Анализ мелкооптовых рынков автомобильных бензинов за период с 01.04.2013г. по 01.04.2014г. по Республике Алтай

1. Общие положения

 

Анализ мелкооптовых рынков автомобильных бензинов проводится в соответствии с приказом ФАС России от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы», в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Целью проведения анализа состояния конкуренции на мелкооптовых рынках  автомобильных бензинов является установление доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее – ВИНК) на региональных рынках, а также унификация методов анализа с учетом проведенного обобщения лучших практик территориальных органов ФАС России.

В связи с тем, что рассматриваемые товарные рынки являются региональными, исследование осуществляется территориальными органами ФАС России совместно с Центральным аппаратом ФАС России.

УФАС России осуществляют сбор первичной информации в подведомственных субъектах Российской Федерации, определяют барьеры входа на товарные рынки и представляют в ЦА ФАС России Приложение №1 и Приложение №2, с целью определения субъектов рынка – поставщиков для каждого региона с учетом межрегиональных связей, объемов поставок автомобильных бензинов в соответствующий регион и долей поставщиков в региональном секторе рынка автомобильных бензинов.

На территории Республики Алтай  нет хозяйствующих субъектов нефтеперерабатывающей промышленности.

Все нефтепродукты завезены из других регионов Российской Федерации. Основная их часть в исследуемом периоде ввозилась из близлежащих регионов.

 В Республике Алтай 10 районных муниципальных образований и 1 город (столица республики - Горно-Алтайск с населением 59,7 тыс. чел.),  население всей республики  составляет 210,3 тыс. чел.

При анализе конкурентной среды  в качестве исходной информации использованы сведения, полученные в результате выборочного опроса покупателей нефтепродуктов, хозяйствующих субъектов, территориального органа Росстата по Республике Алтай, органов  местного самоуправления.

При определении географических границ рынка мелкооптовой реализации нефтепродуктов учитывалось, что границы данного рынка  для мелкооптовых покупателей  Республики Алтай открыты,  рынок является межрегиональным.

На данном рынке выявлены барьеры входа для потенциальных конкурентов  мелкооптовых продавцов, действующих на данном товарном рынке.

Для входа на рынок  мелкооптовой продажи  нефтепродуктов  хозяйствующие субъекты должны  иметь:

 1) разрешение и все согласования на получение земельного участка под строительство  нефтебазы (проектная документация, заключение по государственной экологической экспертизе и т.д.)

2) опыт работы в этой сфере деятельности (соответствующие кадры и технологии);

3) материально-техническую базу;

4) большие экономические возможности.

Поэтому,  прежде всего потенциальными продавцами являются те, кто имеет все условия для вхождения на данный рынок, но по каким-либо причинам не реализует этих возможностей. Серьезными потенциальными конкурентами нужно считать те предприятия, которые  успешно занимаются подобной деятельностью в других регионах и имеют возможность развернуть свою деятельность в границах Республики Алтай.

На развитие мелкооптового рынка  влияют особенности региона:

- в  силу аграрного положения в Республике Алтай  присутствует фактор сезонного   спроса на нефтепродукты: в летний период потребление нефтепродуктов возрастает на 40%;

- в Республике Алтай нет  нефтеперерабатывающих заводов, удаленность  нефтеперерабатывающих мощностей и особенность транспортной инфраструктуры, обеспечивающей доставку топлива в регион,  существенно влияет  на рост себестоимости продукции;

-  потенциал развития  мелкооптового рынка нефтепродуктов достаточно высокий (увеличение потребности в нефтепродуктах в связи с развитием сети АЗС в Республике Алтай   для осуществления розничной реализации ГСМ при развитии туристической отрасли и инфраструктуры туризма в Республике Алтай);

- в настоящее время степень удовлетворения потребностей  покупателей в нефтепродуктах высокая,  имеются  перспективы роста автопарка, численности АЗС    в связи с развитием экономики района и в целом республики.

– транзитный  потенциал Республики Алтай  достаточно высокий  (большое количество транзитного транспорта).

Для уточнения продуктовых границ товарных рынков автомобильных бензинов УФАС по Республике Алтай проведен опрос мелкооптовых покупателей автомобильных бензинов (тест «гипотетического монополиста»), с целью определения готовности заменить одну марку автомобильного бензина на другую, если цена одного из товаров долговременно (дольше одного года) повысится на 5-10%, а цены на остальные товары останутся неизменными (Приложение №1).

По результатам данного опроса можно сделать вывод о наличии непреодолимой дифференциации марок автомобильных бензинов у мелкооптовых покупателей автомобильных бензинов и не готовности к их замене. Следовательно, продуктовые границы данных товаров следует определять по маркам автомобильных бензинов.

Для определения географических границ товарного рынка УФАС по Республике Алтай запросило информацию у хозяйствующих субъектов, осуществляющих мелкооптовые поставки автомобильных бензинов для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, инфраструктура которых расположена в предварительно определенных географических границах товарного рынка, с целью определения перечня хозяйствующих субъектов, которые конкурируют  друг с другом при осуществлении поставок данного товара. Сведения представлены по форме Приложения №2.

Основными поставщиками на рынке мелкооптовой реализации автомобильных бензинов в целом по Республике Алтай в исследуемом периоде являлись следующие хозяйствующие субъекты:

1. ОАО "НК Роснефть-Алтайнефтепродукт" (ИНН:2225007351, группа ВИНК г. Барнаул, ул. Ползунова, 22);

2.   ООО «Торговый дом «Транс-Ойл» (ИНН:0411155240, г. Горно-Алтайск, ул. Строителей, д.1/2);

3. ООО «НК Союз» (ИНН:2225137110, г. Барнаул, пл. Баварина, 2, офис 912);

4. ООО «АлтайНефтеПродукт» (ИНН:2223593693, г. Барнаул, ул. Попова 214, офис 11);

5. ООО «РосЭкспорт» (ИНН:2204060435, Алтайский край, г. Бийск, ул. Мамонтова,18);

6. ООО «ТК Диал» (ИНН:2221199620, г. Барнаул, пр. Красноармейский, 108);

7. ООО "Горно-Алтайск Нефтепродукт" (ИНН:0411145965, г. Горно-Алтайск,  ул Комсомольская, 4);

8. ООО «Алтайтранснефть» (ИНН:0411112247, г. Горно-Алтайск, ул. Бийская, 38);

9.   ООО «Гост-Нефть» (ИНН:2222812470, г. Барнаул, ул. Попова 206);

10.  ООО «Техстрой» (ИНН:0411138710, г. Горно-Алтайск, ул. Э. Палкина, дом 5, офис 211).

11. ООО «СибПромТорг» (ИНН:2225125965, г. Барнаул, пр. Комсомольский 40);

12. ООО «Компания Зевс» (ИНН:2269006210, г. Барнаул, ул. Чайковского 19).