Решение Арбитражного суда по жалобе ООО «Интервал-Ойл»

Дата публикации: 30 июля 2009, 07:00

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

649000, г.Горно-Алтайск, ул.Э.Палкина, 1.Тел. (388-22)2-31-50, 2-56-00 (факс)
e-mail: arbsyd@arb.gomy.ru http://www.altai.arbitr.ru/

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕШЕНИЕ

г. Горно-Алтайск

27 июля 2009 года                                                                              Дело № А02-872/2008г.

 

 

Арбитражный суд Республики Алтай в составе: судьи Черноусовой Ольги Юрьевны, при ведении протокола судебного заседания секретарем Часовниковой Е.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ИнтервалОйл» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай об оспаривании постановления № 35 от 15.07.2008 о привлечении к административной ответственности,

при участии представителей:

Общества с ограниченной ответственностью «ИнтервалОйл» - не явился, уведомлен;

Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай -Гуткович А.Е., доверенность в деле;

 

установил:

 

Общество с ограниченной ответственностью «ИнтервалОйл» (далее - ООО «ИнтервалОйл», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (далее -Управление) о признании незаконным и отмене постановления № 35 от 15.07.2008 о наложении штрафа в размере 81520 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Заявитель указал, что Управление необоснованно признало факт нарушения Обществом пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) По мнению ООО «ИнтервалОйл» повышение цен на бензин и дизельное топливо вызвано Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Алтай, о чем 08.04.2005 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц № 1050400669880.

В результате анализа данных еженедельного мониторинга, проводимого Управлением, было установлено, что в роли продавцов на локальном рынке (г.Горно-Алтайск и Майминский район) выступают хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию автозаправочных станций. Всего на данном рынке функционирует 13 хозяйствующих субъектов на 29 автозаправочных станциях (далее - АЗС). Крупными (по числу находящихся в собственности и в пользовании АЗС) хозяйствующими субъектами выступают ООО «Компания «САЛЕКС-Трейд» - 4 АЗС, ООО «Интервал-Ойл» - 4 АЗС. предприниматель Доронина — 6 АЗС и ООО «Алтайтранснефть» - 3 АЗС.

В период с октября по декабрь 2007 года ООО «Компания «САЛЕКС-Трейд» и ООО «Интервал-Ойл» при осуществлении розничной реализации нефтепродуктов неоднократно одновременно (либо последовательно) повышали до одинакового уровня цены на бензин и дизельное топливо на территории г.Горно-Алтайска и Майминского района.

21.02.2008 Управлением было возбуждено дело № 2 по признакам нарушения ООО «Компания «САЛЕКС-Трейд» и ООО «Интервал-Ойл» антимонопольного законодательства.

По результатам анализа и оценки конкурентной среды на рынке розничной реализации нефтепродуктов Управлением вынесено решение № 2 от 16.06.2008, которым действия ООО «Компания «Салекс-Трейд» и ООО «Интервал-Ойл» признаны согласованными и противоречащими пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

24.06.2008 руководителем Управления по данному факту вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 35 и проведении административного расследования.

По результатам расследования 09.07.2008 составлен протокол об административном правонарушении № 35, в котором указано, что ООО «ИнтервалОйл» допустило нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Постановлением Управления от 15.07.2008 № 35 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.32 КоАП РФ в виде сложившимися экономическими условиями на рынке продажи нефтепродуктов, согласованность в действиях продавцов по установлению и поддержанию цен на нефтепродукты и ограничение конкуренции отсутствуют.

Управление в отзыве на заявление требование Общества не признало, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления. Решением Управления от 16.06.2008 № 2 ООО «ИнтервалОйл» и Общество с ограниченной ответственностью «Компания «СалексТрейд» (далее - ООО "Компания «СалексТрейд») признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции посредством осуществления согласованных действий по установлению и поддержанию розничных цен на бензин и дизельное топливо на локальном рынке г.Горно-Алтайска и Майминского района.

В период с 29.09.2008 по 23.07.2009 производство по настоящему делу было приостановлено (определения суда от 29.09.2008. 23.07.2009) ввиду оспаривания ООО «ИнтервалОйл» решения антимонопольного органа от 16.06.2008 № 2 (дело № А02-840/2008).

В судебное заседание 27.07.2009 представитель ООО «ИнтервалОйл» не явился, в материалах дела имеется ходатайство представителя о рассмотрении спора по существу в его отсутствие по имеющимся в деле материалам. Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ), суд счел возможным провести судебное заседание в отсутствие представителя заявителя.

Представитель Управления в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на заявление. Дополнительно пояснил, что решением Арбитражного суда Республики Алтай от 17,11.2008 по делу № А02-840/2008, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, признан доказанным факт согласованных действий ООО «ИнтервалОйл» и ООО «Компания «СалексТрейд» по установлению и поддержанию одинаковых цен на бензин и дизельное топливо на товарном рынке г.Горно-Алтайска и Майминского района. Выручка для исчисления штрафа определена по документам заявителя согласно правилам пункта 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, заслушав представителя антимонопольного органа, суд считает, что заявленное требование удовлетворению не подлежит.

Как следует из материалов дела, ООО «ИнтервалОйл» (ранее - ООО «Факел») зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной Инспекцией взыскания штрафа в размере 81520 руб. (двух сотых от суммы выручки от реализации товара).

Не согласившись с вышеназванным постановлением об административном правонарушении, ООО «ИнтервалОйл» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Согласно статье 14.32. КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление хозяйствующим субъектом ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.

Оценив доводы заявителя об отсутствии события и состава вменяемого ему правонарушения, суд считает их несостоятельными.

В соответствии со статьей 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 11 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия между хозяйствующими субъектами. При этом часть 1 указанной статьи вводит запрет соглашений и согласованных действий, в отношении которых установлена неопровержимая презумпция ограничения ими конкуренции (запрет, применение которого не требует доказывания ограничения конкуренции такими соглашениями или согласованными действиями), а часть 2 статьи - запрет соглашений или согласительных действий, если будет доказано их негативное воздействие на конкуренцию, т.е. ограничение ими конкуренции, ее недопущение или устранение.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

По смыслу данного в Законе о защите конкуренции определения факт согласованных действий (вне зависимости от их последствий для товарного рынка) сам по себе означает ограничение конкуренции, поскольку содержит такой признак ограничения конкуренции, установленный пунктом 17 статьи 4 Закона, как «рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке».

Несмотря на то, что данное в Законе определение согласованных действий освобождает антимонопольный орган от необходимости доказывать, что такие действия ограничили конкуренцию (ограничение конкуренции такими действиями является презумпцией), ему необходимо доказать сам факт наличия согласованных действий.

Статьей 8 Закона о защите конкуренции определены признаки согласованных действий хозяйствующих субъектов:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;

2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.

Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 17.11.2008 по делу № А02-840/2008, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 по делу № 07АП-842/09 и постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.06.09 по делу № Ф04-3368/2009 (8262-А02-43), признаны законными и обоснованными решение и предписание Управления от 16.06.2008 по делу № 2 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «ИнтервалОйл», ООО «Компания Салекс-Трейд», поскольку факт согласованных действий указанных субъектов по установлению и поддержанию одинаковых цен на бензин и дизельное топливо на автозаправочных станциях г.Горно-Алтайска и Майминского района подтверждается материалами дела № 2 от 21.02.2008 о нарушении антимонопольного законодательства. Так как материалы дела № 2 от 21.02.2008 были положены в основу дела об административном правонарушении, то в соответствии с пунктом 2 статьи 69 АПК РФ не подлежат вновь доказыванию обстоятельства дела, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, в котором участвуют те же лица.

Суд считает, что Управление правомерно квалифицировало совершенное заявителем правонарушение по статье 14.32 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении № 35 от 09.07.08 и постановление о привлечении к административной ответственности от 15.07.2008 № 35 составлены уполномоченными должностными лицами антимонопольного органа, с соблюдением положений статьи 28.7 КоАП РФ, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, судом не установлены.

Учитывая вышеизложенное, суд отказывает заявителю в удовлетворении требования о признании незаконным постановления о привлечении ООО «ИнтервалОйл» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 14.32 КоАП РФ.

Вопрос о судебных расходах суд не разрешает, поскольку данная категория споров государственной пошлиной не облагается согласно части 4 статьи 208 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 210, 211 АПК РФ, суд

 

решил:

 

В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «ИнтервалОйл» (ОГРН 1050400669880, юридический адрес: г.Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 109/1) о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по делу об административном правонарушении № 35 от 15.07.2008 отказать.

Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Алтай.

Судья О. Ю. Черноусова.

stdClass Object ( [vid] => 8017 [uid] => 1 [title] => Решение Арбитражного суда по жалобе ООО «Интервал-Ойл» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8017 [type] => solution [language] => ru [created] => 1248897600 [changed] => 1368703751 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368703751 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

649000, г.Горно-Алтайск, ул.Э.Палкина, 1.Тел. (388-22)2-31-50, 2-56-00 (факс)
e-mail: arbsyd@arb.gomy.ru http://www.altai.arbitr.ru/

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕШЕНИЕ

г. Горно-Алтайск

27 июля 2009 года                                                                              Дело № А02-872/2008г.

 

 

Арбитражный суд Республики Алтай в составе: судьи Черноусовой Ольги Юрьевны, при ведении протокола судебного заседания секретарем Часовниковой Е.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ИнтервалОйл» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай об оспаривании постановления № 35 от 15.07.2008 о привлечении к административной ответственности,

при участии представителей:

Общества с ограниченной ответственностью «ИнтервалОйл» - не явился, уведомлен;

Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай -Гуткович А.Е., доверенность в деле;

 

установил:

 

Общество с ограниченной ответственностью «ИнтервалОйл» (далее - ООО «ИнтервалОйл», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (далее -Управление) о признании незаконным и отмене постановления № 35 от 15.07.2008 о наложении штрафа в размере 81520 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Заявитель указал, что Управление необоснованно признало факт нарушения Обществом пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) По мнению ООО «ИнтервалОйл» повышение цен на бензин и дизельное топливо вызвано Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Алтай, о чем 08.04.2005 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц № 1050400669880.

В результате анализа данных еженедельного мониторинга, проводимого Управлением, было установлено, что в роли продавцов на локальном рынке (г.Горно-Алтайск и Майминский район) выступают хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию автозаправочных станций. Всего на данном рынке функционирует 13 хозяйствующих субъектов на 29 автозаправочных станциях (далее - АЗС). Крупными (по числу находящихся в собственности и в пользовании АЗС) хозяйствующими субъектами выступают ООО «Компания «САЛЕКС-Трейд» - 4 АЗС, ООО «Интервал-Ойл» - 4 АЗС. предприниматель Доронина — 6 АЗС и ООО «Алтайтранснефть» - 3 АЗС.

В период с октября по декабрь 2007 года ООО «Компания «САЛЕКС-Трейд» и ООО «Интервал-Ойл» при осуществлении розничной реализации нефтепродуктов неоднократно одновременно (либо последовательно) повышали до одинакового уровня цены на бензин и дизельное топливо на территории г.Горно-Алтайска и Майминского района.

21.02.2008 Управлением было возбуждено дело № 2 по признакам нарушения ООО «Компания «САЛЕКС-Трейд» и ООО «Интервал-Ойл» антимонопольного законодательства.

По результатам анализа и оценки конкурентной среды на рынке розничной реализации нефтепродуктов Управлением вынесено решение № 2 от 16.06.2008, которым действия ООО «Компания «Салекс-Трейд» и ООО «Интервал-Ойл» признаны согласованными и противоречащими пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

24.06.2008 руководителем Управления по данному факту вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 35 и проведении административного расследования.

По результатам расследования 09.07.2008 составлен протокол об административном правонарушении № 35, в котором указано, что ООО «ИнтервалОйл» допустило нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Постановлением Управления от 15.07.2008 № 35 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.32 КоАП РФ в виде сложившимися экономическими условиями на рынке продажи нефтепродуктов, согласованность в действиях продавцов по установлению и поддержанию цен на нефтепродукты и ограничение конкуренции отсутствуют.

Управление в отзыве на заявление требование Общества не признало, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления. Решением Управления от 16.06.2008 № 2 ООО «ИнтервалОйл» и Общество с ограниченной ответственностью «Компания «СалексТрейд» (далее - ООО "Компания «СалексТрейд») признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции посредством осуществления согласованных действий по установлению и поддержанию розничных цен на бензин и дизельное топливо на локальном рынке г.Горно-Алтайска и Майминского района.

В период с 29.09.2008 по 23.07.2009 производство по настоящему делу было приостановлено (определения суда от 29.09.2008. 23.07.2009) ввиду оспаривания ООО «ИнтервалОйл» решения антимонопольного органа от 16.06.2008 № 2 (дело № А02-840/2008).

В судебное заседание 27.07.2009 представитель ООО «ИнтервалОйл» не явился, в материалах дела имеется ходатайство представителя о рассмотрении спора по существу в его отсутствие по имеющимся в деле материалам. Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ), суд счел возможным провести судебное заседание в отсутствие представителя заявителя.

Представитель Управления в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на заявление. Дополнительно пояснил, что решением Арбитражного суда Республики Алтай от 17,11.2008 по делу № А02-840/2008, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, признан доказанным факт согласованных действий ООО «ИнтервалОйл» и ООО «Компания «СалексТрейд» по установлению и поддержанию одинаковых цен на бензин и дизельное топливо на товарном рынке г.Горно-Алтайска и Майминского района. Выручка для исчисления штрафа определена по документам заявителя согласно правилам пункта 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, заслушав представителя антимонопольного органа, суд считает, что заявленное требование удовлетворению не подлежит.

Как следует из материалов дела, ООО «ИнтервалОйл» (ранее - ООО «Факел») зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной Инспекцией взыскания штрафа в размере 81520 руб. (двух сотых от суммы выручки от реализации товара).

Не согласившись с вышеназванным постановлением об административном правонарушении, ООО «ИнтервалОйл» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Согласно статье 14.32. КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление хозяйствующим субъектом ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.

Оценив доводы заявителя об отсутствии события и состава вменяемого ему правонарушения, суд считает их несостоятельными.

В соответствии со статьей 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 11 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия между хозяйствующими субъектами. При этом часть 1 указанной статьи вводит запрет соглашений и согласованных действий, в отношении которых установлена неопровержимая презумпция ограничения ими конкуренции (запрет, применение которого не требует доказывания ограничения конкуренции такими соглашениями или согласованными действиями), а часть 2 статьи - запрет соглашений или согласительных действий, если будет доказано их негативное воздействие на конкуренцию, т.е. ограничение ими конкуренции, ее недопущение или устранение.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

По смыслу данного в Законе о защите конкуренции определения факт согласованных действий (вне зависимости от их последствий для товарного рынка) сам по себе означает ограничение конкуренции, поскольку содержит такой признак ограничения конкуренции, установленный пунктом 17 статьи 4 Закона, как «рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке».

Несмотря на то, что данное в Законе определение согласованных действий освобождает антимонопольный орган от необходимости доказывать, что такие действия ограничили конкуренцию (ограничение конкуренции такими действиями является презумпцией), ему необходимо доказать сам факт наличия согласованных действий.

Статьей 8 Закона о защите конкуренции определены признаки согласованных действий хозяйствующих субъектов:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;

2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.

Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 17.11.2008 по делу № А02-840/2008, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 по делу № 07АП-842/09 и постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.06.09 по делу № Ф04-3368/2009 (8262-А02-43), признаны законными и обоснованными решение и предписание Управления от 16.06.2008 по делу № 2 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «ИнтервалОйл», ООО «Компания Салекс-Трейд», поскольку факт согласованных действий указанных субъектов по установлению и поддержанию одинаковых цен на бензин и дизельное топливо на автозаправочных станциях г.Горно-Алтайска и Майминского района подтверждается материалами дела № 2 от 21.02.2008 о нарушении антимонопольного законодательства. Так как материалы дела № 2 от 21.02.2008 были положены в основу дела об административном правонарушении, то в соответствии с пунктом 2 статьи 69 АПК РФ не подлежат вновь доказыванию обстоятельства дела, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, в котором участвуют те же лица.

Суд считает, что Управление правомерно квалифицировало совершенное заявителем правонарушение по статье 14.32 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении № 35 от 09.07.08 и постановление о привлечении к административной ответственности от 15.07.2008 № 35 составлены уполномоченными должностными лицами антимонопольного органа, с соблюдением положений статьи 28.7 КоАП РФ, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, судом не установлены.

Учитывая вышеизложенное, суд отказывает заявителю в удовлетворении требования о признании незаконным постановления о привлечении ООО «ИнтервалОйл» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 14.32 КоАП РФ.

Вопрос о судебных расходах суд не разрешает, поскольку данная категория споров государственной пошлиной не облагается согласно части 4 статьи 208 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 210, 211 АПК РФ, суд

 

решил:

 

В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «ИнтервалОйл» (ОГРН 1050400669880, юридический адрес: г.Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 109/1) о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по делу об административном правонарушении № 35 от 15.07.2008 отказать.

Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Алтай.

Судья О. Ю. Черноусова.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

649000, г.Горно-Алтайск, ул.Э.Палкина, 1.Тел. (388-22)2-31-50, 2-56-00 (факс)
e-mail: arbsyd@arb.gomy.ru http://www.altai.arbitr.ru/

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕШЕНИЕ

г. Горно-Алтайск

27 июля 2009 года                                                                              Дело № А02-872/2008г.

 

 

Арбитражный суд Республики Алтай в составе: судьи Черноусовой Ольги Юрьевны, при ведении протокола судебного заседания секретарем Часовниковой Е.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ИнтервалОйл» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай об оспаривании постановления № 35 от 15.07.2008 о привлечении к административной ответственности,

при участии представителей:

Общества с ограниченной ответственностью «ИнтервалОйл» - не явился, уведомлен;

Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай -Гуткович А.Е., доверенность в деле;

 

установил:

 

Общество с ограниченной ответственностью «ИнтервалОйл» (далее - ООО «ИнтервалОйл», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (далее -Управление) о признании незаконным и отмене постановления № 35 от 15.07.2008 о наложении штрафа в размере 81520 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Заявитель указал, что Управление необоснованно признало факт нарушения Обществом пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) По мнению ООО «ИнтервалОйл» повышение цен на бензин и дизельное топливо вызвано Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Алтай, о чем 08.04.2005 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц № 1050400669880.

В результате анализа данных еженедельного мониторинга, проводимого Управлением, было установлено, что в роли продавцов на локальном рынке (г.Горно-Алтайск и Майминский район) выступают хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию автозаправочных станций. Всего на данном рынке функционирует 13 хозяйствующих субъектов на 29 автозаправочных станциях (далее - АЗС). Крупными (по числу находящихся в собственности и в пользовании АЗС) хозяйствующими субъектами выступают ООО «Компания «САЛЕКС-Трейд» - 4 АЗС, ООО «Интервал-Ойл» - 4 АЗС. предприниматель Доронина — 6 АЗС и ООО «Алтайтранснефть» - 3 АЗС.

В период с октября по декабрь 2007 года ООО «Компания «САЛЕКС-Трейд» и ООО «Интервал-Ойл» при осуществлении розничной реализации нефтепродуктов неоднократно одновременно (либо последовательно) повышали до одинакового уровня цены на бензин и дизельное топливо на территории г.Горно-Алтайска и Майминского района.

21.02.2008 Управлением было возбуждено дело № 2 по признакам нарушения ООО «Компания «САЛЕКС-Трейд» и ООО «Интервал-Ойл» антимонопольного законодательства.

По результатам анализа и оценки конкурентной среды на рынке розничной реализации нефтепродуктов Управлением вынесено решение № 2 от 16.06.2008, которым действия ООО «Компания «Салекс-Трейд» и ООО «Интервал-Ойл» признаны согласованными и противоречащими пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

24.06.2008 руководителем Управления по данному факту вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 35 и проведении административного расследования.

По результатам расследования 09.07.2008 составлен протокол об административном правонарушении № 35, в котором указано, что ООО «ИнтервалОйл» допустило нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Постановлением Управления от 15.07.2008 № 35 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.32 КоАП РФ в виде сложившимися экономическими условиями на рынке продажи нефтепродуктов, согласованность в действиях продавцов по установлению и поддержанию цен на нефтепродукты и ограничение конкуренции отсутствуют.

Управление в отзыве на заявление требование Общества не признало, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления. Решением Управления от 16.06.2008 № 2 ООО «ИнтервалОйл» и Общество с ограниченной ответственностью «Компания «СалексТрейд» (далее - ООО "Компания «СалексТрейд») признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции посредством осуществления согласованных действий по установлению и поддержанию розничных цен на бензин и дизельное топливо на локальном рынке г.Горно-Алтайска и Майминского района.

В период с 29.09.2008 по 23.07.2009 производство по настоящему делу было приостановлено (определения суда от 29.09.2008. 23.07.2009) ввиду оспаривания ООО «ИнтервалОйл» решения антимонопольного органа от 16.06.2008 № 2 (дело № А02-840/2008).

В судебное заседание 27.07.2009 представитель ООО «ИнтервалОйл» не явился, в материалах дела имеется ходатайство представителя о рассмотрении спора по существу в его отсутствие по имеющимся в деле материалам. Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ), суд счел возможным провести судебное заседание в отсутствие представителя заявителя.

Представитель Управления в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на заявление. Дополнительно пояснил, что решением Арбитражного суда Республики Алтай от 17,11.2008 по делу № А02-840/2008, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, признан доказанным факт согласованных действий ООО «ИнтервалОйл» и ООО «Компания «СалексТрейд» по установлению и поддержанию одинаковых цен на бензин и дизельное топливо на товарном рынке г.Горно-Алтайска и Майминского района. Выручка для исчисления штрафа определена по документам заявителя согласно правилам пункта 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, заслушав представителя антимонопольного органа, суд считает, что заявленное требование удовлетворению не подлежит.

Как следует из материалов дела, ООО «ИнтервалОйл» (ранее - ООО «Факел») зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной Инспекцией взыскания штрафа в размере 81520 руб. (двух сотых от суммы выручки от реализации товара).

Не согласившись с вышеназванным постановлением об административном правонарушении, ООО «ИнтервалОйл» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Согласно статье 14.32. КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление хозяйствующим субъектом ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.

Оценив доводы заявителя об отсутствии события и состава вменяемого ему правонарушения, суд считает их несостоятельными.

В соответствии со статьей 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 11 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия между хозяйствующими субъектами. При этом часть 1 указанной статьи вводит запрет соглашений и согласованных действий, в отношении которых установлена неопровержимая презумпция ограничения ими конкуренции (запрет, применение которого не требует доказывания ограничения конкуренции такими соглашениями или согласованными действиями), а часть 2 статьи - запрет соглашений или согласительных действий, если будет доказано их негативное воздействие на конкуренцию, т.е. ограничение ими конкуренции, ее недопущение или устранение.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

По смыслу данного в Законе о защите конкуренции определения факт согласованных действий (вне зависимости от их последствий для товарного рынка) сам по себе означает ограничение конкуренции, поскольку содержит такой признак ограничения конкуренции, установленный пунктом 17 статьи 4 Закона, как «рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке».

Несмотря на то, что данное в Законе определение согласованных действий освобождает антимонопольный орган от необходимости доказывать, что такие действия ограничили конкуренцию (ограничение конкуренции такими действиями является презумпцией), ему необходимо доказать сам факт наличия согласованных действий.

Статьей 8 Закона о защите конкуренции определены признаки согласованных действий хозяйствующих субъектов:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;

2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.

Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 17.11.2008 по делу № А02-840/2008, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 по делу № 07АП-842/09 и постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.06.09 по делу № Ф04-3368/2009 (8262-А02-43), признаны законными и обоснованными решение и предписание Управления от 16.06.2008 по делу № 2 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «ИнтервалОйл», ООО «Компания Салекс-Трейд», поскольку факт согласованных действий указанных субъектов по установлению и поддержанию одинаковых цен на бензин и дизельное топливо на автозаправочных станциях г.Горно-Алтайска и Майминского района подтверждается материалами дела № 2 от 21.02.2008 о нарушении антимонопольного законодательства. Так как материалы дела № 2 от 21.02.2008 были положены в основу дела об административном правонарушении, то в соответствии с пунктом 2 статьи 69 АПК РФ не подлежат вновь доказыванию обстоятельства дела, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, в котором участвуют те же лица.

Суд считает, что Управление правомерно квалифицировало совершенное заявителем правонарушение по статье 14.32 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении № 35 от 09.07.08 и постановление о привлечении к административной ответственности от 15.07.2008 № 35 составлены уполномоченными должностными лицами антимонопольного органа, с соблюдением положений статьи 28.7 КоАП РФ, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, судом не установлены.

Учитывая вышеизложенное, суд отказывает заявителю в удовлетворении требования о признании незаконным постановления о привлечении ООО «ИнтервалОйл» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 14.32 КоАП РФ.

Вопрос о судебных расходах суд не разрешает, поскольку данная категория споров государственной пошлиной не облагается согласно части 4 статьи 208 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 210, 211 АПК РФ, суд

 

решил:

 

В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «ИнтервалОйл» (ОГРН 1050400669880, юридический адрес: г.Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 109/1) о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по делу об административном правонарушении № 35 от 15.07.2008 отказать.

Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Алтай.

Судья О. Ю. Черноусова.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
30.07.2009
Решение Арбитражного суда по жалобе ООО «Интервал-Ойл» [format] => full_html [safe_value] =>

30.07.2009

Решение Арбитражного суда по жалобе ООО «Интервал-Ойл» ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-07-30 00:00:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-07-30 00:00:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322148165 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Алтайское республиканское УФАС России )