Кто накручивает цены?

Цена на бензин, авиабилеты, продукты питания и тарифы ЖКХ постоянно растёт. И часто единственная причина этого роста - жадность монополистов
 
Как в России с ними борются, можно ли регулировать цены на полёты и кто виноват в подорожании хлеба, «АиФ» узнал у главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоря АРТЕМЬЕВА.
 
- Игорь Юрьевич, недавно громко звучали новости о том, что хлеб подорожает. После вы вынесли официальное предостережение двум публичным лицам. Нас пытались обмануть?
 
- Рынок хлеба является конкурентным. На нём каждая компания сама определяет стратегию своего поведения, в том числе в части цены, руководствуясь объективными факторами (конъюнктура рынка, себестоимость продукции и т. д.). Вместе с тем публичные заявления о повышении цен могут служить сигналом для участ ников рынка и иметь такой же эффект, как картельный сговор. Именно для недопущения такой ситуации в антимонопольном законодательстве и существуют предупреждения. А поскольку рынки хлеба в большинстве своём региональные, я поручил территориальным органам ФАС усилить антимонопольный контроль на них.
 
- А насколько реально сдерживать рост цен на продукты?
 
- Если рост цен обусловлен антиконкурентным поведением участников рынка, то это, конечно, возможно. Но на цены влияют также решения регуляторных органов, которые могут создавать для участников рынка излишние административные барьеры. Для их преодоления компании идут на дополнительные затраты. Потом эти затраты могут транслироваться на конечную стоимость продукции. И здесь мы тоже видим необходимость своего вмешательства.
 
- Кстати, производители бензина и другого топлива то и дело заявляют о росте цен, тогда как эксперты считают, что это делается лишь ради лоббирования нужных поправок в законодательство и системы скидок. Это так?
 
- Основные причины роста цен на топливо - рост налогов, рост мировых цен, динамика курса рубля и пр. ФАС предупредила крупные нефтяные компании о недопустимости вывоза топлива на внешние рынки с сокращением поставок на внутренний рынок и спекулятивных высказываний, создающих предпосылки ажиотажного спроса.
По нашей информации, объёмы производства моторного топлива в 2018 г. превышают показатели аналогичного периода прошлого года. По данным ФГБУ «ЦДУ ТЭК», запасы топлива на НПЗ и нефтебазах находятся на уровне прошлого года. Это создаёт гарантии обеспеченности страны ресурсами топлива в достаточных объёмах. Всё это позволило сдержать давление мировых цен на цены внутреннего рынка. Розничные цены в России ниже, чем в США, на 10% и в 2,5 раза ниже, чем в Европе - как в странах-импортёрах, так и в странах - производителях и экспортёрах топлива (Норвегия).
 
- ФАС заявила, что будет регулировать цены на авиабилеты. Каким образом и почему никто не делал этого раньше?
 
- Цены на авиабилеты формируются, исходя из рыночных показателей, но порой в этой сфере могут быть нарушения антимонопольного законодательства. Сейчас мы проверяем динамику средних фактически сложившихся цен более чем на 200 направлениях за 2015-2018 гг. Особое внимание уделяем фиксации резких отклонений от средней цены на авиабилет экономкласса и правилам применения тарифных подклассов, которые зачастую приводят к существенному удорожанию билетов. К тому же ФАС продолжает следить за ценами на билеты на курортные направления, на Дальний Восток, в Калининград и Норильск, чтобы они были доступны.
 
- Авиакомпании действительно могут пойти на сговор?
 
- Могут. В прошлом году, например, якутское УФАС проверяло три авиакомпании по подозрению в ценовом сговоре. Поводом стали сообщения в СМИ, указывающие на наличие признаков нарушения законодательства. Проверка нарушений закона не выявила. Но и после этого ФАС постоянно мониторит ситуацию, и если факт нарушения подтвердится в ходе расследования, то компаниям грозит оборотный штраф. Это очень большие суммы - до 15% от оборота компании на рынке, то есть миллионы и даже миллиарды рублей.
 
- Расскажите подробнее, как наказывают компании, которые идут на сговор.
 
- Картельный сговор - одно из самых тяжёлых экономических преступлений в принципе. Наказание за него предполагается не только административное (процент от выручки или суммы торгов, проведённых с нарушениями), но и уголовное. Для руководителей компаний - участ ников картеля предусмотрена и административная, и уголовная ответственность - до 7 лет лишения свободы. В этом году возбуждено 15 уголовных дел в отношении топ-менеджеров компаний - участниц сговора. А сейчас мы разработали и внесли в Правительство РФ законопроект об ужесточении ответственности за участие в сговоре.
 
- Сами авиакомпании жалуются, что вынуждены поднимать цены из-за роста стоимости авиатоплива. А им торгуют монополисты. В это может вмешаться ФАС?
 
- На протяжении нескольких лет цены на авиатопливо меняются темпами, близкими к инфляции. В начале года цены на авиатопливо снижались, с апреля по май повышались, затем с июня и по настоящее время отмечался «боковой» тренд, ситуация стабилизировалась.
В целом среди факторов, влияющих на общую экономику деятельности авиакомпаний, топливо не находится на первом месте. По итогам 2017 г. доля затрат на авиатопливо составила 22% (в 2014 г. - 27%). Наибольшая доля в затратах перевозчиков - 25% - всё-таки приходится на аренду и лизинг воздушных судов. Напомню, что по результатам рассмотрения серии дел в ФАС о нарушениях антимонопольного законодательства в 2010-2015 гг. посредники ушли с этого рынка, а цены снизились до 30%. В крупных аэропортах страны сейчас работают два-три альтернативных топливно-заправочных комплекса. Также у авиакомпаний есть возможность приобретать топливо на бирже, да и они получают возмещение из бюджета по уплачиваемым акцизам на топливо.
 
- Сотовые операторы почти отменили плату за входящие звонки во внутрисетевом роуминге. Это то, чего вы добивались от них?
 
- В целом да. Операторы отменили все различия в тарифах и оставили только платные входящие. Поэтому мы говорим о том, что сейчас на территории РФ у доминирующих операторов внутрисетевого роуминга нет. Что касается национального роуминга, операторы добровольно снизили тарифы до экономически обоснованного уровня, приблизив их к ценам домашнего региона.
 
- Поступает много жалоб на рост тарифов ЖКХ. Удаётся ли вам их сдерживать?
 
- Да, жалоб много. Основная задача - найти и исключить из тарифной заявки необоснованные затраты. Это приводит к снижению тарифов. Например, были случаи, когда мы исключали из тарифной заявки одной из компаний закупку дорогого вина и ювелирных украшений - их стоимость тоже должна была компенсироваться за счёт тарифов. Мы такое не пропустили.
На особый контроль у нас поставлено тарифообразование в сфере обращения твёрдых коммунальных отходов. Так, в 2018 г. мы выдали предписания об устранении нарушений в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами тарифным регуляторам Челябинской, Белгородской, Костромской областей и Пермского края. Благодаря действиям ФАС тарифы для потребителей были снижены до 20%.