Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг охраны жилых помещений в г. Горно-Алтайск за период 2010-2011 гг.

 

Общие положения

Анализ рынка услуг охраны жилых помещений проводится в соответствии с  Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы, утвержденным приказом ФАС России 07.02.2011 № 66.

Анализ проводится в целях выявления хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке услуг охраны жилых помещений, предупреждения и пресечения злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, а также выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рынок услуг охраны жилых помещений.

Исследование проведено отделом антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы  по Республике Алтай в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

Основным источником данных о составе хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, являются данные, представленные Росстатом по Республике Алтай, МВД по Республике Алтай.

Основным источником информации для расчета объема товарного рынка, долей хозяйствующих субъектов являются данные, представленные хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по охране жилых помещений.

 

Определение временного интервала исследования

Временной интервал исследования рынка услуг охраны жилых помещений определен за период 2010- 2011 гг.

 

Определение продуктовых границ товарного рынка

Оказание услуг охраны жилых помещений осуществляется лицензированными охранными организациями. Указанным видам деятельности в ОКВЭД соответствует код 74.60 «Проведение расследований и обеспечение безопасности».

В соответствии с Законом Российской Федерации  от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об охранной деятельности), частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Статья 3 Закона об охранной деятельности в целях охраны определяет предоставление следующих видов услуг:

охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении;

охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (далее – Постановление о частной охранной деятельности) устанавливает перечень видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию: средства аудио- и видеонаблюдения, технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации, средства инженерно-технической защиты и контроля доступа, технические средства мониторинга и навигации подвижных и стационарных объектов.

Учитывая изложенное, продуктовыми границами будут являться оказанные на возмездной основе услуги по охране жилых помещений, в том числе: осуществление работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений; охрана жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения.

 

Определение географических границ товарного рынка

Спрос на услуги охраны жилых помещений является неперемещаемым – данные услуги в подавляющем большинстве случаев приобретаются там, где человек (заказчик услуг) проживает по месту жительства или по месту нахождения жилого помещения (объект услуг). Рынки являются локальными, прежде всего потому, что после обсуждения с заказчиком параметров охранной системы специалисты устанавливают технические средства охраны, и жилое помещение подключается к центральной системе пультовой охраны, и в случае необходимости дежурный сотрудник охранной организации вызывает ответственных патрульных охранников, курирующих конкретный район, наряд милиции, пожарную охрану, аварийную службу ЖЭКа или другие службы в зависимости от ситуации. Учитывая, что возможность оперативно среагировать на ситуации, при которых произошли проникновение, кража, пожар и т.п., то есть охранный случай, необходим выезд охранников в жилое помещение, при этом выезд может осуществляться только той охранной организацией, которая работает в конкретном поселении, районе, муниципального образования Российской Федерации, выбор заказчика услуг огранивается в указанных географических границах. Как правило, в одних географических границах работает небольшое количество охранных организаций, связано это, прежде всего с тем, что возможность иметь большое количество охранников, патрулирующих расширенные географические границы ограничена из-за высоких издержек, в части заработной платы сотрудников.

Таким образом, географическими границами рынков услуг охраны жилых помещений являются границы поселений, районов,  муниципальных образований Российской Федерации.

В рамках данного исследования анализ рынка услуг охраны жилых помещений проводится в границах административно-территориальных образований с численностью населения более 100 000 человек.

В связи с тем, что на территории Республики Алтай отсутствуют административно-территориальные образования с численностью населения более 100 000 человек, то географическими границами являются  административные границы  города Горно-Алтайска (столица субъекта Республика Алтай).

 

Определение состава хозяйствующих субъектов,  действующих на товарном  рынке

Покупателями на данном рынке являются физические и юридические лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона об охранной деятельности частная охранная организация - организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.

Лицензирование охранной деятельности осуществляется в соответствии со статьями 11.2, 11.3 Закона об охранной деятельности, а также в соответствии с Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением о частной охранной деятельности. Предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится органами внутренних дел.

В соответствии с Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 589, вневедомственная охрана при органах внутренних дел Российской Федерации (далее -  вневедомственная охрана) создается на договорной основе для защиты имущества собственников и организуется в городах, районных центрах и поселках городского типа.

Порядок обеспечения МВД России охраны имущества физических и юридических лиц по договорам, утвержденный приказом МВД России                              от 31.08.2007 № 772 (далее – Порядок обеспечения охраны имущества по договорам), определяет последовательность действий по обеспечению охраны имущества физических и юридических лиц по договорам подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Типового положения «Об управлении (отделе) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации», утвержденного приказом МВД России от 02.09.2005 № 716 (далее – Типовое положение о вневедомственной охране), управление (отдел) вневедомственной охраны является юридическим лицом, в гражданско-правовых отношениях участвует в форме государственного учреждения, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации с указанием своего полного и сокращенного наименования, самостоятельные балансы, счета, в том числе валютные, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах федерального казначейства, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии с пунктом 15 Типового положения о вневедомственной охране управление (отдел) вневедомственной охраны осуществляет на основе договоров охрану имущества юридических и физических лиц.

В соответствии с пунктом 7 Порядка обеспечения охраны имущества по договорам в обеспечении охраны имущества физических и юридических лиц также принимает участие федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» МВД России (далее - ФГУП «Охрана»).

ФГУП «Охрана» имеет филиалы, которые перечислены в Уставе предприятия, утвержденном приказом МВД России от 16.03.2007 № 267.

Учитывая изложенное, продавцами на данном рынке являются:

-  управление (отдел) вневедомственной охраны;

-  ФГУП «Охрана» и его филиалы;

-  частные охранные организации.

Продавцами на  рынке услуг охраны жилых помещений г. Горно-Алтайска являются:

- Филиал ФГУП «Охрана» МВД РФ по Республике Алтай (649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 6) ;

- ООО «ТриС Охрана-Сервис» (649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Титова, 36/2).

 

Расчет объема товарных рынков и долей хозяйствующих  субъектов на рынках

Основными данными для расчета являются объем оказанных услуг (количество жилых помещений), а также объем выручки (продажи в рублях) по оказанным услугам охраны жилых помещений охранных организаций или входящих в одну группу лиц охранных организаций.

Объем рынка считается как количество всех жилых помещений, в которых были оказаны услуги по охране жилых помещений всеми участниками рынка в соответствующих географических границах.

При расчете объема предоставленных услуг по охране многоквартирного дома, учитывается каждая охраняемая квартира в этом доме, как отдельно предоставленная услуга.

Данными для определения хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов будут являться количественные показатели (в количестве жилых помещений) по оказанным услугам охраны жилых помещений охранных организаций или входящих в одну группу лиц охранных организаций.

Как показал анализ  рынка услуг охраны жилых помещений за период времени 2010-2011гг.  на территории г. Горно-Алтайска:

В натуральном выражении доминирующее положение занимает Филиал ФГУП «Охрана» МВД РФ по Республике Алтай, с долей на рынке  в 2010г.- 92,7%, в 2011г. -97%.

ООО «ТриС Охрана-Сервис» в натуральном выражении имеет долю на рынке в 2010г. -7,3%, в 2011г. -3%.

Информация предоставлена по форме согласно Приложению 3.

 

Уровень концентрации товарных рынков

Определение уровня концентрации товарных рынков, оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках осуществляются в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка  проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». 

На рынке услуг по охране жилых помещений участвуют  2 участника, следовательно, коэффициент CR-3 не рассчитывается, индекс   рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана  составляет за иследуемый период  1800<HHI = 10000 <10000.

Рынок предоставления услуг по охране жилых помещений   за 2010-2011гг. характеризуется как высококонцентрированный.

 

Барьеры входа на товарные рынки

С целью определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на рынке, необходимо выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок; определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

Для потенциальных участников рынка услуг по охране жилых помещений  экономическими барьерами являются необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений, а именно необходимы соответствующие средства для осуществления данного вида работ. Лицам, оказывающим данные виды услуг, необходимо пройти соответствующее обучение.

Кроме этого присутствующие на рынке два хозяйствующих субъекта полностью удовлетворяют спрос на услуги по охране жилых помещений.

Административным барьером является наличие государственной охранной организации, получение лицензии на осуществление охранной деятельности.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что барьеры входа на рынок услуг охраны жилых помещений города Горно-Алтайск  новых хозяйствующих субъектов являются трудно преодолимыми.

 

Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Оценка состояния конкуренции на  рынке услуг по охране жилых помещений за 2010-2011гг. на территории г. Горно-Алтайска относится к рынку с высоким уровнем рыночной концентрации  с   неразвитой  конкуренцией, с трудно преодолимыми административными и экономическими  барьерами.

В   соответствии с положениями  части 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» установлен хозяйствующий субъект, занимающий  доминирующее положение - Филиал ФГУП «Охрана» МВД РФ по Республике Алтай, с долей на рынке  в 2010г.- 92,7%, в 2011г. -97%;

 

Анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

1. Анализ рынка услуг по охране жилых помещений проведен за  временной период  2010- 2011 гг.

2. Географическими границами товарного рынка приняты административные  границы города Горно-Алтайска (столица субъекта- Республика Алтай).

3. На рассматриваемом рынке  осуществляли деятельность:  в период 2010-2011гг. -   2 хозсубъекта (Филиал ФГУП «Охрана» МВД РФ по Республике Алтай,  ООО «ТриС Охрана-Сервис»);

4. Результаты анализа рынка показали, что  в период 2010-2011 гг. рынок услуг по охране жилых помещений  на территории г. Горно-Алтайска относится к рынку с высоким уровнем рыночной концентрации  с   неразвитой  конкуренцией, с трудно преодолимыми административными и экономическими  барьерами.

5.  По итогам изучения конкурентной среды на указанном  рынке   необходимо  включить в «Реестр  хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены  случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов» хозяйствующего субъекта, доминирующего на территории города Горно-Алтайск Филиал ФГУП «Охрана» МВД РФ по Республике Алтай, с долей на рынке  в 2010г.- 92,7%, в 2011г. -97%; 

6. Услуги по осуществлению работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений, а также по охране жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения совместно с услугами по охране жилых помещений не оказываются;

7. Стоимость услуг по осуществлению работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений, а также по охране жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения не включают в стоимость услуги по охране жилых помещений;

8. Услуги по осуществлению работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений, а также по охране жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения в объеме услуги охраны жилых помещений составляют 100% общего объема;

9. Со стороны УФАС по Республике Алтай необходимо продолжать  контроль за соблюдением антимонопольного законодательства  хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на исследованном рынке, применять меры  по развитию конкуренции, продолжать  контроль за равным доступом на рынки хозяйствующим субъектам.