Решение по делу № 89-К/14 в отношении Министерства здравоохранения Республики Алтай

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Номер дела: 89-К/14
Дата публикации: 21 ноября 2014, 10:12

РЕШЕНИЕ

по делу № 89-К/14

о нарушении  законодательства о контрактной системе

«19» ноября 2014 года                                                                          г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),

в присутствии представителей: заявителя ООО «Мамонт Фарм» <…>, заказчика Министерства здравоохранения Республики Алтай <…>, уполномоченного органа Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай <…>, рассмотрев жалобу ООО «Мамонт Фарм» на действия заказчика Министерства здравоохранения Республики Алтай при проведении электронного аукциона на поставку Будесонида и беклометазона,

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 12.11.2014г. поступила жалоба ООО «Мамонт Фарм» на действия заказчика Министерства здравоохранения Республики Алтай при проведении электронного аукциона на поставку Будесонида и беклометазона (№ 0177200000214002246).

Заявитель обжалует положение аукционной документации и считает, что:

- заказчик необоснованно сужает круг потенциальных участников данного электронного аукциона, установив требования к упаковке товара, которым соответствует товар одного производителя;

- заказчик при описании лекарственных препаратов указывает, что Будесонид и Беклометазон являются торговыми наименованиями. Однако, препарата с таким торговым наименованием не существует, это международное непатентованное наименование (МНН).

Также заявитель указывает в жалобе, что заказчиком необоснованно объединены в один лот лекарственные средства по 2 международным непатентованным наименованиям, которые не имеют аналогов.

Не согласившись с доводами, изложенными в жалобе, Министерством здравоохранения Республики Алтай и Министерством экономического развития и инвестиций Республики Алтай 17.11.2014г. представлены возражения на жалобу ООО «Мамонт Фарм», согласно которым заказчик и уполномоченный орган считают доводы участника закупки безосновательными и просят признать жалобу необоснованной.

Комиссия, рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав объяснения представителей сторон, полагает, что доводы жалобы являются частично обоснованными по следующим основаниям:

05.11.2014г. уполномоченным органом – Министерством экономического развития и инвестиций Республики Алтай на официальном сайте РФ (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку Будесонида и беклометазона.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона №0177200000214002246:

- начальная (максимальная) цена контракта – 486 461,16 рублей;

- дата окончания срока подачи заявок - 13.11.2014г. 18:00 часов;

- дата окончания срока рассмотрения заявок – 14.11.2014г;

- дата проведения электронного аукциона - 17.11.2014г.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п. 1 ч.1 ст. 33 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в случае закупки лекарственных средств документация о закупке должна содержать указание на их международные непатентованные наименования (МНН) или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. Заказчик вправе в документации о закупке указывать торговое наименование лекарственных средств, если они входят в перечень утвержденный Правительством Российской Федерации или при осуществлении закупки в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона. А также предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными МНН или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с МНН (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.

Заказчик согласно спецификации установил следующие требования к лекарственным препаратам (раздел II аукционной документации):

Спецификация

Торговое наименование

Характеристика

Кол-во

Ед. изм.

Будесонид

Суспензия для ингаляций дозированная 0,5 мг/мл, 2 мл – контейнеры полиэтиленовые (5) – конверты алюминиевые ламинированные (4) – пачки картонные

127

Упаковка

Будесонид

Суспензия для ингаляций дозированная 0,25 мг/мл, 2 мл – контейнеры полиэтиленовые (5) – конверты алюминиевые ламинированные (4) – пачки картонные

86

Упаковка

Беклометазон

Аэрозоль для ингаляций дозированный 0,1 мг/доза, 200 доз – баллоны аэрозольные алюминиевые – футляры пластиковые – пачки картонные

122

Упаковка

Беклометазон

250 мкг/доза/200доз №1 аэрозоль для ингаляций дозированный/в комплекте с Джет-системой

615

Упаковка

Согласно письменным пояснениям заказчика в аукционной документации допущена техническая ошибка, в части указания наименования графы 1 «торговое наименование» в таблице спецификации. В действительности заказчик устанавливал требование по МНН Будесонид и Беклометазон. При рассмотрении первых частей заявок допускались к аукциону заявки с лекарственными препаратами, соответствующими МНН Будесонид и Беклометазон.

По мнению УФАС по РА это не приводит к нарушению законодательства о контрактной системе, к ограничению конкуренции, т.к. лекарственные средства с данными торговыми наименованиями не существуют, следовательно, потенциальный участник мог предположить, что заказчик установил требования к лекарственным препаратам согласно их международному непатентованному наименованию (МНН) Будесонид и Беклометазон, что подтверждается наличием поданных заявок (6 заявок), о чем свидетельствует протокол рассмотрения первых частей заявок № 0177200000214002246 от 14.11.2014г.

Таким образом, довод заявителя о том, что заказчик в аукционной документации необоснованно указал торговые наименования Будесонид и Беклометазон, Комиссия УФАС по РА считает обоснованным.

В соответствии с ч. 14 ст. 22 Закона о контрактной системе однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения.

Доводы заявителя о том, что препарат с МНН Будесонид в форме суспензии и раствора являются однородными, Комиссия УФАС по РА считает необоснованными, т.к. характеристики применения данных форм препарата разные, а именно в инструкциях по применению лекарственных средств, с действующим веществом будесонид в форме суспензии, установлены противопоказания применения для детей до 6 месяцев, а растворов до 16 лет, что по мнению УФАС по РА является существенным отличием.

Представитель Министерства здравоохранения Республики Алтай прояснила, что лекарственные препараты с заявленными характеристиками необходимы заказчику для оказания эффективной и качественной медицинской помощи больным, в том числе детям младенческого возраста.

Довод об ограничении количества участников в связи с установлением лекарственного средства с МНН Будесонид в форме суспензии Комиссия УФАС по РА считает необоснованным, т.к. лекарственное средство в данной форме на рынке представлено двумя производителями:

1.     АстраЗенека АБ, Швеция, препарат «Пульмикорт»;

2.     Нортон Хэлскеа Лимитед, Соединенное Королевство, препарат «Буденит Стери-Неб».

Согласно инструкции по применению:

 - у производителя № 1 форма выпуска в 2-х мл ампулах из полиэтилена, 5 ампул спаяны между собой в виде блока, 1 блок в ламинированной фольге. По 4 блока вместе с инструкцией упакованы в картонную коробку;

- у производителя №2 форма выпуска в 2-х мл контейнерах из полиэтилена. По 5 контейнеров соединены в один лист. Лист из 5 контейнеров упакован в конверт из ламинированной фольги. По 4 конверта в картонной пачке.

По мнению Комиссии УФАС по РА, в данном случае понятие «ампула» и «контейнер», «блок» и «конверт» являются однородными, т.к. выполняют одни и те же функции.

Таким образом, доводы заявителя о том, что заказчик ограничил количество потенциальных участников, установив требования к упаковке лекарственных препаратов, соответствующие только одному производителю, являются необоснованными.

Довод заявителя о том, что заказчик ограничил конкуренцию среди потенциальных поставщиков в связи с установлением требований к препарату с МНН Беклометазон, снабженному Джет-системой, является необоснованным, т.к. при описании характеристик лекарственного средства заказчиком был использован знак «/». Данный знак пунктуации по сведениям «Полного академического справочника под редакцией Лопатина «Правила русской орфографии и пунктуации» признается знаком альтернативности понятий. Под альтернативностью в русском языке понимается (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка) необходимость выбора одного из двух (или нескольких) возможных решений; противопоставленный другому и его исключающий.

Таким образом употребление в речи символа «/»  или «косая черта» в значении альтернативности понятий  очевидно и однозначно.

По письменным пояснениям заказчика данное требование следует читать как «или», т.е. заказчик изъявил желание купить препарат с МНН Беклометазон с характеристиками 250мкг/доза/200доз №1 в форме аэрозоля для ингаляций дозированный или снабженный Джет-системой.

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 17.10.2013 № 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями" (далее по тексту - Постановление № 929), установлено, что предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) устанавливается в размере 1 тыс. рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка лекарственных средств с международным непатентованным наименованием (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства, наркотическое лекарственное средство, психотропное лекарственное средство и радиофармацевтическое лекарственное средство.

Таким образом, довод заявителя о том, что заказчик нарушил п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в частности пункт 2 Постановления № 929 является необоснованным, т.к. Комиссией УФАС по РА установлено, что у препаратов с МНН Будесонид и Беклометазон в лекарственной форме и дозировке, установленным заказчиком, согласно государственному реестру лекарственных средств имеются аналоги.

На основании изложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

 Признать жалобу ООО «Мамонт Фарм» на действия заказчика Министерства здравоохранения Республики Алтай при проведении электронного аукциона на поставку Будесонида и беклометазона частично обоснованной.

 

stdClass Object ( [vid] => 11017 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 89-К/14 в отношении Министерства здравоохранения Республики Алтай [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11016 [type] => solution [language] => ru [created] => 1416803358 [changed] => 1416803358 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1416803358 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 89-К/14

о нарушении  законодательства о контрактной системе

«19» ноября 2014 года                                                                          г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),

в присутствии представителей: заявителя ООО «Мамонт Фарм» <…>, заказчика Министерства здравоохранения Республики Алтай <…>, уполномоченного органа Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай <…>, рассмотрев жалобу ООО «Мамонт Фарм» на действия заказчика Министерства здравоохранения Республики Алтай при проведении электронного аукциона на поставку Будесонида и беклометазона,

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 12.11.2014г. поступила жалоба ООО «Мамонт Фарм» на действия заказчика Министерства здравоохранения Республики Алтай при проведении электронного аукциона на поставку Будесонида и беклометазона (№ 0177200000214002246).

Заявитель обжалует положение аукционной документации и считает, что:

- заказчик необоснованно сужает круг потенциальных участников данного электронного аукциона, установив требования к упаковке товара, которым соответствует товар одного производителя;

- заказчик при описании лекарственных препаратов указывает, что Будесонид и Беклометазон являются торговыми наименованиями. Однако, препарата с таким торговым наименованием не существует, это международное непатентованное наименование (МНН).

Также заявитель указывает в жалобе, что заказчиком необоснованно объединены в один лот лекарственные средства по 2 международным непатентованным наименованиям, которые не имеют аналогов.

Не согласившись с доводами, изложенными в жалобе, Министерством здравоохранения Республики Алтай и Министерством экономического развития и инвестиций Республики Алтай 17.11.2014г. представлены возражения на жалобу ООО «Мамонт Фарм», согласно которым заказчик и уполномоченный орган считают доводы участника закупки безосновательными и просят признать жалобу необоснованной.

Комиссия, рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав объяснения представителей сторон, полагает, что доводы жалобы являются частично обоснованными по следующим основаниям:

05.11.2014г. уполномоченным органом – Министерством экономического развития и инвестиций Республики Алтай на официальном сайте РФ (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку Будесонида и беклометазона.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона №0177200000214002246:

- начальная (максимальная) цена контракта – 486 461,16 рублей;

- дата окончания срока подачи заявок - 13.11.2014г. 18:00 часов;

- дата окончания срока рассмотрения заявок – 14.11.2014г;

- дата проведения электронного аукциона - 17.11.2014г.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п. 1 ч.1 ст. 33 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в случае закупки лекарственных средств документация о закупке должна содержать указание на их международные непатентованные наименования (МНН) или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. Заказчик вправе в документации о закупке указывать торговое наименование лекарственных средств, если они входят в перечень утвержденный Правительством Российской Федерации или при осуществлении закупки в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона. А также предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными МНН или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с МНН (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.

Заказчик согласно спецификации установил следующие требования к лекарственным препаратам (раздел II аукционной документации):

Спецификация

Торговое наименование

Характеристика

Кол-во

Ед. изм.

Будесонид

Суспензия для ингаляций дозированная 0,5 мг/мл, 2 мл – контейнеры полиэтиленовые (5) – конверты алюминиевые ламинированные (4) – пачки картонные

127

Упаковка

Будесонид

Суспензия для ингаляций дозированная 0,25 мг/мл, 2 мл – контейнеры полиэтиленовые (5) – конверты алюминиевые ламинированные (4) – пачки картонные

86

Упаковка

Беклометазон

Аэрозоль для ингаляций дозированный 0,1 мг/доза, 200 доз – баллоны аэрозольные алюминиевые – футляры пластиковые – пачки картонные

122

Упаковка

Беклометазон

250 мкг/доза/200доз №1 аэрозоль для ингаляций дозированный/в комплекте с Джет-системой

615

Упаковка

Согласно письменным пояснениям заказчика в аукционной документации допущена техническая ошибка, в части указания наименования графы 1 «торговое наименование» в таблице спецификации. В действительности заказчик устанавливал требование по МНН Будесонид и Беклометазон. При рассмотрении первых частей заявок допускались к аукциону заявки с лекарственными препаратами, соответствующими МНН Будесонид и Беклометазон.

По мнению УФАС по РА это не приводит к нарушению законодательства о контрактной системе, к ограничению конкуренции, т.к. лекарственные средства с данными торговыми наименованиями не существуют, следовательно, потенциальный участник мог предположить, что заказчик установил требования к лекарственным препаратам согласно их международному непатентованному наименованию (МНН) Будесонид и Беклометазон, что подтверждается наличием поданных заявок (6 заявок), о чем свидетельствует протокол рассмотрения первых частей заявок № 0177200000214002246 от 14.11.2014г.

Таким образом, довод заявителя о том, что заказчик в аукционной документации необоснованно указал торговые наименования Будесонид и Беклометазон, Комиссия УФАС по РА считает обоснованным.

В соответствии с ч. 14 ст. 22 Закона о контрактной системе однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения.

Доводы заявителя о том, что препарат с МНН Будесонид в форме суспензии и раствора являются однородными, Комиссия УФАС по РА считает необоснованными, т.к. характеристики применения данных форм препарата разные, а именно в инструкциях по применению лекарственных средств, с действующим веществом будесонид в форме суспензии, установлены противопоказания применения для детей до 6 месяцев, а растворов до 16 лет, что по мнению УФАС по РА является существенным отличием.

Представитель Министерства здравоохранения Республики Алтай прояснила, что лекарственные препараты с заявленными характеристиками необходимы заказчику для оказания эффективной и качественной медицинской помощи больным, в том числе детям младенческого возраста.

Довод об ограничении количества участников в связи с установлением лекарственного средства с МНН Будесонид в форме суспензии Комиссия УФАС по РА считает необоснованным, т.к. лекарственное средство в данной форме на рынке представлено двумя производителями:

1.     АстраЗенека АБ, Швеция, препарат «Пульмикорт»;

2.     Нортон Хэлскеа Лимитед, Соединенное Королевство, препарат «Буденит Стери-Неб».

Согласно инструкции по применению:

 - у производителя № 1 форма выпуска в 2-х мл ампулах из полиэтилена, 5 ампул спаяны между собой в виде блока, 1 блок в ламинированной фольге. По 4 блока вместе с инструкцией упакованы в картонную коробку;

- у производителя №2 форма выпуска в 2-х мл контейнерах из полиэтилена. По 5 контейнеров соединены в один лист. Лист из 5 контейнеров упакован в конверт из ламинированной фольги. По 4 конверта в картонной пачке.

По мнению Комиссии УФАС по РА, в данном случае понятие «ампула» и «контейнер», «блок» и «конверт» являются однородными, т.к. выполняют одни и те же функции.

Таким образом, доводы заявителя о том, что заказчик ограничил количество потенциальных участников, установив требования к упаковке лекарственных препаратов, соответствующие только одному производителю, являются необоснованными.

Довод заявителя о том, что заказчик ограничил конкуренцию среди потенциальных поставщиков в связи с установлением требований к препарату с МНН Беклометазон, снабженному Джет-системой, является необоснованным, т.к. при описании характеристик лекарственного средства заказчиком был использован знак «/». Данный знак пунктуации по сведениям «Полного академического справочника под редакцией Лопатина «Правила русской орфографии и пунктуации» признается знаком альтернативности понятий. Под альтернативностью в русском языке понимается (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка) необходимость выбора одного из двух (или нескольких) возможных решений; противопоставленный другому и его исключающий.

Таким образом употребление в речи символа «/»  или «косая черта» в значении альтернативности понятий  очевидно и однозначно.

По письменным пояснениям заказчика данное требование следует читать как «или», т.е. заказчик изъявил желание купить препарат с МНН Беклометазон с характеристиками 250мкг/доза/200доз №1 в форме аэрозоля для ингаляций дозированный или снабженный Джет-системой.

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 17.10.2013 № 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями" (далее по тексту - Постановление № 929), установлено, что предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) устанавливается в размере 1 тыс. рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка лекарственных средств с международным непатентованным наименованием (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства, наркотическое лекарственное средство, психотропное лекарственное средство и радиофармацевтическое лекарственное средство.

Таким образом, довод заявителя о том, что заказчик нарушил п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в частности пункт 2 Постановления № 929 является необоснованным, т.к. Комиссией УФАС по РА установлено, что у препаратов с МНН Будесонид и Беклометазон в лекарственной форме и дозировке, установленным заказчиком, согласно государственному реестру лекарственных средств имеются аналоги.

На основании изложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

 Признать жалобу ООО «Мамонт Фарм» на действия заказчика Министерства здравоохранения Республики Алтай при проведении электронного аукциона на поставку Будесонида и беклометазона частично обоснованной.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 89-К/14

о нарушении  законодательства о контрактной системе

«19» ноября 2014 года                                                                          г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),

в присутствии представителей: заявителя ООО «Мамонт Фарм» <…>, заказчика Министерства здравоохранения Республики Алтай <…>, уполномоченного органа Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай <…>, рассмотрев жалобу ООО «Мамонт Фарм» на действия заказчика Министерства здравоохранения Республики Алтай при проведении электронного аукциона на поставку Будесонида и беклометазона,

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 12.11.2014г. поступила жалоба ООО «Мамонт Фарм» на действия заказчика Министерства здравоохранения Республики Алтай при проведении электронного аукциона на поставку Будесонида и беклометазона (№ 0177200000214002246).

Заявитель обжалует положение аукционной документации и считает, что:

- заказчик необоснованно сужает круг потенциальных участников данного электронного аукциона, установив требования к упаковке товара, которым соответствует товар одного производителя;

- заказчик при описании лекарственных препаратов указывает, что Будесонид и Беклометазон являются торговыми наименованиями. Однако, препарата с таким торговым наименованием не существует, это международное непатентованное наименование (МНН).

Также заявитель указывает в жалобе, что заказчиком необоснованно объединены в один лот лекарственные средства по 2 международным непатентованным наименованиям, которые не имеют аналогов.

Не согласившись с доводами, изложенными в жалобе, Министерством здравоохранения Республики Алтай и Министерством экономического развития и инвестиций Республики Алтай 17.11.2014г. представлены возражения на жалобу ООО «Мамонт Фарм», согласно которым заказчик и уполномоченный орган считают доводы участника закупки безосновательными и просят признать жалобу необоснованной.

Комиссия, рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав объяснения представителей сторон, полагает, что доводы жалобы являются частично обоснованными по следующим основаниям:

05.11.2014г. уполномоченным органом – Министерством экономического развития и инвестиций Республики Алтай на официальном сайте РФ (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку Будесонида и беклометазона.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона №0177200000214002246:

- начальная (максимальная) цена контракта – 486 461,16 рублей;

- дата окончания срока подачи заявок - 13.11.2014г. 18:00 часов;

- дата окончания срока рассмотрения заявок – 14.11.2014г;

- дата проведения электронного аукциона - 17.11.2014г.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п. 1 ч.1 ст. 33 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в случае закупки лекарственных средств документация о закупке должна содержать указание на их международные непатентованные наименования (МНН) или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. Заказчик вправе в документации о закупке указывать торговое наименование лекарственных средств, если они входят в перечень утвержденный Правительством Российской Федерации или при осуществлении закупки в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона. А также предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными МНН или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с МНН (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.

Заказчик согласно спецификации установил следующие требования к лекарственным препаратам (раздел II аукционной документации):

Спецификация

Торговое наименование

Характеристика

Кол-во

Ед. изм.

Будесонид

Суспензия для ингаляций дозированная 0,5 мг/мл, 2 мл – контейнеры полиэтиленовые (5) – конверты алюминиевые ламинированные (4) – пачки картонные

127

Упаковка

Будесонид

Суспензия для ингаляций дозированная 0,25 мг/мл, 2 мл – контейнеры полиэтиленовые (5) – конверты алюминиевые ламинированные (4) – пачки картонные

86

Упаковка

Беклометазон

Аэрозоль для ингаляций дозированный 0,1 мг/доза, 200 доз – баллоны аэрозольные алюминиевые – футляры пластиковые – пачки картонные

122

Упаковка

Беклометазон

250 мкг/доза/200доз №1 аэрозоль для ингаляций дозированный/в комплекте с Джет-системой

615

Упаковка

Согласно письменным пояснениям заказчика в аукционной документации допущена техническая ошибка, в части указания наименования графы 1 «торговое наименование» в таблице спецификации. В действительности заказчик устанавливал требование по МНН Будесонид и Беклометазон. При рассмотрении первых частей заявок допускались к аукциону заявки с лекарственными препаратами, соответствующими МНН Будесонид и Беклометазон.

По мнению УФАС по РА это не приводит к нарушению законодательства о контрактной системе, к ограничению конкуренции, т.к. лекарственные средства с данными торговыми наименованиями не существуют, следовательно, потенциальный участник мог предположить, что заказчик установил требования к лекарственным препаратам согласно их международному непатентованному наименованию (МНН) Будесонид и Беклометазон, что подтверждается наличием поданных заявок (6 заявок), о чем свидетельствует протокол рассмотрения первых частей заявок № 0177200000214002246 от 14.11.2014г.

Таким образом, довод заявителя о том, что заказчик в аукционной документации необоснованно указал торговые наименования Будесонид и Беклометазон, Комиссия УФАС по РА считает обоснованным.

В соответствии с ч. 14 ст. 22 Закона о контрактной системе однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения.

Доводы заявителя о том, что препарат с МНН Будесонид в форме суспензии и раствора являются однородными, Комиссия УФАС по РА считает необоснованными, т.к. характеристики применения данных форм препарата разные, а именно в инструкциях по применению лекарственных средств, с действующим веществом будесонид в форме суспензии, установлены противопоказания применения для детей до 6 месяцев, а растворов до 16 лет, что по мнению УФАС по РА является существенным отличием.

Представитель Министерства здравоохранения Республики Алтай прояснила, что лекарственные препараты с заявленными характеристиками необходимы заказчику для оказания эффективной и качественной медицинской помощи больным, в том числе детям младенческого возраста.

Довод об ограничении количества участников в связи с установлением лекарственного средства с МНН Будесонид в форме суспензии Комиссия УФАС по РА считает необоснованным, т.к. лекарственное средство в данной форме на рынке представлено двумя производителями:

1.     АстраЗенека АБ, Швеция, препарат «Пульмикорт»;

2.     Нортон Хэлскеа Лимитед, Соединенное Королевство, препарат «Буденит Стери-Неб».

Согласно инструкции по применению:

 - у производителя № 1 форма выпуска в 2-х мл ампулах из полиэтилена, 5 ампул спаяны между собой в виде блока, 1 блок в ламинированной фольге. По 4 блока вместе с инструкцией упакованы в картонную коробку;

- у производителя №2 форма выпуска в 2-х мл контейнерах из полиэтилена. По 5 контейнеров соединены в один лист. Лист из 5 контейнеров упакован в конверт из ламинированной фольги. По 4 конверта в картонной пачке.

По мнению Комиссии УФАС по РА, в данном случае понятие «ампула» и «контейнер», «блок» и «конверт» являются однородными, т.к. выполняют одни и те же функции.

Таким образом, доводы заявителя о том, что заказчик ограничил количество потенциальных участников, установив требования к упаковке лекарственных препаратов, соответствующие только одному производителю, являются необоснованными.

Довод заявителя о том, что заказчик ограничил конкуренцию среди потенциальных поставщиков в связи с установлением требований к препарату с МНН Беклометазон, снабженному Джет-системой, является необоснованным, т.к. при описании характеристик лекарственного средства заказчиком был использован знак «/». Данный знак пунктуации по сведениям «Полного академического справочника под редакцией Лопатина «Правила русской орфографии и пунктуации» признается знаком альтернативности понятий. Под альтернативностью в русском языке понимается (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка) необходимость выбора одного из двух (или нескольких) возможных решений; противопоставленный другому и его исключающий.

Таким образом употребление в речи символа «/»  или «косая черта» в значении альтернативности понятий  очевидно и однозначно.

По письменным пояснениям заказчика данное требование следует читать как «или», т.е. заказчик изъявил желание купить препарат с МНН Беклометазон с характеристиками 250мкг/доза/200доз №1 в форме аэрозоля для ингаляций дозированный или снабженный Джет-системой.

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 17.10.2013 № 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями" (далее по тексту - Постановление № 929), установлено, что предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) устанавливается в размере 1 тыс. рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка лекарственных средств с международным непатентованным наименованием (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства, наркотическое лекарственное средство, психотропное лекарственное средство и радиофармацевтическое лекарственное средство.

Таким образом, довод заявителя о том, что заказчик нарушил п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в частности пункт 2 Постановления № 929 является необоснованным, т.к. Комиссией УФАС по РА установлено, что у препаратов с МНН Будесонид и Беклометазон в лекарственной форме и дозировке, установленным заказчиком, согласно государственному реестру лекарственных средств имеются аналоги.

На основании изложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

 Признать жалобу ООО «Мамонт Фарм» на действия заказчика Министерства здравоохранения Республики Алтай при проведении электронного аукциона на поставку Будесонида и беклометазона частично обоснованной.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 89-К/14 [format] => [safe_value] => 89-К/14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 4 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 4 [vid] => 6 [name] => Контроль госзакупок [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-21 04:12:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-19 04:12:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1416803358 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Алтайское республиканское УФАС России )