О размещении коммерческой информации в сети «Интернет»

В связи с популярностью среди пользователей сети «Интернет» сайтов www.avito.ru, www.youla.ru УФАС по РА информирует об особенностях разграничения объявлений частного характера, коммерческого характера и рекламы, размещаемой в сети «Интернет».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Закон «О рекламе» не распространяется на объявления физических и юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Объявления физических лиц, связанные с продажей собственности, а также личных вещей, не являются рекламой, так как не преследуют целей рекламы.

Закон «О рекламе» не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Информация, размещенная в справочно-каталожных изданиях, содержащая одинаковый набор сведений об организациях и сгруппированная по определенным рубрикам, носит справочно-информационный характер, поскольку направлена на извещение потребителей о существовании того или иного хозяйствующего субъекта, а также обозначение осуществляемого им вида деятельности.

При размещении кратких, информационных сведений в справочных изданиях такая задача, стоящая перед рекламой, как формирование и поддержание интереса к конкретному юридическому лицу и его товару, не выполняется, поскольку подобная информация, размещенная среди таких же, однородных, сведений многих юридических лиц не позволяет выделить какое-либо одно лицо, товар и сформировать к нему интерес.

Учитывая изложенное, информация, размещаемая на сайтах бесплатных объявлений, таких как www.avito.ru, www.youla.ru, носит справочно-информационный характер. Сведения о товарах (услугах), представленные на указанных сайтах предназначены для информирования посетителей сайта о возможности и условиях их приобретения, соответственно, на такую информацию положения Закона «О рекламе» не распространяются.

Также не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на официальном сайте производителя или продавца товаров, а также на страницах производителя или продавца товаров в социальных сетях в Интернете, если указанные сведения предназначены для информирования об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках. Также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией, и т.п.

Когда размещаемая на сайте или странице в социальной сети информация направлена не на информирование потребителей о деятельности организации или реализуемых товарах, а на выделение определенных товаров или самой организации среди однородных товаров, организаций, такая информация может быть признана рекламой.

Особенности разграничения объявлений частного характера, коммерческого характера и рекламы, размещаемой в сети «Интернет» разъяснены в письме ФАС России от 21.12.2018 №АК/105192/18.