Анализ рынка розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в Республике Алтай (в разрезе городских округов и муниципальных районов) в 2010 и 2011 гг.

Общие положения

Анализ рынка розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами проведен  на основании приказа ФАС России от 07.02.2011 № 66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции  на товарных рынках на 2011 – 2012 годы» в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

Анализ рынка розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами проводится с целью определения состава хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, определения объема товарного рынка и долей каждого хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке, определения уровня концентрации товарного рынка, выявления барьеров для входа новых хозяйствующих субъектов на товарный рынок, в целях формирования реестра хозяйствующих субъектов, ведение которого предусмотрено подпунктом «а» пункта 8 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции», а также использования результатов анализа для выявления нарушений антимонопольного законодательства на товарном рынке.

При анализе и оценке состояния конкурентной среды на товарном рынке в качестве исходной информации использовались сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, от территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Алтай, Министерства здравоохранения Республики Алтай, Управления Росздравнадзора по Республике Алтай.

Временной интервал исследования товарного рынка

В связи с тем, что критерием формирования Реестра является фактическая доля хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке, анализ ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента его проведения (ретроспективный анализ). Временной интервал исследования определен двухлетним периодом: 2010 – 2011 гг.

Продуктовые границы товарного рынка

Предварительное определение товара произведено на основе нормативных правовых актов, регулирующих фармацевтическую деятельность.

В соответствии с пунктом 33 статьи 4 Федерального закона  от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон об обращении лекарственных средств) фармацевтическая деятельность включает в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Согласно части 1 статьи 52 Закона об обращении лекарственных средств, фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации,  и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

При этом, согласно пункту 35 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств, под аптечной организацией понимается организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.

Приказом Минздравсоцразвития России от 27.07.2010 № 553н утверждены следующие виды аптечных организаций:

-   аптека готовых лекарственных форм;

-   аптека производственная;

-   аптека производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.

-   аптечный пункт;

-   аптечный киоск.

Частью 1 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств установлено, что розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.

Таким образом, нормативными правовыми актами определен закрытый перечень хозяйствующих субъектов, имеющих право осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами.

При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, установлено следующее.

Лекарственные препараты по функциональному назначению,  потребительским свойствам, качественным характеристикам, условиям реализации не имеют товаров-заменителей. При этом покупатель имеет возможность приобрести лекарственные препараты только у хозяйствующего субъекта, имеющего лицензию на фармацевтическую деятельность, и не имеет возможности приобрести лекарственные препараты у хозяйствующих субъектов, не имеющих такой лицензии.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств, аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы  и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни (далее – изделия медицинского назначения и сопутствующие товары).

При этом услуга розничной торговли изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, оказываемая покупателям хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (далее – аптеками), связана с услугой розничной торговли лекарственными препаратами, например:

-   приобретение лекарственных препаратов для приема внутрь обусловливает покупку минеральной воды и посуды для медицинских целей (пеналов, мерных емкостей);

-   приобретение лекарственных препаратов для парентерального применения обусловливает покупку изделий медицинского назначения (шприцов инъекционных, ваты, лейкопластырей, дезинфицирующих средств);

-   приобретение предметов для ухода за больными обусловливает покупку санитарно-гигиенических изделий (перчаток) и дезинфицирующих средств.

Кроме того, парфюмерные и косметические средства определенных производителей продаются в розницу преимущественно в аптеках.

В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 769-ст, услуги розничной торговли включают в себя реализацию товаров, оказание помощи покупателю в приобретении (покупке) товаров, информационно-консультационные (консалтинговые) услуги, дополнительные услуги по созданию удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров. При этом процесс оказания услуг розничной торговли  состоит из следующих основных этапов: выявление спроса и формирование ассортимента товаров, приемка товаров, обеспечение хранения товаров, предпродажная подготовка товаров, выкладка товаров, предложение товаров покупателю (показ, демонстрация, примерка, взвешивание), организация расчета с покупателем, отпуск товара покупателю. 

Розничная торговля товарами, разрешенными к продаже в аптеках, предполагает аккумулирование предложения множества разных видов товаров различных производителей и создание определенных условий (сервиса) для покупателей по выбору и приобретению товаров.

Таким образом, деятельность аптек рассматривается как предоставление услуг розничной торговли, с одной стороны, покупателям (населению), а с другой стороны – оптовым поставщикам товаров.

Потребность и практика покупателей приобретать в аптеках разные виды товаров за одну покупку определяет продуктовые границы товарного рынка как совокупность всех товаров, разрешенных к продаже в аптеках.

Широта ассортимента влияет на привлекательность аптеки для потребителей, а в условиях усиления государственного регулирования цен на лекарственные средства позволяет аптекам сохранять уровень рентабельности, усиливает финансовую устойчивость, возможность привлечения заемного капитала, формирования скидочных систем для привлечения потребителей                  и иных маркетинговых стратегий.

Таким образом, розничная торговля в аптеках представляет собой услугу по продаже широкой номенклатуры товаров, которые можно отнести к «транзакционно-комплементарным товарам», то есть таким, приобретение которых в одной организации существенно снижает транзакционные издержки потребителей.

Величина суммарного товарооборота аптеки (объем продажи товаров и оказания услуг населению) определяет ее рыночную силу и преимущества перед конкурентами, как в привлечении покупателей, так и во взаимоотношениях с оптовиками и кредиторами.

В связи с изложенным продуктовыми границами исследуемого товарного рынка являются услуги розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.

Географические границы товарного рынка

Для определения географических границ товарного рынка выделяется группа покупателей по месту приобретения товаров, разрешенных к продаже в аптеках, расположенных на территориях, ограниченных:

- муниципальными районами;

- городскими округами.

Географические границы могут уточняться с учетом особенностей размещения муниципальных образований в субъекте  Российской Федерации, фактических районов продаж, возможностей перемещения покупателей к продавцам и транспортных расходов.

Анализ розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами проведен в географических границах муниципальных районов и городских округов (МР И ГО) Республики Алтай.

 

Таблица 1. Перечень городских округов и муниципальных районов субъекта РФ

Наименование городского округа или муниципального района

Численность населения, тыс.чел.

2010

2011

Город Горно-Алтайск

56013

56933

Кош-Агачский

19242

18263

Майминский

28787

28642

Онгудайский

15270

15046

Турочакский

12637

12484

Улаганский

12284

11388

Усть-Канский

15128

15007

Усть-Коксинский

17498

17020

Чемальский

10331

9441

Чойский

8694

8348

Шебалинский

14841

13596

 

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

Продавцами на рассматриваемом товарном рынке являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность (розничная торговля).

Для продавцов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, определяется принадлежность к группе лиц.

Покупателями товара на рассматриваемом товарном рынке являются физические лица. В связи с тем, что количество покупателей превышает 15 человек, хозяйственные связи покупателей с продавцами не выявляются.

В 2010 г. в Республике Алтай осуществляли свою деятельность 35 хозяйствующих субъектов, имеющих 82 аптечных учреждения.

В 2011 г. в Республике Алтай осуществляли свою деятельность 38 хозяйствующих субъектов, имеющих 88 аптечных учреждений.

В разрезе городского округа и муниципальных районов информация представлена ниже:

 

Таблица 2. Количество хозяйствующих субъектов, аптечных учреждений

Наименование городского округа или муниципального района

Количество хозяйствующих субъектов

Количество аптечных учреждений

2010

2011

2010

2011

Город Горно-Алтайск

12

13

31

32

Майминский

4

5

9

10

Усть-Коксинский

5

5

7

7

Чемальский

3

3

4

4

Усть-Канский

4

5

5

6

Онгудайский

5

5

5

5

Кош-Агачский

4

5

4

5

Турочакский

2

2

5

5

Шебалинский

3

4

3

4

Чойский

4

5

5

6

Улаганский

3

3

4

4

Всего по субъекту РФ

35

38

82

88

 

 

Таблица 3. Количество аптечных учреждений по формам собственности

№ п/п

Наименование городского округа или муниципального района

Количество аптечных учреждений

государственной формы собственности

муниципальной формы собственности

частной формы собственности

иных форм собственности

2010

2011

2010

2011

2010

2011

2010

2011

1

Город Горно-Алтайск

11

11

-

-

20

21

-

-

2

Кош-Агачский

1

1

-

-

3

4

-

-

3

Майминский

1

1

-

-

8

9

-

-

4

Онгудайский

1

1

-

-

4

4

-

-

5

Турочакский

2

2

-

-

3

3

-

-

6

Улаганский

2

2

-

-

2

2

-

-

7

Усть-Канский

1

1

-

-

4

5

-

-

8

Усть-Коксинский

2

2

-

-

5

5

-

-

9

Чемальский

1

1

-

-

3

3

-

-

10

Чойский

2

2

-

-

3

4

-

-

11

Шебалинский

1

1

-

-

2

3

-

-

Всего по субъекту РФ

25

25

0

0

57

63

0

0

Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на товарном рынке

Основными данными для расчета объема товарного рынка в географических границах каждого городского округа и муниципального района являются годовые товарообороты одиночных аптечных учреждений, аптечных учреждений, входящих в аптечные сети или в одну группу лиц, в соответствующем городском округе и муниципальном районе в 2010 и 2011 гг. Годовой объем рынка рассчитывается как сумма годовых товарооборотов всех аптечных учреждений соответствующего городского округа и муниципального района в стоимостном выражении.

Источник получения данных по товарообороту - информация, представленная хозяйствующими субъектами, а также органами статистики, налоговыми органами, органами государственной власти и местного самоуправления.

 

Таблица 4. Объем рынка розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами каждого городского округа и муниципального района:

№ п/п

Наименование городского округа или муниципального района

Объем товарного рынка (суммарный товарооборот всех аптечных учреждений), тыс.руб.

2010

2011

1

Город Горно-Алтайск

286483

334769

2

Майминский

62691

68138

3

Усть-Коксинский

29164

34802

4

Чемальский

24317

24224

5

Усть-Канский

19832

24041

6

Турочакский

15725

14848

7

Онгудайский

13576

17284

8

Кош-Агачский

13192

16453

9

Улаганский

10234

10232

10

Чойский

7752

12402

11

Шебалинский

4636

13482

Всего по субъекту РФ

487602

570675

 

Доля хозяйствующего субъекта или группы лиц на рассматриваемом товарном рынке в географических границах каждого городского округа и муниципального района рассчитывается как выраженное в процентах отношение годового суммарного товарооборота всех аптечных учреждений данного хозяйствующего субъекта, действующих в каждом городском округе и муниципальном районе в стоимостном выражении, к годовому объему рассматриваемого товарного рынка соответствующего городского округа и муниципального района.

В результате исследования выявлены следующие хозяйствующие субъекты и группы лиц, имеющие в течение 2010-2011 гг. долю на товарном рынке более чем тридцать пять процентов:

 

№ п/п

Наименование городского округа или муниципального района

Хозяйствующие субъекты, доминирующие в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 
 

1

1

Город Горно-Алтайск

Город Горно-Алтайск

ООО "Аптеки Алтая" (2224130137), ГУП "Фармация" (0400000090),

 

ООО "Аптеки Алтая" (2224130137), ООО Фирма "Март" (0411018621), ГУП "Фармация" (0400000090),

 

2

Кош-Агачский

ИПБОЮЛ Нурбатырова А.К. (040100007206),

 

3

Майминский

ООО "Парламент" (0408015660),

 

4

4

Онгудайский

Онгудайский

ИПБОЮЛ Саманова А.А. (040400486165), ИПБОЮЛ Мурзагалиева Н.В. (040400014170),

 

ИПБОЮЛ Саманова А.А. (040400486165),

 

5

Турочакский

ИПБОЮЛ Азанова О.С. (040700006902),

 

6

6

Улаганский

Улаганский

ГУП "Фармация" (0400000090),

 

ООО "Телец" (0402023304),

 

7

Усть-Канский

ООО "Здоровье" (0403005330),

 

8

8

Усть-Коксинский

Усть-Коксинский

ООО "АиСТ" (0406004800), ГУП "Фармация" (0400000090),

 

ООО "АиСТ" (0406004800),

 

9

Чемальский

ИП Болдакова Н.В. (041000286886),

 

10

Чойский

ООО "Первая помощь" (0409910288),

 

11

11

Шебалинский

Шебалинский

ГУП "Фармация" (0400000090),

 

ООО ФармДоктор (2222788668),

 

 

Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации рынка розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами были использованы коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана.

Коэффициент рыночной концентрации (CR) рассчитывается как сумма долей крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке. Для целей настоящего анализа коэффициент рыночной концентрации рассчитывался для трех крупнейших хозяйствующих субъектов по каждому муниципальному району и городскому округу. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитывается как сумма квадратов долей на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке.

 

Таблица 6. Уровень концентрации рынка розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами

№ п/п

Наименование городского округа или муниципального района

Коэффициент рыночной концентрации CR3, %

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана(HHI)

Вывод об уровне концентрации товарного рынка

2010

2011

2010

2011

2010

2011

1

Город Горно-Алтайск

66

63

1832,14

1784,37

Умеренный

Умеренный

2

Кош-Агачский

98

95

4674,35

4365,81

Высокий

Высокий

3

Майминский

93

93

3971,1

3713,05

Высокий

Высокий

4

Онгудайский

91

92

3574,69

3512,13

Высокий

Высокий

5

Турочакский

100

100

5369,54

6899,62

Высокий

Высокий

6

Улаганский

100

100

4188,26

4118,08

Высокий

Высокий

7

Усть-Канский

91

95

3880,84

4122,67

Высокий

Высокий

8

Усть-Коксинский

91

90

3201,88

3748,65

Высокий

Высокий

9

Чемальский

100

100

5016,77

4980,46

Высокий

Высокий

10

Чойский

97

92

4172,45

3780

Высокий

Высокий

11

Шебалинский

100

95

4516,19

5311,57

Высокий

Высокий

 

Уровень обеспеченности населения услугами розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами

Принято считать, что норма соотношения численности населения и количества аптечных учреждений – 4-5 тыс. человек на 1 аптеку. В городских округах и муниципальных районах, где действует недостаточное количество аптек, рынок чаще всего является высококонцентрированным.

Таблица 7. Уровень обеспеченности населения услугами аптечных учреждений

№ п/п

Наименование городского округа или муниципального района

Вывод об уровне концентрации товарного рынка

Численность населения, тыс.чел.

Количество аптечных учреждений

Соотношение численности населения и количества аптечных учреждений, тыс.чел.

Вывод об уровне обеспеченности населения услугами аптечных учреждений

2010

2011

2010

2011

2010

2011

2010

2011

2010

2011

1

Город Горно-Алтайск

Умеренный

Умеренный

56013

56933

31

32

1806,87

1779,16

Высокая плотность

Высокая плотность

2

Кош-Агачский

Высокий

Высокий

19242

18263

4

5

4810,5

3652,6

Нормальная плотность

Высокая плотность

3

Майминский

Высокий

Высокий

28787

28642

9

10

3198,56

2864,2

Высокая плотность

Высокая плотность

4

Онгудайский

Высокий

Высокий

15270

15046

5

5

3054

3009,2

Высокая плотность

Высокая плотность

5

Турочакский

Высокий

Высокий

12637

12484

5

5

2527,4

2496,8

Высокая плотность

Высокая плотность

6

Улаганский

Высокий

Высокий

12284

11388

4

4

3071

2847

Высокая плотность

Высокая плотность

7

Усть-Канский

Высокий

Высокий

15128

15007

5

6

3025,6

2501,17

Высокая плотность

Высокая плотность

8

Усть-Коксинский

Высокий

Высокий

17498

17020

7

7

2499,71

2431,43

Высокая плотность

Высокая плотность

9

Чемальский

Высокий

Высокий

10331

9441

4

4

2582,75

2360,25

Высокая плотность

Высокая плотность

10

Чойский

Высокий

Высокий

8694

8348

5

6

1738,8

1391,33

Высокая плотность

Высокая плотность

11

Шебалинский

Высокий

Высокий

14841

13596

3

4

4947

3399

Нормальная плотность

Высокая плотность

Низкий уровень обеспеченности аптечными учреждениями может означать, что в рассматриваемых географических границах имеются серьезные барьеры для входа на рынок.

Барьеры входа на товарный рынок

Источник получения данных о барьерах входа на рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами - информация, представленная хозяйствующими субъектами.

На рассматриваемом рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами (в разрезе городских округов и муниципальных районов) в 2010-2011 гг. в Республике Алтай выявлены следующие барьеры входа:

Основные группы барьеров

Перечень барьеров

Подробное описание сути барьеров

Оценка преодолимости выявленных барьеров

Экономические ограничения

финансовые затраты,

фиксированные надбавки,

отдаленность районов от основных оптовых поставщиков

большие финансовые затраты, арендная плата, величина устанавливаемых торговых надбавок, ограничение по спросу, низкая платежеспособность населения, отдаленность районов от основных оптовых поставщиков

Хозяйствующему субъекту, входящему в данный рынок, придется понести большие финансовые затраты.  Период  времени,  требуемый   для  организации  деятельности   на данном   рынке   является   серьезным препятствием к входу новых субъектов на рынок, многие из которых могут вообще отказаться от этих планов.

Наличие многих препятствий  вхождения на данный рынок исключает деятельность на рынке случайных продавцов, позволяет воздействовать на рынок  крупным хозяйствующим субъектам.

 

Административные ограничения

Наличие лицензии,

отчетность в различные контрольные органы

лицензирование на осуществление фармацевтической деятельности, действия и разрешительные документы местной администрации, получение разрешения на открытие торговой точки и получение технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения; контрольные и надзорные функции контролирующих органов в период деятельности,

 временной интервал для вхождения на рассматриваемый рынок составляет – около 6 месяцев

Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров

 

Не установлено

 

 

Таблица 9. Барьеры входа на товарный рынок

 

Наличие вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов

 

вертикально-интегрированные хозяйствующие субъекты на данном рынке отсутствуют

 

Другие ограничения входа на товарный рынок

 

стратегия поведения хозяйствующих субъектов на рынке, преимущественное положение уже присутствующих продавцов на рынке

 

 

Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Таким образом, проведенный анализ рынка розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами показал, что в  ГО (Город Горно-Алтайск) рынок относится к рынку с недостаточно развитой конкуренцией, в 10 МР  (Кош-Агачский, Майминский, Онгудайский, Турочакский, Улаганский, Усть-Канский, Усть-Коксинский, Чемальский, Чойский, Шебалинский) рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

Таблица 10. Оценка состояния конкурентной среды на рынке розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в границах городских округов и муниципальных районов Республики Алтай

Состояние конкурентной среды

Наименование муниципального района или городского округа

Рекомендации органам государственной власти и местного самоуправления по развитию конкуренции на рассматриваемом товарном рынке

Рынок с неразвитой конкуренцией

Кош-Агачский

На рассматриваемом рынке по муниципальным районам и городу показывает, что потенциальные продавцы в ближайшие 2-3 года могут входить на рынки реализации услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.

в  перспективе рынок  услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в городе Горно-Алтайске и  районах Республике Алтай может стать   умеренноконцентрированными   с более развитой конкурентной средой.

 

 

Майминский

Онгудайский

Турочакский

Улаганский

Усть-Канский

Усть-Коксинский

Чемальский

Чойский

Шебалинский

Рынок с недостаточно развитой конкуренцией

Город Горно-Алтайск

 

Выводы

1.Анализ  товарного рынка  розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами проведен по муниципальным районам и городу Горно-Алтайску Республики Алтай за 2010г. и за 2011г.

2. На рассматриваемом рынке в 2010 г. в Республике Алтай осуществляли свою деятельность 35 хозяйствующих субъектов, имеющих 82 аптечных учреждений, общий товарооборот которых составил - 487602 тыс.руб.

В 2011 г. в Республике Алтай осуществляли свою деятельность 38 хозяйствующих субъектов, имеющих 88 аптечных учреждений, общий товарооборот которых составил - 570675 тыс. руб.,  осуществляли деятельность 15 сетевых аптечных учреждений (66 аптечных точек).

3.Результаты анализа рынков показали, что в 2010г. и в 2011г.  по  городу Горно-Алтайску рынок розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами  умеренно концентрированный со  слаборазвитой конкуренцией;  по районным муниципальным образованиям рынки  высококонцентрированные с неразвитой конкурентной средой.

Установлено коллективное доминирование  хозяйствующих субъектов с совокупной долей  более 50%   на   следующих рынках: по МО «Город Горно-Алтайск»   в 2010г. и в 2011г.,  МО «Онгудайский р-н» в 2010г., МО «Улаганский р-н», в 2011г.,   МО «Усть-Коксинский р-н» в 2010г.  

4. При исследовании качественных показателей рынка  было выявлено, что  присутствуют высокие административные и экономические барьеры  по входу на рынок для потенциальных конкурентов.

5.Оценка перспективы  изменения конкурентной среды на рассматриваемом рынке показывает, что  потенциальные продавцы могут входить на рынок реализации услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами   в течение  2-3-х лет и рынки в муниципальных образованиях Республики Алтай    могут  стать  умеренноконцентрированными  с  более развитой конкурентной средой.