Анализ рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в МО «Город Горно-Алтайск» в 2014г.

1. Общие положения

Анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами по итогам 2014г. проведен в рамках рассмотрения дела №19-А/15, возбужденного по итогам внеплановой выездной проверки ГУП «Фармация» Республики Алтай.

При анализе и оценке состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации использовались сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами, от территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Алтай, Министерства здравоохранения Республики Алтай, Управления Росздравнадзора по Республике Алтай.

 

2. Временной интервал исследования товарного рынка

Анализ ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента его проведения (ретроспективный анализ). Временной интервал исследования: 2014 год.

 

3. Продуктовые границы товарного рынка

Предварительное определение товара произведено на основе нормативных правовых актов, регулирующих фармацевтическую деятельность.

В соответствии с пунктом 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон об обращении лекарственных средств) фармацевтическая деятельность включает в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Согласно части 1 статьи 52 Закона об обращении лекарственных средств, фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

При этом, согласно пункту 35 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств, под аптечной организацией понимается организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.

Приказом Минздравсоцразвития России от 27.07.2010 № 553н утверждены следующие виды аптечных организаций:

–          аптека готовых лекарственных форм;

–          аптека производственная;

–          аптека производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.

–          аптечный пункт;

–          аптечный киоск.

Частью 1 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств установлено, что розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.

Таким образом, нормативными правовыми актами определен закрытый перечень хозяйствующих субъектов, имеющих право осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами.

При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, установлено следующее.

Лекарственные препараты по функциональному назначению, потребительским свойствам, качественным характеристикам, условиям реализации не имеют товаров-заменителей. При этом покупатель имеет возможность приобрести лекарственные препараты только у хозяйствующего субъекта, имеющего лицензию на фармацевтическую деятельность, и не имеет возможности приобрести лекарственные препараты у хозяйствующих субъектов, не имеющих такой лицензии.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств, аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни (далее – изделия медицинского назначения и сопутствующие товары).

При этом услуга розничной торговли изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, оказываемая покупателям хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (далее – аптеками), связана с услугой розничной торговли лекарственными препаратами, например:

–          приобретение лекарственных препаратов для приема внутрь обусловливает покупку минеральной воды и посуды для медицинских целей (пеналов, мерных емкостей);

–          приобретение лекарственных препаратов для парентерального применения обусловливает покупку изделий медицинского назначения (шприцов инъекционных, ваты, лейкопластырей, дезинфицирующих средств);

–          приобретение предметов для ухода за больными обусловливает покупку санитарно-гигиенических изделий (перчаток) и дезинфицирующих средств.

Кроме того, парфюмерные и косметические средства определенных производителей продаются в розницу преимущественно в аптеках.

В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 769-ст, услуги розничной торговли включают в себя реализацию товаров, оказание помощи покупателю в приобретении (покупке) товаров, информационно-консультационные (консалтинговые) услуги, дополнительные услуги по созданию удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров. При этом процесс оказания услуг розничной торговли состоит из следующих основных этапов: выявление спроса и формирование ассортимента товаров, приемка товаров, обеспечение хранения товаров, предпродажная подготовка товаров, выкладка товаров, предложение товаров покупателю (показ, демонстрация, примерка, взвешивание), организация расчета с покупателем, отпуск товара покупателю.

Розничная торговля товарами, разрешенными к продаже в аптеках, предполагает аккумулирование предложения множества разных видов товаров различных производителей и создание определенных условий (сервиса) для покупателей по выбору и приобретению товаров.

Таким образом, деятельность аптек рассматривается как предоставление услуг розничной торговли, с одной стороны, покупателям (населению), а с другой стороны – оптовым поставщикам товаров.

Потребность и практика покупателей приобретать в аптеках разные виды товаров за одну покупку определяет продуктовые границы товарного рынка как совокупность всех товаров, разрешенных к продаже в аптеках.

Широта ассортимента влияет на привлекательность аптеки для потребителей, а в условиях усиления государственного регулирования цен на лекарственные средства позволяет аптекам сохранять уровень рентабельности, усиливает финансовую устойчивость, возможность привлечения заемного капитала, формирования скидочных систем для привлечения потребителей и иных маркетинговых стратегий.

Таким образом, розничная торговля в аптеках представляет собой услугу по продаже широкой номенклатуры товаров, которые можно отнести к «транзакционно-комплементарным товарам», то есть таким, приобретение которых в одной организации существенно снижает транзакционные издержки потребителей.

Величина суммарного товарооборота аптеки (объем продажи товаров и оказания услуг населению) определяет ее рыночную силу и преимущества перед конкурентами как в привлечении покупателей, так и во взаимоотношениях с оптовиками и кредиторами.

В связи с изложенным продуктовыми границами исследуемого товарного рынка являются услуги розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.

 

4. Географические границы товарного рынка

Для определения географических границ товарного рынка выделяется группа покупателей по месту приобретения товаров, разрешенных к продаже в аптеках, расположенных на территориях Республики Алтай, ограниченных:

– муниципальными районами;

– городским округом.

В связи с чем географическими границами товарного рынка являются границы МО «Город Горно-Алтайск».

 

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

Продавцами на рассматриваемом товарном рынке являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность (розничная торговля).

Для продавцов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, определяется принадлежность к группе лиц.

Покупателями товара на рассматриваемом товарном рынке являются физические лица. В связи с тем, что количество покупателей превышает 15 человек, хозяйственные связи покупателей с продавцами не выявляются.

В целях данного анализа «аптечная сеть» - это два и более аптечных учреждения, принадлежащих одному или нескольким лицам, работающим под одним торговым наименованием, торговой маркой.

Таблица 1.

Перечень хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на розничную торговлю лекарственными средствами и осуществлявших свою деятельность в границах МО «Город Горно-Алтайск»

Наименование

ИНН

Торговая марка

Форма собственности

ОПФ

Юридический адрес

Фактический адрес

1

ООО Фирма "Март"

0411018621

ООО Фирма "Март"

частная

ООО

649000,г.Горно-Алтайск, пр.Коммунистический 77

649000,г.Горно-Алтайск,пр. Коммунистический 27

2

ГУП "Фармация"

0400000090

ГУП "Фармация»

государственная

ГУП

649000, Республика Алтай,г.Горно-Алтайск, ул. Э.Палкина, 10

649000, Республика Алтай,г.Горно-Алтайск, ул. Э.Палкина, 10

3

Горно-Алтайский филиал АКГУП "Алтаймедтехника"

2224006700

"Алтаймедтехника"

государственная

КГУП

656038, Алтайский край, г.Барнаул, ул.Союза Республик, 30

649000, Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, ул.Социалистическая, 64

4

ИП Лирова Е.Г.

041100419385

Аптечный пункт без права изготовления лекарственных средств

частная

ИПБОЮЛ

649000, Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, ул.Э.Палкина, 11-21

649000, Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, ул.Ленина, 199

5

ООО "Миг-Сервис"

0411066819

ООО "Миг-Сервис"

частная

ООО

649000, Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, пр.Коммунистический, 190

649000, Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, пр.Коммунистический, 97

6

ООО "Семейный доктор"

0411133166

ООО "Семейный доктор"

частная

ООО

649000, РА, г.Горно-Алтайск, пр.Коммунистический, 1

649000, РА, г.Горно-Алтайск, пр.Коммунистический, 1

7

ООО "Арбик"

2227005590

ООО "Арбик"

частная

ООО

659303, г. Бийск, ул. Мерлина, 51А

659303, г. Бийск, ул. Трофимова, 16; 117; ул. Мухачева, 228/2

8

ИП Зырянова И.В.

041100013402

ИПБОЮЛ Зырянова И.В.

частная

ИПБОЮЛ

649000, Республика Алтай г. Горно-Алтайск ул. Алтайская 13/31

649000, Республика Алтай г. Горно-Алтайск ул Алтайская 13/31

9

ООО «Парламент плюс»

0411151694

ООО «Парламент плюс»

частная

ООО

649100, Республика Алтай с. Майма ул. Подгорная 16

649000, Республика Алтай г. Горно-Алтайск пр. Коммунистический 59

10

ООО "Альфа-Аптека"

0411165224

ООО "Альфа-Аптека"

частная

ООО

649000, Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, пр.Коммунистический, 36

649000, Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 49

11

ИП Шатохина Л.А.

222407996972

ИПБОЮЛ Шатохина Л.А.

частная

ИПБОЮЛ

656012, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Лесокирзаводская 16

649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 2

 

 

В 2014г. в МО «Город Горно-Алтайск» осуществляли свою деятельность 11 хозяйствующих субъектов, имеющих 30 аптечных организаций, общий товарооборот которых составил – <…> тыс.руб.

 

 

6. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на товарном рынке

Расчет объема товарного рынка производится в стоимостном выражении (в тыс.руб., с НДС) по показателю объема суммарной выручки хозяйствующих субъектов, действовавших на рассматриваемом товарном рынке в установленных географических границах отдельно за каждый год в пределах установленного временного интервала (2014г.). При этом в объем суммарной выручки включаются только доходы, полученные хозяйствующими субъектами от реализации лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров, включая доходы от участия хозяйствующих субъектов в программах лекарственного обеспечения населения.

Доля хозяйствующего субъекта или группы лиц на рассматриваемом товарном рынке в установленных географических границах рассчитывается как выраженное в процентах отношение годового суммарного товарооборота всех аптечных организаций хозяйствующего субъекта или группы лиц, действующих на рассматриваемом товарном рынке в установленных географических границах отдельно за каждый год в пределах установленного временного интервала в стоимостном выражении к годовому объему рассматриваемого товарного рынка.

 

Таблица 2.

Доли хозяйствующих субъектов на рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в границах МО «Город Горно-Алтайск»

Отметка о наличии группы лиц

Наименование хозяйствующего субъекта

Количество аптечных организаций в соответствующем городском округе или муниципальном районе

Объем товарного рынка (суммарный товарооборот аптечных организаций городского округа или муниципального района), тыс.руб.

Доля, занимаемая хозяйствующим субъектом , %

Доля, занимаемая группой лиц, %

2014г.

2014г

2014г

2014г

Город Горно-Алтайск

 

ООО Фирма "Март" (0411018621)

5

 

4

2

 

1

2

4

 

2

2

 

2

5

1

<…>

 

<…>

<…>

 

<…>

<…>

<…>

 

<…>

<…>

 

<…>

<…>

<…>

<…>

 

<…>

<…>

 

<…>

<…>

<…>

 

<…>

<…>

 

<…>

<…>

<…>

-

 

-

-

 

-

-

-

 

-

-

 

-

-

-

 

ГУП "Фармация" (0400000090)

 

Горно-Алтайский филиал АКГУП "Алтаймедтехника" (2224006700)

 

ИПБОЮЛ Лирова Е.Г. (041100419385)

 

ООО "Миг-Сервис" (0411066819)

 

ООО "Семейный доктор" (0411133166)

 

ООО "Арбик" (2227005590)

 

ИПБОЮЛ Зырянова И.В. (041100013402)

 

ООО «Парламент Плюс» (0411151694)

 

ООО "Альфа-Аптека" (0411165224)

 

ИПБОЮЛ Шатохина Л.А. (222407996972)

Итого:

Количество групп лиц

Количество хозяйствующих субъектов

Количество аптечных организаций

Объем рынка, тыс.руб.

Сумма долей всех хозяйствующих субъектов, %

Сумма долей хозяйствующих субъектов, входящих в группы лиц, %

0

11

30

<…>

100

0

 

 

 

Таблица 3.

Хозяйствующие субъекты, доминирующие в соответствии с частями 1, 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

№ п/п

Наименование городского округа или муниципального района

Хозяйствующие субъекты, доминирующие в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Совокупная доля, %

2014

1

 

Город Горно-Алтайск

 

ООО Фирма "Март" (0411018621), ООО "Семейный доктор" (0411133166), ГУП "Фармация" (0400000090)

53.05

 

 

7. Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами были использованы коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана.

Коэффициент рыночной концентрации (CR) рассчитывается как сумма долей крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке. Для целей настоящего анализа коэффициент рыночной концентрации рассчитывался для трех крупнейших хозяйствующих субъектов в установленных географических границах. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитывается как сумма квадратов долей на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке.

CR3= <…>% + <…>% + <…>% = 53.05%

HHI=(<…>%)2 + (<…>%)2 + (<…>%)2  = 982.34

 

40 < СR3=53,05 < 70% - умеренный уровень концентрации;

HHI=982,34 < 1000 – низкий уровень концентрации.

В случае, когда коэффициент CR и индекс HHI указывают на различные уровни концентрации, необходимо учесть признаки, перечисленные в пункта 9.3-9.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010г. №220.

В соответствии с п.9.5 указанного порядка к факторам, способствующим ограничению конкуренции на рассматриваемом товарном рынке, могут относиться значительная доля вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов и их доминирующее положение на данном товарном рынке. В границах МО «Город Горно-Алтайск» отсутствуют вертикально-интегрированные хозсубъекты, следовательно, остальные хозсубъекты находятся примерно на равных условиях. Кроме того отсутствуют хозяйствующие субъекты, имеющие долю более 35%, нет ограничений по открытию новых аптечных организаций, также рассматриваемый рынок открыт для вхождения в него новых участников.

В связи с чем уровень концентрации рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, определен как умеренно концентрированный.    

 

8. Уровень обеспеченности населения услугами розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами

Принято считать, что норма соотношения численности населения и количества аптечных организаций – 4-5 тыс. человек на 1 аптеку. В городских округах и муниципальных районах, где действует недостаточное количество аптек, рынок чаще всего является высококонцентрированным.

По данным Государственной службы статистики по Республике Алтай численность населения г.Горно-Алтайска в 2014г. составляла в среднем 61864чел., следовательно, в среднем на одну аптеку приходится 2062 человека.

Высокий уровень обеспеченности аптечными учреждениями может означать, что в рассматриваемых географических границах отсутствуют серьезные барьеры для входа на рынок.

 

9. Барьеры входа на товарный рынок

 

Источник получения данных о барьерах входа на рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами - информация, представленная хозяйствующими субъектами.

На рассматриваемом рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в 2014г. в МО «Город Горно-Алтайск» выявлены следующие барьеры входа:

 

Таблица 4.

Барьеры входа на товарный рынок

Основные группы барьеров

Перечень барьеров

Подробное описание сути барьеров

Оценка преодолимости выявленных барьеров

Экономические ограничения

финансовые затраты,

фиксированные надбавки,

отдаленность районов от основных оптовых поставщиков

большие финансовые затраты, арендная плата, величина устанавливаемых торговых надбавок, ограничение по спросу, низкая платежеспособность населения, отдаленность районов от основных оптовых поставщиков

Хозяйствующему субъекту, входящему в данный рынок, придется понести большие финансовые затраты.  Период  времени,  требуемый   для  организации  деятельности   на данном   рынке   является   серьезным препятствием к входу новых субъектов на рынок, многие из которых могут вообще отказаться от этих планов.

       Наличие многих препятствий  вхождения на данный рынок исключает деятельность на рынке случайных продавцов, позволяет воздействовать на рынок  крупным хозяйствующим субъектам.

 

Административные ограничения

Наличие лицензии,

отчетность в различные контрольные органы

лицензирование на осуществление фармацевтической деятельности, действия и разрешительные документы местной администрации, получение разрешения на открытие торговой точки и получение технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения; контрольные и надзорные функции контролирующих органов в период деятельности,

 временной интервал для вхождения на рассматриваемый рынок составляет – около 6 месяцев

Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров

 

Не установлено

 

 

Наличие вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов

 

вертикально-интегрированные хозяйствующие субъекты на данном рынке отсутствуют

 

Другие ограничения входа на товарный рынок

 

стратегия поведения хозяйствующих субъектов на рынке, преимущественное положение уже присутствующих продавцов на рынке

 

 

 

10. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Таким образом, проведенный анализ рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами показал, что в МО «Город Горно-Алтайск» рынок умеренно концентрированный, относится к рынку с недостаточно развитой конкуренцией.

По итогам проведенного анализа были выявлены три крупных участника указанного рынка, совокупная доля которых превышает 50% от суммарного товарооборота аптечных организаций в 2014г.: ООО фирма «Март» (<…>%), ГУП «Фармация» Республики Алтай (<…>%) и ООО «Семейный доктор» (<…>%).

Хозяйствующих субъектов, имеющих долю более 35% суммарного оборота аптечных организаций в границах МО «Город Горно-Алтайск», не установлено.

Кроме того было выявлено, что  присутствуют высокие административные и экономические барьеры по входу на рынок для потенциальных конкурентов, что исключает возможность деятельности случайных продавцов и дает преимущественное положение хозяйствующим субъектам, действующим на данном рынке.