АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О СОСТОЯНИИ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РОЗНИЧНЫХ РЫНКАХ АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ В 2018 ГОДУ
- Общие положения
Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на розничном рынке автомобильных бензинов выполнен Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничном рынке автомобильных бензинов, разработанными на основе Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010г. № 220.
Целью проведения анализа конкуренции на розничных рынках автомобильных бензинов является установление доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее – ВИНК) на региональных рынках, а также унификация методов анализа с учетом проведенного обобщения лучших практик территориальных органов ФАС России.
В качестве исходной информации Алтайским республиканским УФАС России использованы сведения, поступившие от хозяйствующих субъектов, информация, имеющаяся в территориальном антимонопольном органе, а также сведения, представленные Министерством экономического развития и имущественных отношений Республики Алтай.
- Временной интервал исследования
Учитывая, что исследование носит ретроспективный характер, временной интервал исследования состояния конкуренции на розничном рынке автомобильных бензинов определен как период 01.01.2018 – 31.12.2018гг.
- Продуктовые границы рынка
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 №454-ст, розничная торговля автомобильными бензинами классифицирована в группе 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».
Бензины предназначены для поршневых двигателей внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТ по автомобильным бензинам определяют область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002: «Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины, предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями...»).
В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются четыре основных вида автомобильных бензинов, предназначенных для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями: А-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ТУ 38.001165-2003, ГОСТ Р 51313-99), АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51313-99), АИ-98 (ГОСТ Р 51313-99).
Вместе с тем распространены также бензины иных марок: Нормаль-80 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-80 (ТУ 38.001165-2003), Регуляр-91 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум-95 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-96 (ТУ 38.001165-2003), Супер-98 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум Евро-95 и Супер Евро-98 (ГОСТ Р 51866-2002), Регуляр Евро-92 (ГОСТ Р 51866-2002) и другие.
Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых, пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.
На практике единственным существенным показателем, классифицирующим автомобильные бензины, является октановое число моторного топлива (далее – ОЧ). По ОЧ автомобильные бензины разделяются на две подгруппы, что и является существенным различием:
низкооктановые бензины – А-76, АИ-80, Нормаль-80 (ОЧ 76,0 по моторному методу и 80,0 по исследовательскому методу);
высокооктановые бензины – Регуляр-91, АИ-92, АИ-96, Супер-98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и другие (ОЧ 82,5 – 88 по моторному методу, 91 - 98 по исследовательскому методу).
Таким образом, исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам в целях исследования розничных рынков автомобильных бензинов можно выделить следующие товары:
Группа товаров | Подгруппа товаров | Товары (марки) | Октановое число |
Автомобильные бензины (ОКП 02 5110) | Низкооктановые | А-76 (АИ-80) | 76,0 по моторному методу и 80,0 по исследовательскому методу |
Высокооктановые | АИ-92 (АИ-91, АИ-93) | 82,5 – 88 по моторному методу, 91 - 98 по исследовательскому методу | |
АИ-95 (АИ-96) | |||
АИ-98 |
Исходя из специфики розничного потребления автомобильных бензинов (не взаимозаменяемость марки автомобильного бензина при потреблении в сторону снижения октанового числа, так как использование моторного топлива с октановым числом ниже заявленного в техническом паспорте (инструкции по эксплуатации) автомобиля, ведет к несвоевременному сгоранию топлива, снижению мощности, износу двигателя и другим негативным последствиям для владельца автотранспортного средства) продуктовые границы данных товаров следует рассматривать по маркам автомобильных бензинов.
- Географические границы рынка
Предварительно географические границы товарного рынка определены административными границами субъекта РФ – территорией Республики Алтай.
Исходя из территориальной фиксированности АЗС, основными ограничениями экономической возможности приобретения автомобильных бензинов потребителем являются расположение АЗС, расстояние до АЗС, маршрут следования до АЗС и транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением автомобильных бензинов.
Анализ географического расположения АЗС на территории Республики Алтай показывает, что АЗС расположены вдоль автомобильных дорог федерального значения, в черте города, на въезде (выезде) крупных населенных пунктов, что без существенных затрат на поиск АЗС потребители имеют возможность заправить автомобиль не выезжая за пределы Республики Алтай.
Согласно Методическим рекомендациям в географические границы розничного рынка автомобильных бензинов рекомендуется включать территорию в пределах одного региона, находящуюся в пределах 100 км от АЗС.
Таким образом, географические границы товарного рынка определены территорией, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар, т.е. территорией Республики Алтай.
- Состав хозяйствующих субъектов
Продавцами на розничных рынках автомобильных бензинов являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по розничной торговле автомобильными бензинами на АЗС, как являющиеся ВИНК, так и независимые хозяйствующие субъекты.
Покупателями на розничных рынках автомобильных бензинов являются физические и юридические лица, приобретающие автомобильные бензины единичного количества преимущественно для личного использования.
Состав участников розничного рынка представлен в Таблице 1:
№ п/п | Наименование хозяйствующего субъекта | Месторасположение хозяйствующего субъекта |
1 | ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт» | 649000, Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, ул. Комсомольская, 4 |
2 | ПАО «НК «Роснефть» - «Алтайнефтепродукт» | 656056, Алтайский край, г.Барнаул, ул.Ползунова, 22 |
3 | ООО «Газпромнефть-Центр» | 117246, г.Москва, Научный проезд, 17, пом. К-1016 эт.10 |
4 | ИП Шадрин А.С. | 649490, Республика Алтай, Усть-Коксинский район, с.Усть-Кокса, ул.Нагорная, 73 |
5 | ИП Карякин С.В. | 649490, Республика Алтай, Усть-Коксинский район, с.Усть-Кокса, ул.Солнечная, 52 |
6 | ИП Шадрина Т.В. | 649490, Республика Алтай, Усть-Коксинский район, с.Усть-Кокса, ул.Нагорная, 73 |
7 | ООО «Расул» | 649780, Республика Алтай, Кош-Агачский район, с.Кош-Агач, ул.Новочуйская ,10 |
8 | ООО «Алтай АЗС» | 649000, Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина, 39/1, оф. 2 |
9 | ИП Минченко Л.А. | 649140, Республика Алтай, Турочакский район, с.Дмитриевка, ул. Морозова, 2а |
10 | ИП Баграшев А.А. | 649750, Республика Алтай, с.Чибиля, ул. Улаганская, д.35 |
11 | ИП Шнитов В.В. | 649440, Республика Алтай, Онгудайский район, с.Онгудай ул. Молодежная, 9 кв. 1 |
- Расчет объема товарного рынка
и долей хозяйствующих субъектов на рынке
В качестве показателя объема товарной массы использован показатель объема продаж автомобильного бензина в натуральном выражении (литр). Доля хозяйствующего субъекта на розничном рынке автомобильных бензинов рассчитана как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, реализуемой данным хозяйствующим субъектом на исследуемом товарном рынке к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.
Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на нем приведен в приложении к настоящему аналитическому отчету.
- Определение уровня концентрации товарного рынка
Уровень концентрации розничного рынка автомобильных бензинов определен в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». При этом были рассчитаны коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана.
Коэффициент рыночной концентрации (CR) — сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:
где:
D — выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,
n — число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.
Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) — сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:
где:
D — выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,
N — общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.
1. Бензин ОЧ-80 (АИ-80 и аналоги).
Коэффициент рыночной концентрации (CR) рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке: ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт», ООО «Расул», ООО «Алтай АЗС».
CR3= 35,19%+20,26%+35,66% = 91,11%.
Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитан для всех хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
HHI= 2968
70%<=91,11%<=100% 2000<=2968<=10000
Уровень концентрации товарного рынка является высоким.
2. Бензин ОЧ 92 (АИ-92 и аналоги).
Коэффициент рыночной концентрации (CR) рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке: ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт», ПАО «НК «Роснефть»-«Алтайнефтепродукт», ООО «Газпромнефть-Центр».
CR3 = 56,78%+9,27%+19,83% = 85,88%.
Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитан для всех хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
HHI= 3 752.
70%<=85,88%<=100 % 2000<=3752<=10000
Уровень концентрации товарного рынка является высоким.
3. Бензин ОЧ 95 (АИ-95 и аналоги).
Коэффициент рыночной концентрации (CR) рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке: ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт», ООО «Газпромнефть-Центр», ПАО «НК «Роснефть» -«Алтайнефтепродукт».
CR3 = 50,10%+14,04%+30,04% = 94,18%.
Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитан для всех хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
HHI= 3616.
70%<=94,18%<=100 % 2000<=3616<=10000
Уровень концентрации товарного рынка является высоким.
4. Бензин ОЧ 98 (АИ-98 и аналоги).
Коэффициент рыночной концентрации (CR) рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке: ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт», ООО «Газпромнефть-Центр», ПАО «НК «Роснефть» -«Алтайнефтепродукт».
CR3 = 55,99%+14,02%+27,35% = 97,36%.
Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитан для всех хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
HHI= 4083.
70%<=97,36%<=100 % 2000<=4083<=10000
Уровень концентрации товарного рынка является высоким.
- Определение барьеров входа на товарный рынок
К барьерам входа на розничный рынок автомобильных бензинов относятся:
Экономические ограничения:
- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;
- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;
- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающего для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения результативного объема производства;
- вертикально-интегрированные хозяйствующие субъекты оказывают влияние на вход на товарный рынок;
Административные ограничения:
- условия лицензирования;
- трудности в получении земельных участков;
- экологические ограничения.
- Оценка состояния конкуренции на товарном рынке
Розничный рынок автомобильных бензинов Республики Алтай характеризуется присутствием хозяйствующих субъектов, входящим в ВИНК, а также независимых хозяйствующих субъектов, деятельность которых ограничена местными границами.
При исследовании качественных показателей рынка по розничной продаже автобензинов были выявлены барьеры входа на рынок для новых хозяйствующих субъектов: административные и высокие экономические барьеры.
На функционирование розничного рынка автобензинов и состояние конкурентной среды влияют факторы и особенности экономико-географического положения региона: Республика Алтай является дотационным аграрным регионом, доля промышленности в народном хозяйстве которой менее 20%. В силу аграрного положения в Республике Алтай присутствует фактор сезонного спроса на автобензины (в летний период потребление нефтепродуктов возрастает на 40%). В республике нет нефтеперерабатывающих заводов, удаленность нефтеперерабатывающих мощностей существенно влияет на рост себестоимости продукции и особенностей транспортной инфраструктуры, обеспечивающей доставку топлива в регион, потенциал развития розничного рынка нефтепродуктов достаточно высокий.
Учитывая полученные значения коэффициентов рыночной концентрации, можно сделать вывод о том, что в Республике Алтай розничный рынок автомобильных бензинов по ОЧ-80 (АИ-80 и аналоги) относится к высококонцентрированным рынкам, однако, на данном рынке отсутствуют хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение.
Розничные рынки автомобильных бензинов по ОЧ 92 (АИ-92 и аналоги), ОЧ 95 (АИ-95), ОЧ 98 (АИ-98 и аналоги) относятся к высококонцентрированным рынкам, доминирующее положение на которых занимает ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт» с долями 56,78%, 50,10%, 55,99% соответственно. Доля хозяйствующих субъектов, входящих в ВИНК (ПАО «НК «Роснефть» -«Алтайнефтепродукт», ООО «Газпромнефть-Центр»), не превышает 50%, в связи с чем, они не занимают доминирующего положения на товарном рынке.
Согласно части 2.1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей, за исключением хозяйствующего субъекта, в том числе, имеющего в качестве учредителей или участников хозяйствующих субъектов - юридических лиц.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт» (ИНН 0411145965) одним из учредителей общества является юридическое лицо-АО «Инрусинвест».
Таким образом, ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт» занимает доминирующее положение на розничном рынке автомобильных бензинов в границах Республики Алтай.