр Плюс» нарушившим часть 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
Указанные нарушения выразились в распространении на волнах радиоканала «Молодежный канал» 102,8 FM рекламы кровельного центра: «Черепица, сайдинг, профлист. В кровельном центре по низким ценам ты легко можешь купить черепицу, сайдинг, профлист по адресу: с. Майма, ул. Алтайская, 2, тел. 21-0-21», способ воспроизведения которой, является оскорбительным в отношении языка человека и гражданина.
К данному решению Комиссия пришла на основании следующего.
В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе», рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеуказанная распространяемая информация публична, адресована неопределенному кругу лиц, и направлена на привлечение внимания, а так же формирование и поддержание интереса потребителей к объекту рекламирования – кровельным материалам (черепице, профлисту), и отделочному фасадному материалу (сайдингу), что способствует продвижению данного товара на рынке.
Таким образом, распространяемая в радиоэфире радиоканала «Молодежный канал» 102,8 FM информация: «Черепица, сайдинг, профлист. В кровельном центре по низким ценам ты легко можешь купить черепицу, сайдинг, профлист по адресу: с. Майма, ул. Алтайская, 2, тел. 21-0-21» полностью соответствует определению понятия реклама, следовательно, является рекламой, к которой применяются требования Закона «О рекламе».
Согласно статье 1 Закона «О рекламе» одной из основных целей настоящего Федерального закона является реализация прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Для воспроизведения информационного содержания рекламы кровельного центра в радиоэфире, использовано два мужских голоса. Из восприятия рекламы кровельного центра на слух складывается впечатление, что один из голосов принадлежит человеку, хорошо владеющему русским языком, а другой голос, принадлежит человеку, практически не владеющему русским языком.
Начало текста пытается произнести человек, плохо владеющий русским языком и у него это плохо получается – «Ще ре п-пи са, с-сайдинг, про фа лист». Тогда другой человек, свободно владеющий русским языком, прерывает его и с властной интонацией в голосе требует повторить текст рекламы – «Еще раз!», делая акценты на правильность произношения слов – «че-ре-пи-ца, сай-динг, проф-лист». Однако повторная попытка также не приносит желаемого результата. Тогда человек, свободно владеющий русским языком, с досадой и пренебрежением в голосе произносит – ээх…, после чего сам, с выражением произносит – «В кровельном центре по низким ценам ты легко можешь купить черепицу, сайдинг, профлист по адресу: с. Майма, ул. Алтайская, 2, тел. 21-0-21».
При рассмотрении данной рекламы Комиссия пришла к выводу, что способ воспроизведения рекламы в радиоэфире является оскорбительным в отношении языка человека и гражданина, что противоречит требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
ООО «Кровельный центр Плюс» считает, что в рекламном продукте отсутствует негативная информация либо окраска и не преследуется цель формирования негативного образа лица, участвующего в разговоре, в связи с чем, реклама не нарушает признанные обществом принципы морали, нравственности, а потому, не является нарушением рекламного законодательства.
В качестве подтверждения своих доводов ООО «Кровельный центр Плюс» представлен акт от 21.09.2012 № 48/12-пл экспертного исследования рассматриваемой рекламы, проведенного Автономной некоммерческой организацией «Лингвистический экспертно-консультационный центр» по заявлению ООО «Кровельный центр Плюс».
Согласно акту исследования вышеуказанной рекламы, эксперты лингвистического экспертно-консультационного центра пришли к выводам, что в рекламном аудиоролике используется популярный иронический образ рабочего Равшана, заимствованный из юмористического сериала «Наша Russia». Данный образ не является негативным и прямо не соотносится с лицом какой-либо национальности, владеющим конкретным языком. Коммуникативного намерения оскорбления по национальному или языковому признаку в рекламном аудиоролике Комиссия экспертов также не установила, указывая, что коммуникативным намерением в данном случае является стремление автора рекламы привлечь внимание потребителей к объекту рекламирования, используя популярные образы героев сериала «Наша Russia».
Комиссия, рассмотрев акт экспертного исследования рассматриваемой рекламы от 21.09.2012 №48/12-пл, признала его необъективным потому, как в исследовании отсутствует обоснование полученного экспертами вывода, что в рекламе кровельного центра заимствованы образы героев сериала «Наша Russia». В исследовании не указано, при помощи каких критериев эксперты отождествляют образы героев сериала «Наша Russia» с образами, сформированными в рекламе кровельного центра.
В рамках рассмотрения дела № 22 от 27.08.2012г., по инициативе Комиссии, информационное содержание рекламы ООО «Кровельный центр Плюс» было рассмотрено на Экспертном Совете по рекламе при Томском УФАС России.
Согласно протоколу от 14.12.2012г. экспертный Совет большинством голосов пришел к выводу, что в представленном на исследование рекламном ролике выражены коммуникативные намерения оскорбления по национальному или языковому признаку, и интонация, выбранная для воспроизведения части информационного содержания рекламы: «еще раз», «че-ре-пи-ца, сай-динг, проф-лист», «ээх» способна сформировать у потребителей рекламы впечатление о превосходстве лица, произносящего данные слова, в умении правильно произносить слова на русском языке, над лицом, произносящим часть информационного содержания рекламы: «Щерепписа, ссайдинг, профалист».
При отнесении рекламы кровельного центра к ненадлежащей по части 6 статьи 5 Закона «О рекламе», Комиссией было учтено положение пункта 16 Постановления пленума ВАС Российской Федерации от 08.10.2012г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона о рекламе», согласно которому, по делам о привлечении лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ, за использование ими в рекламе непристойных и оскорбительных образов, при решении вопроса об отнесении образов к числу непристойных (то есть крайне предосудительных и недопустимых ввиду неприличия) и (или) оскорбительных (то есть способных причинить обиду) специальных знаний, как правило, не требуется…
Согласно толковому словарю современного русского языка Д.Н. Ушакова, непристойно – крайне предосудительно, совершенно недопустимо по неприличию, бесстыдству. Слова, выходки, поведение.
Слово «непристойный» в соответствии с Толковым словарем русского языка С.И. Ожегова означает «неприличный, бесстыдный». Слово «бесстыдный» согласно вышеуказанному словарю означает «лишенный чувства стыда, противоречащий общественной морали, непристойный». «Неприличный» - противоречащий правилам приличия. «Приличие» - правило поведения, вежливость, благопристойность.
В Российском обществе, состоящем из носителей множества различных культур, не является приличным поведение человека, проявляющего свое недоброжелательное отношение к человеку, плохо говорящему на русском языке. Так же считается неприличным выказывание такого отношения к человеку, обладающему различного рода физическими недостатками, препятствующими правильному произношению слов (заикание, шепелявость).
По мнению Комиссии, оскорбление может быть нанесено не только устно и письменно, но и путем неприличных действий, в том числе, посредством интонационной окраски текста рекламы, лицом ее произносящим.
Получая рекламу посредствам радио, потребитель воспринимает ее на слух, следовательно, оценивает информационное содержание рекламы неразрывно с интонацией ее озвучивания. В данном случае оскорбительный образ в рекламе формируется из интонации ее озвучивания, и вывод о том, что образы, используемые в рекламе, являются популярными (заимствованными из юмористического сериала «Наша Russia»), не опровергает то обстоятельство, что реклама не соответствует требованиям части 6 статьи 5 Закона «О рекламе».
При таких обстоятельствах Комиссия признала ненадлежащей рекламу кровельного центра: «Черепица, сайдинг, профлист. В кровельном центре по низким ценам ты легко можешь купить черепицу, сайдинг, профлист по адресу: с. Майма, ул. Алтайская, 2, тел. 21-0-21», распространяемую в радиоэфире радиоканала «Молодежный канал» 102,8 FM, так как способ воспроизведения рекламы является оскорбительным в отношении языка человека и гражданина, что противоречит требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и может причинить обиду потребителям рекламы, плохо говорящим, по различным обстоятельствам, на русском языке (решение от 01.03.2013г. по делу № 22 от 27.08.2012г.).
В рамках административного расследования по делу об административном правонарушении № 2р от 01.03.2013г. ООО «Кровельный центр Плюс» представлено письменное объяснение (вх. № 782). Из существа данного объяснения следует, что ООО «Кровельный центр Плюс» не находит в своих действиях состава вменяемого состава административного правонарушения, так как считает неустановленным наличие причинной связи между содержанием рекламного продукта и возможными негативными последствиями его распространения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении № 2р от 01.03.2013г. объяснения ООО «Кровельный центр Плюс» не признаны антимонопольным органом как безусловные доказательства отсутствия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе», рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – это лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Установлено, что рекламодателем и рекламопроизводителем рекламы: «Черепица, сайдинг, профлист. В кровельном центре по низким ценам ты легко можешь купить черепицу, сайдинг, профлист по адресу: с. Майма, ул. Алтайская, 2, тел. 21-0-21», распространяемой в радиоэфире радиоканала «Молодежный канал» 102,8 FM, является ООО «Кровельный центр Плюс», а ее рекламораспространителем, является ООО «Рекламные технологии Горно-Алтайск».
Данный факт подтвержден следующими документами:
- договором от 01.03.2012 № 20/12 на оказание услуг по размещению рекламы (с приложениями);
- заказами на размещение рекламы от 30.05.2012 № 58590, от 17.07.2012 № 60645, от 06.08.2012 № 61499;
- актами выполненных работ от 19.06.2012 № РТ000872, от 17.07.2012 № РТ001050, от 07.08.2012 № РТ001186;
- письменным объяснением директора ООО «Рекламные технологии Горно-Алтайск» от 17.07.2012г.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе», ответственность за нарушение части 6 статьи 5 Закона «О рекламе» возложена на рекламодателя.
Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в соответствии с которой, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
На совершение административного правонарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Кровельный центр Плюс» указывают следующие документы:
- договор от 01.03.2012 № 20/12 на оказание услуг по размещению рекламы (с приложениями);
- заказ на размещение рекламы от 30.05.2012 № 58590, от 17.07.2012 № 60645, от 06.08.2012 № 61499;
- представленный ООО «Кровельный центр Плюс» рекламораспространителю рекламный макет;
- акт выполненных работ от 19.06.2012 № РТ000872, от 17.07.2012 № РТ001050, от 07.08.2012 № РТ001186;
- письменные объяснения директора ООО «Рекламные технологии Горно-Алтайск» от 17.07.2012г.
Таким образом, действия ООО «Кровельный центр Плюс», связанные с оформлением заказа на распространение рекламы: «Черепица, сайдинг, профлист. В кровельном центре по низким ценам ты легко можешь купить черепицу, сайдинг, профлист по адресу: с. Майма, ул. Алтайская, 2, тел. 21-0-21», на волнах радиоканала «Молодежный канал» 102,8 FM, способ воспроизведения которой, является оскорбительным в отношении языка человека и гражданина, что противоречит требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ – нарушение рекламодателем законодательства Российской Федерации о рекламе.
Лицо, совершившее административное правонарушение: Общество с ограниченной ответственностью «Кровельный центр Плюс» ОГРН: 1082221006801, ИНН: 2221136684, юридический адрес: 656064, Алтайский край, г. Барнаул, Павловский тракт, 51.
Событие административного правонарушения: нарушение рекламодателем законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившееся в оформлении заказа на распространение рекламы: «Черепица, сайдинг, профлист. В кровельном центре по низким ценам ты легко можешь купить черепицу, сайдинг, профлист по адресу: с. Майма, ул. Алтайская, 2, тел. 21-0-21», на волнах радиоканала «Молодежный канал» 102,8 FM, способ воспроизведения которой, является оскорбительным в отношении языка человека и гражданина, что противоречит требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
Место совершения административного правонарушения: 649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 56 (адрес места нахождения рекламного агентства ООО «Рекламные технологии Горно-Алтайск», где ООО «Кровельный центр Плюс» был оформлен заказ на распространение оскорбительной рекламы).
Время совершения административного правонарушения: с 21.08.2012г. (дата выявления УФАС по РА факта распространения в радиоэфире радиоканала «Молодежный канал» 102,8 FM оскорбительной рекламы ООО «Кровельный центр Плюс») по 27.03.2013г. (дата составления протокола об административном правонарушении № 2р).
Вступая в общественные отношения, связанные с рекламированием реализуемого товара, ООО «Кровельный центр Плюс» должно было знать о нормах рекламного законодательства Российской Федерации, включая запрет на оскорбительную рекламу. Однако Обществом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе.
Таким образом, установлена вина юридического лица – ООО «Кровельный центр Плюс» ОГРН: 1082221006801, ИНН: 2221136684, юридический адрес: 656064, Алтайский край, г. Барнаул, Павловский тракт, 51, в нарушении части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, выразившемся в оформлении заказа на распространение рекламы: «Черепица, сайдинг, профлист. В кровельном центре по низким ценам ты легко можешь купить черепицу, сайдинг, профлист по адресу: с. Майма, ул. Алтайская, 2, тел. 21-0-21», на волнах радиоканала «Молодежный канал» 102,8 FM, способ воспроизведения которой, является оскорбительным в отношении языка человека и гражданина, что противоречит требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
По данному факту 01 марта 2013 года должностным лицом УФАС по РА было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 2р в отношении ООО «Кровельный центр Плюс».
По окончании административного расследования 27.03.2013г. был составлен и подписан протокол об административном правонарушении № 2р в присутствии представителей ООО «Кровельный центр Плюс», а также назначены место и время рассмотрения административного дела № 2р от 01.03.2013г. на 05.04.2013г. в 15.00 часов, о чем представители Общества были уведомлены под роспись. Копия протокола об административном правонарушении № 2р от 27.03.2013г. была вручена представителям ООО «Кровельный центр Плюс» 27.03.2013г. под роспись.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьями 4.2, 4.3 КоАП не выявлено.
Руководствуясь статьями 2.10, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Кровельный центр Плюс» ОГРН: 1082221006801, ИНН: 2221136684, юридический адрес: 656064, Алтайский край, г. Барнаул, Павловский тракт, 51, нарушившим часть 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при оформлении заказа на распространение рекламы: «Черепица, сайдинг, профлист. В кровельном центре по низким ценам ты легко можешь купить черепицу, сайдинг, профлист по адресу: с. Майма, ул. Алтайская, 2, тел. 21-0-21», на волнах радиоканала «Молодежный канал» 102,8 FM, способ воспроизведения которой, является оскорбительным в отношении языка человека и гражданина, что противоречит требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»;
2. Применить к Обществу с ограниченной ответственностью «Кровельный центр Плюс» ОГРН: 1082221006801, ИНН: 2221136684, юридический адрес: 656064, Алтайский край, г. Барнаул, Павловский тракт, 51, меру административной ответственности в виде штрафа за нарушение рекламного законодательства в размере ____________________________руб.
3. Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:
Лицевой счет 04771212170, ОКАТО 84401000000, ИНН 0411073679, КПП 041101001 УФК по Республике Алтай (Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай), обсл. в ГРКЦ НБ Респ. Алтай Банка России г. Горно-Алтайск, р/с 40101810500000010000, код платежа 16111626000016000140, БИК 048405001. Вид платежа: - штраф за нарушение рекламного законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В трехдневный срок со дня уплаты штрафа ООО «Кровельный центр Плюс» должно представить в Управление ФАС по Республике Алтай надлежащим образом заверенные копии платежных документов.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней с указанного срока, в соответствии с пунктом 5 статьи 32.2 КоАП РФ, постановление с отметкой о его неуплате в течение трех суток направляется судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 20.25 неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 2р
о назначении административного наказания
05.04.2013г. г. Горно-Алтайск
ул. Улагашева, 13
Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай Гуткович А.Е., рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 2р от 01.03.2013г., возбужденного по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Кровельный центр Плюс» ОГРН: 1082221006801, ИНН: 2221136684, юридический адрес: 656064, Алтайский край, г. Барнаул, Павловский тракт, 51,
УСТАНОВИЛ:
Дело рассмотрено в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (г. Горно-Алтайск, ул. Улагашева, 13) в присутствии представителя ООО «Кровельный центр Плюс» Гохберг Р.Д., действующей на основании доверенности б/н от 30.05.2012г., <…>, действующей на основании доверенности б/н от 30.05.2012г.,
Событие административного правонарушения и его квалификация:
18.02.2013г. при рассмотрении дела № 22 от 27.08.2012г. Комиссия УФАС по РА по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, признала ООО «Кровельный центр Плюс» нарушившим часть 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
Указанные нарушения выразились в распространении на волнах радиоканала «Молодежный канал» 102,8 FM рекламы кровельного центра: «Черепица, сайдинг, профлист. В кровельном центре по низким ценам ты легко можешь купить черепицу, сайдинг, профлист по адресу: с. Майма, ул. Алтайская, 2, тел. 21-0-21», способ воспроизведения которой, является оскорбительным в отношении языка человека и гражданина.
К данному решению Комиссия пришла на основании следующего.
В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе», рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеуказанная распространяемая информация публична, адресована неопределенному кругу лиц, и направлена на привлечение внимания, а так же формирование и поддержание интереса потребителей к объекту рекламирования – кровельным материалам (черепице, профлисту), и отделочному фасадному материалу (сайдингу), что способствует продвижению данного товара на рынке.
Таким образом, распространяемая в радиоэфире радиоканала «Молодежный канал» 102,8 FM информация: «Черепица, сайдинг, профлист. В кровельном центре по низким ценам ты легко можешь купить черепицу, сайдинг, профлист по адресу: с. Майма, ул. Алтайская, 2, тел. 21-0-21» полностью соответствует определению понятия реклама, следовательно, является рекламой, к которой применяются требования Закона «О рекламе».
Согласно статье 1 Закона «О рекламе» одной из основных целей настоящего Федерального закона является реализация прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Для воспроизведения информационного содержания рекламы кровельного центра в радиоэфире, использовано два мужских голоса. Из восприятия рекламы кровельного центра на слух складывается впечатление, что один из голосов принадлежит человеку, хорошо владеющему русским языком, а другой голос, принадлежит человеку, практически не владеющему русским языком.
Начало текста пытается произнести человек, плохо владеющий русским языком и у него это плохо получается – «Ще ре п-пи са, с-сайдинг, про фа лист». Тогда другой человек, свободно владеющий русским языком, прерывает его и с властной интонацией в голосе требует повторить текст рекламы – «Еще раз!», делая акценты на правильность произношения слов – «че-ре-пи-ца, сай-динг, проф-лист». Однако повторная попытка также не приносит желаемого результата. Тогда человек, свободно владеющий русским языком, с досадой и пренебрежением в голосе произносит – ээх…, после чего сам, с выражением произносит – «В кровельном центре по низким ценам ты легко можешь купить черепицу, сайдинг, профлист по адресу: с. Майма, ул. Алтайская, 2, тел. 21-0-21».
При рассмотрении данной рекламы Комиссия пришла к выводу, что способ воспроизведения рекламы в радиоэфире является оскорбительным в отношении языка человека и гражданина, что противоречит требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
ООО «Кровельный центр Плюс» считает, что в рекламном продукте отсутствует негативная информация либо окраска и не преследуется цель формирования негативного образа лица, участвующего в разговоре, в связи с чем, реклама не нарушает признанные обществом принципы морали, нравственности, а потому, не является нарушением рекламного законодательства.
В качестве подтверждения своих доводов ООО «Кровельный центр Плюс» представлен акт от 21.09.2012 № 48/12-пл экспертного исследования рассматриваемой рекламы, проведенного Автономной некоммерческой организацией «Лингвистический экспертно-консультационный центр» по заявлению ООО «Кровельный центр Плюс».
Согласно акту исследования вышеуказанной рекламы, эксперты лингвистического экспертно-консультационного центра пришли к выводам, что в рекламном аудиоролике используется популярный иронический образ рабочего Равшана, заимствованный из юмористического сериала «Наша Russia». Данный образ не является негативным и прямо не соотносится с лицом какой-либо национальности, владеющим конкретным языком. Коммуникативного намерения оскорбления по национальному или языковому признаку в рекламном аудиоролике Комиссия экспертов также не установила, указывая, что коммуникативным намерением в данном случае является стремление автора рекламы привлечь внимание потребителей к объекту рекламирования, используя популярные образы героев сериала «Наша Russia».
Комиссия, рассмотрев акт экспертного исследования рассматриваемой рекламы от 21.09.2012 №48/12-пл, признала его необъективным потому, как в исследовании отсутствует обоснование полученного экспертами вывода, что в рекламе кровельного центра заимствованы образы героев сериала «Наша Russia». В исследовании не указано, при помощи каких критериев эксперты отождествляют образы героев сериала «Наша Russia» с образами, сформированными в рекламе кровельного центра.
В рамках рассмотрения дела № 22 от 27.08.2012г., по инициативе Комиссии, информационное содержание рекламы ООО «Кровельный центр Плюс» было рассмотрено на Экспертном Совете по рекламе при Томском УФАС России.
Согласно протоколу от 14.12.2012г. экспертный Совет большинством голосов пришел к выводу, что в представленном на исследование рекламном ролике выражены коммуникативные намерения оскорбления по национальному или языковому признаку, и интонация, выбранная для воспроизведения части информационного содержания рекламы: «еще раз», «че-ре-пи-ца, сай-динг, проф-лист», «ээх» способна сформировать у потребителей рекламы впечатление о превосходстве лица, произносящего данные слова, в умении правильно произносить слова на русском языке, над лицом, произносящим часть информационного содержания рекламы: «Щерепписа, ссайдинг, профалист».
При отнесении рекламы кровельного центра к ненадлежащей по части 6 статьи 5 Закона «О рекламе», Комиссией было учтено положение пункта 16 Постановления пленума ВАС Российской Федерации от 08.10.2012г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона о рекламе», согласно которому, по делам о привлечении лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ, за использование ими в рекламе непристойных и оскорбительных образов, при решении вопроса об отнесении образов к числу непристойных (то есть крайне предосудительных и недопустимых ввиду неприличия) и (или) оскорбительных (то есть способных причинить обиду) специальных знаний, как правило, не требуется…
Согласно толковому словарю современного русского языка Д.Н. Ушакова, непристойно – крайне предосудительно, совершенно недопустимо по неприличию, бесстыдству. Слова, выходки, поведение.
Слово «непристойный» в соответствии с Толковым словарем русского языка С.И. Ожегова означает «неприличный, бесстыдный». Слово «бесстыдный» согласно вышеуказанному словарю означает «лишенный чувства стыда, противоречащий общественной морали, непристойный». «Неприличный» - противоречащий правилам приличия. «Приличие» - правило поведения, вежливость, благопристойность.
В Российском обществе, состоящем из носителей множества различных культур, не является приличным поведение человека, проявляющего свое недоброжелательное отношение к человеку, плохо говорящему на русском языке. Так же считается неприличным выказывание такого отношения к человеку, обладающему различного рода физическими недостатками, препятствующими правильному произношению слов (заикание, шепелявость).
По мнению Комиссии, оскорбление может быть нанесено не только устно и письменно, но и путем неприличных действий, в том числе, посредством интонационной окраски текста рекламы, лицом ее произносящим.
Получая рекламу посредствам радио, потребитель воспринимает ее на слух, следовательно, оценивает информационное содержание рекламы неразрывно с интонацией ее озвучивания. В данном случае оскорбительный образ в рекламе формируется из интонации ее озвучивания, и вывод о том, что образы, используемые в рекламе, являются популярными (заимствованными из юмористического сериала «Наша Russia»), не опровергает то обстоятельство, что реклама не соответствует требованиям части 6 статьи 5 Закона «О рекламе».
При таких обстоятельствах Комиссия признала ненадлежащей рекламу кровельного центра: «Черепица, сайдинг, профлист. В кровельном центре по низким ценам ты легко можешь купить черепицу, сайдинг, профлист по адресу: с. Майма, ул. Алтайская, 2, тел. 21-0-21», распространяемую в радиоэфире радиоканала «Молодежный канал» 102,8 FM, так как способ воспроизведения рекламы является оскорбительным в отношении языка человека и гражданина, что противоречит требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и может причинить обиду потребителям рекламы, плохо говорящим, по различным обстоятельствам, на русском языке (решение от 01.03.2013г. по делу № 22 от 27.08.2012г.).
В рамках административного расследования по делу об административном правонарушении № 2р от 01.03.2013г. ООО «Кровельный центр Плюс» представлено письменное объяснение (вх. № 782). Из существа данного объяснения следует, что ООО «Кровельный центр Плюс» не находит в своих действиях состава вменяемого состава административного правонарушения, так как считает неустановленным наличие причинной связи между содержанием рекламного продукта и возможными негативными последствиями его распространения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении № 2р от 01.03.2013г. объяснения ООО «Кровельный центр Плюс» не признаны антимонопольным органом как безусловные доказательства отсутствия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе», рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – это лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Установлено, что рекламодателем и рекламопроизводителем рекламы: «Черепица, сайдинг, профлист. В кровельном центре по низким ценам ты легко можешь купить черепицу, сайдинг, профлист по адресу: с. Майма, ул. Алтайская, 2, тел. 21-0-21», распространяемой в радиоэфире радиоканала «Молодежный канал» 102,8 FM, является ООО «Кровельный центр Плюс», а ее рекламораспространителем, является ООО «Рекламные технологии Горно-Алтайск».
Данный факт подтвержден следующими документами:
- договором от 01.03.2012 № 20/12 на оказание услуг по размещению рекламы (с приложениями);
- заказами на размещение рекламы от 30.05.2012 № 58590, от 17.07.2012 № 60645, от 06.08.2012 № 61499;
- актами выполненных работ от 19.06.2012 № РТ000872, от 17.07.2012 № РТ001050, от 07.08.2012 № РТ001186;
- письменным объяснением директора ООО «Рекламные технологии Горно-Алтайск» от 17.07.2012г.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе», ответственность за нарушение части 6 статьи 5 Закона «О рекламе» возложена на рекламодателя.
Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в соответствии с которой, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
На совершение административного правонарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Кровельный центр Плюс» указывают следующие документы:
- договор от 01.03.2012 № 20/12 на оказание услуг по размещению рекламы (с приложениями);
- заказ на размещение рекламы от 30.05.2012 № 58590, от 17.07.2012 № 60645, от 06.08.2012 № 61499;
- представленный ООО «Кровельный центр Плюс» рекламораспространителю рекламный макет;
- акт выполненных работ от 19.06.2012 № РТ000872, от 17.07.2012 № РТ001050, от 07.08.2012 № РТ001186;
- письменные объяснения директора ООО «Рекламные технологии Горно-Алтайск» от 17.07.2012г.
Таким образом, действия ООО «Кровельный центр Плюс», связанные с оформлением заказа на распространение рекламы: «Черепица, сайдинг, профлист. В кровельном центре по низким ценам ты легко можешь купить черепицу, сайдинг, профлист по адресу: с. Майма, ул. Алтайская, 2, тел. 21-0-21», на волнах радиоканала «Молодежный канал» 102,8 FM, способ воспроизведения которой, является оскорбительным в отношении языка человека и гражданина, что противоречит требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ – нарушение рекламодателем законодательства Российской Федерации о рекламе.
Лицо, совершившее административное правонарушение: Общество с ограниченной ответственностью «Кровельный центр Плюс» ОГРН: 1082221006801, ИНН: 2221136684, юридический адрес: 656064, Алтайский край, г. Барнаул, Павловский тракт, 51.
Событие административного правонарушения: нарушение рекламодателем законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившееся в оформлении заказа на распространение рекламы: «Черепица, сайдинг, профлист. В кровельном центре по низким ценам ты легко можешь купить черепицу, сайдинг, профлист по адресу: с. Майма, ул. Алтайская, 2, тел. 21-0-21», на волнах радиоканала «Молодежный канал» 102,8 FM, способ воспроизведения которой, является оскорбительным в отношении языка человека и гражданина, что противоречит требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
Место совершения административного правонарушения: 649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 56 (адрес места нахождения рекламного агентства ООО «Рекламные технологии Горно-Алтайск», где ООО «Кровельный центр Плюс» был оформлен заказ на распространение оскорбительной рекламы).
Время совершения административного правонарушения: с 21.08.2012г. (дата выявления УФАС по РА факта распространения в радиоэфире радиоканала «Молодежный канал» 102,8 FM оскорбительной рекламы ООО «Кровельный центр Плюс») по 27.03.2013г. (дата составления протокола об административном правонарушении № 2р).
Вступая в общественные отношения, связанные с рекламированием реализуемого товара, ООО «Кровельный центр Плюс» должно было знать о нормах рекламного законодательства Российской Федерации, включая запрет на оскорбительную рекламу. Однако Обществом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе.
Таким образом, установлена вина юридического лица – ООО «Кровельный центр Плюс» ОГРН: 1082221006801, ИНН: 2221136684, юридический адрес: 656064, Алтайский край, г. Барнаул, Павловский тракт, 51, в нарушении части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, выразившемся в оформлении заказа на распространение рекламы: «Черепица, сайдинг, профлист. В кровельном центре по низким ценам ты легко можешь купить черепицу, сайдинг, профлист по адресу: с. Майма, ул. Алтайская, 2, тел. 21-0-21», на волнах радиоканала «Молодежный канал» 102,8 FM, способ воспроизведения которой, является оскорбительным в отношении языка человека и гражданина, что противоречит требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
По данному факту 01 марта 2013 года должностным лицом УФАС по РА было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 2р в отношении ООО «Кровельный центр Плюс».
По окончании административного расследования 27.03.2013г. был составлен и подписан протокол об административном правонарушении № 2р в присутствии представителей ООО «Кровельный центр Плюс», а также назначены место и время рассмотрения административного дела № 2р от 01.03.2013г. на 05.04.2013г. в 15.00 часов, о чем представители Общества были уведомлены под роспись. Копия протокола об административном правонарушении № 2р от 27.03.2013г. была вручена представителям ООО «Кровельный центр Плюс» 27.03.2013г. под роспись.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьями 4.2, 4.3 КоАП не выявлено.
Руководствуясь статьями 2.10, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Кровельный центр Плюс» ОГРН: 1082221006801, ИНН: 2221136684, юридический адрес: 656064, Алтайский край, г. Барнаул, Павловский тракт, 51, нарушившим часть 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при оформлении заказа на распространение рекламы: «Черепица, сайдинг, профлист. В кровельном центре по низким ценам ты легко можешь купить черепицу, сайдинг, профлист по адресу: с. Майма, ул. Алтайская, 2, тел. 21-0-21», на волнах радиоканала «Молодежный канал» 102,8 FM, способ воспроизведения которой, является оскорбительным в отношении языка человека и гражданина, что противоречит требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»;
2. Применить к Обществу с ограниченной ответственностью «Кровельный центр Плюс» ОГРН: 1082221006801, ИНН: 2221136684, юридический адрес: 656064, Алтайский край, г. Барнаул, Павловский тракт, 51, меру административной ответственности в виде штрафа за нарушение рекламного законодательства в размере ____________________________руб.
3. Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:
Лицевой счет 04771212170, ОКАТО 84401000000, ИНН 0411073679, КПП 041101001 УФК по Республике Алтай (Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай), обсл. в ГРКЦ НБ Респ. Алтай Банка России г. Горно-Алтайск, р/с 40101810500000010000, код платежа 16111626000016000140, БИК 048405001. Вид платежа: - штраф за нарушение рекламного законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В трехдневный срок со дня уплаты штрафа ООО «Кровельный центр Плюс» должно представить в Управление ФАС по Республике Алтай надлежащим образом заверенные копии платежных документов.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней с указанного срока, в соответствии с пунктом 5 статьи 32.2 КоАП РФ, постановление с отметкой о его неуплате в течение трех суток направляется судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 20.25 неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2р
[format] =>
[safe_value] => 2р
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Признать Общество с ограниченной ответственностью «Кровельный центр Плюс» ОГРН: 1082221006801, ИНН: 2221136684, юридический адрес: 656064, Алтайский край, г. Барнаул, Павловский тракт, 51, нарушившим часть 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
[format] => full_html
[safe_value] =>
Признать Общество с ограниченной ответственностью «Кровельный центр Плюс» ОГРН: 1082221006801, ИНН: 2221136684, юридический адрес: 656064, Алтайский край, г. Барнаул, Павловский тракт, 51, нарушившим часть 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 12
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 12
[vid] => 3
[name] => Постановления о привлечении к административной ответственности
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 3
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 8
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-04-08 10:00:00
[timezone] => Asia/Novosibirsk
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-04-05 10:00:00
[timezone] => Asia/Novosibirsk
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1373450769
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Алтайское республиканское УФАС России
)