Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по размещению твердых коммунальных отходов за 2014г.

I.Общие положения

 

Анализ рынка услуг по размещению твердых коммунальных отходов  проводится в рамках рассмотрения заявления ОАО совхоз-завод «Подгорный».

Анализ проводится с целью оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по размещению твердых коммунальных отходов, положения хозяйствующих субъектов на данном рынке и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемом рынке, а также предупреждения и выявления нарушений антимонопольного законодательства.

Хозяйствующий субъект, предоставляющий услуги по размещению твердых коммунальных отходов, является продавцом услуг на данном рынке.

При анализе состояния конкурентной среды на рынке услуг по размещению твердых коммунальных отходов используются нормативные акты:

1.          Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах);

2.          Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);

3.          Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании);

4.          Постановление Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД» (далее – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности);

5.          Приказ МПР РФ от 02.12.2002 № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (далее – Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО);

6.          Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке);

7.          Национальный стандарт Российской Федерации «ГОСТ Р 53692-2009. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов» (утвержден и введен в действие приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 1092-ст) (далее – Стандарт);

8.          ОК 034-2007 (КПЕС 2002). «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» (принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст) (далее - Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности);

9.              Иные нормативные правовые акты, регламентирующие отношения в сфере услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов;

11. Информация, предусмотренная пунктом 1.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

Основным источником данных о составе хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, являются данные, представленные администрацией муниципального образования «Город Горно-Алтайск», администрацией муниципального образования «Майминский район», ОАО «РЖКХ».

 

II. Определение временного интервала исследования.

 

Временной период исследования – 2014 год.

III. Определение продуктовых границ товарного рынка.

 

В общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности услуги по сбору, транспортированию, обезвреживанию, размещению отходов включены в группу 90 «Услуги по удалению сточных вод и отходов, улучшению санитарного состояния и аналогичные услуги». При этом, в подгруппе 90.02 объединены услуги по сбору и обработке прочих отходов (твердых отходов).

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности деятельность по обращению с отходами в основном сконцентрирована в разделе «Предоставление прочих бытовых, социальных и персональных услуг», код 90.00.2 «Удаление и обработка твердых отходов».

Согласно указанным классификаторам можно определить самостоятельный вид услуг по обращению отходов, формирующих анализируемый рынок:

- услуги по обработке твердых коммунальных отходов (включают обезвреживание, размещение, хранение, захоронение, использование и уничтожение).

 

IV. Определение географических границ товарного рынка

 

Предварительно географические границы товарного рынка определены в административных границах г.Горно-Алтайска.

В административных границах г.Горно-Алтайска отсутствуют заводы, осуществляющие деятельность по утилизации и размещению ТБО; согласно информации, представленной ОАО «РЖКХ», данный вид услуг предоставляется их организацией, в том числе для покупателей г.Горно-Алтайска.

Учитывая фактическое расположение ОАО «РЖКХ» (территория Майминского района),  предоставляющего услуги по размещению и утилизации ТБО, и предварительно определенные географические границы товарного рынка, географическими границами рынка услуг, в которых предприятие осуществляют свою деятельность, являются  административные границы  города Горно-Алтайска и муниципального образования «Майминский район».

 

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

 

В соответствии с пунктом 30 статьи 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно предоставляющие услуги по обезвреживанию, размещению (хранению, захоронению) и использованию твердых коммунальных отходов в определенных географических границах в пределах определенного временного интервала и имеющих лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности.

Покупателями товара (услуги) являются физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы (в том числе отходы V класса опасности).

Информация о составе хозяйствующих субъектов предоставлена по форме согласно Приложению №1.

В соответствии с проведенным анализом на товарном рынке г.Горно-Алтайска и Майминского района в период 2014г. в качестве продавца услуг по размещению твердых коммунальных отходов участвовал 1 хозсубъект - ОАО «РЖКХ» (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, 245).

 

VI. Расчет объема товарных рынков и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

Оценка объема товарного рынка осуществляется на основании объема продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке в натуральном выражении (тыс. куб. м.) и в стоимостном выражении (руб.).

Информация предоставляется по форме согласно Приложениям №№ 2,3.

Как показал анализ рынка услуг по размещению твердых коммунальных отходов за период 2014г. на территории г.Горно-Алтайска и Майминского района доминирующее положение занимает ОАО «РЖКХ» с долей на рынке в  натуральном выражении 100%, в стоимостном выражении 100%.

 

VII. Уровень концентрации товарных рынков

 

Определение уровня концентрации товарного рынка, оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках осуществляются в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка  проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». 

На исследуемом рынке по размещению твердых коммунальных отходов 1 участник, следовательно, коэффициент CR-3 не рассчитывается, индекс   рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана составляет за исследуемый период  2000<HHI = 10000 <10000.

Рынок предоставления услуг по размещению твердых коммунальных отходов за 2014г. характеризуется как высококонцентрированный.

 

 VIII. Барьеры входа на товарные рынки

 

С целью определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на рынке, необходимо выявление наличие (или отсутствие) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок; определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

Для потенциальных участников рынка услуг по размещению твердых коммунальных отходов экономическими ограничениями являются необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений, а именно необходимы соответствующие средства для осуществления данного вида работ, так как переработка и размещение отходов осуществляется  на дорогостоящих объектах (полигонах, заводах).

Качественные и технические характеристики услуги, в том числе методы ликвидации опасных свойств отходов (использование, переработка, захоронение и хранение на полигонах и др.) в значительной степени являются для потенциального потребителя определяющими факторами при принятии решения о приобретении товара (услуги) и заключении договоров с продавцами услуг.

Административным ограничением является лицензирование отдельных видов деятельности; экологические ограничения. 

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что барьеры входа на рассматриваемый рынок преодолимы, так как затраты на преодоление барьеров входа на рынок экономически оправдываются получением прибыли, которую получит (предполагает получить) хозяйствующий субъект, собирающийся войти на данный товарный рынок.

        

IX. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

 

Рынок услуг по размещению твердых коммунальных отходов  за 2014г. на территориях г.Горно-Алтайска и Майминского района относится к рынку с высоким уровнем рыночной концентрации с неразвитой  конкуренцией, с преодолимыми административными и экономическими  барьерами.

В   соответствии с положениями  части 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» установлен хозяйствующий субъект, занимающий  доминирующее положение по размещению твердых коммунальных отходов:  ОАО «РЖКХ» с долей на рынке в натуральном выражении 100%, в стоимостном выражении 100%.

 

    X. Анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке (выводы).

 

1. Анализ рынка услуг по размещению твердых коммунальных отходов  проведен за  временной период  2014г.

2. Географическими границами товарного рынка приняты административные  границы МО «Город Горно-Алтайск» и МО «Майминский район».

3. На рассматриваемом рынке осуществлял деятельность 1 хозяйствующий субъект.

4. Результаты анализа рынка показали, что в период 2014г. рынок услуг по размещению твердых коммунальных отходов на территориях г.Горно-Алтайска и Майминского района относится к рынку с высоким уровнем рыночной концентрации  с неразвитой  конкуренцией, с преодолимыми административными и экономическими  барьерами.

5. При исследовании качественных показателей рынка  выявлены преодолимые административные и экономические  барьеры, так как затраты на преодоление барьеров входа на рынок экономически оправдываются прибылью, которую получит (предполагает получить) хозяйствующий субъект, собирающийся войти на данный товарный рынок.

6. По итогам изучения конкурентной среды на рынке по размещению твердых коммунальных отходов доминирующее положение занимает ОАО «РЖКХ» с долей на рынке в натуральном выражении 100%, в стоимостном выражении 100% в границах г.Горно-Алтайска и Майминского района.

7. Со стороны УФАС по Республике Алтай необходимо продолжать  контроль за соблюдением антимонопольного законодательства  хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на исследованном рынке, применять меры по развитию конкуренции, продолжать контроль за равным доступом на рынок для хозяйствующих субъектов.