Решение и предписание по делу №23 в отношении Министерства здравоохранения Республики Алтай, Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай

Дата публикации: 13 июня 2011, 18:08

Р Е Ш Е Н И Е № 23

                                                                                                          г. Горно-Алтайск

Резолютивная часть решения оглашена 01.06.2011г.

В полном объеме решение изготовлено 10.06.2011г.

                                                                                    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрев 01.06.2011г. дело № 23 от 24.05.2011г. по признакам нарушения Министерством здравоохранения Республики Алтай (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 54), Министерством экономического развития и инвестиций Республики Алтай (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Чаптынова, 24) части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции), в присутствии  представителя Министерства здравоохранения Республики Алтай, представителя Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай

 

У С Т А Н О В И Л А:

Во исполнение поручения ФАС России от 20.04.2011 № АК/14663 «О нарушениях при закупках инсулинов» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай была изучена ситуация с закупками инсулинов в Республике Алтай в рамках Федеральной программы дополнительного лекарственного обеспечения.

В ходе проверки было установлено, что в соответствии с частью 2.1 статьи 10 Федерального зако6на от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при размещении заказов на поставки товаров путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении аукциона в документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров.

Частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов установлено, что документация об аукционе не может содержать требования к товару, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

02.03.2011г. Уполномоченным органом - Министерством экономического развития и инвестиций Республики Алтай на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о заказах размещено извещение №0177200000211000078 о проведении открытого аукциона в электронной форме «Поставка инсулинов для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи». Согласно информационной карте открытого аукциона заказчиком размещения заказа является Министерство здравоохранения Республики Алтай.

В документации об аукционе в Разделе 3 «Техническая часть документации об аукционе. Сведения о поставляемом товаре» указаны товарные наименования следующих инсулинов:

1. Хумалог

2. НовоРапидФлексПен

3. Лантус

4. Хумулин M3

5. НовоМикс 30 ФлексПен

6. Актрапид НМ

7. БиосулинР

8. Инсуман Рапид ГТ

9. ХумулинРегуляр

10. Хумулин НПХ

11. ЛевемирФлексПен

12. Биосулин Н

13. ИнсуманБазал ГТ

14. Протафан HM

Включение в состав одного лота различных торговых наименований разных производителей инсулинов может привести к ограничению конкуренции на торгах, так как влечет невозможность производителей и поставщиков инсулинов, а также большего числа дистрибьюторов участвовать в таком аукционе.

По выявленным признакам нарушения антимонопольного законодательства УФАС по Республике Алтай было возбуждено дело № 23 от 24.05.2011г. по части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции в отношении Министерства здравоохранения Республики Алтай, Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай.

На определение о назначении дела № 23 о нарушении антимонопольного законодательства от 24.05.2011г. Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай 31.05.2011г. представило письменные пояснения, в которых указало:

Согласно Приложению №1 к Постановлению Правительства Республики Алтай от 01.06.2010г. №90 к функциям уполномоченного органа отнесены полномочия по формированию комиссий по размещению государственных заказов, осуществление выбора способа размещения государственного заказа, осуществление процедур размещения государственного заказа путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок. Функции по разработке технического задания возложены на государственного заказчика.

Руководствуясь данным Постановлением, Министерство здравоохранения Республики Алтай направило в адрес Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай заявку на размещение заказа на поставку инсулина для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи от 18.02.2011г. №763 с приложением технического задания и проекта государственного контракта. На  основании представленной заявки уполномоченным органом была
подготовлена аукционная документация открытого аукциона в электронной форме. К процедуре аукциона были допущены все участники, подавшие заявки на участие в аукционе.

От Министерства здравоохранения Республики Алтай 31.05.2011г. поступили письменные возражения по факту возбужденного дела, в которых Министерство указало, что не согласно с возбуждением дела № 23 по факту нарушения части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во включении в состав одного лота по открытому аукциону в электронной форме «Поставка инсулинов для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи» различных торговых наименований инсулинов по следующим основаниям:

Заявка на поставку инсулинов для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи была сформирована с учетом требований приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от

01.12.2010       № 601 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков», в соответствии с которой «инсулины» относятся к группе «Средства, влияющие на процессы обмена» - код 2423250.

Министерством здравоохранения Республики Алтай была подана заявка от 16.02.2011г. № 713 на 61 лот, в том числе и на инсулины и не принята лицами уполномоченного органа, возвращена с указанием укрупнения лотов. По требованию Минэкономики Республики Алтай составлена новая заявка от 18.02.2011 № 763 на 16 лотов.

Лот инсулины был сформирован исходя из того, что все инсулины имеют один код, относятся к одной группе номенклатуры, одной фармакотерапевтической группе, применяются для лечения сахарного диабета, заказчик вправе самостоятельно принимать решение при формировании лотов на поставки лекарственных средств.

На заседании Комиссии УФАС по Республике Алтай представители ответчиков поддержали доводы, изложенные в письменных пояснениях.

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Алтайского республиканского УФАС России, изучив материалы дела, заслушав представителей Министерства здравоохранения Республики Алтай, Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай, пришла к выводу:

02.03.2011г. Уполномоченным органом - Министерством экономического развития Республики Алтай на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о заказах размещено извещение №0177200000211000078 о проведении открытого аукциона в электронной форме «Поставка инсулинов для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи». В документации об аукционе в Разделе 3 «Техническая часть документации об аукционе. Сведения о поставляемом товаре» указаны товарные наименования следующих инсулинов:

1. Хумалог

2. НовоРапидФлексПен

3. Лантус

4. Хумулин M3

5. НовоМикс 30 ФлексПен

6. Актрапид НМ

7. БиосулинР

8. Инсуман Рапид ГТ

9. ХумулинРегуляр

10. Хумулин НПХ

11. ЛевемирФлексПен

12. Биосулин Н

13. ИнсуманБазал ГТ

14. Протафан HM

В соответствии с совместным письмом от 31.10.2007 Министерства экономического развития и торговли РФ № 16811-АП/Д04, Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 8035-ВС и ФАС России № ИА/20555 «О применении норм федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» следует, что для инсулинов и циклоспоринов допускается размещение заказов по торговому наименованию.

Частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов установлено, что документация об аукционе не может содержать требования к товару, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Представитель Министерства здравоохранения Республики Алтай на заседании Комиссии пояснил, что Министерством в 2007-2010гг. заказы на поставку инсулинов размещались с выделением отдельных лотов, включающих в себя торговые наименования инсулинов отдельных производителей. Однако, как показала практика заводы-изготовители участие в размещении заказов не принимали (подавали заявки в основном 2-3 хозяйствующих субъекта: ЗАО «Р-Фарм» г. Москва, ЗАО «РОСТА» г. Подольск, ЗАО фирма «ЦВ «Протек» г. Барнаул). В связи с чем, заказы стали формироваться без выделения торговых наименований инсулинов в отдельные лоты, а путем объявления одним лотом, при этом заявки на участие в размещении заказов продолжили подавать те же самые хозяйствующие субъекты.  

Комиссией УФАС по Республике Алтай были проанализированы размещенные Министерством здравоохранения Республики Алтай заказы на официальном сайте Республики Алтай для размещения заказов (http://www.zakupki-altai.ru). Было установлено 2007-2010гг. заказы на поставку инсулинов размещались по товарным наименованиям определенных производителей, либо заказы формировались таким образом, что в них входило одно товарное наименование.

Помимо ранее размещенных заказов на поставку инсулинов Комиссией УФАС по Республике Алтай был проанализирован открытый аукцион в электронной форме «Поставка инсулинов для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи», номер извещения №0177200000211000078, в связи с размещением которого было возбуждено данное дело.

Так, согласно Протоколу рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на поставку инсулинов для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи от 14.03.2011г. для участия в аукционе подали заявки ЗАО «Р-Фарм» и ЗАО «РОСТА». Победителем признано ЗАО «Р-Фарм» г. Москва с ценовым предложением 1324338,67 руб. (начальная (максимальная) цена контракта составила 1655423,47 руб.).   

Учитывая, что независимо от того каким способом Заказчик – Министерство здравоохранения Республики Алтай размещали заказы (выделяли торговые наименования инсулинов в отдельные лоты по производителям, либо формировали заказы на поставку одного конкретного торгового наименования инсулина, или включали в один лот торговые наименования инсулинов разных производителей), для участия в аукционах, запросах котировок участниками размещения заказов подавались заявки в количестве 2 и более.

Таким образом, Комиссия УФАС по Республике Алтай приходит к выводу, что Министерством здравоохранения Республики Алтай, Уполномоченным органом – Министерством экономического развития и инвестиций Республики Алтай обеспечивались конкурентные условия участия в торгах.

Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Ввиду того, что при проведении открытого аукциона в электронной форме «Поставка инсулинов для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи» (извещение №0177200000211000078) Заказчиком – Министерством здравоохранения Республики Алтай, Уполномоченным органом – Министерством экономического развития и инвестиций Республики Алтай не ограничена конкуренция среди участников размещения заказа, Комиссия УФАС по Республике Алтай не находит в действиях органов исполнительной власти Республики Алтай нарушений антимонопольного законодательства.

Представитель Министерства здравоохранения Республики Алтай согласилась с Комиссией УФАС по Республике Алтай, что совместное письмо от 31.10.2007 Министерства экономического развития и торговли РФ № 16811-АП/Д04, Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 8035-ВС и ФАС России № ИА/20555 «О применении норм федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» действующее и при размещении заказов необходимо руководствоваться его положениями.

Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

 

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 23 от 24.05.2011г. в отношении Министерства здравоохранения Республики Алтай, Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай  на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием ограничения конкуренции  при проведении открытого аукциона в электронной форме «Поставка инсулинов для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи» (извещение №0177200000211000078) среди участников проведения торгов.

stdClass Object ( [vid] => 7518 [uid] => 1 [title] => Решение и предписание по делу №23 в отношении Министерства здравоохранения Республики Алтай, Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7518 [type] => solution [language] => ru [created] => 1307948938 [changed] => 1368703751 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368703751 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е № 23

                                                                                                          г. Горно-Алтайск

Резолютивная часть решения оглашена 01.06.2011г.

В полном объеме решение изготовлено 10.06.2011г.

                                                                                    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрев 01.06.2011г. дело № 23 от 24.05.2011г. по признакам нарушения Министерством здравоохранения Республики Алтай (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 54), Министерством экономического развития и инвестиций Республики Алтай (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Чаптынова, 24) части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции), в присутствии  представителя Министерства здравоохранения Республики Алтай, представителя Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай

 

У С Т А Н О В И Л А:

Во исполнение поручения ФАС России от 20.04.2011 № АК/14663 «О нарушениях при закупках инсулинов» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай была изучена ситуация с закупками инсулинов в Республике Алтай в рамках Федеральной программы дополнительного лекарственного обеспечения.

В ходе проверки было установлено, что в соответствии с частью 2.1 статьи 10 Федерального зако6на от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при размещении заказов на поставки товаров путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении аукциона в документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров.

Частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов установлено, что документация об аукционе не может содержать требования к товару, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

02.03.2011г. Уполномоченным органом - Министерством экономического развития и инвестиций Республики Алтай на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о заказах размещено извещение №0177200000211000078 о проведении открытого аукциона в электронной форме «Поставка инсулинов для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи». Согласно информационной карте открытого аукциона заказчиком размещения заказа является Министерство здравоохранения Республики Алтай.

В документации об аукционе в Разделе 3 «Техническая часть документации об аукционе. Сведения о поставляемом товаре» указаны товарные наименования следующих инсулинов:

1. Хумалог

2. НовоРапидФлексПен

3. Лантус

4. Хумулин M3

5. НовоМикс 30 ФлексПен

6. Актрапид НМ

7. БиосулинР

8. Инсуман Рапид ГТ

9. ХумулинРегуляр

10. Хумулин НПХ

11. ЛевемирФлексПен

12. Биосулин Н

13. ИнсуманБазал ГТ

14. Протафан HM

Включение в состав одного лота различных торговых наименований разных производителей инсулинов может привести к ограничению конкуренции на торгах, так как влечет невозможность производителей и поставщиков инсулинов, а также большего числа дистрибьюторов участвовать в таком аукционе.

По выявленным признакам нарушения антимонопольного законодательства УФАС по Республике Алтай было возбуждено дело № 23 от 24.05.2011г. по части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции в отношении Министерства здравоохранения Республики Алтай, Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай.

На определение о назначении дела № 23 о нарушении антимонопольного законодательства от 24.05.2011г. Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай 31.05.2011г. представило письменные пояснения, в которых указало:

Согласно Приложению №1 к Постановлению Правительства Республики Алтай от 01.06.2010г. №90 к функциям уполномоченного органа отнесены полномочия по формированию комиссий по размещению государственных заказов, осуществление выбора способа размещения государственного заказа, осуществление процедур размещения государственного заказа путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок. Функции по разработке технического задания возложены на государственного заказчика.

Руководствуясь данным Постановлением, Министерство здравоохранения Республики Алтай направило в адрес Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай заявку на размещение заказа на поставку инсулина для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи от 18.02.2011г. №763 с приложением технического задания и проекта государственного контракта. На  основании представленной заявки уполномоченным органом была
подготовлена аукционная документация открытого аукциона в электронной форме. К процедуре аукциона были допущены все участники, подавшие заявки на участие в аукционе.

От Министерства здравоохранения Республики Алтай 31.05.2011г. поступили письменные возражения по факту возбужденного дела, в которых Министерство указало, что не согласно с возбуждением дела № 23 по факту нарушения части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во включении в состав одного лота по открытому аукциону в электронной форме «Поставка инсулинов для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи» различных торговых наименований инсулинов по следующим основаниям:

Заявка на поставку инсулинов для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи была сформирована с учетом требований приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от

01.12.2010       № 601 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков», в соответствии с которой «инсулины» относятся к группе «Средства, влияющие на процессы обмена» - код 2423250.

Министерством здравоохранения Республики Алтай была подана заявка от 16.02.2011г. № 713 на 61 лот, в том числе и на инсулины и не принята лицами уполномоченного органа, возвращена с указанием укрупнения лотов. По требованию Минэкономики Республики Алтай составлена новая заявка от 18.02.2011 № 763 на 16 лотов.

Лот инсулины был сформирован исходя из того, что все инсулины имеют один код, относятся к одной группе номенклатуры, одной фармакотерапевтической группе, применяются для лечения сахарного диабета, заказчик вправе самостоятельно принимать решение при формировании лотов на поставки лекарственных средств.

На заседании Комиссии УФАС по Республике Алтай представители ответчиков поддержали доводы, изложенные в письменных пояснениях.

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Алтайского республиканского УФАС России, изучив материалы дела, заслушав представителей Министерства здравоохранения Республики Алтай, Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай, пришла к выводу:

02.03.2011г. Уполномоченным органом - Министерством экономического развития Республики Алтай на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о заказах размещено извещение №0177200000211000078 о проведении открытого аукциона в электронной форме «Поставка инсулинов для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи». В документации об аукционе в Разделе 3 «Техническая часть документации об аукционе. Сведения о поставляемом товаре» указаны товарные наименования следующих инсулинов:

1. Хумалог

2. НовоРапидФлексПен

3. Лантус

4. Хумулин M3

5. НовоМикс 30 ФлексПен

6. Актрапид НМ

7. БиосулинР

8. Инсуман Рапид ГТ

9. ХумулинРегуляр

10. Хумулин НПХ

11. ЛевемирФлексПен

12. Биосулин Н

13. ИнсуманБазал ГТ

14. Протафан HM

В соответствии с совместным письмом от 31.10.2007 Министерства экономического развития и торговли РФ № 16811-АП/Д04, Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 8035-ВС и ФАС России № ИА/20555 «О применении норм федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» следует, что для инсулинов и циклоспоринов допускается размещение заказов по торговому наименованию.

Частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов установлено, что документация об аукционе не может содержать требования к товару, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Представитель Министерства здравоохранения Республики Алтай на заседании Комиссии пояснил, что Министерством в 2007-2010гг. заказы на поставку инсулинов размещались с выделением отдельных лотов, включающих в себя торговые наименования инсулинов отдельных производителей. Однако, как показала практика заводы-изготовители участие в размещении заказов не принимали (подавали заявки в основном 2-3 хозяйствующих субъекта: ЗАО «Р-Фарм» г. Москва, ЗАО «РОСТА» г. Подольск, ЗАО фирма «ЦВ «Протек» г. Барнаул). В связи с чем, заказы стали формироваться без выделения торговых наименований инсулинов в отдельные лоты, а путем объявления одним лотом, при этом заявки на участие в размещении заказов продолжили подавать те же самые хозяйствующие субъекты.  

Комиссией УФАС по Республике Алтай были проанализированы размещенные Министерством здравоохранения Республики Алтай заказы на официальном сайте Республики Алтай для размещения заказов (http://www.zakupki-altai.ru). Было установлено 2007-2010гг. заказы на поставку инсулинов размещались по товарным наименованиям определенных производителей, либо заказы формировались таким образом, что в них входило одно товарное наименование.

Помимо ранее размещенных заказов на поставку инсулинов Комиссией УФАС по Республике Алтай был проанализирован открытый аукцион в электронной форме «Поставка инсулинов для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи», номер извещения №0177200000211000078, в связи с размещением которого было возбуждено данное дело.

Так, согласно Протоколу рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на поставку инсулинов для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи от 14.03.2011г. для участия в аукционе подали заявки ЗАО «Р-Фарм» и ЗАО «РОСТА». Победителем признано ЗАО «Р-Фарм» г. Москва с ценовым предложением 1324338,67 руб. (начальная (максимальная) цена контракта составила 1655423,47 руб.).   

Учитывая, что независимо от того каким способом Заказчик – Министерство здравоохранения Республики Алтай размещали заказы (выделяли торговые наименования инсулинов в отдельные лоты по производителям, либо формировали заказы на поставку одного конкретного торгового наименования инсулина, или включали в один лот торговые наименования инсулинов разных производителей), для участия в аукционах, запросах котировок участниками размещения заказов подавались заявки в количестве 2 и более.

Таким образом, Комиссия УФАС по Республике Алтай приходит к выводу, что Министерством здравоохранения Республики Алтай, Уполномоченным органом – Министерством экономического развития и инвестиций Республики Алтай обеспечивались конкурентные условия участия в торгах.

Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Ввиду того, что при проведении открытого аукциона в электронной форме «Поставка инсулинов для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи» (извещение №0177200000211000078) Заказчиком – Министерством здравоохранения Республики Алтай, Уполномоченным органом – Министерством экономического развития и инвестиций Республики Алтай не ограничена конкуренция среди участников размещения заказа, Комиссия УФАС по Республике Алтай не находит в действиях органов исполнительной власти Республики Алтай нарушений антимонопольного законодательства.

Представитель Министерства здравоохранения Республики Алтай согласилась с Комиссией УФАС по Республике Алтай, что совместное письмо от 31.10.2007 Министерства экономического развития и торговли РФ № 16811-АП/Д04, Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 8035-ВС и ФАС России № ИА/20555 «О применении норм федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» действующее и при размещении заказов необходимо руководствоваться его положениями.

Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

 

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 23 от 24.05.2011г. в отношении Министерства здравоохранения Республики Алтай, Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай  на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием ограничения конкуренции  при проведении открытого аукциона в электронной форме «Поставка инсулинов для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи» (извещение №0177200000211000078) среди участников проведения торгов.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е № 23

                                                                                                          г. Горно-Алтайск

Резолютивная часть решения оглашена 01.06.2011г.

В полном объеме решение изготовлено 10.06.2011г.

                                                                                    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрев 01.06.2011г. дело № 23 от 24.05.2011г. по признакам нарушения Министерством здравоохранения Республики Алтай (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 54), Министерством экономического развития и инвестиций Республики Алтай (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Чаптынова, 24) части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции), в присутствии  представителя Министерства здравоохранения Республики Алтай, представителя Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай

 

У С Т А Н О В И Л А:

Во исполнение поручения ФАС России от 20.04.2011 № АК/14663 «О нарушениях при закупках инсулинов» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай была изучена ситуация с закупками инсулинов в Республике Алтай в рамках Федеральной программы дополнительного лекарственного обеспечения.

В ходе проверки было установлено, что в соответствии с частью 2.1 статьи 10 Федерального зако6на от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при размещении заказов на поставки товаров путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении аукциона в документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров.

Частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов установлено, что документация об аукционе не может содержать требования к товару, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

02.03.2011г. Уполномоченным органом - Министерством экономического развития и инвестиций Республики Алтай на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о заказах размещено извещение №0177200000211000078 о проведении открытого аукциона в электронной форме «Поставка инсулинов для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи». Согласно информационной карте открытого аукциона заказчиком размещения заказа является Министерство здравоохранения Республики Алтай.

В документации об аукционе в Разделе 3 «Техническая часть документации об аукционе. Сведения о поставляемом товаре» указаны товарные наименования следующих инсулинов:

1. Хумалог

2. НовоРапидФлексПен

3. Лантус

4. Хумулин M3

5. НовоМикс 30 ФлексПен

6. Актрапид НМ

7. БиосулинР

8. Инсуман Рапид ГТ

9. ХумулинРегуляр

10. Хумулин НПХ

11. ЛевемирФлексПен

12. Биосулин Н

13. ИнсуманБазал ГТ

14. Протафан HM

Включение в состав одного лота различных торговых наименований разных производителей инсулинов может привести к ограничению конкуренции на торгах, так как влечет невозможность производителей и поставщиков инсулинов, а также большего числа дистрибьюторов участвовать в таком аукционе.

По выявленным признакам нарушения антимонопольного законодательства УФАС по Республике Алтай было возбуждено дело № 23 от 24.05.2011г. по части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции в отношении Министерства здравоохранения Республики Алтай, Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай.

На определение о назначении дела № 23 о нарушении антимонопольного законодательства от 24.05.2011г. Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай 31.05.2011г. представило письменные пояснения, в которых указало:

Согласно Приложению №1 к Постановлению Правительства Республики Алтай от 01.06.2010г. №90 к функциям уполномоченного органа отнесены полномочия по формированию комиссий по размещению государственных заказов, осуществление выбора способа размещения государственного заказа, осуществление процедур размещения государственного заказа путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок. Функции по разработке технического задания возложены на государственного заказчика.

Руководствуясь данным Постановлением, Министерство здравоохранения Республики Алтай направило в адрес Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай заявку на размещение заказа на поставку инсулина для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи от 18.02.2011г. №763 с приложением технического задания и проекта государственного контракта. На  основании представленной заявки уполномоченным органом была
подготовлена аукционная документация открытого аукциона в электронной форме. К процедуре аукциона были допущены все участники, подавшие заявки на участие в аукционе.

От Министерства здравоохранения Республики Алтай 31.05.2011г. поступили письменные возражения по факту возбужденного дела, в которых Министерство указало, что не согласно с возбуждением дела № 23 по факту нарушения части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во включении в состав одного лота по открытому аукциону в электронной форме «Поставка инсулинов для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи» различных торговых наименований инсулинов по следующим основаниям:

Заявка на поставку инсулинов для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи была сформирована с учетом требований приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от

01.12.2010       № 601 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков», в соответствии с которой «инсулины» относятся к группе «Средства, влияющие на процессы обмена» - код 2423250.

Министерством здравоохранения Республики Алтай была подана заявка от 16.02.2011г. № 713 на 61 лот, в том числе и на инсулины и не принята лицами уполномоченного органа, возвращена с указанием укрупнения лотов. По требованию Минэкономики Республики Алтай составлена новая заявка от 18.02.2011 № 763 на 16 лотов.

Лот инсулины был сформирован исходя из того, что все инсулины имеют один код, относятся к одной группе номенклатуры, одной фармакотерапевтической группе, применяются для лечения сахарного диабета, заказчик вправе самостоятельно принимать решение при формировании лотов на поставки лекарственных средств.

На заседании Комиссии УФАС по Республике Алтай представители ответчиков поддержали доводы, изложенные в письменных пояснениях.

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Алтайского республиканского УФАС России, изучив материалы дела, заслушав представителей Министерства здравоохранения Республики Алтай, Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай, пришла к выводу:

02.03.2011г. Уполномоченным органом - Министерством экономического развития Республики Алтай на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о заказах размещено извещение №0177200000211000078 о проведении открытого аукциона в электронной форме «Поставка инсулинов для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи». В документации об аукционе в Разделе 3 «Техническая часть документации об аукционе. Сведения о поставляемом товаре» указаны товарные наименования следующих инсулинов:

1. Хумалог

2. НовоРапидФлексПен

3. Лантус

4. Хумулин M3

5. НовоМикс 30 ФлексПен

6. Актрапид НМ

7. БиосулинР

8. Инсуман Рапид ГТ

9. ХумулинРегуляр

10. Хумулин НПХ

11. ЛевемирФлексПен

12. Биосулин Н

13. ИнсуманБазал ГТ

14. Протафан HM

В соответствии с совместным письмом от 31.10.2007 Министерства экономического развития и торговли РФ № 16811-АП/Д04, Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 8035-ВС и ФАС России № ИА/20555 «О применении норм федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» следует, что для инсулинов и циклоспоринов допускается размещение заказов по торговому наименованию.

Частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов установлено, что документация об аукционе не может содержать требования к товару, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Представитель Министерства здравоохранения Республики Алтай на заседании Комиссии пояснил, что Министерством в 2007-2010гг. заказы на поставку инсулинов размещались с выделением отдельных лотов, включающих в себя торговые наименования инсулинов отдельных производителей. Однако, как показала практика заводы-изготовители участие в размещении заказов не принимали (подавали заявки в основном 2-3 хозяйствующих субъекта: ЗАО «Р-Фарм» г. Москва, ЗАО «РОСТА» г. Подольск, ЗАО фирма «ЦВ «Протек» г. Барнаул). В связи с чем, заказы стали формироваться без выделения торговых наименований инсулинов в отдельные лоты, а путем объявления одним лотом, при этом заявки на участие в размещении заказов продолжили подавать те же самые хозяйствующие субъекты.  

Комиссией УФАС по Республике Алтай были проанализированы размещенные Министерством здравоохранения Республики Алтай заказы на официальном сайте Республики Алтай для размещения заказов (http://www.zakupki-altai.ru). Было установлено 2007-2010гг. заказы на поставку инсулинов размещались по товарным наименованиям определенных производителей, либо заказы формировались таким образом, что в них входило одно товарное наименование.

Помимо ранее размещенных заказов на поставку инсулинов Комиссией УФАС по Республике Алтай был проанализирован открытый аукцион в электронной форме «Поставка инсулинов для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи», номер извещения №0177200000211000078, в связи с размещением которого было возбуждено данное дело.

Так, согласно Протоколу рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на поставку инсулинов для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи от 14.03.2011г. для участия в аукционе подали заявки ЗАО «Р-Фарм» и ЗАО «РОСТА». Победителем признано ЗАО «Р-Фарм» г. Москва с ценовым предложением 1324338,67 руб. (начальная (максимальная) цена контракта составила 1655423,47 руб.).   

Учитывая, что независимо от того каким способом Заказчик – Министерство здравоохранения Республики Алтай размещали заказы (выделяли торговые наименования инсулинов в отдельные лоты по производителям, либо формировали заказы на поставку одного конкретного торгового наименования инсулина, или включали в один лот торговые наименования инсулинов разных производителей), для участия в аукционах, запросах котировок участниками размещения заказов подавались заявки в количестве 2 и более.

Таким образом, Комиссия УФАС по Республике Алтай приходит к выводу, что Министерством здравоохранения Республики Алтай, Уполномоченным органом – Министерством экономического развития и инвестиций Республики Алтай обеспечивались конкурентные условия участия в торгах.

Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Ввиду того, что при проведении открытого аукциона в электронной форме «Поставка инсулинов для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи» (извещение №0177200000211000078) Заказчиком – Министерством здравоохранения Республики Алтай, Уполномоченным органом – Министерством экономического развития и инвестиций Республики Алтай не ограничена конкуренция среди участников размещения заказа, Комиссия УФАС по Республике Алтай не находит в действиях органов исполнительной власти Республики Алтай нарушений антимонопольного законодательства.

Представитель Министерства здравоохранения Республики Алтай согласилась с Комиссией УФАС по Республике Алтай, что совместное письмо от 31.10.2007 Министерства экономического развития и торговли РФ № 16811-АП/Д04, Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 8035-ВС и ФАС России № ИА/20555 «О применении норм федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» действующее и при размещении заказов необходимо руководствоваться его положениями.

Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

 

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 23 от 24.05.2011г. в отношении Министерства здравоохранения Республики Алтай, Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай  на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием ограничения конкуренции  при проведении открытого аукциона в электронной форме «Поставка инсулинов для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи» (извещение №0177200000211000078) среди участников проведения торгов.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
13.06.2011
Решение и предписание по делу №23 в отношении Министерства здравоохранения Республики Алтай, Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай [format] => full_html [safe_value] =>

13.06.2011

Решение и предписание по делу №23 в отношении Министерства здравоохранения Республики Алтай, Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-06-13 11:08:58 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-06-13 11:08:58 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322148165 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Алтайское республиканское УФАС России )