Анализ рынка сжиженного углеводородного газа для автомобилей за 2010г

Отчет по проведению обследования рынка сжиженного углеводородного газа (СУГ) для заправки автомобилей

1. Общие положения

Изучение состояния конкурентной среды на рынке сжиженного углеводородного газа (СУГ) для заправки автомобилей   проведено  в соответствии с приказом ФАС России  от 07.02.2011г.№66 «О плане работы  ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012г.г.», методическими  указаниями ФАС России по проведению обследования  рынка сжиженного углеводородного газа (СУГ) для заправки автомобилей и  «Порядком  проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010г. №220.

Цели исследования рынка :

- оценка состояния конкурентной среды на рынке сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей;

- выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в соответствии с признаками, установленными статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе для последующего  включения  в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов;

- выявление и пресечение  нарушений антимонопольного законодательства.

При проведении  обследования рынка использованы данные Алтайстата,    информация по опросу хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на указанном рынке, представленная в УФАС по Республике Алтай.

  2. Временной интервал исследования рынка

Временной интервал исследования состояния конкурентной среды на рынке сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей - 2010г.

3. Продуктовые и географические границы рынка

 СУГ в России производят газодобывающие (ОАО «Газпром», ОАО «НОВАТЭК»), нефтегазодобывающие (ОАО «Газпром нефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Роснефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» и некоторые другие) и перерабатывающие (ОАО «СИБУР Холдинг») организации, часть из которых имеет собственную сбытовую сеть в регионах.

Для заправки автомобилей используется сжиженный углеводородный газ  (СУГ), производимый          преимущественно из попутного нефтяного газа (ПНГ).  СУГ получают как продукт переработки нефти  на нефтеперерабатывающих заводах или при добыче нефти и природного газа. СУГ представляет собой смесь пропана, нормального бутана, изобутана, пропилена, этана, этилена и других углеводородов.

Состав СУГ для заправки автомобилей регламентирует ГОСТ 27578-87 «Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта. Технические условия», предусматривающий две марки: зимнюю – ПА (пропан автомобильный) и летнюю – ПБА (пропан-бутан автомобильный). В марке ПА содержится (85±10)% пропана, в марке ПБА – (50±10)% пропана, остальное бутан и не более 6% непредельных углеводородов.

На автомобильные газозаправочные станции (АГЗС) поступает в основном газ по ГОСТ 20448-90 «Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления. Технические условия». Данный ГОСТ имеет более широкие допуски на содержание компонентов, в том числе вредных для двигателя и топливной аппаратуры (сера, ее соединения, непредельные углеводороды и т. д.). По этим техническим условиям газовое топливо поступает двух марок: смесь пропан-бутановая зимняя (СПБТЗ) и смесь пропан-бутановая летняя (СПБТЛ).

Согласно информации, предоставленной по запросу ФАС России ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ),   использование топливного газа углеводородного сжиженного для коммунально-бытового потребления (ГОСТ 20448-90) не может использоваться в  качестве заменителя  газа углеводородного сжиженного для автомобильного транспорта (ГОСТ 27578-87)  (письмо  ФАС России  от 07.05.2010 г. №ЦА/13997).

Реализация СУГ, используемого в качестве моторного топлива, ведётся на автомобильных газозаправочных станциях (АГЗС).

АГЗС – автомобильная газозаправочная станция осуществляет заправку автомобилей и других транспортных средств, двигатели которых конвертированы или изначально рассчитаны на работу на сжиженном углеводородном газе (пропан-бутан).

В качестве товара рассматривается   газ сжиженный углеводородный для автомобильного транспорта (ГОСТ 27578-87) .

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности продукции и услуг используются следующие коды: 40.20.2 – распределение газообразного топлива; 51.51.3 – оптовая торговля прочим жидким и газообразным топливом; 63.12.22 – хранение и складирование газа и продуктов его переработки.

Для указанного анализа в  качестве товара рассматривается  газ сжиженный углеводородный для автомобильного транспорта (ГОСТ 27578-87), предназначенный   для  розничной реализации.

Географические границы розничного рынка СУГ, используемого в качестве моторного топлива, целесообразно определять с точки зрения спроса.

В Республике Алтай 10 районных муниципальных образований и 1 городское муниципальное образование (столица республики – г. Горно-Алтайск с населением 54 тыс. чел.), население всей республики составляет 212 тыс. чел.

В связи со специфическим характером товара потребители сами едут на АГЗС для заправки. С точки зрения экономической целесообразности для розничного покупателя следует учитывать, что на поездку до АГЗС для заправки автомобиля необходимо затратить определенное количество автомобильного топлива. Для покупателей дальность поездки, необходимой для заправки автомобиля, имеет существенное значение, так как это связано с дополнительным расходом топлива (денег) и времени, так как потребление товара владельцами автомобилей осуществляется довольно часто.

 Автогазозаправочные  станции  в Республике Алтай сосредоточены как в самих населенных пунктах, так и  на автодорожных трассах   вблизи населенных пунктов. Наиболее  экономически  развитым является  город и прилегающий к нему Майминский район (здесь сосредоточено наибольшее количество АГЗС). Потребителям удобно пользоваться услугами тех АГЗС, которые находятся по пути следования автомобиля. Таким образом, рынки розничной продажи СУГ для конкретного потребителя в основном локализованы зоной, прилегающей к маршруту следования автомобиля.

Исходя из целей исследования, в качестве географических границ исследования розничной реализации СУГ, используемого для заправки автомобилей, принимаются географические границы Республики Алтай.

 

4. Состав хозяйствующих субъектов, действующих  на региональном рынке СУГ для заправки автомобилей

 

Покупателями на указанном рынке являются физические лица - владельцы автотранспортных средств и юридические лица, обладающие служебным автомобильным транспортом (на котором установлено газобаллонное оборудование для двигателей внутреннего сгорания для сжиженного углеводородного газа).

Продавцами на рынке являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие реализацию СУГ  через  собственные или арендованные  АГЗС.

На региональном рынке сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей  в 2010г. осуществляли деятельность 2 хозяйствующих субъекта

5. Объем рынка за 2010 г.

Расчёт общего объёма товарной массы в натуральном выражении на исследуемом рынке проводится по объёмам реализации СУГ для заправки автотранспорта всеми зарегистрированными и незарегистрированными розничными продавцами СУГ на территории Республики Алтай.

Емкость регионального рынка СУГ для заправки автотранспорта за 2010г. составила   1952,1 тонны.

Ценообразование: оптовые цены на СУГ для коммунально-бытового потребления подлежат государственному регулированию в соответствии с  пунктом 1 постановления Правительства РФ от 15.04.1995 № 332 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства» (далее – Постановление), которым  установлено, что оптовые цены на сжиженный газ для бытовых нужд утверждаются Федеральной службой по тарифам. В соответствии с пунктом 2 Постановления, розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Оптовые и розничные цены на СУГ для других категорий потребителей (транспорт, нефтехимия, экспорт) государственному регулированию не подлежат и устанавливаются на основе договора между производителем или поставщиком и покупателем.

Рассмотрена  динамика оптовых закупочных цен СУГ  и  розничных цен реализации  СУГ для заправки автотранспорта  в Республике Алтай  за 2010г.

В течение 2010г. розничные цены у продавцов оставались на одном уровне.

6. Определение уровня концентрации товарного рынка

Рассчитаны  количественные показатели рынка коэффициент концентрации СR-3 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана   HHI, которые   указывает на то, что в 2010 г.  региональный рынок по розничной реализации СУГ для заправки  автомобилей являлся   высококонцентрированным   рынком  с   неразвитой  конкуренцией:  

                                           70% < CR-3 =  100%

                                          2000 < HHI  = 7450 < 10000.

 

7. Определение барьеров входа на товарный рынок.

 

В качестве барьеров, затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на рынке СУГ для заправки автотранспорта, можно отнести экономические и административные барьеры.

Административные ограничения связаны с длительностью процедуры отведения, предоставления в аренду земельных участков под строительство АГЗС (участие в конкурсе на получение земельного участка под строительство АГЗС, разрешение и все согласования на получение земельного участка - проектная документация и т.д.); высокая стоимость оплаты проведения государственных экологических, санитарных и природоохранных экспертиз.

На рынке присутствуют особые правила транспортировки и хранения партий газа сжиженного углеводородного на транспорте. Наличие транспорта для транспортировки газа сжиженного газобаллонного предполагает наличие у перевозчика удостоверения на право управления автомобилем с газобаллонным оборудованием, оформленным в соответствии с требованиями Правил безопасности при эксплуатации АГЗС и Правил безопасности в газовом хозяйстве, препятствием может служить отсутствие доступа к имеющимся газонаполнительным базам (емкостям).

Экономические ограничения связаны со значительными первоначальными капиталовложениями на строительство АГЗС, для входа на рынок  хозяйствующие субъекты должны иметь материально-техническую базу, а также  иметь опыт работы в этой сфере деятельности (соответствующие кадры и технологии).

Присутствуют ограничения по спросу на СУГ для заправки автомобилей, т.к. большинство автовладельцев  в  регионе  используют для заправки автомобилей традиционный бензин.

Для использования СУГ в  качестве  альтернативного вида  топлива  необходимо установить специальное газобаллонное оборудование (ГБО) - переоборудовать автотранспортное средство и адаптировать ёмкость для хранения (топливный бак) и систему подачи топлива в двигатель внутреннего сгорания под физико-механические особенности агрегатного состояния (сжиженного или сжатого) используемого газа. Перевод автомобилей на газ происходит в частном порядке, при  этом многие автолюбители, кто использует СУГ вместо бензина, отмечают, что экономия финансовых средств составляет до 20%. В Республике Алтай имеют транспортный автопарк, переоборудованный на использование газового топлива   в  основном предприятия, занятые в сфере предоставления коммунальных услуг и пассажирских автоперевозок.

  Использование СУГ для  заправки  автомобилей ещё не достаточно развито в Республике Алтай в связи с высокими  затратами на переоборудование автомобилей и недостаточно развитой сетью АГЗС  в отдаленных районах республики.

Таким образом, можно сделать вывод, что барьеры для входа на рассматриваемый рынок являются труднопреодолимыми.

Опрошенные организации подчеркивают необходимость проведения определённых мероприятий со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления для поддержания, развития и совершенствования конкуренции на рынке реализации сжиженного углеводородного газа на территории Республики Алтай. К таким мероприятиям можно отнести выделение земли под строительство АГЗС, а также стимулирование процесса перевода транспорта на использование в качестве топлива сжиженный углеводородный газ, который является экологически чистым и экономически дешевым топливом.

Потенциальными продавцами  на данном рынке можно считать те предприятия, которые  успешно занимаются подобной деятельностью в других географических границах и имеют возможность развернуть свою деятельность в границах Республики Алтай.

Общая оценка барьеров вхождения на рынок СУГ для заправки автотранспорта:

  1) сложность получения  земельного участка, связанная с административными препятствиями (в т.ч. получение участка под строительство АГЗС на конкурсной основе);

  2)   временной интервал для вхождения на рассматриваемый рынок составляет на прохождение административных барьеров, строительство и ввод АГЗС в эксплуатацию около 16 месяцев, срок окупаемости капитальных вложений в АГЗС  около  2 лет.

  3)   экономические затраты на вхождение в  рынок  составляют в  целом около 8 млн. рублей.

 

8. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

 

Проведенный  анализ показал, что рынок реализации СУГ для заправки автотранспорта на территории Республики Алтай является высококонцентрированным  рынком  с  неразвитой конкуренцией, в  соответствии с положениями  части 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» установлен хозяйствующий субъект, занимающий  доминирующее положение (более 50%)  по розничной реализации СУГ для  заправки автомобилей - ООО «Квингаз» с фактической долей  на  данном рынке   85%.   

При входе на рынок хозяйствующие субъекты сталкиваются с  высокими, труднопреодолимыми как административными, так и экономическими барьерами.  Период  времени,  требуемый   для  организации  деятельности   на данном   рынке,  является   серьезным препятствием к входу новых субъектов на рынок.

Таким образом,  на данном рынке в Республике Алтай  присутствуют  высокие административные и экономические барьеры входа  и  высокая концентрация рынка.

С данного рынка в октябре 2010г. ушел один  продавец  в  связи  с тем, что  высоки  затраты на осуществление деятельности по розничной реализации СУГ для заправки автотранспорта.

 Особенности региона также влияют на развитие рынка СУГ для заправки автотранспорта:

- в Республике Алтай отсутствуют  предприятия по нефтехимической переработке СУГ и крупные поставщики СУГ;

- присутствует фактор сезонного   спроса на СУГ для заправки автотранспорта -  в летний период потребление СУГ возрастает  на  40%;

-   степень удовлетворения покупательского  спроса  высокая;

-   потенциал развития данного рынка не высокий.

Оценка перспективы  изменения конкурентной среды на рассматриваемом рынке показывает, что в ближайшее время  на данный рынок  не войдут потенциальные продавцы   СУГ для заправки автотранспорта,  рынок может остаться высококонцентрированным   с  неразвитой конкуренцией.

Принятие Федерального закона «Об использовании альтернативных видов топлива» может создать  условия для перевода автотранспорта на новые виды горючего, в  т.ч. СУГ для заправки автотранспорта, и стимулировать  развитие конкуренции на данном рынке.

УФАС по Республике Алтай осуществляет государственный контроль на территории Республики Алтай за соблюдением  антимонопольного законодательства на данном  рынке  согласно  своих  полномочий.

Проанализированные  публикации в региональных СМИ  на предмет    вопросов деятельности и развития рынка, показали что публикации в основном связаны с освещением деятельности Правительства Республики Алтай и ОАО «Газпром»,   хода  газификации в  Республики Алтай (поступление в регион природного газа), разъяснений и предложений  по  переводу автотранспорта на альтернативное моторное  топливо – компримированный природный газ через сеть автомобильных газонаполнительных  компрессорных станций (АГНКС). Согласно информации в СМИ, газификация Республики Алтай  началась с 2007г., в 2008г. природный газ поступил в Горно-Алтайск по 98-километровому газопроводу Бийск - Горно-Алтайск, где состоялся ввод в эксплуатацию газораспределительной станции. За три года ОАО «Газпромом» выделило 1,5 млрд. рублей, в течение 2011-2014г.г. продолжит финансирование строительства газораспределительных сетей  природного газа в г.Горно-Алтайске и прилегающих к нему сельских районах.

В Республике Алтай в 2010г. нормативных актов  по  использованию  СУГ для заправки автотранспорта не было принято.

В 2011г. в целях обеспечения устойчивого роста замещения традиционных моторных топлив природным газом принято Постановление Администрации г. Горно-Алтайска от 10.08.2011 № 61 «Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы муниципального образования «Город Горно-Алтайск» «Использование альтернативного топлива на автомобильном транспорте в муниципальном образовании «Город Горно-Алтайск» на 2012 - 2020 г.г.».

В то же время в перспективе компримированный природный газ для заправки автотранспорта не может являться взаимозаменяемым товаром для  СУГ для заправки автотранспорта  в  связи с тем, что  для их использования в автотранспорте используется разное оборудование.

По вопросам деятельности рынка  СУГ для заправки автомобилей публикаций и выступлений в СМИ, жалоб и обращений граждан и организаций в органы исполнительной власти по не установлено.

В УФАС по Республике Алтай в 2009-2010г.г.  не поступало обращений по признакам нарушений антимонопольного законодательства  на рынке СУГ для заправки автомобилей.

Нарушений ФЗ «О защите конкуренции» в ходе обследования рынка не выявлено.

Выводы и предложения:

 

1. Анализ рынка СУГ для заправки автотранспорта  проведен  за  временной период 2010г.

2. Географическими границами товарного рынка приняты административные границы Республики Алтай.

3. На рассматриваемом рынке  в 2010г. осуществляли деятельность  2 продавца.

4. Результаты анализа рынка показали, что в 2010г. рынок СУГ для заправки автотранспорта является высококонцентрированным рынком  с неразвитой конкурентной средой, доминирующее положение   занимает ООО «Квингаз»  с  долей    на рынке  85%.

5.  При исследовании качественных показателей рынка  выявлено, что  присутствуют  высокие труднопреодолимые административные и экономические барьеры  по  входу на рынок для потенциальных конкурентов.

6.  По  итогам изучения конкурентной среды на данном рынке   необходимо включить в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%  хозяйствующий субъект ООО «Квингаз», занимающий  долю на региональном рынке  по  розничной  реализации  СУГ для заправки автотранспорта 85%.

7. Со стороны УФАС по Республике Алтай необходимо продолжать  контроль за соблюдением антимонопольного законодательства  хозяйствующим субъектом  ООО «Квингаз»,  занимающим доминирующее положение на  рынке, применять меры  по развитию конкуренции и  снижению концентрации на рынке (содействие развитию предпринимательства, снижение барьеров входа на рынок, в т.ч.  осуществление  контроля   за   выделением  земельных участков под  строительство АГЗС).