Решение и предписание по делу №20 в отношении Министерства сельского хозяйства Республики Алтай

Номер дела: 20
Дата публикации: 24 июня 2014, 15:52

Р Е Ш Е Н И Е №  20

 

                                                                                              г. Горно-Алтайск

 

Резолютивная часть решения оглашена 17.06.2014 г.

В полном объеме решение изготовлено 23.06.2014г.                                                            

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА),

рассмотрев 17.06.2014г. дело № 20 от 02.06.2014г.  по признакам нарушения Министерством сельского хозяйства Республики Алтай (г. Горно-Алтайск, ул. Северная 12) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с безосновательным требованием о досрочном расторжении договоров аренды   № 18 от 10.07.2012г, № 27 от 23.07.2012г. и принуждение ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» освободить переданные по вышеуказанным договорам нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Северная,12, используемые указанным обществом для осуществления предпринимательской деятельности, в сфере предоставления лизинговых услуг, что привело или могло привести к ограничению, устранению конкуренции на указанном рынке и необоснованному препятствованию осуществления хозяйственной деятельности ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро»,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

                                   

У С Т А Н О В И Л А:

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило заявление ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» вх. № 992 от 23.04.2014г. на действия Министерства сельского хозяйства Республики Алтай по факту направления в адрес заявителя уведомления о досрочном расторжении договоров аренды от 10.07.2012 № 18 и № 27 от 23.07.2012г.

На основании статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» управлением в адрес Министерства сельского хозяйства Республики Алтай и Бюджетного учреждения Республики Алтай «Горно-Алтайский селекционно-племенной центр» направлены запросы о предоставлении информации по вопросам, указанным в заявлении ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро». 

14.05.2014г. Министерством сельского хозяйства Республики Алтай представлены письменные пояснения, согласно которым в силу ст. 619 ГК РФ договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 настоящего Кодекса.

Министерство сельского хозяйства Республики Алтай нуждается в помещениях, занимаемых в настоящее время ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро», для размещения штата сотрудников центрального аппарата Бюджетного учреждения Республики Алтай «Горно-Алтайский селекционно-племенной центр».

По признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» управлением на основании приказа № 198 от 02.06.2014г. возбуждено дело и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства сельского хозяйства Республики Алтай. Рассмотрение дела назначено на 17.06.2014г.

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Алтайского республиканского УФАС России, рассмотрев материалы дела, установила следующее:

10.07.2012г. Министерством сельского хозяйства Республики Алтай с ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» по результатам открытого аукциона на право заключения договоров аренды объектов недвижимости и прочего движимого и недвижимого имущества, находящегося в собственности Республики Алтай, заключен договор аренды № 18 нежилого помещения площадью 13,4 кв.м, расположенного по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Северная, 12. Срок договора с 10.07.2012 по 09.07.2016г.

23.07.2012г. Министерством сельского хозяйства Республики Алтай с ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» в соответствии с ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», заключен договор аренды № 27 нежилого помещения площадью 28 кв.м, расположенного по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Северная, 12. Срок договора с 22.07.2012 по 09.07.2016г.

Согласно ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации.

26.07.2011г. Министерством сельского хозяйства Республики Алтай с ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» по результатам открытого аукциона, заключен договор аренды № 55 нежилого помещения площадью 28 кв.м, расположенного по адресу: Республика Алтай,  г. Горно-Алтайск, ул. Северная, 12. Срок договора с 22.08.2011 по 21.07.2012г.

Таким образом, договор аренды № 27 от 23.07.2012г. в соответствии с ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключен без проведения процедуры торгов в целях продления срока действия договора аренды № 55 от 26.07.2011г.

Пункт 6.1 вышеуказанных договоров предусматривает, что изменение условий договоров и их досрочное прекращение допускаются по соглашению Сторон и Министерства имущественных отношений Республики Алтай. Предложения по изменению условий настоящих договоров и их досрочному прекращению рассматриваются Сторонами и Министерством в месячный срок и оформляются дополнительным соглашением.

Пункт 6.2 договоров устанавливает, что настоящие договоры подлежат досрочному расторжению по требованию одной из Сторон и Министерством имущественных отношений Республики Алтай в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Согласно пункту 6.3 договоры подлежат досрочному расторжению по требованию Арендодателя или Министерства имущественных отношений Республики Алтай так же и при невыполнении Арендатором обязательств, предусмотренных договорами.

27.03.2014г. в адрес заявителя Министерство сельского хозяйства Республики Алтай направило уведомление о досрочном расторжении договоров аренды от 10.07.2012 № 18 и от 23.07.2012г. № 27, в котором  предложило освободить указанные помещения и произвести окончательные расчеты по арендной плате не позднее чем в месячный срок со дня получения настоящего уведомления.

В данном уведомлении Министерство сельского хозяйства Республики Алтай как основание для расторжения договоров аренды указало на существующую у Министерства потребность в помещениях для размещения аппарата сотрудников Бюджетного учреждения Республики Алтай «Горно-Алтайский селекционно-племенной центр».

01.04.2014г. заявителем в адрес Министерства направлено письмо о невозможности досрочного расторжения договоров аренды, поскольку не были допущены нарушения условий договоров.

Представители ООО «Лизинговая компания Алтай-Агро» <…> и <…> на заседании комиссии пояснили, что не согласны с требованием Министерства сельского хозяйства Республики Алтай об освобождении занимаемых помещений и считают, что это ущемляет их права, т.к. данное помещение используется для размещения офиса ООО «Лизинговая компания Алтай-Агро».

Представитель Министерства сельского хозяйства Республики Алтай по доверенности <..> пояснила, что Министерство не допускало нарушения антимонопольного законодательства, т.к. воспользовалось правом, закрепленном в пункте 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По мнению Министерства, достаточным основанием для расторжения договора является потребность в помещениях для размещения аппарата сотрудников Бюджетного учреждения Республики Алтай «Горно-Алтайский селекционно-племенной центр».

Однако, в материалах дела имеется письменное пояснение Бюджетного учреждения Республики Алтай «Горно-Алтайский селекционно-племенной центр» от 14.05.2014г., согласно которому потребности в дополнительных помещениях у учреждения не было и действие по смене местоположения происходило на основании приказа Минсельхоза РА от 15.04.2014г. № 82.

Следовательно, по мнению Комиссии УФАС по РА, нахождение Бюджетного учреждения Республики Алтай «Горно-Алтайский селекционно-племенной центр» по старому адресу не приведет к прекращению (невозможности осуществления деятельности) данного учреждения.

Также в материалах дела ответчиком представлено письмо Министерства сельского хозяйства Республики Алтай, направленное в адрес Министерства имущественных отношений Республики Алтай, в котором Минсельхоз Республики Алтай ходатайствует о рассмотрении вопроса по перезаключению с ООО «Лизинговая компания Алтай-Агро» и ОАО «Алтайская республиканская лизинговая компания» договоров на аренду помещений в административном здании по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Заводская, 3 в размере соответствующих площадей. Однако, в соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

ООО «Лизинговая компания Алтай-Агро» в торгах на право заключения договора аренды помещений по ул. Заводской, 3 не участвовало, следовательно, указанные площади не могут быть предоставлены данному хозяйствующему субъекту.

Согласно статье 619 Гражданского кодекса РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор:

1) пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями;

2) существенно ухудшает имущество;

3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату;

4) не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.

В соответствии с п.2 ст 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных, специально указанных в законе либо договоре, случаях. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Комиссией УФАС по Республике Алтай установлено, что Министерство сельского хозяйства Республики Алтай не обращалось в суд с заявлением  о досрочном расторжении договоров аренды.

Согласно статье 619 ГК РФ договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ.

Исходя из положений пункта 25 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой», статья 619 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет предусмотреть в договоре любое основание для его досрочного расторжения как связанное, так и не связанное с его нарушением.

В связи с тем, что в договорах аренды не предусмотрено такого основания для их расторжения, как потребность у Министерства в помещениях для размещения своих сотрудников или сотрудников подведомственных учреждений, по данному основанию договоры  расторгнуты быть не могут.

В соответствии с пунктом 2 статьи 452, статьей 619 Гражданского кодекса  РФ требование о досрочном расторжении договора аренды может быть заявлено арендодателем в суд только после направления арендатору предупреждения о необходимости исполнить обязательство в разумный срок и получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

Таким образом, самостоятельное требование Министерства об освобождении ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» занимаемых помещений в течение одного месяца со дня получения уведомления о досрочном расторжении договоров аренды, является необоснованным.

Письмо Министерства от 27.03.2014г. о досрочном расторжении договоров и письмо ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» от 01.04.2014г. о невозможности досрочного прекращения договоров аренды  являются согласно пункту 2 статьи 452, статье 619 Гражданского кодекса  РФ доказательствами досудебного урегулирования спора, предоставляющими Министерству право на обращение с иском о досрочном расторжении  договоров аренды  в суд. 

Следовательно, направив в адрес ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» уведомление от 27.03.2014г., Министерство сельского хозяйства Республики Алтай совершило действия, направленные на безосновательное досрочное расторжение договоров аренды № 18 от 10.07.2012г и № 27 от 23.07.2012г, и принуждение ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро»  освободить переданные по вышеуказанным договорам нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Северная, 12, используемые указанным обществом для осуществления  предпринимательской деятельности, в сфере предоставления лизинговых услуг, что привело, или могло привести к ограничению, устранению конкуренции на указанном рынке и необоснованному препятствованию осуществления ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» хозяйственной деятельности.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Таким образом, Комиссия УФАС по Республике Алтай приходит к выводу, что действия Министерства сельского хозяйства Республики Алтай, выразившиеся в требовании о досрочном расторжении договоров аренды № 18 от 10.07.2012г., № 27 от 23.07.2012г и в принуждении ООО «Лизинговая компания Алтай-Агро» освободить переданные по указанным договорам нежилые помещения, расположенные  по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Северная, 12,  образуют нарушение п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно являются необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Министерство сельского хозяйства Республики Алтай нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с безосновательным требованием о досрочном расторжении договоров аренды   № 18 от 10.07.2012г., № 27 от 23.07.2012г. и принуждением ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» освободить переданные по вышеуказанным договорам нежилые помещения, расположенные по адресу:  г. Горно-Алтайск, ул. Северная,12, используемые указанным обществом для осуществления предпринимательской деятельности, в сфере предоставления лизинговых услуг, что привело или могло привести к ограничению, устранению конкуренции на указанном рынке и необоснованному препятствованию осуществления хозяйственной деятельности ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро».

2. Выдать Министерству сельского хозяйства Республики Алтай предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно отозвать направленное в адрес ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» письмо от 27.03.2014г. о досрочном расторжении договоров аренды от 10.07.2012 № , № 27 от 23.07.2012г и о принуждении освободить переданные по указанным договорам нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Северная, 12.

3. Передать материалы дела специалисту УФАС по РА для возбуждения административного производства в отношении должностного лица Министерства сельского хозяйства Республики Алтай, виновного в нарушении антимонопольного законодательства.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 20

       

23.06.2014г.                                                                                    г. Горно-Алтайск

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 23.06.2014г. по делу № 20 о нарушении Министерством сельского хозяйства Республики Алтай (Республика Алтай,  г. Горно-Алтайск, ул. Северная, 12) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Министерству сельского хозяйства Республики Алтай устранить нарушения антимонопольного законодательства (п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции») путем прекращения действий, нарушающих антимонопольное законодательство, а именно отозвать направленное в адрес ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» письмо от 27.03.2014г. о досрочном расторжении договоров аренды от 10.07.2012 № 18 и № 27 от 23.07.2012г и о принуждении освободить переданные по указанным договорам нежилые помещения, расположенные  по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Северная, 12.

О выполнении настоящего Предписания по делу № 20 Министерству сельского хозяйства Республики Алтай сообщить в срок до 4 июля 2014г., представив в управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай подтверждающие документы.

                                                                                                                                          

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

stdClass Object ( [vid] => 10443 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу №20 в отношении Министерства сельского хозяйства Республики Алтай [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10442 [type] => solution [language] => ru [created] => 1403600349 [changed] => 1403603858 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1403603858 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е №  20

 

                                                                                              г. Горно-Алтайск

 

Резолютивная часть решения оглашена 17.06.2014 г.

В полном объеме решение изготовлено 23.06.2014г.                                                            

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА),

рассмотрев 17.06.2014г. дело № 20 от 02.06.2014г.  по признакам нарушения Министерством сельского хозяйства Республики Алтай (г. Горно-Алтайск, ул. Северная 12) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с безосновательным требованием о досрочном расторжении договоров аренды   № 18 от 10.07.2012г, № 27 от 23.07.2012г. и принуждение ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» освободить переданные по вышеуказанным договорам нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Северная,12, используемые указанным обществом для осуществления предпринимательской деятельности, в сфере предоставления лизинговых услуг, что привело или могло привести к ограничению, устранению конкуренции на указанном рынке и необоснованному препятствованию осуществления хозяйственной деятельности ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро»,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

                                   

У С Т А Н О В И Л А:

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило заявление ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» вх. № 992 от 23.04.2014г. на действия Министерства сельского хозяйства Республики Алтай по факту направления в адрес заявителя уведомления о досрочном расторжении договоров аренды от 10.07.2012 № 18 и № 27 от 23.07.2012г.

На основании статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» управлением в адрес Министерства сельского хозяйства Республики Алтай и Бюджетного учреждения Республики Алтай «Горно-Алтайский селекционно-племенной центр» направлены запросы о предоставлении информации по вопросам, указанным в заявлении ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро». 

14.05.2014г. Министерством сельского хозяйства Республики Алтай представлены письменные пояснения, согласно которым в силу ст. 619 ГК РФ договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 настоящего Кодекса.

Министерство сельского хозяйства Республики Алтай нуждается в помещениях, занимаемых в настоящее время ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро», для размещения штата сотрудников центрального аппарата Бюджетного учреждения Республики Алтай «Горно-Алтайский селекционно-племенной центр».

По признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» управлением на основании приказа № 198 от 02.06.2014г. возбуждено дело и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства сельского хозяйства Республики Алтай. Рассмотрение дела назначено на 17.06.2014г.

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Алтайского республиканского УФАС России, рассмотрев материалы дела, установила следующее:

10.07.2012г. Министерством сельского хозяйства Республики Алтай с ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» по результатам открытого аукциона на право заключения договоров аренды объектов недвижимости и прочего движимого и недвижимого имущества, находящегося в собственности Республики Алтай, заключен договор аренды № 18 нежилого помещения площадью 13,4 кв.м, расположенного по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Северная, 12. Срок договора с 10.07.2012 по 09.07.2016г.

23.07.2012г. Министерством сельского хозяйства Республики Алтай с ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» в соответствии с ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», заключен договор аренды № 27 нежилого помещения площадью 28 кв.м, расположенного по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Северная, 12. Срок договора с 22.07.2012 по 09.07.2016г.

Согласно ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации.

26.07.2011г. Министерством сельского хозяйства Республики Алтай с ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» по результатам открытого аукциона, заключен договор аренды № 55 нежилого помещения площадью 28 кв.м, расположенного по адресу: Республика Алтай,  г. Горно-Алтайск, ул. Северная, 12. Срок договора с 22.08.2011 по 21.07.2012г.

Таким образом, договор аренды № 27 от 23.07.2012г. в соответствии с ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключен без проведения процедуры торгов в целях продления срока действия договора аренды № 55 от 26.07.2011г.

Пункт 6.1 вышеуказанных договоров предусматривает, что изменение условий договоров и их досрочное прекращение допускаются по соглашению Сторон и Министерства имущественных отношений Республики Алтай. Предложения по изменению условий настоящих договоров и их досрочному прекращению рассматриваются Сторонами и Министерством в месячный срок и оформляются дополнительным соглашением.

Пункт 6.2 договоров устанавливает, что настоящие договоры подлежат досрочному расторжению по требованию одной из Сторон и Министерством имущественных отношений Республики Алтай в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Согласно пункту 6.3 договоры подлежат досрочному расторжению по требованию Арендодателя или Министерства имущественных отношений Республики Алтай так же и при невыполнении Арендатором обязательств, предусмотренных договорами.

27.03.2014г. в адрес заявителя Министерство сельского хозяйства Республики Алтай направило уведомление о досрочном расторжении договоров аренды от 10.07.2012 № 18 и от 23.07.2012г. № 27, в котором  предложило освободить указанные помещения и произвести окончательные расчеты по арендной плате не позднее чем в месячный срок со дня получения настоящего уведомления.

В данном уведомлении Министерство сельского хозяйства Республики Алтай как основание для расторжения договоров аренды указало на существующую у Министерства потребность в помещениях для размещения аппарата сотрудников Бюджетного учреждения Республики Алтай «Горно-Алтайский селекционно-племенной центр».

01.04.2014г. заявителем в адрес Министерства направлено письмо о невозможности досрочного расторжения договоров аренды, поскольку не были допущены нарушения условий договоров.

Представители ООО «Лизинговая компания Алтай-Агро» <…> и <…> на заседании комиссии пояснили, что не согласны с требованием Министерства сельского хозяйства Республики Алтай об освобождении занимаемых помещений и считают, что это ущемляет их права, т.к. данное помещение используется для размещения офиса ООО «Лизинговая компания Алтай-Агро».

Представитель Министерства сельского хозяйства Республики Алтай по доверенности <..> пояснила, что Министерство не допускало нарушения антимонопольного законодательства, т.к. воспользовалось правом, закрепленном в пункте 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По мнению Министерства, достаточным основанием для расторжения договора является потребность в помещениях для размещения аппарата сотрудников Бюджетного учреждения Республики Алтай «Горно-Алтайский селекционно-племенной центр».

Однако, в материалах дела имеется письменное пояснение Бюджетного учреждения Республики Алтай «Горно-Алтайский селекционно-племенной центр» от 14.05.2014г., согласно которому потребности в дополнительных помещениях у учреждения не было и действие по смене местоположения происходило на основании приказа Минсельхоза РА от 15.04.2014г. № 82.

Следовательно, по мнению Комиссии УФАС по РА, нахождение Бюджетного учреждения Республики Алтай «Горно-Алтайский селекционно-племенной центр» по старому адресу не приведет к прекращению (невозможности осуществления деятельности) данного учреждения.

Также в материалах дела ответчиком представлено письмо Министерства сельского хозяйства Республики Алтай, направленное в адрес Министерства имущественных отношений Республики Алтай, в котором Минсельхоз Республики Алтай ходатайствует о рассмотрении вопроса по перезаключению с ООО «Лизинговая компания Алтай-Агро» и ОАО «Алтайская республиканская лизинговая компания» договоров на аренду помещений в административном здании по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Заводская, 3 в размере соответствующих площадей. Однако, в соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

ООО «Лизинговая компания Алтай-Агро» в торгах на право заключения договора аренды помещений по ул. Заводской, 3 не участвовало, следовательно, указанные площади не могут быть предоставлены данному хозяйствующему субъекту.

Согласно статье 619 Гражданского кодекса РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор:

1) пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями;

2) существенно ухудшает имущество;

3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату;

4) не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.

В соответствии с п.2 ст 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных, специально указанных в законе либо договоре, случаях. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Комиссией УФАС по Республике Алтай установлено, что Министерство сельского хозяйства Республики Алтай не обращалось в суд с заявлением  о досрочном расторжении договоров аренды.

Согласно статье 619 ГК РФ договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ.

Исходя из положений пункта 25 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой», статья 619 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет предусмотреть в договоре любое основание для его досрочного расторжения как связанное, так и не связанное с его нарушением.

В связи с тем, что в договорах аренды не предусмотрено такого основания для их расторжения, как потребность у Министерства в помещениях для размещения своих сотрудников или сотрудников подведомственных учреждений, по данному основанию договоры  расторгнуты быть не могут.

В соответствии с пунктом 2 статьи 452, статьей 619 Гражданского кодекса  РФ требование о досрочном расторжении договора аренды может быть заявлено арендодателем в суд только после направления арендатору предупреждения о необходимости исполнить обязательство в разумный срок и получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

Таким образом, самостоятельное требование Министерства об освобождении ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» занимаемых помещений в течение одного месяца со дня получения уведомления о досрочном расторжении договоров аренды, является необоснованным.

Письмо Министерства от 27.03.2014г. о досрочном расторжении договоров и письмо ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» от 01.04.2014г. о невозможности досрочного прекращения договоров аренды  являются согласно пункту 2 статьи 452, статье 619 Гражданского кодекса  РФ доказательствами досудебного урегулирования спора, предоставляющими Министерству право на обращение с иском о досрочном расторжении  договоров аренды  в суд. 

Следовательно, направив в адрес ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» уведомление от 27.03.2014г., Министерство сельского хозяйства Республики Алтай совершило действия, направленные на безосновательное досрочное расторжение договоров аренды № 18 от 10.07.2012г и № 27 от 23.07.2012г, и принуждение ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро»  освободить переданные по вышеуказанным договорам нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Северная, 12, используемые указанным обществом для осуществления  предпринимательской деятельности, в сфере предоставления лизинговых услуг, что привело, или могло привести к ограничению, устранению конкуренции на указанном рынке и необоснованному препятствованию осуществления ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» хозяйственной деятельности.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Таким образом, Комиссия УФАС по Республике Алтай приходит к выводу, что действия Министерства сельского хозяйства Республики Алтай, выразившиеся в требовании о досрочном расторжении договоров аренды № 18 от 10.07.2012г., № 27 от 23.07.2012г и в принуждении ООО «Лизинговая компания Алтай-Агро» освободить переданные по указанным договорам нежилые помещения, расположенные  по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Северная, 12,  образуют нарушение п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно являются необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Министерство сельского хозяйства Республики Алтай нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с безосновательным требованием о досрочном расторжении договоров аренды   № 18 от 10.07.2012г., № 27 от 23.07.2012г. и принуждением ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» освободить переданные по вышеуказанным договорам нежилые помещения, расположенные по адресу:  г. Горно-Алтайск, ул. Северная,12, используемые указанным обществом для осуществления предпринимательской деятельности, в сфере предоставления лизинговых услуг, что привело или могло привести к ограничению, устранению конкуренции на указанном рынке и необоснованному препятствованию осуществления хозяйственной деятельности ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро».

2. Выдать Министерству сельского хозяйства Республики Алтай предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно отозвать направленное в адрес ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» письмо от 27.03.2014г. о досрочном расторжении договоров аренды от 10.07.2012 № , № 27 от 23.07.2012г и о принуждении освободить переданные по указанным договорам нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Северная, 12.

3. Передать материалы дела специалисту УФАС по РА для возбуждения административного производства в отношении должностного лица Министерства сельского хозяйства Республики Алтай, виновного в нарушении антимонопольного законодательства.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 20

       

23.06.2014г.                                                                                    г. Горно-Алтайск

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 23.06.2014г. по делу № 20 о нарушении Министерством сельского хозяйства Республики Алтай (Республика Алтай,  г. Горно-Алтайск, ул. Северная, 12) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Министерству сельского хозяйства Республики Алтай устранить нарушения антимонопольного законодательства (п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции») путем прекращения действий, нарушающих антимонопольное законодательство, а именно отозвать направленное в адрес ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» письмо от 27.03.2014г. о досрочном расторжении договоров аренды от 10.07.2012 № 18 и № 27 от 23.07.2012г и о принуждении освободить переданные по указанным договорам нежилые помещения, расположенные  по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Северная, 12.

О выполнении настоящего Предписания по делу № 20 Министерству сельского хозяйства Республики Алтай сообщить в срок до 4 июля 2014г., представив в управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай подтверждающие документы.

                                                                                                                                          

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е №  20

 

                                                                                              г. Горно-Алтайск

 

Резолютивная часть решения оглашена 17.06.2014 г.

В полном объеме решение изготовлено 23.06.2014г.                                                            

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА),

рассмотрев 17.06.2014г. дело № 20 от 02.06.2014г.  по признакам нарушения Министерством сельского хозяйства Республики Алтай (г. Горно-Алтайск, ул. Северная 12) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с безосновательным требованием о досрочном расторжении договоров аренды   № 18 от 10.07.2012г, № 27 от 23.07.2012г. и принуждение ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» освободить переданные по вышеуказанным договорам нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Северная,12, используемые указанным обществом для осуществления предпринимательской деятельности, в сфере предоставления лизинговых услуг, что привело или могло привести к ограничению, устранению конкуренции на указанном рынке и необоснованному препятствованию осуществления хозяйственной деятельности ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро»,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

                                   

У С Т А Н О В И Л А:

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило заявление ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» вх. № 992 от 23.04.2014г. на действия Министерства сельского хозяйства Республики Алтай по факту направления в адрес заявителя уведомления о досрочном расторжении договоров аренды от 10.07.2012 № 18 и № 27 от 23.07.2012г.

На основании статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» управлением в адрес Министерства сельского хозяйства Республики Алтай и Бюджетного учреждения Республики Алтай «Горно-Алтайский селекционно-племенной центр» направлены запросы о предоставлении информации по вопросам, указанным в заявлении ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро». 

14.05.2014г. Министерством сельского хозяйства Республики Алтай представлены письменные пояснения, согласно которым в силу ст. 619 ГК РФ договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 настоящего Кодекса.

Министерство сельского хозяйства Республики Алтай нуждается в помещениях, занимаемых в настоящее время ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро», для размещения штата сотрудников центрального аппарата Бюджетного учреждения Республики Алтай «Горно-Алтайский селекционно-племенной центр».

По признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» управлением на основании приказа № 198 от 02.06.2014г. возбуждено дело и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства сельского хозяйства Республики Алтай. Рассмотрение дела назначено на 17.06.2014г.

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Алтайского республиканского УФАС России, рассмотрев материалы дела, установила следующее:

10.07.2012г. Министерством сельского хозяйства Республики Алтай с ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» по результатам открытого аукциона на право заключения договоров аренды объектов недвижимости и прочего движимого и недвижимого имущества, находящегося в собственности Республики Алтай, заключен договор аренды № 18 нежилого помещения площадью 13,4 кв.м, расположенного по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Северная, 12. Срок договора с 10.07.2012 по 09.07.2016г.

23.07.2012г. Министерством сельского хозяйства Республики Алтай с ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» в соответствии с ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», заключен договор аренды № 27 нежилого помещения площадью 28 кв.м, расположенного по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Северная, 12. Срок договора с 22.07.2012 по 09.07.2016г.

Согласно ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации.

26.07.2011г. Министерством сельского хозяйства Республики Алтай с ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» по результатам открытого аукциона, заключен договор аренды № 55 нежилого помещения площадью 28 кв.м, расположенного по адресу: Республика Алтай,  г. Горно-Алтайск, ул. Северная, 12. Срок договора с 22.08.2011 по 21.07.2012г.

Таким образом, договор аренды № 27 от 23.07.2012г. в соответствии с ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключен без проведения процедуры торгов в целях продления срока действия договора аренды № 55 от 26.07.2011г.

Пункт 6.1 вышеуказанных договоров предусматривает, что изменение условий договоров и их досрочное прекращение допускаются по соглашению Сторон и Министерства имущественных отношений Республики Алтай. Предложения по изменению условий настоящих договоров и их досрочному прекращению рассматриваются Сторонами и Министерством в месячный срок и оформляются дополнительным соглашением.

Пункт 6.2 договоров устанавливает, что настоящие договоры подлежат досрочному расторжению по требованию одной из Сторон и Министерством имущественных отношений Республики Алтай в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Согласно пункту 6.3 договоры подлежат досрочному расторжению по требованию Арендодателя или Министерства имущественных отношений Республики Алтай так же и при невыполнении Арендатором обязательств, предусмотренных договорами.

27.03.2014г. в адрес заявителя Министерство сельского хозяйства Республики Алтай направило уведомление о досрочном расторжении договоров аренды от 10.07.2012 № 18 и от 23.07.2012г. № 27, в котором  предложило освободить указанные помещения и произвести окончательные расчеты по арендной плате не позднее чем в месячный срок со дня получения настоящего уведомления.

В данном уведомлении Министерство сельского хозяйства Республики Алтай как основание для расторжения договоров аренды указало на существующую у Министерства потребность в помещениях для размещения аппарата сотрудников Бюджетного учреждения Республики Алтай «Горно-Алтайский селекционно-племенной центр».

01.04.2014г. заявителем в адрес Министерства направлено письмо о невозможности досрочного расторжения договоров аренды, поскольку не были допущены нарушения условий договоров.

Представители ООО «Лизинговая компания Алтай-Агро» <…> и <…> на заседании комиссии пояснили, что не согласны с требованием Министерства сельского хозяйства Республики Алтай об освобождении занимаемых помещений и считают, что это ущемляет их права, т.к. данное помещение используется для размещения офиса ООО «Лизинговая компания Алтай-Агро».

Представитель Министерства сельского хозяйства Республики Алтай по доверенности <..> пояснила, что Министерство не допускало нарушения антимонопольного законодательства, т.к. воспользовалось правом, закрепленном в пункте 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По мнению Министерства, достаточным основанием для расторжения договора является потребность в помещениях для размещения аппарата сотрудников Бюджетного учреждения Республики Алтай «Горно-Алтайский селекционно-племенной центр».

Однако, в материалах дела имеется письменное пояснение Бюджетного учреждения Республики Алтай «Горно-Алтайский селекционно-племенной центр» от 14.05.2014г., согласно которому потребности в дополнительных помещениях у учреждения не было и действие по смене местоположения происходило на основании приказа Минсельхоза РА от 15.04.2014г. № 82.

Следовательно, по мнению Комиссии УФАС по РА, нахождение Бюджетного учреждения Республики Алтай «Горно-Алтайский селекционно-племенной центр» по старому адресу не приведет к прекращению (невозможности осуществления деятельности) данного учреждения.

Также в материалах дела ответчиком представлено письмо Министерства сельского хозяйства Республики Алтай, направленное в адрес Министерства имущественных отношений Республики Алтай, в котором Минсельхоз Республики Алтай ходатайствует о рассмотрении вопроса по перезаключению с ООО «Лизинговая компания Алтай-Агро» и ОАО «Алтайская республиканская лизинговая компания» договоров на аренду помещений в административном здании по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Заводская, 3 в размере соответствующих площадей. Однако, в соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

ООО «Лизинговая компания Алтай-Агро» в торгах на право заключения договора аренды помещений по ул. Заводской, 3 не участвовало, следовательно, указанные площади не могут быть предоставлены данному хозяйствующему субъекту.

Согласно статье 619 Гражданского кодекса РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор:

1) пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями;

2) существенно ухудшает имущество;

3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату;

4) не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.

В соответствии с п.2 ст 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных, специально указанных в законе либо договоре, случаях. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Комиссией УФАС по Республике Алтай установлено, что Министерство сельского хозяйства Республики Алтай не обращалось в суд с заявлением  о досрочном расторжении договоров аренды.

Согласно статье 619 ГК РФ договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ.

Исходя из положений пункта 25 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой», статья 619 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет предусмотреть в договоре любое основание для его досрочного расторжения как связанное, так и не связанное с его нарушением.

В связи с тем, что в договорах аренды не предусмотрено такого основания для их расторжения, как потребность у Министерства в помещениях для размещения своих сотрудников или сотрудников подведомственных учреждений, по данному основанию договоры  расторгнуты быть не могут.

В соответствии с пунктом 2 статьи 452, статьей 619 Гражданского кодекса  РФ требование о досрочном расторжении договора аренды может быть заявлено арендодателем в суд только после направления арендатору предупреждения о необходимости исполнить обязательство в разумный срок и получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

Таким образом, самостоятельное требование Министерства об освобождении ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» занимаемых помещений в течение одного месяца со дня получения уведомления о досрочном расторжении договоров аренды, является необоснованным.

Письмо Министерства от 27.03.2014г. о досрочном расторжении договоров и письмо ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» от 01.04.2014г. о невозможности досрочного прекращения договоров аренды  являются согласно пункту 2 статьи 452, статье 619 Гражданского кодекса  РФ доказательствами досудебного урегулирования спора, предоставляющими Министерству право на обращение с иском о досрочном расторжении  договоров аренды  в суд. 

Следовательно, направив в адрес ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» уведомление от 27.03.2014г., Министерство сельского хозяйства Республики Алтай совершило действия, направленные на безосновательное досрочное расторжение договоров аренды № 18 от 10.07.2012г и № 27 от 23.07.2012г, и принуждение ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро»  освободить переданные по вышеуказанным договорам нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Северная, 12, используемые указанным обществом для осуществления  предпринимательской деятельности, в сфере предоставления лизинговых услуг, что привело, или могло привести к ограничению, устранению конкуренции на указанном рынке и необоснованному препятствованию осуществления ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» хозяйственной деятельности.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Таким образом, Комиссия УФАС по Республике Алтай приходит к выводу, что действия Министерства сельского хозяйства Республики Алтай, выразившиеся в требовании о досрочном расторжении договоров аренды № 18 от 10.07.2012г., № 27 от 23.07.2012г и в принуждении ООО «Лизинговая компания Алтай-Агро» освободить переданные по указанным договорам нежилые помещения, расположенные  по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Северная, 12,  образуют нарушение п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно являются необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Министерство сельского хозяйства Республики Алтай нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с безосновательным требованием о досрочном расторжении договоров аренды   № 18 от 10.07.2012г., № 27 от 23.07.2012г. и принуждением ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» освободить переданные по вышеуказанным договорам нежилые помещения, расположенные по адресу:  г. Горно-Алтайск, ул. Северная,12, используемые указанным обществом для осуществления предпринимательской деятельности, в сфере предоставления лизинговых услуг, что привело или могло привести к ограничению, устранению конкуренции на указанном рынке и необоснованному препятствованию осуществления хозяйственной деятельности ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро».

2. Выдать Министерству сельского хозяйства Республики Алтай предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно отозвать направленное в адрес ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» письмо от 27.03.2014г. о досрочном расторжении договоров аренды от 10.07.2012 № , № 27 от 23.07.2012г и о принуждении освободить переданные по указанным договорам нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Северная, 12.

3. Передать материалы дела специалисту УФАС по РА для возбуждения административного производства в отношении должностного лица Министерства сельского хозяйства Республики Алтай, виновного в нарушении антимонопольного законодательства.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 20

       

23.06.2014г.                                                                                    г. Горно-Алтайск

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 23.06.2014г. по делу № 20 о нарушении Министерством сельского хозяйства Республики Алтай (Республика Алтай,  г. Горно-Алтайск, ул. Северная, 12) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Министерству сельского хозяйства Республики Алтай устранить нарушения антимонопольного законодательства (п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции») путем прекращения действий, нарушающих антимонопольное законодательство, а именно отозвать направленное в адрес ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» письмо от 27.03.2014г. о досрочном расторжении договоров аренды от 10.07.2012 № 18 и № 27 от 23.07.2012г и о принуждении освободить переданные по указанным договорам нежилые помещения, расположенные  по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Северная, 12.

О выполнении настоящего Предписания по делу № 20 Министерству сельского хозяйства Республики Алтай сообщить в срок до 4 июля 2014г., представив в управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай подтверждающие документы.

                                                                                                                                          

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 20 [format] => [safe_value] => 20 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Признать Министерство сельского хозяйства Республики Алтай нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с безосновательным требованием о досрочном расторжении договоров аренды   № 18 от 10.07.2012г., № 27 от 23.07.2012г. и принуждением ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» освободить переданные по вышеуказанным договорам нежилые помещения, расположенные по адресу:  г. Горно-Алтайск, ул. Северная,12, используемые указанным обществом для осуществления предпринимательской деятельности, в сфере предоставления лизинговых услуг, что привело или могло привести к ограничению, устранению конкуренции на указанном рынке и необоснованному препятствованию осуществления хозяйственной деятельности ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро».

[format] => full_html [safe_value] =>

Признать Министерство сельского хозяйства Республики Алтай нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с безосновательным требованием о досрочном расторжении договоров аренды   № 18 от 10.07.2012г., № 27 от 23.07.2012г. и принуждением ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро» освободить переданные по вышеуказанным договорам нежилые помещения, расположенные по адресу:  г. Горно-Алтайск, ул. Северная,12, используемые указанным обществом для осуществления предпринимательской деятельности, в сфере предоставления лизинговых услуг, что привело или могло привести к ограничению, устранению конкуренции на указанном рынке и необоснованному препятствованию осуществления хозяйственной деятельности ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро».

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-24 08:52:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-23 08:00:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1403600349 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Алтайское республиканское УФАС России )