Анализ рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в Республике Алтай (в разрезе городского округа и муниципальных районов) в 2012 и 2013 гг.

1. Общие положения

Анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами по итогам 2012-2013 гг. проведен на основании приказа ФАС России от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы» в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, в целях формирования реестра хозяйствующих субъектов, ведение которого предусмотрено подпунктом «а» пункта 8 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Реестр), и для использования результатов анализа при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и экономической концентрации.

При анализе и оценке состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации использовались сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами, от территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Алтай, Министерства здравоохранения Республики Алтай, Управления Росздравнадзора по Республике Алтай.

 

2. Временной интервал исследования товарного рынка

В связи с тем, что критерием формирования Реестра является фактическая доля хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке, анализ ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента его проведения (ретроспективный анализ). Временной интервал исследования определен двухлетним периодом: 2012 и 2013 гг.

3. Продуктовые границы товарного рынка

Предварительное определение товара произведено на основе нормативных правовых актов, регулирующих фармацевтическую деятельность.

В соответствии с пунктом 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон об обращении лекарственных средств) фармацевтическая деятельность включает в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Согласно части 1 статьи 52 Закона об обращении лекарственных средств, фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

При этом, согласно пункту 35 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств, под аптечной организацией понимается организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.

Приказом Минздравсоцразвития России от 27.07.2010 № 553н утверждены следующие виды аптечных организаций:

–          аптека готовых лекарственных форм;

–          аптека производственная;

–          аптека производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.

–          аптечный пункт;

–          аптечный киоск.

Частью 1 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств установлено, что розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.

Таким образом, нормативными правовыми актами определен закрытый перечень хозяйствующих субъектов, имеющих право осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами.

При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, установлено следующее.

Лекарственные препараты по функциональному назначению, потребительским свойствам, качественным характеристикам, условиям реализации не имеют товаров-заменителей. При этом покупатель имеет возможность приобрести лекарственные препараты только у хозяйствующего субъекта, имеющего лицензию на фармацевтическую деятельность, и не имеет возможности приобрести лекарственные препараты у хозяйствующих субъектов, не имеющих такой лицензии.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств, аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни (далее – изделия медицинского назначения и сопутствующие товары).

При этом услуга розничной торговли изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, оказываемая покупателям хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (далее – аптеками), связана с услугой розничной торговли лекарственными препаратами, например:

–          приобретение лекарственных препаратов для приема внутрь обусловливает покупку минеральной воды и посуды для медицинских целей (пеналов, мерных емкостей);

–          приобретение лекарственных препаратов для парентерального применения обусловливает покупку изделий медицинского назначения (шприцов инъекционных, ваты, лейкопластырей, дезинфицирующих средств);

–          приобретение предметов для ухода за больными обусловливает покупку санитарно-гигиенических изделий (перчаток) и дезинфицирующих средств.

Кроме того, парфюмерные и косметические средства определенных производителей продаются в розницу преимущественно в аптеках.

В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 769-ст, услуги розничной торговли включают в себя реализацию товаров, оказание помощи покупателю в приобретении (покупке) товаров, информационно-консультационные (консалтинговые) услуги, дополнительные услуги по созданию удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров. При этом процесс оказания услуг розничной торговли состоит из следующих основных этапов: выявление спроса и формирование ассортимента товаров, приемка товаров, обеспечение хранения товаров, предпродажная подготовка товаров, выкладка товаров, предложение товаров покупателю (показ, демонстрация, примерка, взвешивание), организация расчета с покупателем, отпуск товара покупателю.

Розничная торговля товарами, разрешенными к продаже в аптеках, предполагает аккумулирование предложения множества разных видов товаров различных производителей и создание определенных условий (сервиса) для покупателей по выбору и приобретению товаров.

Таким образом, деятельность аптек рассматривается как предоставление услуг розничной торговли, с одной стороны, покупателям (населению), а с другой стороны – оптовым поставщикам товаров.

Потребность и практика покупателей приобретать в аптеках разные виды товаров за одну покупку определяет продуктовые границы товарного рынка как совокупность всех товаров, разрешенных к продаже в аптеках.

Широта ассортимента влияет на привлекательность аптеки для потребителей, а в условиях усиления государственного регулирования цен на лекарственные средства позволяет аптекам сохранять уровень рентабельности, усиливает финансовую устойчивость, возможность привлечения заемного капитала, формирования скидочных систем для привлечения потребителей и иных маркетинговых стратегий.

Таким образом, розничная торговля в аптеках представляет собой услугу по продаже широкой номенклатуры товаров, которые можно отнести к «транзакционно-комплементарным товарам», то есть таким, приобретение которых в одной организации существенно снижает транзакционные издержки потребителей.

Величина суммарного товарооборота аптеки (объем продажи товаров и оказания услуг населению) определяет ее рыночную силу и преимущества перед конкурентами как в привлечении покупателей, так и во взаимоотношениях с оптовиками и кредиторами.

В связи с изложенным продуктовыми границами исследуемого товарного рынка являются услуги розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.

 

4. Географические границы товарного рынка

Для определения географических границ товарного рынка выделяется группа покупателей по месту приобретения товаров, разрешенных к продаже в аптеках, расположенных на территориях Республики Алтай, ограниченных:

– муниципальными районами;

– городским округом.

Таблица 1.

Перечень городских округов и муниципальных районов субъекта РФ

Наименование городского округа или муниципального района

Численность населения, чел.

2012

2013

Город Горно-Алтайск

59720

60828

Кош-Агачский

18263

18318

Майминский

28867

29397

Онгудайский

14678

14513

Турочакский

12460

12530

Улаганский

11375

11500

Усть-Канский

14594

14491

Усть-Коксинский

17063

16988

Чемальский

9524

9755

Чойский

8373

8471

Шебалинский

13508

13553

 

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

Продавцами на рассматриваемом товарном рынке являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность (розничная торговля).

Для продавцов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, определяется принадлежность к группе лиц.

Покупателями товара на рассматриваемом товарном рынке являются физические лица. В связи с тем, что количество покупателей превышает 15 человек, хозяйственные связи покупателей с продавцами не выявляются.

В целях данного анализа «аптечная сеть» - это два и более аптечных учреждения, принадлежащих одному или нескольким лицам, работающим под одним торговым наименованием, торговой маркой.

В 2012 г. в Республике Алтай осуществляли свою деятельность 43 хозяйствующих субъектов, имеющих 218 аптечных организаций, общий товарооборот которых составил - 502460,2 тыс.руб.

В 2013 г. в Республике Алтай осуществляли свою деятельность 56 хозяйствующих субъектов, имеющих 253 аптечных организаций, общий товарооборот которых составил - 650024,4 тыс.руб.

Количество аптечных организаций по формам собственности

№ п/п

Наименование городского округа или муниципального района

Количество аптечных организаций

государственной формы собственности

муниципальной формы собственности

частной формы собственности

иных форм собственности

2012

2013

2012

2013

2012

2013

2012

2013

1

Город Горно-Алтайск

7

7

-

-

25

32

-

-

2

Кош-Агачский

13

13

-

-

8

11

-

-

3

Майминский

12

12

-

-

11

17

-

-

4

Онгудайский

22

22

-

-

4

11

-

-

5

Турочакский

14

14

-

-

2

3

-

-

6

Улаганский

10

10

-

-

4

5

-

-

7

Усть-Канский

21

21

-

-

2

6

-

-

8

Усть-Коксинский

15

15

-

-

4

4

-

-

9

Чемальский

13

13

-

-

1

3

-

-

10

Чойский

1

1

-

-

5

7

-

-

11

Шебалинский

20

20

-

-

4

6

-

-

Всего по субъекту РФ

148

148

0

0

70

105

0

0

 

 

6. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на товарном рынке

Расчет объема товарного рынка производится в стоимостном выражении (в тыс.руб., с НДС) по показателю объема суммарной выручки хозяйствующих субъектов, действовавших на рассматриваемом товарном рынке в установленных географических границах отдельно за каждый год в пределах установленного временного интервала (2012 - 2013 гг.). При этом в объем суммарной выручки включаются только доходы, полученные хозяйствующими субъектами от реализации лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров, включая доходы от участия хозяйствующих субъектов в программах лекарственного обеспечения населения.

Источник получения данных – информация, представленная хозяйствующими субъектами по запросу УФАС по Республике Алтай, а также органами статистики, налоговых органов, органов государственной власти и местного самоуправления.

 

Таблица 6.

Объем рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами каждого городского округа и муниципального района:

№ п/п

Наименование городского округа или муниципального района

Объем товарного рынка (суммарный товарооборот всех аптечных организаций), тыс.руб.

2012

2013

1

Город Горно-Алтайск

277097,2

338296,4

2

Майминский

88165

96798

3

Чемальский

21011

30738

4

Турочакский

20543

25727

5

Усть-Коксинский

19923

22206

6

Кош-Агачский

17538

43893

7

Улаганский

16099

17258

8

Чойский

15406

25458

9

Усть-Канский

11726

28877

10

Онгудайский

8963

12003

11

Шебалинский

5989

8770

Всего по субъекту РФ

502460,2

650024,4

 

 

Доля хозяйствующего субъекта или группы лиц на рассматриваемом товарном рынке в установленных географических границах рассчитывается как выраженное в процентах отношение годового суммарного товарооборота всех аптечных организаций хозяйствующего субъекта или группы лиц, действующих на рассматриваемом товарном рынке в установленных географических границах отдельно за каждый год в пределах установленного временного интервала в стоимостном выражении к годовому объему рассматриваемого товарного рынка.

 

 

 

Таким образом, в результате исследования выявлены следующие хозяйствующие субъекты и группы лиц, имеющие в течение 2012-2013 гг. долю на товарном рынке более чем тридцать пять процентов:

 

Таблица 8.

Хозяйствующие субъекты и группы лиц, имеющие в течение 2012-2013 гг. долю на товарном рынке более чем тридцать пять процентов:

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта или хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц

Наименование городского округа или муниципального района, в котором хозяйствующий субъект имеет долю более 35%

Количество аптечных организаций хозяйствующего субъекта в рассматриваемом городском округе или муниципальном районе

Объем товарного рынка (суммарный товарооборот аптечных организаций городского округа или муниципального района), тыс.руб.

Доля, занимаемая хозяйствующим субъектом в рассматриваемом городском округе или муниципальном районе, %

2012

2013

2012

2013

2012

2013

1

ИПБОЮЛ Нурбатырова А.К.(040100007206)

Кош-Агачский

6

-

 

 

 

 

2

ООО "Здравушка"(0411135737)

Майминский

3

3

 

 

 

 

3

Группа лиц:  ООО "Парламент"(0408015660),  ООО «Парламент плюс» (0411151694)

Майминский

4

10

 

 

 

 

4

ИПБОЮЛ Саманова А.А.(040400486165)

Онгудайский

1

1

 

 

 

 

5

ИПБОЮЛ Азанова О.С.(040700006902)

Турочакский

1

2

 

 

 

 

6

ИПБОЮЛ Радеева М.М.(040700657397)

Турочакский

1

1

 

 

 

 

7

ООО "Телец"(0402023304)

Улаганский

2

2

 

 

 

 

8

ИПБОЮЛ Баданова С.А.(040300010301)

Усть-Канский

1

-

 

 

 

 

9

ИПБОЮЛ Шатина Л.А.(040300009680)

Усть-Канский

-

2

 

 

 

 

10

ООО "АиСТ"(0406004800)

Усть-Коксинский

2

2

 

 

 

 

11

ИПБОЮЛ Болдакова Н.В.(041000286886)

Чемальский

1

1

 

 

 

 

12

ООО "Аптека"(0407008437)

Чойский

1

-

 

 

 

 

13

ООО "Чолмон"(0405000834)

Шебалинский

1

-

 

 

 

 

14

ООО "Арга"(0411138291)

Шебалинский

-

1

 

 

 

 

 

 

Таблица 9.

Хозяйствующие субъекты, доминирующие в соответствии с частями 1, 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

№ п/п

Наименование городского округа или муниципального района

Хозяйствующие субъекты, доминирующие в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Совокупная доля, %

2012

2013

1

1

Город Горно-Алтайск

Город Горно-Алтайск

ООО "Аптеки Алтая" (2224130137), ООО Фирма "Март" (0411018621), ООО "Семейный доктор" (0411133166),

 

 

ООО "Аптеки Алтая" (2224130137), ООО Фирма "Март" (0411018621), ГУП "Фармация" (0400000090),

 

 

2

2

Кош-Агачский

Кош-Агачский

ИПБОЮЛ Нурбатырова А.К. (040100007206),

 

 

ИПБОЮЛ Бухарова Л.Ф. (040100051967), ИПБОЮЛ Нурбатырова А.К. (040100007206),

 

 

3

3

Майминский

Майминский

ООО "Здравушка" (0411135737), ООО "Парламент" (0408015660),

 

 

ООО "Здравушка" (0411135737), ООО «Парламент плюс» (0411151694),

 

 

4

4

Онгудайский

Онгудайский

ИПБОЮЛ Саманова А.А. (040400486165),

 

 

ИПБОЮЛ Саманова А.А. (040400486165), ИПБОЮЛ Мурзагалиева Н.В. (040400014170),

 

 

5

5

Турочакский

Турочакский

ИПБОЮЛ Радеева М.М. (040700657397),

 

 

ИПБОЮЛ Азанова О.С. (040700006902), ИПБОЮЛ Радеева М.М. (040700657397),

 

 

6

Улаганский

ООО "Телец" (0402023304),

 

 

7

7

Усть-Канский

Усть-Канский

ИПБОЮЛ Баданова С.А. (040300010301),

 

 

ИПБОЮЛ Шатина Л.А. (040300009680),

 

 

8

Усть-Коксинский

ООО "АиСТ" (0406004800),

 

 

9

Чемальский

ИПБОЮЛ Болдакова Н.В. (041000286886),

 

 

10

10

Чойский

Чойский

ООО "Аптека" (0407008437), ООО "Софья" (0409910520),

 

 

ООО "Аптека" (0407008437), ООО "Здоровье" (0411160730),

 

 

11

Шебалинский

ООО "Чолмон" (0405000834), ООО "Арга" (0411138291),

 

 

 

7. Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами были использованы коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана.

Коэффициент рыночной концентрации (CR) рассчитывается как сумма долей крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке. Для целей настоящего анализа коэффициент рыночной концентрации рассчитывался для трех крупнейших хозяйствующих субъектов в установленных географических границах. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитывается как сумма квадратов долей на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке.

 

Таблица 10.

Уровень концентрации рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами

№ п/п

Наименование городского округа или муниципального района

Коэффициент рыночной концентрации CR3, %

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана(HHI)

Вывод об уровне концентрации товарного рынка

2012

2013

2012

2013

2012

2013

1

Город Горно-Алтайск

58

54

1401,2

-

Умеренный

Умеренный

2

Кош-Агачский

97

74

4714,99

2167,26

Высокий

Высокий

3

Майминский

98

85

4332,92

2896,67

Высокий

Высокий

4

Онгудайский

89

79

3814,71

3068,83

Высокий

Высокий

5

Турочакский

100

100

4665,46

4285,59

Высокий

Высокий

6

Улаганский

95

84

6534,89

4159,85

Высокий

Высокий

7

Усть-Канский

100

96

5076,96

3926,7

Высокий

Высокий

8

Усть-Коксинский

94

91

5765,57

5394,56

Высокий

Высокий

9

Чемальский

100

99

8913,71

4981,3

Высокий

Высокий

10

Чойский

85

73

2703,44

2170,35

Высокий

Высокий

11

Шебалинский

91

73

2905,25

2227,84

Высокий

Высокий

 

 

8. Уровень обеспеченности населения услугами розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами

Принято считать, что норма соотношения численности населения и количества аптечных организаций – 4-5 тыс. человек на 1 аптеку. В городских округах и муниципальных районах, где действует недостаточное количество аптек, рынок чаще всего является высококонцентрированным.

Таблица 11.

Уровень обеспеченности населения услугами аптечных организаций

№ п/п

Наименование городского округа или муниципального района

Вывод об уровне концентрации товарного рынка

Численность населения, чел.

Количество аптечных организаций

Соотношение численности населения и количества аптечных организаций, чел.

Вывод об уровне обеспеченности населения услугами аптечных организаций

2012

2013

2012

2013

2012

2013

2012

2013

2012

2013

1

Город Горно-Алтайск

Умеренный

Умеренный

59720

60828

32

39

1866,25

1559,69

Высокая плотность

Высокая плотность

2

Кош-Агачский

Высокий

Высокий

18263

18318

21

24

869,67

763,25

Высокая плотность

Высокая плотность

3

Майминский

Высокий

Высокий

28867

29397

23

29

1255,09

1013,69

Высокая плотность

Высокая плотность

4

Онгудайский

Высокий

Высокий

14678

14513

26

33

564,54

439,79

Высокая плотность

Высокая плотность

5

Турочакский

Высокий

Высокий

12460

12530

16

17

778,75

737,06

Высокая плотность

Высокая плотность

6

Улаганский

Высокий

Высокий

11375

11500

14

15

812,5

766,67

Высокая плотность

Высокая плотность

7

Усть-Канский

Высокий

Высокий

14594

14491

23

27

634,52

536,7

Высокая плотность

Высокая плотность

8

Усть-Коксинский

Высокий

Высокий

17063

16988

19

19

898,05

894,11

Высокая плотность

Высокая плотность

9

Чемальский

Высокий

Высокий

9524

9755

14

16

680,29

609,69

Высокая плотность

Высокая плотность

10

Чойский

Высокий

Высокий

8373

8471

6

8

1395,5

1058,88

Высокая плотность

Высокая плотность

11

Шебалинский

Высокий

Высокий

13508

13553

24

26

562,83

521,27

Высокая плотность

Высокая плотность

 

Высокий уровень обеспеченности аптечными учреждениями может означать, что в рассматриваемых географических границах отсутствуют серьезные барьеры для входа на рынок.

9. Барьеры входа на товарный рынок

 

Источник получения данных о барьерах входа на рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами - информация, представленная хозяйствующими субъектами.

На рассматриваемом рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами (в разрезе городского округа и муниципальных районов) в 2012-2013 гг. в Республике Алтай выявлены следующие барьеры входа:

Основные группы барьеров

Перечень барьеров

Подробное описание сути барьеров

Оценка преодолимости выявленных барьеров

Экономические ограничения

финансовые затраты,

фиксированные надбавки,

отдаленность районов от основных оптовых поставщиков

большие финансовые затраты, арендная плата, величина устанавливаемых торговых надбавок, ограничение по спросу, низкая платежеспособность населения, отдаленность районов от основных оптовых поставщиков

Хозяйствующему субъекту, входящему в данный рынок, придется понести большие финансовые затраты.  Период  времени,  требуемый   для  организации  деятельности   на данном   рынке   является   серьезным препятствием к входу новых субъектов на рынок, многие из которых могут вообще отказаться от этих планов.

Наличие многих препятствий  вхождения на данный рынок исключает деятельность на рынке случайных продавцов, позволяет воздействовать на рынок  крупным хозяйствующим субъектам.

 

Административные ограничения

Наличие лицензии,

отчетность в различные контрольные органы

лицензирование на осуществление фармацевтической деятельности, действия и разрешительные документы местной администрации, получение разрешения на открытие торговой точки и получение технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения; контрольные и надзорные функции контролирующих органов в период деятельности,

 временной интервал для вхождения на рассматриваемый рынок составляет – около 6 месяцев

Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров

 

Не установлено

 

 

Таблица 12. Барьеры входа на товарный рынок

 

Наличие вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов

 

вертикально-интегрированные хозяйствующие субъекты на данном рынке отсутствуют

 

Другие ограничения входа на товарный рынок

 

стратегия поведения хозяйствующих субъектов на рынке, преимущественное положение уже присутствующих продавцов на рынке

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Таким образом, проведенный анализ рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами показал, что в 1  ГО (Город Горно-Алтайск) рынок относится к рынку с недостаточно развитой конкуренцией, в 10 МР  (Кош-Агачский, Майминский, Онгудайский, Турочакский, Улаганский, Усть-Канский, Усть-Коксинский, Чемальский, Чойский, Шебалинский) рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

Таблица 13.

Оценка состояния конкурентной среды на рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в границах городского округа и муниципальных районов Республики Алтай

Состояние конкурентной среды

Наименование муниципального района или городского округа

Рекомендации органам государственной власти и местного самоуправления по развитию конкуренции на рассматриваемом товарном рынке

Рынок с неразвитой конкуренцией

Кош-Агачский

 

Майминский

 

Онгудайский

 

Турочакский

 

Улаганский

 

Усть-Канский

 

Усть-Коксинский

 

Чемальский

 

Чойский

 

Шебалинский

 

Рынок с недостаточно развитой конкуренцией

Город Горно-Алтайск

 

 

11. Выводы и предложения

 

1.Анализ  товарного рынка  розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами проведен по муниципальным районам и городу Горно-Алтайску Республики Алтай за 2012г. и за 2013г.

2. На рассматриваемом рынке в 2012 г. в Республике Алтай осуществляли свою деятельность 43 хозяйствующих субъектов, имеющих 218 аптечных организаций, общий товарооборот которых составил - 502460,2 тыс.руб.

В 2013 г. в Республике Алтай осуществляли свою деятельность 56 хозяйствующих субъектов, имеющих 253 аптечных организаций, общий товарооборот которых составил - 650024,4 тыс.руб.

3.Результаты анализа рынков показали, что в 2012г. и в 2013г.  по  городу Горно-Алтайску рынок розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами  умеренно концентрированный со  слаборазвитой конкуренцией;  по районным муниципальным образованиям рынки  высококонцентрированные с неразвитой конкурентной средой.

Установлено коллективное доминирование  хозяйствующих субъектов с совокупной долей  более 50%   на   следующих рынках : по МО «Город Горно-Алтайск»   в 2012г. и в 2013г.,  МО «Онгудайский р-н» в 2013г., МО «Кош-Агачский р-н», в 2013г.,   МО «Турочакский р-н» в 2013г.,    МО «Шебалинский р-н» в 2012г. и в 2013г.

4. При исследовании качественных показателей рынка  было выявлено, что  присутствуют высокие административные и экономические барьеры  по входу на рынок для потенциальных конкурентов.

5.Оценка перспективы  изменения конкурентной среды на рассматриваемом рынке показывает, что  потенциальные продавцы могут входить на рынок реализации услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами   в течение  2-3-х лет и рынки в муниципальных образованиях Республики Алтай    могут  стать  умеренноконцентрированными  с  более развитой конкурентной средой.

6. По итогам изучения рассматриваемого рынка выявлены хозяйствующие субъекты, имеющие в течение 2012-2013гг. долю на товарном рынке более 35% (таблица №8), из которых приказом УФАС по РА №166/02 от 09.10.2010г. включены в региональный раздел Реестра  хозяйствующих субъектов, имеющих  долю на  рынке определенного товара более 35% следующие хозяйствующие субъекты:

- по МО «Онгудайский р-н»  ИПБОЮЛ Саманова А.А.

- по МО «Кош-Агачский р-н»  ИПБОЮЛ Нурбатырова  А.К.

Приказом УФАС по РА №199/02 от 26.11.2012г. включены:

- по МО «Турачакский р-н» ИПБОЮЛ Азанова О.С.

- по МО «Чемальский р-н»  ИПБОЮЛ Болдакова Н.В.

- по МО «Усть-Канский р-н»  ООО «АиСТ»

- по МО «Улаганский р-н»  ООО «Телец»

Так же необходимо включить в региональный раздел Реестра хозяйствующий субъект, имеющий долю на рынке определенного товара  более чем 35%,  по МО «Турачакский р-н» ИПБОЮЛ Радееву М.М.