УФАС предпринимателю не враг

Грозная аббревиатура УФАС расшифровывается как управление федеральной антимонопольной службы. В Республике Алтай оно  образовано в 2004 году для контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в сфере конкуренции; органов власти при заключении контрактов для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также для выполнения других функций.

 

26 сентября в администрации МО «Усть-Коксинский район» был проведён выездной семинар, который вела заместитель руководителя федеральной антимонопольной службы по РА Анастасия Гуткович.

 

По данным статуправления, в Усть-Коксинском районе сегодня работает 391 индивидуальный предприниматель. В кабинете у заместителя главы Усть-Коксинского района Ольги Абросимовой, где  собрались наиболее активные из них, Гуткович рассказала о деятельности антимонопольной службы и целях своего визита: «Штат управления (14 человек) находится в Горно-Алтайске, мы хотим объехать все районы, чтобы узнать о ваших проблемах и, по возможности, помочь их разрешить».

В первую очередь семинар проводился для того, чтобы содействовать развитию правовой культуры предпринимателей, ведь далеко не все из них знают о тонкостях законов о рекламе, о защите конкуренции, которые устанавливают ряд требований, в том числе к органам власти.  Кроме того, антимонопольная служба осуществляет контроль за госзакупками. К сожалению, наши предприниматели в большинстве своём не готовы участвовать в торгах и аукционах: они не зарегистрированы на специализированных сайтах, у них нет свободных денежных средств для обеспечения заявки, контракта. Возникает много технических проблем и с электронными аукционами, особенно при заключении контрактов с электронной подписью (ведь до сих пор не у всех даже есть Интернет!).

 

– Если сумма заказа небольшая, то проводить аукцион необязательно, действовать можно по запросу котировок, –  разъясняла актуальный вопрос Анастасия Гуткович. – Для бюджетных учреждений (дома культуры, школы, детские сады) есть право заключать договор до 100 тысяч рублей, а можно и на 1-2 тысячи. Просто аукцион – это всегда снижение цен и высвобождение бюджетных средств, которые можно пустить для решения других проблем.

 

Власть должна быть заинтересована в развитии малого бизнеса: частные предприниматели вносят деньги, и немалые, в бюджет района, они участвуют в общественной жизни района, в благотворительных акциях, оказывают спонсорскую помощь. Существует очень много программ по поддержке предпринимательства. Органы власти могут оказывать преференции, то есть преимущества, любым хозяйствующим субъектам, но надо, чтобы обоснование, инициатива шла снизу вверх, от самих предпринимателей, например, в случае обоснованной просрочки.

 

Предприниматели сообщили, что административных барьеров в развитии бизнеса у них нет, но ответы на некоторые вопросы они хотели бы получить. Например, остро стоит вопрос с закупом мяса. В мае 2014 года вступил в силу новый технический регламент, из-за которого страдают, прежде всего, потребители. Цена приёмки скота живым весом на мясокомбинат постоянно меняется. Турбазы не могут использовать местное мясо, а вынуждены привозить его с Алтайкого края, из Новосибирска.

На это Анастасия Гуткович заметила, что сама антимонопольная служба по закону (ФЗ №294) может проводить плановую проверку хозяйствующих субъектов только один раз в три года, но при наличии обращений-жалоб – вправе и  чаще.

 

Очень много жалоб поступает при подключении электроэнергии, установке счётчиков и их проверке.

– Вынос счётчика на столб возле дома для удобства проверки за счёт потребителя законно?

 – Нет. Проверяющая организация должна иметь беспрепятственный доступ к счётчику, который вы приобрели, и только. Но обязывать вас за свой счёт устанавливать счётчик на столб у них нет права.  Кстати, законом предусмотрена беспроцентная рассрочка на подключение электроэнергии. И прежде чем подписывать любые акты проверяющих, читайте внимательно, в акте надо писать о своём несогласии, там даже специальная строка для этого предусмотрена. Но если вы, не глядя, всё подписали, с кого спрос? А если вам не оказывают услугу вовремя, например, счётчики не подключают, вы не сидите, не ждите, а напишите жалобу на бездействие организации, ведь отвечать-то в конечном итоге за всё вам, как предпринимателю, придётся.

 

Далее заместитель руководителя УФАС заострила внимание присутствующих на исполнении федерального закона №38 о рекламе. Предприниматели должны получить разрешение о размещении наружной рекламы при наличии схемы рекламной конструкции.

 – Содержание рекламы вы можете выбирать по своему усмотрению, но при этом вы не должны принижать своего конкурента. Нельзя писать «наши цены самые лучшие», а вдруг при проверке мы обнаружим, что где-то и цены ниже и товар более высокого качества? В этом случае ваша реклама будет недостоверной. Нельзя использовать и известные бренды, как это сейчас делают некоторые автозаправочные станции, например, в брендах «Роснефть» или «Лукойл»  изменяют одну буквы в названии, так вот это наказуемо.

 – В районе много частных туристических объектов с размещением рекламных вывесок на домах, на оградах: «баня», «сауна», «отдых» и т.д. Это законно?

– Если на вывеске нет информации о конкретном субъекте, нет номера телефона, то это уже не реклама, а просто информация.

 – Будет ли считаться нарушением, если товар из магазина вынесен на улицу с надписью «цена договорная», ведь в магазинах цены фиксированные?

 – Мы можем принять меры на стационарном объекте, если большие объёмы. А в этом случае, может быть, проще обратиться в Роспотребнадзор.

 

Вопросов было много, и все их в течение одного семинара решить было просто невозможно. Но предприниматели могут самостоятельно обращаться в антимонопольный орган за защитой своих прав и интересов. А. Гуткович рассказала о возможности быстрой обратной связи через сайт антимонопольной службы. В течение одного рабочего дня вы можете получить ответ со ссылкой на закон по интересующему вас вопросу. А в следующем году УФАС приедет в район с плановой проверкой исполнения законов о торговле и о рекламе.