Решение по делу № 12 в отношении Администрации Озеро-Куреевского сельского поселения

Номер дела: 12
Дата публикации: 6 июня 2014, 10:52

Р Е Ш Е Н И Е № 12

г. Горно-Алтайск

Резолютивная часть решения оглашена 27.05.2014г.

В полном объеме решение изготовлено 05.06.2014г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА),                                        

рассмотрев 27.05.2014г. дело № 12 от 08.05.2014г. по признакам нарушения Администрацией Озеро-Куреевского сельского поселения (Республика Алтай, Турочакский район, с. Озеро-Куреево, ул. Центральная, 33) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном установлении в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка», утвержденном постановлением Администрации Озеро-Куреевского сельского поселения от 28.11.2013г. № 25, требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу – выдача градостроительного плана земельного участка, документов, не предусмотренных действующим законодательством, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, с участием представителя Администрации Озеро-Куреевского сельского поселения <…>,

У С Т А Н О В И Л А:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай во исполнение поручения ФАС России № ИА/21534-ПР/13 от 03.06.2013г., в рамках анализа рынка строительства объектов капитального строительства на территории Республики Алтай были проанализированы действующие Административные регламенты предоставления муниципальной услуги, в том числе «Выдача градостроительного плана» (включая административные регламенты, утвержденные администрациями сельских поселений).

По результатам вышеуказанного анализа в отношении Администрации МО  «Озеро-Куреевское сельское поселение» возбуждено дело № 12 от 08.05.2014 г. по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Дело назначено к рассмотрению на 27.05.2014 г.

В ходе рассмотрения дела Комиссией УФАС по РА установлено следующее:

Постановлением Администрации Озеро-Куреевского сельского поселения от 28.11.2013г. № 25 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка» (далее Административный регламент).

Согласно пункту 5 раздела 1 Административного регламента заявителем или получателем муниципальной услуги являются юридическое или физическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства,  реконструкции, капитального ремонта, в том числе представитель указанных лиц (далее – представитель), действующий на основании оформленной в установленном порядке доверенности на осуществление действий по получению муниципальной услуги.

Пунктом 5 раздела 2 указанного Административного регламента установлен следующий перечень документов, необходимых для предоставления услуги:

- заявление о выдаче градостроительного плана;

- копия правоустанавливающих документов на земельный участок;

- копия кадастрового плана земельного участка;

- копия правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, в отношении которого требуется изготовление градостроительного плана;

- копия технического паспорта на здание, строение, сооружение или копия кадастрового паспорта объекта недвижимости;

- оригинал топографической съемки земельного участка;

- копия технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения водоснабжением, канализацией, электроснабжением, теплоснабжением;

- условия по сохранению объектов культурного наследия органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры;

- доверенность, копия документа удостоверяющего личность.

В соответствии с абз. 5 п. 6 раздела 2 Административного регламента заявителю может быть отказано в приеме заявления, в случае отсутствия необходимых для рассмотрения документов и материалов, перечень которых установлен настоящим регламентом.

Согласно п. 1. ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ  «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги «предоставление градостроительного плана земельного участка» урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Часть 1 статьи 44 ГрК РФ устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 статьи 46 ГрК РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (ч. 17 ст. 46 ГрК РФ).

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана земельного участка и требованием от заявителей предоставления каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны  с возможностью идентификации обратившегося лица. Такая позиция отражена в Определении Верховного суда РФ от 09.08.2012г. № АТТЛ12-449, письме Госстроя от 17.12.2012г. № 3427-ВК/11/ГС «О предоставлении государственной услуги по выдаче градостроительного плана».

Согласно письму Госстроя от 17.12.2012г. № 3427-ВК/П/ГС для выдачи градостроительного плана земельного участка органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе. Согласно действующему законодательству органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица (паспорт) или юридического лица (свидетельство о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет). Полномочия органов местного самоуправления в области нормативно-правового регулирования планировки территорий охватываются только установлением порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 ГрК РФ). Порядок подготовки документации по планировке предполагает лишь организационную регламентацию действий муниципальных органов, уточняющую применительно к условиям конкретного муниципального образования процедуру подготовки, изложенную в ст. 46 ГрК РФ.

Таким образом, постановлением Администрации Озеро-Куреевского сельского поселения от 28.11.2013г. № 25 утвержден Административный регламент, которым для лиц, желающих получить муниципальную услугу «выдача градостроительного плана земельного участка», в том числе, для хозяйствующих субъектов, были установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством, что привело или могло привести  к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В связи с чем действия Администрации Озеро-Куреевского сельского поселения, выразившиеся в необоснованном установлении в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка», утвержденном постановлением Администрации Озеро-Куреевского сельского поселения от 28.11.2013г. № 25, требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу документов, не предусмотренных действующим законодательством, образуют нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На заседании Комиссии глава Администрации пояснил, что в Административный регламент о предоставлении муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка», утвержденный постановлением от 28.11.2013г. № 25, были внесены изменения постановлением от 23.12.2013 № 30 «О внесении изменений в Административный регламент о предоставлении муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка» в части исключения требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу документов, не предусмотренных действующим законодательством. Данное постановление просил приобщить к материалам дела. На запрос о предоставлении информации УФАС по РА от 21.01.2014г. исх. № 72/12 специалистом 2 разряда сельской администрации был направлен сам Административный регламент, а постановление с изменениями специалистом не направлено. Дополнительно пояснил, что заявители за период с декабря 2013г. по май 2014г. не обращались с заявлениями о предоставлении муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка».

Комиссия УФАС по РА, ознакомившись с данным постановлением от 23.12.2013 № 30 «О внесении изменений в Административный регламент о предоставлении муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка», приходит к выводу, что Административный регламент о предоставлении муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка» 23.12.2013г. приведен в соответствие требованиям законодательства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Принятие Администрацией 23.12.2013г. постановления № 30 о внесении изменений в Административный регламент, на основании которого  исключены требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу, документов, не предусмотренных действующим законодательством, является обстоятельством, свидетельствующим о добровольном устранении ответчиком нарушения антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию Озеро-Куреевского сельского поселения нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с необоснованным установлением в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка», утвержденном постановлением Администрации Озеро-Куреевского  сельского поселения от 28.11.2013г. № 25, требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу – выдача градостроительного плана земельного участка, документов, не предусмотренных действующим законодательством, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Прекратить производство по делу в связи с добровольным устранением Администрацией Озеро-Куреевского сельского поселения нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

stdClass Object ( [vid] => 10423 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 12 в отношении Администрации Озеро-Куреевского сельского поселения [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10422 [type] => solution [language] => ru [created] => 1402372413 [changed] => 1404447325 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1404447325 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е № 12

г. Горно-Алтайск

Резолютивная часть решения оглашена 27.05.2014г.

В полном объеме решение изготовлено 05.06.2014г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА),                                        

рассмотрев 27.05.2014г. дело № 12 от 08.05.2014г. по признакам нарушения Администрацией Озеро-Куреевского сельского поселения (Республика Алтай, Турочакский район, с. Озеро-Куреево, ул. Центральная, 33) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном установлении в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка», утвержденном постановлением Администрации Озеро-Куреевского сельского поселения от 28.11.2013г. № 25, требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу – выдача градостроительного плана земельного участка, документов, не предусмотренных действующим законодательством, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, с участием представителя Администрации Озеро-Куреевского сельского поселения <…>,

У С Т А Н О В И Л А:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай во исполнение поручения ФАС России № ИА/21534-ПР/13 от 03.06.2013г., в рамках анализа рынка строительства объектов капитального строительства на территории Республики Алтай были проанализированы действующие Административные регламенты предоставления муниципальной услуги, в том числе «Выдача градостроительного плана» (включая административные регламенты, утвержденные администрациями сельских поселений).

По результатам вышеуказанного анализа в отношении Администрации МО  «Озеро-Куреевское сельское поселение» возбуждено дело № 12 от 08.05.2014 г. по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Дело назначено к рассмотрению на 27.05.2014 г.

В ходе рассмотрения дела Комиссией УФАС по РА установлено следующее:

Постановлением Администрации Озеро-Куреевского сельского поселения от 28.11.2013г. № 25 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка» (далее Административный регламент).

Согласно пункту 5 раздела 1 Административного регламента заявителем или получателем муниципальной услуги являются юридическое или физическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства,  реконструкции, капитального ремонта, в том числе представитель указанных лиц (далее – представитель), действующий на основании оформленной в установленном порядке доверенности на осуществление действий по получению муниципальной услуги.

Пунктом 5 раздела 2 указанного Административного регламента установлен следующий перечень документов, необходимых для предоставления услуги:

- заявление о выдаче градостроительного плана;

- копия правоустанавливающих документов на земельный участок;

- копия кадастрового плана земельного участка;

- копия правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, в отношении которого требуется изготовление градостроительного плана;

- копия технического паспорта на здание, строение, сооружение или копия кадастрового паспорта объекта недвижимости;

- оригинал топографической съемки земельного участка;

- копия технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения водоснабжением, канализацией, электроснабжением, теплоснабжением;

- условия по сохранению объектов культурного наследия органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры;

- доверенность, копия документа удостоверяющего личность.

В соответствии с абз. 5 п. 6 раздела 2 Административного регламента заявителю может быть отказано в приеме заявления, в случае отсутствия необходимых для рассмотрения документов и материалов, перечень которых установлен настоящим регламентом.

Согласно п. 1. ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ  «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги «предоставление градостроительного плана земельного участка» урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Часть 1 статьи 44 ГрК РФ устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 статьи 46 ГрК РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (ч. 17 ст. 46 ГрК РФ).

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана земельного участка и требованием от заявителей предоставления каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны  с возможностью идентификации обратившегося лица. Такая позиция отражена в Определении Верховного суда РФ от 09.08.2012г. № АТТЛ12-449, письме Госстроя от 17.12.2012г. № 3427-ВК/11/ГС «О предоставлении государственной услуги по выдаче градостроительного плана».

Согласно письму Госстроя от 17.12.2012г. № 3427-ВК/П/ГС для выдачи градостроительного плана земельного участка органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе. Согласно действующему законодательству органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица (паспорт) или юридического лица (свидетельство о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет). Полномочия органов местного самоуправления в области нормативно-правового регулирования планировки территорий охватываются только установлением порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 ГрК РФ). Порядок подготовки документации по планировке предполагает лишь организационную регламентацию действий муниципальных органов, уточняющую применительно к условиям конкретного муниципального образования процедуру подготовки, изложенную в ст. 46 ГрК РФ.

Таким образом, постановлением Администрации Озеро-Куреевского сельского поселения от 28.11.2013г. № 25 утвержден Административный регламент, которым для лиц, желающих получить муниципальную услугу «выдача градостроительного плана земельного участка», в том числе, для хозяйствующих субъектов, были установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством, что привело или могло привести  к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В связи с чем действия Администрации Озеро-Куреевского сельского поселения, выразившиеся в необоснованном установлении в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка», утвержденном постановлением Администрации Озеро-Куреевского сельского поселения от 28.11.2013г. № 25, требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу документов, не предусмотренных действующим законодательством, образуют нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На заседании Комиссии глава Администрации пояснил, что в Административный регламент о предоставлении муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка», утвержденный постановлением от 28.11.2013г. № 25, были внесены изменения постановлением от 23.12.2013 № 30 «О внесении изменений в Административный регламент о предоставлении муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка» в части исключения требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу документов, не предусмотренных действующим законодательством. Данное постановление просил приобщить к материалам дела. На запрос о предоставлении информации УФАС по РА от 21.01.2014г. исх. № 72/12 специалистом 2 разряда сельской администрации был направлен сам Административный регламент, а постановление с изменениями специалистом не направлено. Дополнительно пояснил, что заявители за период с декабря 2013г. по май 2014г. не обращались с заявлениями о предоставлении муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка».

Комиссия УФАС по РА, ознакомившись с данным постановлением от 23.12.2013 № 30 «О внесении изменений в Административный регламент о предоставлении муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка», приходит к выводу, что Административный регламент о предоставлении муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка» 23.12.2013г. приведен в соответствие требованиям законодательства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Принятие Администрацией 23.12.2013г. постановления № 30 о внесении изменений в Административный регламент, на основании которого  исключены требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу, документов, не предусмотренных действующим законодательством, является обстоятельством, свидетельствующим о добровольном устранении ответчиком нарушения антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию Озеро-Куреевского сельского поселения нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с необоснованным установлением в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка», утвержденном постановлением Администрации Озеро-Куреевского  сельского поселения от 28.11.2013г. № 25, требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу – выдача градостроительного плана земельного участка, документов, не предусмотренных действующим законодательством, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Прекратить производство по делу в связи с добровольным устранением Администрацией Озеро-Куреевского сельского поселения нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е № 12

г. Горно-Алтайск

Резолютивная часть решения оглашена 27.05.2014г.

В полном объеме решение изготовлено 05.06.2014г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА),                                        

рассмотрев 27.05.2014г. дело № 12 от 08.05.2014г. по признакам нарушения Администрацией Озеро-Куреевского сельского поселения (Республика Алтай, Турочакский район, с. Озеро-Куреево, ул. Центральная, 33) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном установлении в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка», утвержденном постановлением Администрации Озеро-Куреевского сельского поселения от 28.11.2013г. № 25, требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу – выдача градостроительного плана земельного участка, документов, не предусмотренных действующим законодательством, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, с участием представителя Администрации Озеро-Куреевского сельского поселения <…>,

У С Т А Н О В И Л А:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай во исполнение поручения ФАС России № ИА/21534-ПР/13 от 03.06.2013г., в рамках анализа рынка строительства объектов капитального строительства на территории Республики Алтай были проанализированы действующие Административные регламенты предоставления муниципальной услуги, в том числе «Выдача градостроительного плана» (включая административные регламенты, утвержденные администрациями сельских поселений).

По результатам вышеуказанного анализа в отношении Администрации МО  «Озеро-Куреевское сельское поселение» возбуждено дело № 12 от 08.05.2014 г. по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Дело назначено к рассмотрению на 27.05.2014 г.

В ходе рассмотрения дела Комиссией УФАС по РА установлено следующее:

Постановлением Администрации Озеро-Куреевского сельского поселения от 28.11.2013г. № 25 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка» (далее Административный регламент).

Согласно пункту 5 раздела 1 Административного регламента заявителем или получателем муниципальной услуги являются юридическое или физическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства,  реконструкции, капитального ремонта, в том числе представитель указанных лиц (далее – представитель), действующий на основании оформленной в установленном порядке доверенности на осуществление действий по получению муниципальной услуги.

Пунктом 5 раздела 2 указанного Административного регламента установлен следующий перечень документов, необходимых для предоставления услуги:

- заявление о выдаче градостроительного плана;

- копия правоустанавливающих документов на земельный участок;

- копия кадастрового плана земельного участка;

- копия правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, в отношении которого требуется изготовление градостроительного плана;

- копия технического паспорта на здание, строение, сооружение или копия кадастрового паспорта объекта недвижимости;

- оригинал топографической съемки земельного участка;

- копия технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения водоснабжением, канализацией, электроснабжением, теплоснабжением;

- условия по сохранению объектов культурного наследия органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры;

- доверенность, копия документа удостоверяющего личность.

В соответствии с абз. 5 п. 6 раздела 2 Административного регламента заявителю может быть отказано в приеме заявления, в случае отсутствия необходимых для рассмотрения документов и материалов, перечень которых установлен настоящим регламентом.

Согласно п. 1. ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ  «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги «предоставление градостроительного плана земельного участка» урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Часть 1 статьи 44 ГрК РФ устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 статьи 46 ГрК РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (ч. 17 ст. 46 ГрК РФ).

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана земельного участка и требованием от заявителей предоставления каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны  с возможностью идентификации обратившегося лица. Такая позиция отражена в Определении Верховного суда РФ от 09.08.2012г. № АТТЛ12-449, письме Госстроя от 17.12.2012г. № 3427-ВК/11/ГС «О предоставлении государственной услуги по выдаче градостроительного плана».

Согласно письму Госстроя от 17.12.2012г. № 3427-ВК/П/ГС для выдачи градостроительного плана земельного участка органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе. Согласно действующему законодательству органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица (паспорт) или юридического лица (свидетельство о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет). Полномочия органов местного самоуправления в области нормативно-правового регулирования планировки территорий охватываются только установлением порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 ГрК РФ). Порядок подготовки документации по планировке предполагает лишь организационную регламентацию действий муниципальных органов, уточняющую применительно к условиям конкретного муниципального образования процедуру подготовки, изложенную в ст. 46 ГрК РФ.

Таким образом, постановлением Администрации Озеро-Куреевского сельского поселения от 28.11.2013г. № 25 утвержден Административный регламент, которым для лиц, желающих получить муниципальную услугу «выдача градостроительного плана земельного участка», в том числе, для хозяйствующих субъектов, были установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством, что привело или могло привести  к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В связи с чем действия Администрации Озеро-Куреевского сельского поселения, выразившиеся в необоснованном установлении в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка», утвержденном постановлением Администрации Озеро-Куреевского сельского поселения от 28.11.2013г. № 25, требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу документов, не предусмотренных действующим законодательством, образуют нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На заседании Комиссии глава Администрации пояснил, что в Административный регламент о предоставлении муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка», утвержденный постановлением от 28.11.2013г. № 25, были внесены изменения постановлением от 23.12.2013 № 30 «О внесении изменений в Административный регламент о предоставлении муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка» в части исключения требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу документов, не предусмотренных действующим законодательством. Данное постановление просил приобщить к материалам дела. На запрос о предоставлении информации УФАС по РА от 21.01.2014г. исх. № 72/12 специалистом 2 разряда сельской администрации был направлен сам Административный регламент, а постановление с изменениями специалистом не направлено. Дополнительно пояснил, что заявители за период с декабря 2013г. по май 2014г. не обращались с заявлениями о предоставлении муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка».

Комиссия УФАС по РА, ознакомившись с данным постановлением от 23.12.2013 № 30 «О внесении изменений в Административный регламент о предоставлении муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка», приходит к выводу, что Административный регламент о предоставлении муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка» 23.12.2013г. приведен в соответствие требованиям законодательства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Принятие Администрацией 23.12.2013г. постановления № 30 о внесении изменений в Административный регламент, на основании которого  исключены требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу, документов, не предусмотренных действующим законодательством, является обстоятельством, свидетельствующим о добровольном устранении ответчиком нарушения антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию Озеро-Куреевского сельского поселения нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с необоснованным установлением в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка», утвержденном постановлением Администрации Озеро-Куреевского  сельского поселения от 28.11.2013г. № 25, требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу – выдача градостроительного плана земельного участка, документов, не предусмотренных действующим законодательством, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Прекратить производство по делу в связи с добровольным устранением Администрацией Озеро-Куреевского сельского поселения нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 12 [format] => [safe_value] => 12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-06 03:52:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-05 03:52:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1402372413 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Алтайское республиканское УФАС России )