Анализ состояния конкурентной среды на рынках услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог; услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений за период 2009-2011 гг.

 

Общие положения

Анализ  состояния конкурентной среды  на  рынках услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог;  услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений (тоннелей, мостов и путепроводов) за период 2009-2011 гг. проведен   во исполнение приказа ФАС России от 07.02.2011 № 66  «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции  на товарных рынках на 2011-2012 годы», Приказом ФАС России от 11.03.2012 №135 «О внесении изменений в приказ ФАС России от 07.02.2011 № 66»,  в соответствии с  Методическими  рекомендациями ФАС России от 22.04.2011г. №АК/15211 и  в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Целью настоящего анализа является:

-  оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог,  а также на рынке услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов  и  выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в соответствии с признаками, установленными статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе для последующего  включения  в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов;

При проведении  обследования рынка использованы в качестве источников исходной информации:

- сведения по данному рынку, представленные Министерством  регионального развития Республики Алтай; БУ РУАД   «Горно-Алтайавтодор»; ФКУ Упрдор «Алтай»; данные  «Алтайстата»; информация, представленная  органами местного самоуправления;

- сведения об объемах работ  и информация по опросу от  хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на данном рынке в качестве генеральных подрядчиков, подрядчиков и субподрядчиков.

 

Определение временного интервала исследования.

Временной интервал исследования рынка определен за период 2009- 2011 гг.

 

Определение продуктовых границ товарного рынка.

Деятельность в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог, тоннелей, мостов и путепроводов согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) 029-2007 относится к классу 45 «Строительство»  группе 45.21 «Производство общестроительных работ», подгруппе 45.21.2 «Производство общестроительных   работ  по  строительству   мостов,  надземных  автомобильных  дорог, тоннелей и подземных дорог».

В целях проведения данного анализа продуктовыми  границами рассматриваемых рынков будут являться услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов.

 

Определение географических границ товарного рынка

В целях настоящего исследования географические границы рынка услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов определены административными границами субъектов Российской Федерации.   

Алтайское республиканское УФАС России провело анализ  рынков услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог и тоннелей, мостов и путепроводов в географических границах  Республики Алтай.

В Республике Алтай 10 районных муниципальных образований и 1 городское муниципальное образование (столица республики – г. Горно-Алтайск с населением 54 тыс. чел.), население всей республики составляет 212 тыс. чел.

Автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации, классифицируются на автомобильные дороги общего пользования  и  не общего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся: дороги федерального значения, относящиеся к собственности Российской Федерации; дороги регионального или межмуниципального значения, относящиеся к собственности субъектов Российской Федерации; дороги местного значения, относящиеся к собственности муниципальных образований, включая относящиеся к собственности поселений, муниципальных районов, городских округов.  

На территории Республики Алтай  отсутствуют частные автомобильные дороги. Подрядные строительные работы в соответствии с заключенными государственными и муниципальными контрактами выполняют генеральные подрядчики и привлеченные ими по договору субподрядчики.

Из сведений, представленных предприятиями – участниками рынка, установлено, что они могут осуществлять указанные услуги (в качестве генподрядчиков, подрядчиков, субподрядчиков)  по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог;  по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений (тоннелей, мостов и путепроводов)  на территории всей Республики Алтай, а также за ее пределами,  на   автомобильных дорогах  любого значения  (дорогах федерального значения, дорогах регионального и межмуниципального значения;  дорогах местного значения или частных автомобильных дорогах). Таким образом,  учитывая специфический характер товара и цели исследования рынка,  географическими  границами   указанных рынков определены административные границы  Республики Алтай.

 

Определение состава хозяйствующих субъектов,  действующих на товарном  рынке.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынках услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов включаются генеральные подрядчики, осуществляющие оказание услуг по выполнению вышеуказанных работ, а также субподрядчики I уровня, привлеченные ими к исполнению договоров подряда.

На территории Республики Алтай большинство участников – вновь созданные или акционированные общества на базе производственной инфраструктуры дорожно-строительных управлений (ДСУ и СМУ). Количество хозяйствующих субъектов присутствующих на рынках от 1 до 4-х. Это связано в первую очередь с законодательными нормами (государственной собственностью автомобильных дорог) и ограниченным объемом финансирования дорожного строительства.

Основными видами  работ в анализируемом периоде были строительство  и капитальный ремонт  автодорожного полотна, а также тоннелей, мостов и путепроводов.

В соответствии с проведенным анализом, на товарном рынке Республики Алтай в период 2009-2011гг. в  качестве основных продавцов услуг участвовало 12 предприятий являющихся как  генеральными подрядчиками, так и  субподрядчиками 1 уровня.

Самым крупным предприятием, выступающим в роли генерального подрядчика  при предоставлении услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог;  услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений (тоннелей, мостов и путепроводов) за период 2009-2011  гг. является хозяйствующий субъект  ОАО  «Сибмост» (г. Новосибирск,ул. Димитрова,16), входящий в одну группу лиц с  ООО «Дорстроймост» (г.Новосибирск, ул.Димитрова,16).

 

Расчет объема товарных рынков.

Сеть автомобильных дорог общего пользования Республики Алтай состоит из 538,7 км федеральных дорог и 58 шт. мостов длиной 1741 пог.м, которые на сегодняшний день подведомственны управлению федеральных автомобильных дорог «Алтай», расположенному в г. Барнауле и 2921 км региональных дорог,   382 мостов,  которыми занимается БУ РУАД «Горно-Алтайавтодор», выполняющее функции заказчика по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений.

Перечень автомобильных дорог  общего пользования регионального значения Республики Алтай утвержден  Постановлением  Правительства Республики Алтай от 29.04.2008 № 93.

На 01.01.2009 года протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального значения составляет 2878,1 км из них: 2312,6 км или 80,35% с твердым покрытием. Дорог III категории - 203,5 км или 7,07% от протяженности дорог с твердым покрытием, а 651,4 км и 2023,2 км, то есть большинство, это дороги IV - V категории соответственно. 565,5 км региональных дорог - грунтовые (это 19,64% от протяжения дорог всей сети). Плотность сети дорог с твердым покрытием составляет 30,8 км на 1000 кв. км. территории и 13,9 км на 1000 жителей. Обобщающий показатель по сети дорог - 80,35% дорог с твердым покрытием.

В 2010 году  в Республике Алтай введены в эксплуатацию 4 мостовых перехода и 1 автомобильная дорога: мостовые переходы через реки Майма, Сайдыс, Узнезя; мостовой переход через реку Катунь у с. Усть-Сема; автомобильная дорога Кызыл-Озек – Александровка – Урлу-Аспак на участке Бирюля – Урлу-Аспак протяженностью 7,65 км. На ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения из республиканского бюджета выделено более 650 млн. рублей.

На 01.01.2011г.  протяженность обслуживаемых дорог региона составила 2 900 км, из них с твердым покрытием 2 336 километров, грунтовых - 564 километров. При этом усовершенствованное покрытие (асфальтобетон, черно-гравийное покрытие) есть только на 749 километрах, протяженность переходного (гравийного) покрытия составляет 1587 км.

Работы в данной сфере осуществляются при активной государственной поддержке, в Республике Алтай  реализуется региональная целевая программа  «Автомобильные дороги Республики Алтай (2009-2011 годы)»,    утвержденная Законом Республики Алтай от 23.07.2007 г. № 39-РЗ «О  республиканской целевой программе «Автомобильные дороги Республики Алтай (2009-2011 годы)».

 

Определение барьеров входа на товарные рынки.

В целях выявления барьеров входа  на рассматриваемые рынки  рассмотрено присутствие  административных барьеров, возникающих при получении разрешительных документов, в том числе, разрешения на строительство, на ввод объекта в эксплуатацию, заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также на трудности, связанные с введением института саморегулирования.

К барьерам входа на товарный рынок относятся: экономические ограничения, административные ограничения, стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов направленная на создание барьеров входа на рынок, наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, которые приводят к созданию барьеров входа на рынок и др.

Основным условием для допуска на рынок является наличие развитой производственной базы, позволяющей проводить требуемые виды работ для дорожной сети (дорожная техника, наличие оборотных финансовых средств для закупки материалов, допуск к нерудным строительным материалам, наличие специалистов, налаженное оборудование) и прозрачность проведения  процедуры торгов.

Вместе с тем имеет место высокая степень износа техники у дорожных предприятий Республики Алтай, и во многих организациях находится до 60% машин с истекшим сроком службы. Отрицательным моментом, снижающим устойчивость дорожных строительных организаций, является особенность большинства заказчиков, заключающаяся в невозможности предоставления им со стороны генподрядчика штрафных санкций за несвоевременное выполнение финансовых обязательств, поскольку потребителями работ являются бюджетные организации.

При входе на рассматриваемые рынки для хозяйствующих субъектов существенными являются  административные ограничения в виде процедуры участия  в  торгах в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О  размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов).

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на рынках услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог и искусственных сооружений на них в части заключения государственных контрактов могут претендовать любые юридические лица независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, при наличии соответствующих свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

На данном рынке конкурентами являются те предприятия, которые  успешно занимаются данным видом деятельности, имеют устойчивое финансовое положение и  имеют возможность развернуть свою деятельность  в границах Республики Алтай.

Основными причинами, сдерживающими развитие  рынков дорожного строительства на территории Республики Алтай является недостаток финансовых средств у генеральных подрядчиков, зарегистрированных на территории Республики Алтай,   на оплату крупных сумм задатка при участии в аукционах на выполнение строительных работ, недостаток основных и оборотных средств у дорожных организаций, а также отсутствие финансовых средств  на строительство, ремонт и реконструкцию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения и  искусственных дорожных сооружений  у застройщиков.

Анализ перехода от лицензирования к институту саморегулирования показал, что  введение СРО кардинально не  решило всех проблем,  и частично усугубило тем, что в настоящее время при получении разрешения СРО  за плату хозяйствующие субъекты предоставляют в СРО пакет документов и получают разрешение формально,  т.к. выдача разрешения  СРО не сопровождается таким глубоким контролем, как это проходило ранее при  получении хозяйствующими субъектами соответствующей лицензии.

Целесообразным, по мнению  хозяйствующих субъектов, было бы наличие представителей различных СРО в крупных регионах страны (а не только по месту фактического нахождения), что позволило бы более тесно осуществлять взаимодействие, к примеру, в наименее короткие сроки проводились бы проверки по претензиям (замечаниям) Заказчиков на невыполнение или некачественное выполнения обязательств  членами СРО (Подрядчиками). Тем самым проводить мероприятия по исполнению, одной из основных функций возложенных на СРО - повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Таким образом, можно сделать вывод, что  на рассматриваемом региональном рынке присутствуют высокие административные и экономические барьеры, которые являются  труднопреодолимыми.

 

Определение уровня концентрации товарных рынков, оценка   состояния конкурентной среды на  товарных рынках.

Определение уровня концентрации товарных рынков, оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках осуществляются в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2006 № 220 «Об утверждении Порядка  проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». 

На рынке услуг по строительству реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений (тоннелей, мостов и путепроводов) рассчитаны количественные показатели рынка - коэффициент концентрации СR-3 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана   HHI, которые показывают, что в периоды 2009-2011гг. в  соответствии с критериями оценки рыночной концентрации исследуемые товарные рынки относится к рынкам с высоким уровнем рыночной концентрации  с   неразвитой  конкуренцией, так как CR3 > 70 %, HHI > 2000,  в том числе:                                    

- на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог в 2009-2011гг. :                        

 

                                           70% < CR-3 = 99,37 <100%

                                          2000 < HHI  = 9218< 10000;

- на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений (тоннелей, мостов и путепроводов) в 2009-2011гг.

                                           70% < CR-3 = 88,3 <100%

                                          2000 < HHI  = 2707< 10000;

        

Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Оценка состояния конкуренции на  рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений (тоннелей, мостов и путепроводов) показала, что  на территории Республики Алтай все исследуемые товарные рынки относятся к рынкам с высоким уровнем рыночной концентрации  с   неразвитой  конкуренцией, с труднопреодолимыми административными и экономическими  барьерами.

Анализ  рынков за период 2009 – 2011г. показал, что концентрация рынков ежегодно растет, ожесточается  конкуренция между участниками.

В конце 2009г. с регионального рынка услуг по  строительству,  реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений (тоннелей, мостов и путепроводов) ушел один    участник рынка - ЗАО «Магистраль», доля его участия на рынках  распределилась на оставшихся  участников рынков, концентрация рынков  в  2010 г. возросла.

 

Выводы и предложения:

1. Анализ рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог;  услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений (тоннелей, мостов и путепроводов) проведен за  временной период  2009- 2011 гг.

2. Географическими границами товарного рынка приняты административные  границы Республики Алтай.

3. На рассматриваемом рынке  осуществляли деятельность  по строительству автомобильных дорог в период 2009-2011гг. -  7 предприятий, по строительству  искусственных сооружений -  9 предприятий.

4. Результаты анализа рынка показали, что  в период 2009-2011 гг. рынки услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений (тоннелей, мостов и путепроводов) на территории Республики Алтай относятся к рынкам с высоким уровнем рыночной концентрации  с   неразвитой  конкуренцией.

5. При исследовании качественных показателей рынка  выявлены труднопреодолимые административные и экономические  барьеры,   наиболее существенными барьерами для входа на рынок являются экономические ограничения - необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений.