Рекламная пауза под надзором

Двигателем рекламы является рекламодатель и основной целью его деятельности, безусловно, является расширение спроса на свои товары, услуги, и соответственно, увеличение прибыли.

Большинство потребителей затрачивает значительное время на сбор информации, необходимой для правильного выбора товара, услуги. Создавая привлекательный образ доступных товаров, реклама стимулирует их приобретение. Она информирует и убеждает потребителей в необходимости купить товар и должна предоставлять им достоверные сведения, позволяя сделать осознанный выбор. С этой точки зрения, реклама обеспечивает реализацию права потребителя на свободный выбор нужных ему товаров, услуг.

Для достижения этих целей, отношения в сфере рекламы должны строиться в обществе на принципах добросовестной конкуренции и достоверности сообщаемых сведений о товарах и услугах.

Определяя параметры допустимого поведения хозяйствующих субъектов в процессе осуществления рекламной деятельности, Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» установил запрет распространения недобросовестной, недостоверной и неэтичной, заведомо ложной рекламы, определил особенности отдельных способов рекламирования товаров (работ, услуг), указал специфику рекламы отдельных товаров.

Государственная функция по надзору за соблюдением требований рекламного законодательства отнесена к компетенции Федеральной антимонопольной службы России, которая  путем вынесения решения и предписания по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе и вынесения постановления о применении мер административного воздействия, призвана прерывать распространение ненадлежащей рекламы.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Обращаясь к правоприменительной практике Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай, следует отметить рост числа нарушений рекламного законодательства в последние годы. Так в 2011 году количество возбужденных УФАС по Республике Алтай дел возросло вдвое, по отношению к 2010 году. В текущем году, количество нарушений Закона «О рекламе» не уменьшается.

Большинство нарушений рекламного законодательства связано с рекламой финансовых услуг (потребительских кредитов, займов, вкладов) в содержании которой, умалчивается о наименовании лица, предоставляющего эти услуги, либо рекламируется одно выгодное для потребителя условие предоставления финансовой услуги, при умалчивании об иных существенных условиях, влияющих на сумму доходов (расходов) которые получат (понесут) воспользовавшиеся рекламируемой финансовой  услугой лица.

Значительная доля нарушений рекламного законодательства приходится и на рекламу лекарственных средств, медицинских услуг, медицинской техники и методов лечения, которая умалчивает от потребителей возможные противопоказания к их применению или использованию, необходимость получения консультаций специалистов перед их применением (использованием).

Довольно часто нарушаются требования рекламного законодательства, предъявляемые к способу и месту распространения рекламы отдельных видов товаров, услуг, а так же вследствие распространения недостоверной рекламы.   

В настоящее время  УФАС по Республике Алтай ожидает увеличение количества нарушений рекламного законодательства, связанных с рекламой алкогольной продукции. Данное опасение связано с вступлением с 23.07.2012г. в законную силу отдельных положений статьи 21 Закона «О рекламе» (реклама алкогольной продукции), запрещающей отныне рекламу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции, кроме как в печатных изданиях.

В отношении ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе действуют общие принципы ответственности юридических и физических лиц, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. К ненадлежащей рекламе указанные принципы применяются непосредственно (статья 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). За совершение административных правонарушений нарушителям рекламного законодательства назначается наказание в виде административного штрафа, применяемое как в отношении юридического лица, так и в отношении должностного лица одновременно. Введенный  3-м антимонопольным пакетом поправок институт предупреждения, к сожалению, не коснулся рекламного законодательства, поэтому при признании рекламы ненадлежащей, антимонопольный орган обязан возбуждать в отношении виновных лиц  дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 14.3 КоАП РФ.  

Вследствие чего, УФАС по Республике Алтай призывает хозяйствующих субъектов знать Закон «О рекламе», следить за всеми изменениями  и следовать его нормам при рекламировании своей деятельности, не полагаясь на рекламные агентства, так как заключение договора на рекламное обслуживание не освобождает рекламодателя от ответственности в случае нарушения рекламного законодательства.

В целях исключения фактов возбуждения необоснованных дел, предварительно каждый выявленный признак нарушения рекламного законодательства подвергается правовой экспертизе, что приводит к минимальному количеству отмененных судами решений УФАС по Республике Алтай (в 2011 году и первом полугодии 2012 года все обжалуемые в Арбитражном суде Республики Алтай решения УФАС по РА о признании рекламы ненадлежащей, оставлены судом в силе).

К сожалению не все хозяйствующие субъекты правильно защищают свои права и законные интересы. Некоторые обращаются в административные органы, критикуют деятельность УФАС по Республике Алтай в СМИ после вынесения контрольным органом решения о привлечении их к административной ответственности, другими словами оказывают всяческое давление на контрольный орган, используя незаконные методы.

УФАС по Республике Алтай обращает внимание, что в соответствии со статьей 37 Закона «О рекламе» решение и предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания, а постановление антимонопольного органа о применении мер административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе может быть обжаловано, оспорено в порядке, установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, единственным  законным и добросовестным способом защиты своих прав и законных интересов, является обжалование действий антимонопольного органа в суде. Только данная инстанция может отменить вынесенное административным органом решение, постановление, если оно будет признано в предусмотренном законом порядке необоснованным и незаконным.

Своей публикацией УФАС по РА в очередной раз информирует потребителей и хозяйствующих субъектов о том, что за защитой своих прав, нарушенных недобросовестной, недостоверной и ненадлежащей рекламой, следует обращаться в УФАС по Республике Алтай (г. Горно-Алтайск, ул. Улагашева, 13, 5 этаж) с соответствующим заявлением.

Такое заявление должно содержать:

- наименование и место нахождения заявителя - юридического лица (фамилия, имя, отчество и место жительства заявителя - физического лица);

- наименование     рекламодателя,      рекламопроизводителя, рекламораспространителя, действия которых содержат признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или наименование федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, принявшего акт, полностью или в части противоречащий законодательству Российской Федерации о рекламе;

- описание фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, с указанием способа, места и времени распространения рекламы или указание акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, акта органа местного самоуправления, полностью или в части противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе, с приложением имеющихся доказательств;

- требования заявителя.

В случае невозможности предоставления доказательств, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, заявитель вправе указать лицо или орган, от которого могут быть получены такие доказательства.

Ознакомиться с практикой рассмотрения УФАС по РА дел о нарушениях рекламного законодательства можно на официальном сайте управления: www.altr.fas.gov.ru.